План.
1. Назначение АЛ.
2. Классификация АЛ.
3. Управление АЛ.
4. Автоматические роторные линии.
1. Автоматической линией (АЛ) называется система станков, технологических агрегатов и вспомогательных устройств, автоматически осуществляющих определенную последовательность ряда технологических операций без участия операторов. Наладчики АЛ лишь периодически контролируют работу оборудования и подналаживают его, а также загружают заготовки в начале АЛ и снимают в конце (для загрузки-разгрузки и укладки заготовок могут использоваться ПР).
АЛ предназначены для обработки заготовок резанием, давлением, для металлопокрытий, для получения отливок, термической обработки, сборочных операций; имеются и комплексные АЛ.
Применение АЛ позволяет снизить себестоимость обработки; сокращаются число рабочих, число станков и производственные площади.
2. Автоматические станочные линии по типу оборудования делятся на следующие группы:
а) из агрегатных станков, применяемых в основном для обработки корпусных деталей;
б) из модернизированных универсальных станков, автоматов и полуавтоматов общего назначения, используемых для обработки валов, дисков, зубчатых колес и т. д.;
в) из специальных и специализированных станков, построенных только для этой линии;
г) из станков с ЧПУ и транспортной системы с ПУ, которыми управляет единая программа.
В зависимости от величины выпуска деталей различают АЛ однопоточные последовательного действия и многопоточные параллельно-последовательного действия.
На однономенклатурной АЛ выпускают постоянно детали одного наименования. На многономенклатурной АЛ обрабатываются заготовки нескольких наименований или различных типоразмеров одного наименования.
По расположению и виду транспорта различают АЛ: а) со сквозным транспортированием заготовки между станками (применяется при обработке корпусных заготовок); б) с боковым транспортированием (применяется при обработке коленчатых валов, гильз и т. д.); в) с верхним транспортированием (применяется при обработке валов, зубчатых колес, фланцев и т. д.); г) с комбинированным транспортированием; д) с роторным транспортированием, используемым в роторных АЛ, в которых все технологические операции выполняются при непрерывном транспортировании заготовок и инструмента.
По расположению оборудования различают замкнутые и незамкнутые АЛ. В замкнутых АЛ загрузка заготовок и съем деталей произ-
водится в одном месте. Это удобно, но доступ к агрегатам такой линии затруднен, поэтому в основном распространены незамкнутые АЛ: прямолинейные, П-образные, Г-образные и т. д.
По типу связи между агрегатами различают АЛ с жесткой и гибкой связью. В линиях с жесткой связью отсутствуют межоперационные заделы заготовок, при выходе из строя одного станка останавливается вся АЛ. В АЛ с гибкой связью имеются межоперационные заделы заготовок, отсутствует жесткое координирование во времени работы агрегатов, останов какого-либо агрегата не вызывает простоя всей АЛ.
По возможности переналадки АЛ делят на переналаживаемые и непереналаживаемые. На переналаживаемых АЛ периодически производится переналадка оборудования с обработки заготовки одного типа на другой.
По виду обрабатываемых заготовок различают АЛ для обработки корпусных заготовок, заготовок типа тел вращения.
Обрабатываемые на АЛ заготовки должны быть технологичными, стабильной конструкции, допускающими минимальное число базирований.
3. Системы управления АЛ должны обеспечить заданную последовательность работы станков и механизмов в соответствии с циклограммой линии. Необходимая последовательность обеспечивается своевременной подачей однозначных команд приводным и исполнительным органам станков и механизмов, входящих в АЛ. В систему управления входят подсистемы блокирования, обеспечивающие безаварийную работу, подсистемы контроля размеров обрабатываемых заготовок, подсистемы сигнализации и т. д. Системы управления АЛ обеспечивают автоматизацию обнаружения места и характера возникающих отказов. В задачу систем управления входит также получение информации для управления эксплуатацией оборудования: данные о производительности АЛ, учет и анализ простоев, сведения о работе инструмента и т. д.
Для управления АЛ часто применяют метод путевого контроля с применением релейно-контактной аппаратуры. Качественно новый принцип управления связан с появлением программируемых контроллеров (ПК) — командоаппараторов. ПК — это малая специализированная управляющая машина, построенная на элементах вычислительной техники. Наметилась тенденция децентрализации управления АЛ, когда каждый станок, транспортное устройство управляются собственным командоаппаратом, которые объединяются в единую систему управления.
4. Наряду с достигнутой высокой степенью автоматизации основных операций в АЛ много времени тратится на вспомогательные операции, выполняемые последовательно. Совмещение основных и вспомогательных операций достигается в роторных линиях. На базе роторных линий осуществляется комплексная автоматизация производственных процессов, включающих обработку деталей, контроль, комплектацию, упаковку, маркировку и др.
Автоматическая роторная линия (АРЛ) представляет собой совокупность нескольких технологических и транспортных роторов (барабанов), расположенных в технологической последовательности на общей станине и вращающихся синхронным приводом. На технологическом роторе по периферии на равном расстоянии один от другого располагаются рабочие инструменты, исполнительные органы; на транспортном — системы захватных органов, обеспечивающих прием, транспортировку и выдачу предметов обработки. Принципиальной особенностью АРЛ является то, что инструмент обрабатывает деталь во время их совместного транспортного движения. В зависимости от технологического процесса изготовления изделия АРЛ могут включать различное количество технологических и транспортных роторов. В автоматических роторно-конвейерных линиях (АРКЛ) в качестве транспортно-передающего устройства используются цепи со спутниками, огибающие зону технологического ротора. Наиболее эффективно АРЛ и АРКЛ применяются для изготовления малогабаритных деталей простой формы; производства штампованных деталей, где операции давления перемежаются с термическими и химическими операциями; для изготовления изделий прессованием и спеканием из пластических масс; производства деталей из резины, металло- и минералокерамики; выполнения сборочных операций (запрессовки, заливки, свертывания и т.п.), а также для комплектации готовых изделий в тару.
Вопросы:
1. Что такое автоматическая линия?
2. Где применяются АЛ.
3. На какие группы подразделяются АЛ.
4. Как классифицируются АЛ?
5. Что такое автоматическая роторная линия?