Требования к содержанию дипломной работы




Общие требования

Дипломная работа (в дальнейшем и дигтломньхй проект) представляет собой самостоятельное исследование выпускником вуза какого-либо актуального вопроса, носит учебно-методический характер. Она предусматривается учебным планом как завершающий этап подготовки специалиста и одновременно служит объективной оценкой знаний, практических навыков и способности к реализации этих качеств при подготовке к публичной защите.

дипломная работа может быть индивидуальным трудом, т.е. самостоятельным изучснисы какого-либо отдельного вопроса, и частью комплексного исследования, выполняемого группой студентов под руководством и при участии сотрудников кафедр. В этом случае подготовленный раздел оформляется, защищается и оценивается в индивидуальном порядке.

В выборе темы и подготовке дипломной работы должна проявляться связь с практическими организациями, заключающаяся в выполнении работ по их заказам и поисковых исследованиях. Лучшей формой аттестации выпускников является защита ими своих работ в принимающих организациях, т.е. на производстве или в научных и ковтролирующих учреждениях.

Качество дипломной работы и результаты ее публичной защиты дают основание для решения Государственной аттестационной комиссии о присвоении выпускнику квалификации биолога. Лучшие работы рекомендуются ею для внедрения в производство или к публикации результатов, а наиболее способные выпускники — для совершенствования образования в аспирантуре.

2.2 Выбор темы

Тема дипломной работы должна соответствовать тематике научных исследований факультета, кафедр. При ее выборе должны учитываться перспективы деятельности охотхозяйственных, сельскохозяйственных, лесохозяйственных, природоохранных и других организаций. Тема работы должна соответствовать квалификации будущего специалиста, быть актуальной, содержать определенную новизну (в методических подходах и сборе, обработке материала, в обобщениях, региональную новизну и т.п.).

Тему дипломной работы студент должен наметить не позднее, чем на IУ курсе, лучше на II или iii курсах. Более ранняя ориентация позволит лучше изучить вопрос, отработать методы исследований, собрать фактический материал. При этом существенно увеличивается срок его контакта с руководителем и сотрудниками кафедр, что способствует профессиональному росту выпускника. В названии темы дипломной работы должен быть указал регион проведения исследования.

2.3 Выбор научного руководителя

Научный руководитель будущей дипломной работы выбирается самим студентом в соответствии с его научными интересами и личными склонностями по письменному заявлению. Если научный руководитель выбирается из другой организации или с другой кафедры, то по согласованию со студентоi к нему обязательно прикрепляется руководитель и с той кафедры, на которой выполняется дипломная работа (соруководитель). Если студент затрудняется в выборе руководителя, то он назначается из числа сотрудников кафедры по взаимному согласию. По представлению заведующего кафедрой руководитель утверждается распоряжением декана.

Пользуясь консультациями руоВодителя, студент должен проявлять максимум самостоятельности в научной работе. Руководитель долЖен творчески направлять и развивать интерес студента. Студент несет ответственность за качество работы, сроки ее выполнения, аюсуратаость оформления рукописи и за соответствие ее принятому стандарту.

2.4 Составление задания на дипломную работу

Задание на дипломную работу и его проект составляется научным руководителем совместно со студентом и утверждается заведующим кафедрой. детализация задания производится самим студентом. В задании должны быть отражены следующие основные вопросы:

- календарный план выполнения работы, включая график консультаций с руководителем;

- изучение литературы по избранной теме и общим вопросам;

- выбор методов исследований; - сбор фактического материала;

- обработка материала;

- анализ полученных данных;

- определение структуры дипломной работы;

- литературная обработка текста, подготовка таблиц и рисунков, компоновка рукописи.

2.5 Окончательное оформление рукописи

и передача ее руководителю

На завершающей стадии рукопись компонуется окончательно. Рисунки раскладываются на свои места, страницы нумеруются, подбираются по разделам и тщательно складываются. Затем рукопись перегтлетается, йодписывается консультантами, руководителем, обсуждается на заседании кафедры, рецензируется и передается в декалат.

