Пересказ описательного текста.




Конспект занятия по развитию связной речи. (II тип)

Тема – «Деревья» (второе занятие по теме).

Цель – обучение пересказу описательного текста.

Задачи: 1. (по лексике) а) активизировать предметный словарь по теме «Деревья»;

б) расширять словарь признаков по теме «Деревья»;

2. (по грамматическому строю) формировать умение образовывать прилагательные с суффиксом –ОВ;

3. (по связной речи) учить пересказывать текст описательного характера.

 

Оборудование: Наборное полотно, картинный материал (дуб, береза, ель, сосна, каштан, рябина, клен, осина, кленовый, дубовый, осиновый, каштановый, рябиновый листья; ветки деревьев), картина И. Левитана "Березовая роща".

Речевой материал:

- существительные: деревья, дуб, береза, ель, сосна, рябина, клен, осина, каштан;

- прилагательные: кленовый/ая, дубовый/ая, осиновый/ая, рябиновый/ая, березовый/ая, еловая, сосновая (лист/ветка);

- текст:

Береза – всем знакомое дерево. Ее ни с чем не спутаешь. У березы стройный ствол, покрытый белой корой. На коре темные полоски. Ветви у березы тонкие, длинные. Весной на них распускаются почки и появляются нежные зеленые листочки, похожие на сердечки. Еще у березы есть сережки – это цветки, они напоминают длинные женские серьги. Весной и летом береза зеленая. Осенью листья желтеют и опадают.

План-конспект занятия.

 

Оргмомент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня есть особое условие для посадки. Сядет тот, кто назовет дерево.

Определение темы.

Ребята, вы догадались какая сегодня тема? – Деревья.

Актуализация и активизация слов, относящихся к тематической группе «деревья».

Упр. №1. Закрепление названий деревьев. Дидакт. игра «Что это?».

Ход игры: логопед выставляет картинки на наборное полотно и просит их назвать.

Картинный материал: дуб, береза, ель, рябина, клен, осина

Инструкция: Посмотрите и назовите дерево (по очереди).

Упр.№2. Актуализация слов – названий деревьев при отгадывании загадок. Дидакт. игра «Отгадайка».

Ход игры: логопед предлагает детям отгадать загадки про деревья.

Инструкция: Отгадайте загадки

 

Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет –

Желуди на нем. (дуб)

Лист ладошкой

С длинной ножкой. (клен)

 

Зимой и летом

Одним цветом. (ель)

 

Никто не пугает, а вся дрожит. (осина)

 

Стройна и хороша

Есть и ягода-краса,

Тяжела корзина,

Хороша… (рябина)

 

Клейкие почки,

Зеленые листочки,

С белой корой

Стоит под горой. (береза)

 

Весной на дереве цветы как свечи,

Осенью плоды как орехи. (каштан)

 

 

Упр. №3. Актуализация слов – названий деревьев. Дидакт. игра «Что исчезло?»

Ход игры: логопед выставляет на наборное полотно по 4 изображения дерева, дети закрывают глаза, логопед убирает 1 картинку далее просит сказать, что осталось, а что исчезло.

Инструкция: Посмотрите и запомните. Закрываем глаза. Открываем глаза. Что осталось? Что исчезло?

Береза, осина, дуб, клен;

Рябина, ель, осина, каштан;

Береза, клен, сосна, дуб.

Физкультминутка.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит

Вот так, вот так (движение руками над головой),

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть

Вот так, вот так (трем руки),

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать

Вот так, вот так (скачем)!

Зайку волк испугал,

Зайка тут же убежал (дети возвращаются на места).

 

Формирование грамматического строя речи.

Упр. №4. Знакомство с моделью образования слов прилагательных с суфф. ОВ. Логопед показывает листья деревьев и образует прилагательные от сущ., утрировано выделяя суфф. ОВ:

Лист клена - кленОВый,

лист дуба – дубОВый,

лист березы…, лист осины…, лист рябины…, лист каштана….

Упр.№5. Актуализация словообразовательной модели в речи. Дидакт. игра «Какой лист?»

Ход игры: Логопед по одному выкладывает на наборном полотне листья деревьев, а дети определяют и называют, какой появился лист.

Инструкция: Какой это лист?

КленОВый, дубОвый, осиновый, рябиновый, березовый, каштановый

Упр.№6. Активизация новой словообразовательной модели. Дидакт. игра «Верни лист/ветку дереву».

Часть 1-я. Ход игры: логопед выставляет на наборное полотно с одной стороны картинки деревьев, с другой – в хаотичном порядке картинки листьев. Детям нужно соотнести лист с деревом и назвать его правильно.

Инструкция: Назовите, какой лист и верните его на место, к своему дереву,

Речевой материал: кленовый лист, дубовый лист, рябиновый лист, ивовый лист, березовый лист.

Часть 2-я. Ход игры. Картинки деревьев те же, добавляются ель и сосна. В хаотичном порядке картинки веток.

Инструкция: назовите, какая ветка, и положите ветку к нужному дереву.

Речевой материал: дубовая ветка, кленовая ветка, рябиновая ветка, …….., еловая ветка (по др. еловая лапа), сосновая ветка (по др. сосновая лапа).

Пересказ описательного текста.

№7. Чтение текста логопедом.

Инструкция: Послушайте рассказ. Будем готовиться к пересказу.

Текст рассказа см. выше.

№8. Беседа по тексту. Озаглавливание текста.

Вопросы (для беседы по содержанию текста):

1. Вам понравился рассказ?

2. О чем этот рассказ?

3. Какой ствол у березы?

4. Какие ветки у березы?

5. Какие листочки?

6. Какие особенные цветы у березы?

7. Каким бывает дерево летом, и каким - осенью?

8. Какое дадим заглавие рассказу?

Упр. №9. Составление символического плана к тексту.

Инструкция: из разложенных в беспорядке картин - символов составим план пересказа. Подбираем первую картину – символ (для первой части), теперь следуюшую…….

Картины – символы: дерево, ствол с белой корой и темными пятнами, ветки дерева, зеленые листочки березы, сережки, зеленые пятна, желтые пятна и желтые листья березы. (НАДО УТОЧНИТЬ, ВЫИСПОЛЬЗУЕТЕ СИМВОЛЫИЛИ ПИКТОГРАММЫ…)

Упр.№10. Пересказ рассказа по частям с опорой на символический (или пиктографический) план.

Упр. №11. Пересказ целого текста с опорой на план. (1-2 ребенка).

Подведение итогов.

Какая сегодня на занятии была тема?

Какие знаем деревья?

О каком дереве рассказ?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: