Рекреационной географии»




Семинар № 1 «Объект и предмет рекреационной географии

И ее место в системе географических наук»

1. Понятия объекта и предмета научного исследования. Уясните содержание следующих понятий:

  • Объект исследования – предмет, явление, процесс или их отдельные стороны, существующие в реальной действительности, на познание сущности которых направлено определенное исследование.
  • Субъект исследования – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа) с позиций которого ведется исследование и оценка окружающей действительности; источник активности, направленной на объект.
  • Предмет исследования – 1) главные наиболее существенные с точки зрения данного исследования свойства и признаки объекта; 2) существенные свойства или отношения объекта исследования, познание которых особенно важно для решения теоретических или практических проблем. Предмет исследования определяет границы изучения объекта в данном конкретном исследовании.
  • Процедура исследования – последовательность познавательных и организационных действий с целью решения исследовательской задачи.
  • Методика – совокупность методов, приемов целесообразного выполнения какой-либо деятельности.
  • Методология – 1) наука о методе; 2) система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу для данной науки; 3) совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке.
  • Метод исследований – совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания окружающей действительности.
  • Цель исследования – общая направленность исследования, ожидаемый конечный результат; определяется характером исследования.
  • Задача исследования – совокупность конкретных целевых установок, раскрывающих содержание предмета исследования.

2. Определения объекта и предмета рекреационной географии с начала 1970-х годов. Территориальные рекреационные системы (ТРС) как единственный объект и предмет рекреационной географии.

3. Причины и факторы акцента на ТРС как основном предмете исследования рекреационной географии. Связь конструктивной направленности советской рекреационной географии и ограниченности ее предмета исследованием ТРС.

4. Определение объекта и предмета рекреационной географии с конца 1990-х годов.

5. Рекреационная география как современная фундаментальная и прикладная дисциплина.

6. Место рекреационной географии в системе географических наук.

7. Исследование рекреации – комплексное научное направление и задача; рекреационная география – самостоятельная географическая дисциплина.

8. Основные тенденции развития рекреационной географии в России и за рубежом.

9. Основные источники рекреационно-географической информации.

10. Методология и методика рекреационно-географических исследований.

11. Картографический метод исследования в рекреационной географии. Туристские карты и атласы и их анализ.

 

Семинар № 2 «Основные термины и понятия

рекреационной географии»

1. Рекреация: понятие, виды и формы. Социально-экономическая сущность и основные функции рекреации и отдыха.

2. Рекреация и отдых. Основные концепции рекреации и отдыха.

3. Социальное время и его структура. Понятие свободного и рекреационного времени. Иерархичность рекреационного времени.

4. Рекреационное время и пространство.

5. Рекреационная деятельность и рекреационный потенциал.

6. Структурные особенности рекреационной деятельности.

7. Хозяйственный потенциал рекреации. Рекреационное освоение и рекреационная освоенность.

8. Учение о территориальных рекреационных системах.

 

Семинар № 3 РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕКРЕАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИРОДНЫЕ РЕКРЕАЦИОННЫЕ

РЕСУРСЫИ ИХ ОЦЕНКА

 

Контрольные вопросы

s Понятие о рекреационных ресурсах как важнейшей составной части рекреационного потенциала. Структурные элементы рекреационных ресурсов.

s Что включают природные рекреационные ресурсы и в каких видах рекреационной и туристской деятельности они используются?

s Понятие и свойства рекреационных ресурсов (по Н.С. Мироненко и И.Т. Твердохлебову).

s Чем объясняется обилие точек зрения на определение сущности рекреационных ресурсов? Из предложенных выше определений данного понятия выберите на ваш взгляд наиболее точное из них. Поясните свой выбор.

s Какое влияние оказывают рекреационные ресурсы на развитие туризма и территориальную организацию рекреационной отрасли?

s Емкость рекреационных ресурсов и ее нормативы.

s Каковы особенности составления территориальных балансов отдыха и рекреац. кадастра.

s Туристские ресурсы – определение и значение.

s Каково соотношение понятий «рекреационные ресурсы» и «туристские ресурсы»?

s Назовите основные этапы оценивания природных условий и ресурсов.

s Метод. приемы и способы основных типов оценивания природных рекреационных ресурсов.

s Сущность медико-биологического типа оценивания природных условий и ресурсов.

s В чем заключается сущность метода условных (эффективных) температур?

s Какие существуют объективные методы оценки воздействия на организм климатопогодных условий?

s Что понимается под пейзажным разнообразием и его составляющими?

s Меры аттрактивности, экзотичности и уникальности объектов и явлений.

 

Практическая работа 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: