Лабораторная работа №5. Создание, заполнение, редактирование и форматирование таблиц.
Цель лабораторной работы: Ввод и форматирование текста, чисел, дат. Адреса ячеек. Относительная, абсолютная и смешанная адресация. |
Знакомство с элементами окна EXCEL
1. Изучить опции меню.
2. Просмотреть назначение кнопок на закладках «Главная», «Вставка», «Разметка страницы», «Формулы».
3. Найти строку формул.
4. Изучить элементы окна документа.
Перемещение указателя ячейки (активной ячейки):
1. в начало строки (HOME);
2. в начало таблицы (CTRL+HOME);
3. в последнюю заполненную ячейку (CTRL+END);
4. с помощью мыши.
Выделение различных диапазонов:
1. прямоугольного диапазона:
выделить первую ячейку/ перетаскивание мышью
или
выделить первую ячейку/ на последней ячейке SHIFT+ щелчок.
2. столбцов (строк):
щелчок на имени столбца (строки) / перетаскивание (для нескольких столбцов (строк).
3. всей таблицы:
щелчок на кнопке в верхнем левом углу таблицы.
4. несмежных диапазонов:
выделить первый диапазон/ выделить следующий при нажатой CTRL.
Обратить внимание на элементы выделенного диапазона. Найти маркер заполнения (квадратик в нижнем правом углу выделенного диапазона).
Ввод текстовых данных
Задание 1. В диапазоне ячеек A1:E3 создайте копию, приведенной ниже таблицы.
A | B | C | D | E | |
1 | Выравнивание | Текст | т е к с т | ТЕКСТ | Текст |
текста | |||||
в Excel |
Методические указания.
Введите необходимый текст в нескольких ячейках, предварительно объединив ячейки B1:B3, C1:C3, D1:D3, E1:E3, и расположите его различными способами в различных форматах.
Для объединения ячеек используйте режим отображения объединение ячеек вкладки выравнивание команды Формат/Ячейки.
|
Для направления текста в ячейках нужно выбрать нужную ориентацию вкладки выравнивание команды Формат/Ячейки
Для форматирования текста воспользуйтесь командой Формат/ячейки/шрифт, для задания границ - Формат/ячейки/граница
Задание 2. Введите в одну ячейку A1 листа 2 предложение и отформатируйте следующим образом:
Электронный процессор
EXCEL
предназначен для обработки данных, представленных в табличной форме.
Методические указания.
Для добавления новой строки в ячейку используется комбинация клавиш ALT + ENTER. Для расположения текста в ячейке в несколько строк также можно применить вкладку выравнивание команды Формат/Ячейки и установить флажок Переносить по словам.
Задание 3. На листе 3 постройте таблицу следующего вида:
(текущая дата) | (текущее время) | ||
Список студентов группы | |||
№ п/п | Фамилия и.о. | Дата рождения | Средний балл |
1. | Иванов И.И. | 12.05.1982 | 7,0 |
2. | Петров П.П. | 23.07.1981 | 8,0 |
3. | Сидоров С.С. | 01.12.1982 | 7,5 |
Средний балл группы 7.5 |
Методические указания.
Для объединения ячеек в 1, 2 и последней строке необходимо выделить соответствующие ячейки и воспользоваться кнопкой объединить на панели инструментов.
Для ввода текущей даты необходимо нажать комбинацию клавиш
|
|
Для ввода текущего времени необходимо нажать комбинацию клавиш
+ +
Для задания границ воспользуйтесь кнопкой Границы на панели инструментов.
Для задания заливки воспользуйтесь функциями вкладки Вид команды Формат/ячейки или кнопкой цвет заливки на панели инструментов.
|
Задание 4. На листе 4
a) Записать в ячейки A1-A12 названия всех месяцев года, начиная с января.
b) Записать в ячейки B1-G1 названия всех месяцев второго полугодия
c) Записать в ячейки A13-G13 названия дней недели
Методические указания.
Ввести первое значение и воспользоваться маркером автозаполнения (маленький квадратик, расположенный в правом нижнем углу активной ячейки или выделенной области).
Ввод и заполнение числовых данных
Задание 5. На листе 5
a) Введите в ячейку С1 целое число 125,6. Скопируйте эту ячейку в ячейки C2, C3, С4, С5 и отобразите ячейку С1 в числовом формате, ячейку С2 в экспоненциальном, ячейку С3 в текстовом, ячейку С4 в формате дата, ячейку С5 в дробном формате;
b) Задайте формат ячейки С6 так, чтобы положительные числа отображались в ней зеленым, отрицательные - красным, нулевые – синим, а текстовая информация желтым цветом;
c) Заполните диапазон A1:A10 произвольными дробными числами и сделайте формат процентный;
d) Скопируйте диапазон A1:A10 в диапазон D1:D10, увеличив значения в два раза. Установите для нового диапазона дробный формат;
e) При помощи встроенного калькулятора вычислите среднее значение, количество чисел, количество значений и минимальное значение построенного диапазона А1:А10 и запишите эти значения в 15-ю строку.
Методические указания.
Для задания формата отображения числа воспользуйтесь нужным форматом вкладки Число команды Формат/ячейки или определите свой (пользовательский) формат.
При выделенном диапазоне чисел в строке состояние появляется значения калькулятора текущей функции. Изменить функцию калькулятора можно посредством вызова контекстного меню (правая кнопка мыши) для строки состояния.
|
Задание 6. На листе 6 необходимо
a) Заполнить ячейки A1:A10 последовательными натуральными числами от 1 до 10
b) Заполнить диапазон B1:D10 последовательными натуральными числами от 21 до 50
c) Заполнить диапазон Е1:Е10 последовательными нечетными числами от 1 до 19
d) Заполнить 27 строку числами 2, 4, 8, 16,… (20 чисел)
e) Скопировать диапазон A1:D10 в ячейки A16:D25
f) Обменять местами содержимое ячеек диапазона A1:A10 с ячейками D1:D10 и содержимое ячеек диапазона A16:D16 с ячейками A25:D25
Методические указания.
Для заполнения чисел воспользуйтесь командой Правка/заполнить/прогрессия или используйте маркер автозаполнения.
Задание 7. На листе 7 построить таблицу Пифагора (таблицу умножения). Скопировать полученную таблицу на свободное место листа, уменьшив значения в три раза.
Задание 8. Ввести:
1. в физически крайние угловые ячейки рабочей таблицы 1) название факультета, 2) название специальности, 3) номер группы, 4) фамилию, имя и отчество соответственно (физически крайние ячейки - A1, A65536, IV1, IV65536);
2. в ячейку AB10001, текст “Пример 1”, расположив его по диагонали;
3. в предпоследнюю ячейку первого столбца число 0,25, так чтобы оно отобразилось в ячейке как ¼;
4. в последнюю ячейку второй строки рабочей таблицы название учебного заведения, расположив каждое слово в новой строке данной ячейки;
5. Задайте формат ячейки С6 так, чтобы числа из отрезка [-10;10] отображались в ней зеленым, из интервала (10; 500] - красным, а остальные – синим цветом. Для каждого случая выбрать свой фон (используйте Условный формат - Меню Формат/Условное Форматирование).
Задание 9. Заполнить ячейки диапазона А1:A10000 нового листа:
1 числом 123,45;
2 последовательными целыми числами, начиная с –100 последовательными нечетными целыми числами, начиная с 7
3 последовательными целыми числами, которые при делении на 3 дают в остатке 1, начиная с 10;