26 Подготовка научного доклада и иллюстративного

материала для публичной защиты

дальнейшая работа студента заключается в подготовке к защите своей работы на заседании ТАК. для этого он составляет научный доклад, отраающий содержание работы и готовит наглядный материал (рисунки и таблицы), дополняющий и объясняющий особенно важные моменты работы.

З Содержание дипломной работы

дипломная работа пишется по определенному стандарту в строгом деловом стиле простым, лаконичным языком. Она должна быть понятной для мало подготовленного читателя, иметь четкую рубрикацию. Не следует перегружать ее терминами и иноязычными словами.

Общие требования, предъявляемые к изложению дипломной работы, следующие; четкость построения; логическая последовательность изложения материала; разграничение собственных данных, обобщений с литературными и опросными сведениями; соответствие терминологии принятым стандартам; лаконичность и точность формулировок; убедительность аргументации; объективность и доказайность выводов.

3.1 Структура Дипломной работы

Структура работы отражена в разделе 1.1 и таблице 1.

3.1.1 Титульный лист. Образец титульного листа приводится в Приложений

2.

3.1.2 Оглавление. В оглавлении указываются номера страниц, с которых начинается текст раздела и подраздела. Если заголовки наiтисаны в 2 и более строках, то номера страниц помещают на уровне последней строки.

3.1.3 Введение, В разделе излагаются основные проблемы и перспективы развития охотничьего хозяйства, обосновывается актуальность избраяной темы и указывается, решению какой конкретной теоретической или практической проблемы способствует данная дйпломная работа. Во введении таюке формулируется цель и задачи дипломной работы.

3.1.4 Материал и методика исследований. Указать место, где проводились исследования, время начала и окончания их, назвать объекты изучения и объем выполняемых работ (длину маршрутов, число исследованных особей и т.д.).

Подробно описать схему проведения исследований, перечислить все изучаемые или учитьхваемые показатели, сведения о частных приемах и методах исследований (указать, какими частными методиками пользовались, авторов этих методик со ссылкой на литературный источник).

3.4.5 Обзор литературы. Цель обзора — показать изученность и состояние вопроса на момент выбора темы дипломной работы, дать логическое обоснование поставленной задачи, В обзоре в первую очередь отмечают публикации, появившиеся за последние 5-10 лет. Если в литературе нет полных сведений по затронутым вопросам, то в тексте это оговаривается обязательно. При обсуждении какого-либо положения нельзя ограничиваться простым перечнем источников или только перечислением изложенных в них сведений. По наиболее принципиальным вопросам делают обобщающие заключения, при этом обязательно выражают свое мнение. Анализ сведений по рассматриваемому вопросу может быть проведен в хронологическом плане. При наличии нескольких точек зрения по одной и той же проблеме возможным вариантом изложения материала является группировка литературных источников по аналогйчности результатов исследований. 3.1.6 Характеристика места и условий работы. В разделе дается краткая характеристика места выполнения дипломной работы (охотхозяйство, общество охотников, ОГГУ, заповедвик и пр.) по следующей схеме:

1. Природно-зональные, растительные, климатические и экономические условия. 2. История создания и структура хозяйства.

З. Принадлежность хозяйства, его статус.

4. Площадь, состав и количество охотничьих угодий или мест обитания изучаемых видов охотничьих животных.

5. Ресурсы охотничьих животных, их размещение и использование.

3.1.7 Специальная часть. Специальная часть должна быть названа в соответствии с названием темы дипломной работы. Обычно она состоит из нескольких глав, в которых излагаются собственные исследования студента в следующем порядке.

3.1.8 Результаты исследований. Последовательно и обстоятельно излагаются результаты собственных исследований или экспериментальных данных, В качестве иллюстративного материала приводятся таблицы, графики, схемы, диаграммы, фотографии и пр., которые размещаются после ссылок в тексте. Если игтлюстративный материал приводится не по своим данным, то после наименования таблицы, рисунка в скобках указывается автор, год публикации этих данных. Таблицы по объему не должны преобладать над текстом, иначе работа трудно восприниiается. В ходе изложения результаты таблицы и иллюстрации анализируются. Нельзя анализ иллюстраций подменять простым перечислением числовых данных. Необходимо осмысление полученньх данных, обобщение их, сравнение по годам или с имеющимися аналогичными данными других авторов.

Статистические материалы, обработанные биометрически, позволяют более объективно судить о степени изменчивости изученных показателей и достоверности разности между средними значениями.

При изложении своих материалов необходимо сделать научный анализ полученных данных, провести сравнение с работами других авторов, необходимо дать аргументированное объяснение или высказать свои предположения по этому вопросу. В конце подраздела показать новизну результатов исследований и

сделать краткие выводы.

3.2 Экономическое обоснование результатов исследований. Выполняется

студентом под руководством консультанта по экономике охотничьего

хозяйства. Рассчитываются следующие показатели:

- экономическая эффективность рекомендуемых для внедрения результатов исследований;

- новая форма организации и оплаты труда охотников;

затраты на охрану и учет численности гхромысловых видов зверей и птиц;

- экономическая оценка эффективности орудий охоты и новых конструкций орудий охоты;

- ревтабельность производства и реализации продукции при новых формах ведения охотничьего хозяйства;

- экономическая оценка биотехнических мероприятий;

- экономическая эффективность племенной работы с охотничьими собаками и др.

Основными показателями экономической эффективности являются:

- рост валовой продукции;

- повышение производительности труда;

- снижение себестоимости продукции или издержек производства, окупаемости производственных затрат;

- рост чистого дохода.

для определения экономического эффекта от внедрения мероприятий, разработанных на основе выполненных исследований или планируемых в хозяйстве мероприятий, необходимо иметь исходные показатели, по которым будет проводиться расчет экономического эффекта.

3.3 Безопасность жизнедеятельности на производстве. Раздел

готовится под руководством преподавателя, ведущего дисциплину, у которого студент до выезда на преддивломную практику получает задание.

В разделе по собранньт на практике материалам проводится анализ состояния охраны труда в организации, безопасности проведения разных видов охот, выполнения в полевых условиях работ, безопасного обращения с огкестрельным оружием и использования транспортных средств в охотлвчьем хозяйстве. Описываются причины и обстоятельства отдельных несчастных случаев, разрабатываются мероприятия по их профилактике, совершенствованию охраны труда, безопасности охот.

В качестве приложения к разделу дипломной работы могут быть представлены акты расследовалия несчастных случаев по форме Н1, фотодокументы.

3.4 Охрана окружающей среды. Раздел готовится под руководством преподавателя, ведущего даяный курс. Студент получает задание применительно к теме дипломной работы и в соответствии с ним собирает фактический материал, анализирует его и разрабатывает конкретные мероприятия.

Для подготовки раздела необходимо ознакомиться с постановлениями специализированных природоохранных органов, с решениями администрации района, области, края, республики.

3.5 Выводы и предложения. Выводы должны отражать результаты собственных исследований. Они излагаются в виде отдельных пунктов (1,2,3 и т. д.). Каждый вывод должен быть кратко, четко сформузтирован, иметь законченный вид и обоснован материалами работы.

После выводов вкшутся предложения или рекомендации. Они даются также в виде отдельных пунктов, начиная с первого, т.е. 1,2,3 и т.д. Предложения должны быть конкретными, четко сформулированными и реальными для выполнения. 3.6 Список использованной литературы. Список использованной

литературы должен состоять не менее чем из 20-30 источников. Помещенные

в список работы нумеруются. Список составляется в алфавитном порядке.

3.7 Приложения. В раздел включают дополнительный материал: протоколы

и акты исследований, альбомы, фотографии, таблицы, рисунки,

промежуточные расчеты, описание районов, отзывы хозяйства и т.д.

4 Порядок представления и защиты

дипломной работы (проекта)

Дипломная работа (проект), подписанная студентом и консультантами, представляется научному руководителю за 20 дней до начала работы ГАIС. После гхросмотра и одобрения он подписывает работу и вместе с отзывом представляет заведующему кафедрой, который согласует вопрос о предзалщте на кафедре со студентом и научным руководителем дипломной работы.

К лредзащите допускаются те студенты, у которых полностью готов весь материал, в том числе и иллюстративный.

После предзащиты заведующий кафедрой делает соответствующую запись на титульном листе.

дигiломная работа, допущенная к защите, направляется деканом факультета на рецензирование.

В рецензии должны быть отражены следующие вопросы:

- актуальность и оригинальность темы;

- полнота разработки темы в целом и по разделам;

- положительные стороны и недостатки работы;

- теоретическая и практическая подготовленность студента;

- грамотность и последовательное изложение материала;

- качество оформления работы;

- обоснованность выводов и предложений. В заключение рецензент дает общую оценку работы и рекомендацию о присвоении автору соответствующей квалификации.

доклад дигтломника на защите не должен превышать 15 минут.

В течение этого времени надо обосновать актуальность темы, цели и задачи, ее новизну, дать краткую характеристику хозяйства, где проводилась работа, изложить методику, результаты исследований и сделать краткие выводы и предложения.

доклад сопровождается демонстрированием таблиц, графиков, рисунков, слайдов.

После окончания доклада члены ТАК задают вопросы, на которые докладчик должен давать краткие и по существу ответы.

Затем начинается обсуждение работы: члены ГАК и другие, присутствующие на защите, отмечают достоинства и недостатки работы, высказывают пожелания и предложения.

После обсуждения предоставляется заключительное слово дипломнику, который должен ответить на замечания рецензента и выступавших членов ГАК, присутствующих.

При оценке дипломной работы ГАК принимает во внимание актуальность и оригинальность темы, содержание, оформление, грамотяость, изложение доклада, правильность ответов на вопросы.

Если защита дипломной работы признается неудовлетворительной, то студент отчисляется из высшего учебного заведения и направляется на работу в порядке, установленном для молодых специалистов. К повторной защите дипломной работы он допускается в течение пяти лет после окончания вуза по предоставлении положительной характеристики с места работы.

5 Примерные темы дипломных работ

Экономика, организация и управление

Организационно — экономическая тематика предполагает сбор и обработку статистического материала в течение нескольких лет.

Темы:

1. Организация востiроизводства и использования основных видов

охотничьих животных в конкретном хозяйстве, районе.

2. Организация деятельности охотничьего хозяйства общества охотников.

З. Система ведения охотничьего хозяйства (региональный аспект).

4. Экономический анализ деятельности хозяйства.

5. Организация охотничьего туризма.

6. Эколого-экономические основы оптимизации охотпользования. Товароведение продукции охотничьего хозяйства

Темы:

1. Пути улучшения качества основных видов пушной продукции.

2. Заготовки пушной продукции в охотничьих хозяйствах.

З. Особенности производства мясной и дичной продукции охотничьего хозяйства.

Охотничьи угодья

Темы:

1. Классификация и бонитировка местообитаний охотничьих животвьх в хозяйстве.

2. Оптимизация использования охотничьих ресурсов в хозяйстве, районе.

З. Оценка ресурсов охотничьего хозяйства, района.

4. Классификация и оценка охотугодий.

5. Влияние антропогенньих факторов на охотничьи угодья.

6. Охотничьи угодья и их использование в хозяйстве.

Технология добывания охотничьих животных

Темы:

1. Эффективность применения самоловов на лромысле того или иного вида.

2. Эффективность различных примакок. 3. Избирательность добычи при различных технологиях охоты.

4. Способы охоты и их характеристика в конкретном хозяйстве.

Охотничье собаководство

Темы:

1. Охотничьи собаки района, области.

2. Порода собак и работа с ней.

З Опыт работы питомника охотничьих собак.

Охотничье законодательство

Темы:

1. ПравоВое регулирование воспроизводства использования и охраны ресурсов охотничьих животных (отдельного вида, группы видов в районе, в субъекте РФ).

2. Правонарушения на охоте и борьба с ними (в хозяйстве, районе, субъекте

РФ).

Оленеводство

Темы:

1. Северное оленеводство (опыт хозяйства).

2. Пантовое оленеводство (опыт хозяйства).

Звероводство

Темы:

1 Состояние и перспективы развития звероводства.

2. Опыт разведения пушных зверей в данном зверохозяйстве и пути повышения производственных показателей.

3. Совершенствование элементов технологии содержания, кормления и разведения пушных зверей с учетом видовых особенностей.

Биология зверей и птиц

Темы:

1. Биология и хозяйственное использование какого-либо вида. 2. Особенности экологии вида.

З. Охрана и воспроизводство вида.

4. Животные аятропогешiых лавдшафтов, особенности поведения, адаптации.

5. Роль хищников в охотничьем хозяйстве.

6. Внутри- и межвидовые отношения животных.

7. Структура популяций видов и факторы, определяющие динамику погiуляций.

б Примерный план дипломной работы

Тема: «Классификация и оценка ресурсов охотничьего хозяйства».

Введение.

1, Материал и методика.

2. Литературный обзор.

3. Природно — экономическая характеристика места работ.

4. Принципы классификации и ресурсов охотничьих хозяйств.

4.1 Определение ресурсов.

4.2 Экономическая и технологическая классификации.

4.3 Охотничьи угодья как средство производства и факторы, определяющие их качество.

4.4 Охотничьи животные как средство производства и их свойства.

5. Принципы и методы оценки ресурсов.

5.1 Качественная оценка ресурсов и применяемые методы.

5.2 Количественная оценка ресурсов.

5.3 Технологическая оценка.

5.4 Экономическая и стоимостная оценка.

б. Оценка затрат на воспроизводство ресурсов.

6.1 Предшествующие затраты (на отлов и выпуск, охрану и учет численности).

6.2 Текущие затраты (‘чет численности, содержание егерской службы,

аппарата управления и т.п.)

7. Охрана труда.

8. Охрана природы.

9. Экономическая эффективность.

Выводы и предложения.

Список использованной литературы.

7 Требования к выполнению и содержанию курсовых работ и проектов

7.1 Курсовая работа по биологии промысловых зверей

Наиболее ценными считаются работы, выполненные с использованием собственных или ведомственных материалов, собранных лично студентом, и работы с обоснованием различных черт биологии, в т.ч. поведения, сезонной или суточной активности, питания, а также товарных свойств животного или других особенностей вида для его рационального использования (организации охот, способов добычи или отлова и пр.), предупреждения вредоносной деятельности и сохранения вида (организация охраны путей миграции, стойбищ, мест отела, разработка методов интродукции и пр.).

Курсовая работа может быть выполнена в одном из предлагаемых

вариантов:

1. Монографическое описание вида.

2. Сравнительная характеристика биологии видов.

З. Характеристика приспособлений вида (группы видов) к свойственной ему

(им) среде обитания.

4. Характеристика конкретных черт биологии для обоснования:

а) практической значимости;

iб б) методов рационального использования;

в) предупреждения вредоносной деятельности;

г) мероприятий по сохранению вида.

5. Самостоятельно выбранная тема при наличии собственного или

ведомственного материала.

Примерный план курсовой работы по варианту

«Монографическое опИсание> 1. Введение.

2. Систематическое положение (с латинским наименованием).

З. Морфологическая характеристика тела, внешнего облика, черепа и зубной системы.

4. Ареал вида (наносится на контурную карту). В тексте дается указание названий крайних точек распространения. Выделяются регионы с промысловой плотностью.

5. Образ жизни - индивидуальный или колониальный; суточная и сезонная активность; убежища, гнезда, норы; размеры участка - индивидуального, семейного, колониального. Степень оседлости по сезонам. Причины возникновения и продолжительность миграций. Свойственные виду стации:

основные, второстепенные, сезонные.

6. Питание: видовой состав основных и второстепенных кормов. Сезонные корма. Географическая изменчивость питания.

7. Размножение. Моно- и полигамия. Возраст половой эрелости. Сроки, сезонность наступления и окончания гона (течки), спаривания. Продолжительность и сроки беременности. Количество пометов и число детенышей в гтриплоде. Лактация. Роль родителей в воспитании потомства. 8. Рост и развитие. Размеры и внешний вид детенышей в процессе развития. Сроки обрастакия волосяным покровом, прозревання, появления зубов. Переход к самостоятельному образу жизни. 9. Особенности сезонной смены мехового покрова (линьки). Количество, сроки.

10. Численность. Сезонные и годовые изменения. Стабильность и изменчивость. Основные факторы, определяющие плотность населения вида:

корма, инфекции, инвазии, хозяйственная деятельность человека. Смертность, продолжительность жизни, враги, конкуренты.

11. Хозяйственное значение. Значение в охоткичьем, лесном и сельском хозяйстве. Значение как носителей, хранителей и переносчиков инфекционных и инвазиоiшых заболеваний.

Курсовая работа, написанная по видам, внесенным в Красную книгу РФ, должна соответствовать приведенной схеме с указанием охраняемых территорий, где вид встречается (заповедники, национальные парки и пр.). Характеризуется численность, перспективы дальнейшего сохранения.

В качестве объектов описания рекомендуются следующие охраняемые виды, занесенные в Красную книгу РФ: даурский еж, русская выхухоль, японская могера, байбак европейский, бобр западносибирский, бобр тувинский, гигантский слепыш, командорский голубой песец, красный волк, гималайский медведь, перевязка, кавказская выдра, калан, амурский тигр, леопард, снежный барс, амурский кот, лесной кот, манул, атлантический морж, лалтевский морж, обыкновенный тюлень, островной или курильский тюлень, ладожская нерпа, балтийская кольчатая нерпа, длинномордьий тюлень, новоземельский северный олень, зубр, дзерен, амурский торая, безоаровый козел, алтайский горный баран, путоранский снежный баран, чукотский снежный баран, овцебык.

Курсовая работа по варианту «Характеристика приспособлений к

свойственной среде обитания»

1. Особенности биологии видов с сезонлыми миграциями (песец, морской котик, лысун, северный олець, сайгак). Систематическое положение. Строение черепа и зубной сибтемы. Внешний облик. Ареал. Свойственные стации и условия размвожеяия. Миграции и их причины. Сроки размножения. Половой состав в группах. Моно- и полигамия. Гiлодовитость. Лактация. Постнатальный онтогенез до распада семьи. Численность и хозяйственное значение.

2. Биологня видов с подземным образом жизни (крот обыкновенный, цокор слепыш обыкновенный).

Систематическое положение. Ареал. Особенности строения черепа и зубной системы. Внешний облик. Приспособление к подземному образу жизни: строение и функции конечностей, волосяной покров, глаза, уши. Линька и ее особенности. Питание. Индивидуальный участок. Факторы, влияющие на изменение численности. Хозяйственное значение.

З. Особенности биологии видов с околоводным, полуводным и водным образом жизни (выхухоль, белый медведь, норка европейская и американская, выдра, калан, морж, кольчатая нерпа, морской заяц, бобр, нутрия, ондатра, водяная полевка).

Систематическое положение. Ареал. Тип зубов и строение черепов. Внешний облик. Морфология конечностей, ушей, дыхательных путей, волосяного покрова. Функции прианальных и околохвостовых желез. Участок обитания. Питание. Особенности размножения. Постнатальный онтогенез Численность и хозяйственное значение.

4. Особенности биологии зимоспящих видов (еж обыкновенный, енотовидная собака, енот-полоскун, барсук, черный медведь, бурый медведь, соня полчок, обыкновенный хомяк, сурки, суслики, бурундук).

Систематическое положение. Ареал. Строение и тип зубной системы, черепа и внешнего облика. Питание. Размиожение. Линька. Изменения в организме перед зимним сном или залеганием в сттячку. Условия перехода из активного состояния в зимний сон или спячку. Изменения в организме. Продолжительность и сроки начала и окончания зимнего сна или сттячки. Участок обитания, Состояниечисленности и хозяйственное значение.

5. Приспособление к лесному образу жизни (кабарга, благородный олень, лось, заяц-беляк, белка, летяга, лесная соня, лесная куница, соболь, леопард, рысь).

Систематическое положение. Ареал. Тип зубной системы. Особенности строения конечностей и внешнего облика. Основные корма в летний и зимний периоды. Участок обитания. Размиожение. Численность и факторы ее определяющие. Хозяйственное значение.

б. Адаптация к горным условиям существования (барс; козлы: винторогий, безоаровый, центральноазиатский; туры: кавказский, дагестанский; архар, снежный баран; серна).

Систематическое положение. Ареал. Стации. Особенности и тип зубной системы. Строение череп, конечностей, волосяного покрова. Участок обитания. Вертикальные перемещения. Размножение. Питание. Хозяйственное значение и численность.

7. Биологюi видов - обитателей открытых пространств и смешанных ландшафтов (пустыни, степи, лесная зона, тундра и тд.) волк, шакал, лисица, корсак, кабан, степная кошка, росомаха, ласка, горностай, колонок, заяцрусак, толай, джейран, дзерен).

Систематическое положение. Ареал. Строение и тип зубной системы. Внешний облик. Волосяной покров. Питание. Размножение. Степень оседлости. Моно- и полигамия. Постнатальный онтогенез. Линька. Участок обитания, Численность и хозяйственное значение.

Курсовая работа по варианту «Сравнительная характеристика биологии видов»

1. Стациальное размещение, питание и размножение крота обыкновенного и слепыша обыкновенного. 2. Особенности биологии ондатры и водяной полевки в зимний и летний

периоды. Ареал. Хозяйственное значение.

3. Историческое изменение ареала и численности соболя и лесной кувицы.

4. Особенности размиожения и постнатального онтогенеза зайца-беляка и

зайца-русака в зоне совмещения ареалов.

5. Особенности ареалов, стаций, питания и численности лесной и каменной

куниц.

6. Ареалы колонка й горностая; отличие и сходство в питании. Размножение.

7. Стации, питание и размножение благородного и пятнистого оленей.

8. Сравнительная характеристика стадий и биологии черношацочного сурка

и байбака.

9. Камчатская вьщра и калан. Численность, образ жизни и размиожение.

10. Отличительные особенности в биологии северного оленя в туядровой и

лесной зонах.

11. Различия в биологии и морфологии обыкновенной и персидской белок.

12. Особенности биологии кабаяов дальнего Востока и европейской части

России.

13. Особенности морфологии и стациального размещения европейской и

сибирской косуль.

14. Особенности морфологии и питания лося и кабарги по сезонам.

15. Адаптации к среде обитания бурого и белого медведей.

16. Сравнительная характеристика биологии песца и корсака (стадии,

размножение, миграции).

17. Рысь и росомаха. Свойственные и отличительные черты поведения в

зимних условиях.

18. Барсук и енотовидная собака. Ареал. Географическая изменчивость в

питании и поведении, значение в охотничьем хозяйстве.

19. Степной и лесной хорьки. Ареалы, стации, таксономические особенности. Питание. Хозяйственное значение.

7.2 Курсовая работа по методам воспроизводства

охотничьих животных

Задачи курсовой работы — помочь студентам выработать навыки полевых наблюдений, сбора, обработки и анализа первичного материала, его обобщения и литературного изложения, а также помочь сориентироваться в выборе темы дипломной работы.

В качестве первичного материала могут быть использованы как непосредственные личные наблюдения, так и ведомственные данные охотничьих хозяйств охотников и рьтболовов и др. Опубликованные в печати данные привлекаются в основном для сравнения, обоснования значимости темы и методики исследования.

Тему курсовой работы студент выбирает на З-ем курсе, консультируясь при этом у преподавателя. Работа выполняется до начала весенней экэвменационной сессии и сдается на кафедру биологии зверей и птиц. Оптимальный объем курсовой работы, включая таблицы и илзвострации (схемы, карты, диаграммы, рисунки, графики, фотографии), 15-20 страниц.

Тематика вариантов курсовых работ

1. Управление популяциями, нормирование изъятия, сроки охоты, избирательность изъятия охоткичьих животных на примере охотничьего хозяйства, района по видам (белка, ондатра, заяц-беляк, заяц-русак, бобр, кувица, лисица, волк, рысь, медведь, лось, кабан, косуля, олень, тетеревиные птицы, утки).

2. Улучшение кормовой базы для грызунов, копытньгх, птиц. Объем мероприятий и их эффективность.

З. Подкормка охотвичьих животньтх, подкормочньте сооружения. 4. Улучшение защитных и гнездовых условий для охотничьих животных.

5. Комплексные биотехнические материалы в охотничьих хозяйствах.

Распределение воспроизводственных мероприятий по территории и по

времени.

б. Методика живоотлова.

7. Естественное расселение охотничьих животных.

8. Интродукция охотничьих животных. Образ жизни и поведение

интродуццрованньтх видов.

9. Спасение животных при бедственном состоянии.

10. Селекционный отстрел и проблема борьбы с эпизоотиями.

7.3 Курсовая работа по товароведению и технологии

продукции охотничьего хозяйства

Курсовую работу выполняют на основании материалов и сведений, собранных из литературных источников, включая анализ доступных статистических и ведомственных данных о качестве и объеме добывания (сбора), заготовки рассматриваемого вида продукции в целом по стране, по основным ее экономическим районам или регионам обитания охотничьих зверей и птиц или произрастанюi дикорастущей продукции.

В качестве собственных материалов следует привести результаты осмотра, наблюдений, примеров, анализа тех или иных признаков изучаемых видов продукции, добьттых (собранных) охотниками, поступивших на приемные пункты, имеющихся в коллекциях разных музеев или других доступных местах.

Тему курсовой работы студент получает (выбирает) на З-ем курсе и регисзрирует ее у преподавателя во избежание выполнения работы на одну тему несколькими студентами. Работу сдают за ЗО дней до начала весенней экзаменалионной сессии. Оптимальный объем курсовой работы 15-20 страниц.

Предлагаются темы:

1. Особенности товарных свойств и первичной обработки шкурок (выдра, дикие мелкие кошки, енотовидная собака, енот-полоскун, норка, ондатра, хоры, корсак).

2. Возрастная и сезонная измевчивость товарных свойств шкурок (белка, горностай, лисица обыкновенная, песец бельтй, ондатра, колонок).

З. Географическая изменчивость товарных свойств шкурок (белка, волк, горностай, кувица, колонок, лисица, песец, соболь).

4. Технология первичной обработки и качество продукции промысла (барсук, бобр, заяц-беляк, заяц-русак, медведь, аутрия, сурок).

5. Товарная характеристика, первичная обработка и качество продукции промьхсла (изюбрь, кабан, кабарга, косуля, лось, марал, пятнистый олень, сайгак, северный олень).

б. Технология сбора и обработка грибов в хозяйстве.

7. Технология сбора, обработки и качество дикорастущих ягод и других Сочных плодов.

8. Технология сбора, обработки и качество дикорастущих орехов (кедрового, грецкого, маньчжурского, букового, фисташки, каштана, лещины).

9. Пушная продукция и пути повышения ее качества.

Примерное содержание основной части работы варианта 3’4i 1. 1. Краткая характеристика вида и его шкурок: основные районы обитания; товарные свойства шкурок; признаки, позволяющие. отличить от шкурок других видов, имеющих внешние сходства; количество добываемых зверей и заготовляемых шкурок; место и значение шкурок рассматриваемого вида в заготовках тiромысловой пуахнины по стране, по ее основным экономическим районам или зонам обитания зверей.

2. При анализе особенностей товарных свойств следует обратить внимание на высоту, густоту, пылхяость, шелковистость, окрас волосяного покрова, толщину, прочность кожного покрова, размер, массу шкурок и другие свойства, а также их изменчивость по полу, возрасту, районам обитания зверей, сезонам года, топографическим участкам шкурок и другим признакам.

З. По вопросам первичной обработки необходимо излагать особенности снятия, обезжиривания, технологии правки шкурок, конструкции и параметры правилоЁ для шкурок рассматриваемого вида и их местные модификации (если таковые имеются).

7.4 Курсовая работа по учету охотничьих животных

Курсовые работы по учётам охотничьих животных должны содержать в себе теоретическую и практическую части.

В теоретической части проводится анализ существующих методик учёта конкретного вида охотничьего животного или метода прёведения учётов для группы видов, при этом используется специальная литература по выбранной теме. При анализе литературных источников необходимо уделить внимание преимуществам и недостаткам данного метода учёта конкретного вида животного перед остальными рассматриваемыми методиками.

В практической части необходимо привести конкретные данные, полученные в ходе учётНых работ в охотничьем хозяйстве, районе или области, при этом необходимо привести и проанализировать динамику изменения численности данного вида за период не менее, чем пять лет. Желательно участие в учётных работах и описание личного опыта в ходе их проведения.

Возможно написание работ на темы описательного характера, три подготовке которых используются только литературные материалы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: