Лекция 9.3. Описание коммуникативных норм в ситуации общения




На этой лекции мы приведем пример коммуникативных норм, обеспечивающих эффективность фатического и информативного взаимодействия. Убеждающему и суггестивному общению посвящен модуль по теории и практике аргументации.

Коммуникативные нормы мы будем описывать по следующему плану:

(1) условия (как лучше всего, надо добиваться цели);

(2) обратимости сообщения (для фатики) – (как усилить, осуществить обратимость, мену позициями говорения и слушания);

(3) содержания (для информирования, убеждения, суггестии) – (как лучше, надо передавать содержание);

(4) говорящего – (как лучше, надо себя вести, передавая сообщение);

(5) слушающего – (как лучше, надо себя слушать, получая сообщение);

(6) стиля – (как лучше оформить сообщение).

Примером фатического взаимодействия является дружеская беседа.

(1) Дружеская беседа должна базироваться на желании устанавливать, поддерживать контакт, а также корректно из него выходить. Собеседники заинтересованы в общении друг с другом. На протяжении всей беседы они заботятся о коммуникативной перспективе, т.е. продолжении общения.

(2) Дружеская беседа существует за счет обратимости сообщения, т.е. смены коммуникативных ролей «адресант – адресат», поэтому предписывается:

· проявлять заинтересованность друг в друге и открыто демонстрировать ее собеседнику;

· поддерживать контакт с собеседником;

· заполнять паузы в общении, приемами, позволяющими заполнять паузы, могут выступать комплименты, анекдоты, истории из жизни;

· избегать конфликта, поскольку конфликт приводит к прерыванию взаимодействия, а фатика предполагает непрерывность и перспективность взаимодействия

(3) пункт 3 для фатического общения неактуален, поскольку фатика бессодержательна. Вспомните, что вы проговорили с друзьями несколько часов, но затем подробно пересказать, о чем был разговор, вы не сможете. «Говорили обо всем и ни о чем». Ведь в фатике важно само общение с партнером по диалогу, а не передаваемая информация.

(4) В связи с обратимостью общения в фатике правила для адресанта и адресата тождественны.

Фатическое общение должно осуществляться посредством вежливого и искреннего, т.е.соответствующего цели, поведения говорящего и слушающего, вследствие чего особую значимость приобретают правила вежливости: собеседники должны быть великодушными, тактичными, скромными, одобрять друг друга и соглашаться с собеседником, проявлять симпатию.

(5) Стиль фатики можно назвать противоречивым. С одной стороны, коммуниканты должны напрямую воплощать позитивное отношение к собеседнику. Стиль фатики носит этикетный характер.

Информирование должно:

(1) базироваться на обоюдной заинтересованности, когда один стремится передать нечто новое, а другой – получить информацию. Так, на лекции преподаватель заинтересован в адекватной и качественной передаче информации, студент – в ее адекватном и качественном получении. Исходя из этих установок, они выстраивают свое речевое поведение.

(2) правило обратимости коммуникации для информирования не актуально.

(3) Информирование должно существовать за счет оперирования предметом речи, при этом:

· следует избегать односторонности в подаче предмета речи;

· нельзя монополизировать предмет речи;

· нельзя подменять и искажать предмет речи;

· не следует забывать о предмете речи;

(4) осуществляться при ориентации на адресата (следует говорить точно и без спешки о предмете речи) и при соответствии коммуникативному замыслу (максимы Грайса: количества, качества, отношения, манеры – сообщение должно быть достаточно информативным, истинным, не отклоняться от темы, быть ясным);

(5) осуществляться при ориентации на адресанта, при этом слушатель должен:

· исходить из корректности адресанта;

· давать адресанту время для изложения мыслей;

· не делать преждевременных выводов;

· быть внимательным и беспристрастным;

(6) напрямую воплощать информативные установки, четко и однозначно их выражать.

Тест

4/4 points (graded)

1. При каких условиях может осуществляться фатическое общение?

заинтересованность собеседников в общении друг с другом; верно

заинтересованность собеседников в передаче / получении информации;

заинтересованность собеседников в обмене собственными точками зрения.

2. Соблюдение какого правила обеспечивает обратимость коммуникации?

заполняйте паузы в общении; верно

будьте великодушными;

общение должно носить этикетный характер.

3. Оформление какого компонента коммуникации регулируется следующими правилами:

• следует избегать односторонности в подаче предмета речи;

• нельзя монополизировать предмет речи;

• нельзя подменять и искажать предмет речи;

• не следует забывать о предмете речи?

адресанта;

адресата;

предмета речи. верно

4. Какое правило поведения слушающего не соответствует задачам информирующей коммуникации?

необходимо исходить из корректности адресанта;

нельзя делать преждевременных выводов;

важно уважать социальную самооценку своего адресанта. верно

Отправить

Вы использовали 3 из 3 попытокВ некоторых задачах доступны следующие действия: сохранение, сброс, показ подсказки или ответа. Соответствующие кнопки расположены рядом с кнопкой «Отправить».

Верно (4/4 балла)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: