Семинар № 1 «Объект и предмет рекреационной географии
И ее место в системе географических наук»
1. Понятия объекта и предмета научного исследования. Уясните содержание следующих понятий:
- Объект исследования – предмет, явление, процесс или их отдельные стороны, существующие в реальной действительности, на познание сущности которых направлено определенное исследование.
- Субъект исследования – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа) с позиций которого ведется исследование и оценка окружающей действительности; источник активности, направленной на объект.
- Предмет исследования – 1) главные наиболее существенные с точки зрения данного исследования свойства и признаки объекта; 2) существенные свойства или отношения объекта исследования, познание которых особенно важно для решения теоретических или практических проблем. Предмет исследования определяет границы изучения объекта в данном конкретном исследовании.
- Процедура исследования – последовательность познавательных и организационных действий с целью решения исследовательской задачи.
- Методика – совокупность методов, приемов целесообразного выполнения какой-либо деятельности.
- Методология – 1) наука о методе; 2) система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу для данной науки; 3) совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке.
- Метод исследований – совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания окружающей действительности.
- Цель исследования – общая направленность исследования, ожидаемый конечный результат; определяется характером исследования.
- Задача исследования – совокупность конкретных целевых установок, раскрывающих содержание предмета исследования.
2. Определения объекта и предмета рекреационной географии с начала 1970-х годов. Территориальные рекреационные системы (ТРС) как единственный объект и предмет рекреационной географии.
3. Причины и факторы акцента на ТРС как основном предмете исследования рекреационной географии. Связь конструктивной направленности советской рекреационной географии и ограниченности ее предмета исследованием ТРС.
4. Определение объекта и предмета рекреационной географии с конца 1990-х годов.
5. Рекреационная география как современная фундаментальная и прикладная дисциплина.
6. Место рекреационной географии в системе географических наук.
7. Исследование рекреации – комплексное научное направление и задача; рекреационная география – самостоятельная географическая дисциплина.
8. Основные тенденции развития рекреационной географии в России и за рубежом.
9. Основные источники рекреационно-географической информации.
10. Методология и методика рекреационно-географических исследований.
11. Картографический метод исследования в рекреационной географии. Туристские карты и атласы и их анализ.
Семинар № 2 «Основные термины и понятия
рекреационной географии»
1. Рекреация: понятие, виды и формы. Социально-экономическая сущность и основные функции рекреации и отдыха.
2. Рекреация и отдых. Основные концепции рекреации и отдыха.
3. Социальное время и его структура. Понятие свободного и рекреационного времени. Иерархичность рекреационного времени.
4. Рекреационное время и пространство.
5. Рекреационная деятельность и рекреационный потенциал.
6. Структурные особенности рекреационной деятельности.
7. Хозяйственный потенциал рекреации. Рекреационное освоение и рекреационная освоенность.
8. Учение о территориальных рекреационных системах.
Семинар № 3 РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕКРЕАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИРОДНЫЕ РЕКРЕАЦИОННЫЕ
РЕСУРСЫИ ИХ ОЦЕНКА
Контрольные вопросы
s Понятие о рекреационных ресурсах как важнейшей составной части рекреационного потенциала. Структурные элементы рекреационных ресурсов.
s Что включают природные рекреационные ресурсы и в каких видах рекреационной и туристской деятельности они используются?
s Понятие и свойства рекреационных ресурсов (по Н.С. Мироненко и И.Т. Твердохлебову).
s Чем объясняется обилие точек зрения на определение сущности рекреационных ресурсов? Из предложенных выше определений данного понятия выберите на ваш взгляд наиболее точное из них. Поясните свой выбор.
s Какое влияние оказывают рекреационные ресурсы на развитие туризма и территориальную организацию рекреационной отрасли?
s Емкость рекреационных ресурсов и ее нормативы.
s Каковы особенности составления территориальных балансов отдыха и рекреац. кадастра.
s Туристские ресурсы – определение и значение.
s Каково соотношение понятий «рекреационные ресурсы» и «туристские ресурсы»?
s Назовите основные этапы оценивания природных условий и ресурсов.
s Метод. приемы и способы основных типов оценивания природных рекреационных ресурсов.
s Сущность медико-биологического типа оценивания природных условий и ресурсов.
s В чем заключается сущность метода условных (эффективных) температур?
s Какие существуют объективные методы оценки воздействия на организм климатопогодных условий?
s Что понимается под пейзажным разнообразием и его составляющими?
s Меры аттрактивности, экзотичности и уникальности объектов и явлений.
Практическая работа 1