Класс
Лабораторная работа
Исследование равномерного и прямолинейного движения тела.
Построение графика пути от времени.
Измерение скорости движения тела
при движении по горизонтальной поверхности.
Цель работы: - построение графика пути от времени;
- измерение скорости движения тела
Оборудование и материалы:
штатив, датчик расстояния, Nova5000, учащийся из класса, метроном
Ход работы:
Монтаж экспериментальной установки:
- Соберите оборудование в соответствии с рис 1.
Рис.1.
- Закрепите датчик расстояния в штативе. (Калибровка датчика не требуется, параметры калибровки внесены в базу данных программы MultiLab).
- Подключите датчик к первому порту датчиков Nova5000
- поставьте учащегося на расстоянии 20 – 40 см от датчике (в зависимости от типа датчика).
- Включите Nova, выберите команду Пуск → Программы → Наука → MultiLab и запустите программу MultiLab
- В программе MultiLab установите параметры измерений: Регистратор → Настройка
Настройка параметров измерений
Для построения графика вручную
Свойства датчика → установить нуль → определить текущее показание как нулевое → OK.
Частота → вручную
Число замеров → 10
Порядок проведения эксперимента
- в качестве измерителя промежутка времени используется метроном
- Установите на метрономе частоту ударов = …. и запустите его;
- Попросите учащегося начать двигаться прямолинейно и по возможности равномерно;
- Начните регистрацию данных. Для этого нажмите кнопку Старт (символ бегущего зеленого человечка);
- С каждым ударом метронома нажимайте на кнопку Старт;
- Остановите регистрацию, нажав кнопку Стоп
- Рассмотрите и проанализируйте полученный на экране график.
|
Поочередно подведите 1-й курсор к точкам на графике соответствующим номерам измерений. Для этого на панели инструментов графика нажмите на кнопку 1-й курсор и перетащите курсор стилусом (или кнопками Вперед и Назад) в точку на графике соответствующую номеру измерения. Полученные данные (координаты курсора появляющиеся на информационной панели в нижней части окна графиков), запишите в таблицу 1.
таб.1
номер измерения | ||||||||||
расстояние (м) |
- На миллиметровой бумаге или бумаге в клеточку нанесите оси координат:
по горизонтали – количество ударов, по вертикали – расстояние, обозначьте единицы измерения;
- Выберите масштабы – так, чтобы можно было: нанести все экспериментальные точки, рационально использовать площадь листа, у каждого сантиметрового деления стояли цифры;
- На подготовленное поле нанесите все полученные экспериментальные данные;
- С помощью линейки проведите линию так, чтобы она прошла через экспериментальные точки или чтобы по обе стороны линии оказалось примерно одинаковое число точек;
- Рассмотрите и проанализируйте полученный на график.
- в качестве измерителя промежутка времени
используется проговариемое вслух число 22 (соответствует 1секунде)
Повторите предыдущие действия с 2 – по 12, заменяя удар метронома, являющимся одним из способов отсчета времени, другим способом – произношением вслух числа 22.
Рассмотрите и проанализируйте полученные на графики.
|
Настройка параметров измерений
Для построения графика средствами регистратора Nova5000
Свойства датчика → установить нуль → определить текущее показание как нулевое → OK.
Частота → 10 замеров в секунду;
Число замеров → 200; Время регистрации данных 200/10=20с.
Порядок проведения эксперимента
- Начните регистрацию данных. Для этого нажмите кнопку Старт (символ бегущего зеленого человечка);
- Попросите учащегося начать двигаться прямолинейно и по возможности равномерно.
- Остановите регистрацию, нажав кнопку Стоп, или она прекратиться автоматически по истечении 50с;
- Рассмотрите и проанализируйте полученный на экране график.
Нахождение скорости движения тела
Пользуясь формулой ∆S/∆t = V определите среднюю скорость движения учащегося в имеющихся трех случаях. Полученные данные, запишите в таблицу 3.
таб. 3.
способ измерения времени | задается метрономом | задается произношением числа 22 | задается средствами регистратора |
скорость |
Отчет по лабораторной работе в электронном виде
долженсодержать.
- файлы с данными(*.mlp), полученные при проведении эксперимента;
- таблицы с данными, показывающие количественные результаты измерений;
- графики исследуемого процесса;
- Анализ и выводы результатов эксперимента.