На этой лекции мы приведем пример коммуникативных норм, обеспечивающих эффективность фатического и информативного взаимодействия. Убеждающему и суггестивному общению посвящен модуль по теории и практике аргументации.
Коммуникативные нормы мы будем описывать по следующему плану:
(1) условия (как лучше всего, надо добиваться цели);
(2) обратимости сообщения (для фатики) – (как усилить, осуществить обратимость, мену позициями говорения и слушания);
(3) содержания (для информирования, убеждения, суггестии) – (как лучше, надо передавать содержание);
(4) говорящего – (как лучше, надо себя вести, передавая сообщение);
(5) слушающего – (как лучше, надо себя слушать, получая сообщение);
(6) стиля – (как лучше оформить сообщение).
Примером фатического взаимодействия является дружеская беседа.
(1) Дружеская беседа должна базироваться на желании устанавливать, поддерживать контакт, а также корректно из него выходить. Собеседники заинтересованы в общении друг с другом. На протяжении всей беседы они заботятся о коммуникативной перспективе, т.е. продолжении общения.
(2) Дружеская беседа существует за счет обратимости сообщения, т.е. смены коммуникативных ролей «адресант – адресат», поэтому предписывается:
· проявлять заинтересованность друг в друге и открыто демонстрировать ее собеседнику;
· поддерживать контакт с собеседником;
· заполнять паузы в общении, приемами, позволяющими заполнять паузы, могут выступать комплименты, анекдоты, истории из жизни;
· избегать конфликта, поскольку конфликт приводит к прерыванию взаимодействия, а фатика предполагает непрерывность и перспективность взаимодействия
(3) пункт 3 для фатического общения неактуален, поскольку фатика бессодержательна. Вспомните, что вы проговорили с друзьями несколько часов, но затем подробно пересказать, о чем был разговор, вы не сможете. «Говорили обо всем и ни о чем». Ведь в фатике важно само общение с партнером по диалогу, а не передаваемая информация.
(4) В связи с обратимостью общения в фатике правила для адресанта и адресата тождественны.
Фатическое общение должно осуществляться посредством вежливого и искреннего, т.е.соответствующего цели, поведения говорящего и слушающего, вследствие чего особую значимость приобретают правила вежливости: собеседники должны быть великодушными, тактичными, скромными, одобрять друг друга и соглашаться с собеседником, проявлять симпатию.
(5) Стиль фатики можно назвать противоречивым. С одной стороны, коммуниканты должны напрямую воплощать позитивное отношение к собеседнику. Стиль фатики носит этикетный характер.
Информирование должно:
(1) базироваться на обоюдной заинтересованности, когда один стремится передать нечто новое, а другой – получить информацию. Так, на лекции преподаватель заинтересован в адекватной и качественной передаче информации, студент – в ее адекватном и качественном получении. Исходя из этих установок, они выстраивают свое речевое поведение.
(2) правило обратимости коммуникации для информирования не актуально.
(3) Информирование должно существовать за счет оперирования предметом речи, при этом:
· следует избегать односторонности в подаче предмета речи;
· нельзя монополизировать предмет речи;
· нельзя подменять и искажать предмет речи;
· не следует забывать о предмете речи;
(4) осуществляться при ориентации на адресата (следует говорить точно и без спешки о предмете речи) и при соответствии коммуникативному замыслу (максимы Грайса: количества, качества, отношения, манеры – сообщение должно быть достаточно информативным, истинным, не отклоняться от темы, быть ясным);
(5) осуществляться при ориентации на адресанта, при этом слушатель должен:
· исходить из корректности адресанта;
· давать адресанту время для изложения мыслей;
· не делать преждевременных выводов;
· быть внимательным и беспристрастным;
(6) напрямую воплощать информативные установки, четко и однозначно их выражать.
Тест
4/4 points (graded)
1. При каких условиях может осуществляться фатическое общение?
заинтересованность собеседников в общении друг с другом; верно
заинтересованность собеседников в передаче / получении информации;
заинтересованность собеседников в обмене собственными точками зрения.
2. Соблюдение какого правила обеспечивает обратимость коммуникации?
заполняйте паузы в общении; верно
будьте великодушными;
общение должно носить этикетный характер.
3. Оформление какого компонента коммуникации регулируется следующими правилами:
• следует избегать односторонности в подаче предмета речи;
• нельзя монополизировать предмет речи;
• нельзя подменять и искажать предмет речи;
• не следует забывать о предмете речи?
адресанта;
адресата;
предмета речи. верно
4. Какое правило поведения слушающего не соответствует задачам информирующей коммуникации?
необходимо исходить из корректности адресанта;
нельзя делать преждевременных выводов;
важно уважать социальную самооценку своего адресанта. верно
Отправить
Вы использовали 3 из 3 попытокВ некоторых задачах доступны следующие действия: сохранение, сброс, показ подсказки или ответа. Соответствующие кнопки расположены рядом с кнопкой «Отправить».
Верно (4/4 балла)