Давайте поздороваемся с ней.




ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

«ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

 

Утверждена

на педагогическом совете

протокол №___от_________200__г.

Директор ЦПМСС «Преображение»

______________________Перов С.Б.

 

 

 

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»

 

Срок реализации: 1 год

Автор - составитель:

Роньжина А.С.

ТУЛА-2007г.

 

Пояснительная записка

Актуальность программы:

Проблема адаптации - одна из наиболее актуальных проблем психологии, особенно при поступлении детей в детский сад. Адаптация - этоприспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией. Основные проявления социальной адаптации — взаимодействие (в т. ч. общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность.

В раннем дошкольном возрасте ребенок еще не обладает необходимыми коммуникативными навыками, желание общаться с другими детьми только начинает формироваться. Для большинства детей это первый опыт общения в незнакомом обществе. Малыши нередко болеют и после болезни нуж­даются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении всего года обучения).

Вопросы адаптации детей к дошкольному учреждению рассматриваются в работах Лютовой Е.К., Мониной Т.Б., Граббет Р., Морозовой Е.И., Макшанцевой Л.В. Разработаны игры, занятия для детей, диагностические методики для родителей, воспитателей.

Данная программа составлена и апробирована автором в процессе практичес­кой работы в ДОУ №733, УВК №1763 (для детей с задержкой психического развития), в группе кратковременного пребывания детей 2-4 лет ДОУ №1397 СЗУО.

 

Цель и задачи программы.

Цель занятий - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Этим определя­ются основные задачи занятий:

-преодоление стрессовых состояний у детей раннего возра­ста в период адаптации к детскому саду;

-обучение воспитателей методам проведения групповых за­нятий в адаптационный период;

-формирование активной позиции родителей по отношению
к процессу адаптации детей.

Параллельно с решением основных задач решаются за­дачи комплексного развития детей:

-снятие эмоционального и мышечного напряжения;

-снижение импульсивности, излишней двигательной ак­тивности, тревоги, агрессии;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Занятия рекомендуется проводить не только в первое два и на протяжении всего учебного года.

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым воображением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быст­ро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объ­единяют детей, задают положительный эмоциональный на­строй. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на кон­такт со взрослыми и сверстниками.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы дети2-4 лет, испытывающие трудности в адаптации;

Сроки реализации – в течении года по мере необходимости

Формы и режим занятий. Занятия продолжительностью 10-20 минут проводятся 2-3 раза в неделю. Каждое из занятие повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектова­ние и количество модулей (игр и упражнений), из которых занятие, варьируются педагогом.

Структура занятия. З анятие начинается с упражнений, требу­ющих согласованности действии всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотво­рения. Эти упражнения создают положительный эмоцио­нальный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.

В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, сво­бодно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.

Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями. Последнее занятие проводит совместно с родителями. Это форма контроля эффективна так как:

-совместные занятия являются своеобразным «мастер -классом» для родителей, так как из них психолог показывает новые средства и способы общения с детьми;

-неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению психолога с родителями.

Рекомендации по проведению занятий:

-Психолог является непосредственным активным участни­ком занятия — заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, за­дает образцы выполнения действий.

-Не стоит настаивать на активном участии всех детей в за­нятии. Нормально, если на первых порах часть детей бу­дет только наблюдать за происходящим в группе. Можно начать заниматься с теми детьми, которые готовы присту­пить к игре.

-Не следует оценивать детей, добиваться единственно пра­вильного, на Ваш взгляд, действиями ответа, так как в этом случае малыши будут повторять лишь то, что от них требуется, и не смогут проявлять соответственные спонтанные, живые и естественные реакции.

- В процессе практической работы допустимо как сокраще­ние количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребно­стями и индивидуальными особенностями детей. Родите­лям нерешительных детей можно предложить участвовать в занятиях не только в течение первого месяца, но и позднее: полезно порекомендовать им дома поиграть с ре­бенком в те же игры.

- Психолог может использовать цикл занятий как основу своей работы с детьми раннего возраста или проводить от­дельные занятия, игры и упражнения.

Надеемся, что предложенные в пособии советы, упраж­нения и игры помогут правильно организовать общение пе­дагогов, детей и родителей в сложный адаптационный пери­од, сделают пребывание ребенка в детском учреждении ин­тересным, радостным и полезным.

 

Тематическое планирование

Тема занятия Кол-во мин.
Божья коровка 10-20
Листопад 10-20
Мячик 10-20
Прогулка в осенний лес 10-20
Веселый петрушка 10-20
Новый год 10-20
Мячики 10-20
Зайка 10-20
Мыльные пузыри 10-20
Музыканты 10-20
Мамин день 10-20
Мишка 10-20
Непослушные мышата 10-20
Колобок 10-20
Котята 10-20

Занятие№1 БОЖЬЯ КОРОВКА

Задачи:

-создание положительного эмоционального настроя в груп­пе;

развитие умения действовать соответственно правилам игры;

-развитие координации движений, общей и мелкой мото­рики, ориентации в собственном теле;

-развитие зрительного восприятия (цвета, формы, разме­ра предметов);

-развитие внимания, речи и воображения.

Материалы:

игрушечная «божья коровка» (желательно круглой формы);

большие и маленькие машинки, матрёшки, куклы, кубики и т.п.;

черная краска для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой

лист с изображением божьей коровки [1] (для каждого ребенка).

Ход занятия

Приветствие.

Психолог показывает детям игрушечную божью коровку и говорит:

- К нам в гости прилетела Божья коровка. Посмотрите, какая она красивая!

Давайте поздороваемся с ней.

Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней.

Психолог предлагает определить цвет, форму и величи­ну игрушки, затем вместе с детьми считает точки на спинке божьей коровки[2].

- Ребята, представьте себе, что наша божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем ее поймать!

Психолог, делая вид, что пытается поймать воображае­мого жучка, выполняет хватательные движения над головой: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения.

- Давайте разожмем кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку.

Дети вслед за психологом медленно разжимают кулачки.

- Вот наш жучок! Подставьте ему обе ладошки.

Дети вслед за психологом соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат воображаемого жучка.

(Психолог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.[3])

 

Божья коровка, Ритмично покачивают ладонями
Улети на небо, Делают взмахи перекрещенными кистями рук
Принеси нам хлеба, Машут кистями рук на себя.
Чёрного и белого, Ритмично хлопают в ладоши
Только не горелого! Грозят указательным пальцем.

 

-Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давай­те согреем ее нашим дыханием. Дети дышат на ладошки[4].

- Согрелась божья коровка, давайте сдуем ее с ладошки.

Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и вы­дохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, под­ставляют под холодные струйки воздуха ладошки.

На начальном этапе освоения этого упражнения мож­но предложить детям на выдохе длительно произно­сить звук «У».

 

— А теперь, ребята, давайте сами превратимся в бо­жьих коровок.

Мы вокруг себя покружились И в божьих коровок превратились Кружатся  
Божьи коровки, покажите мне ваши Головки, носики, ротики, Ручки-крылышки, ножки, животики. Показывают названные части тела.

— Замечательно! А теперь мы поиграем в игру «Божьи коровки и ветер». Светит солнышко, божьи коровки полза­ют по листочкам.

Дети встают на четвереньки и ползают по полу.

- Подул злой холодный ветер, перевернул жучков.

Дети переворачиваются на спину, шевелят расслабленными руками[5].

- Подул добрый теплый ветерок, помог перевернуться жучкам.

Дети снова встают на четвереньки и ползают.

Игра повторяется 2-3 раза.

- Теплый ветер подул сильнее, поднял божьих коро­вок в воздух, и они полетели.

Дети, изображая полет божьих коровок, медленно бега­ют, плавно машут руками, жужжат.

- Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки!
Дети бегут в объятия к психологу и воспитателю.(На детско-родительском занятии дети прячутся в объя­тиях v родителей).

Психолог выставляет перед детьми парные игрушки, различающиеся по величине (большие и маленькие машин­ки, матрёшки и т.п.) и говорит:

- Ребята, божьей коровке захотелось по играть с вашими игрушками. Помогите ей выбрать маленькие игрушки.

Дети выполняют задание.

- Давайте нарисуем божью коровку в воздухе, пока­жем ручками, какая она круглая.

Дети вслед за психологом рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. (При необходимости взрослые могут взять руки детей в свои и показать им, как выполняются вращательные движения.)

Дети садятся за столы. Психолог раздаёт краски и листки с изображением божьих коровок.

- Теперь нарисуем чёрные точки на спинках божьих коровок.

Дети вслед за психологом обмакивают указательные пальцы в черную краску (гуашь, смешанную с зубной пас­той) и закрашивают круги на спинках божьих коровок.

Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражне­ния проводились на занятии, и обсуждают, что ил больше всего понравилось.

Психолог говорит:

- Божьей коровке у вас очень понравилось, но пришла пора прощаться. До свидания! [6]

 

Занятие № 2 ЛИСТОПАД

Задачи:

-создание атмосферы эмоциональной безопасности

-снятие эмоционального и мышечного напряжения;

-снижение импульсивности, повышенной двигательной
активности;

-развитие умения двигаться в одном ритме с другими деть­ми, подстраиваться под их темп;

-развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции;

-развитие речи, воображения, творческих способностей.

Материалы:

большой зонт;

магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с за­писью медленной спокойной музыки;

два кленовых листа (для каждого ребёнка);

желтая, красная, зеленая гуашь;

лист с изображением осеннего пейзажа и кисточка (для каждого ребенка).

Ход занятия

Приветствие.

Психолог предлагает детям посмотреть, что происхо­дит за окном. Он обращает внимание малышей на приметы осени (желтеющие деревья, опавшие листья, пасмурное небо) и говорит:

- Представьте, что мы идем гулять в осенний лес.

Дети выстраиваются в колонну. Психолог говорит:

—Внимательно слушайте слова. Старайтесь двигать­ся дружно. Не обгоняйте друг друга.

Зашагали ножки: топ-топ-топ Прямо по дорожке: топ-топ-топ Ну-ка, веселее: топ-топ-топ Вот как мы умеем: топ-топ-топ Побежали ножки По ровненькой дорожке Убегают, убегают, Только пяточки сверкают Идут друг за другом.  
Бегут, стараясь не обгонять друг друга.  
 
 
 

.

Игра повторяется 2-3 раза.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: