Как развивается произвольное воображения у детей дошкольного возраста.
По мнению Л. С. Выготского, воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. [4, с. 23]
Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им.
Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
По мнению Л. С. Выготского, воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны. [4, с. 26]
От восприятия, которое представляет собой процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и которое завершается формированием образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой.
|
Воображение может быть четырех основных видов:
Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется. [1, с. 89]
Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
С процессом воображения в практической деятельности людей, прежде всего, связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. По картинам И. И. Шишкина, например, ботаники, могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с "документальной" точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX века И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при всей их социальной заостренности также являются поиском формы, максимально приближенной к копированию действительности. [1, с. 91]
|
В искусстве источником любого направления может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Однако никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основной творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства воображения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по- новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм, прибегая к точечному изображения предметов (пуантилизм в живописи и музыке, разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т. д. [5,с. 134]
По мнению В. А. Крутецкого, с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир – фантасмагория, иррациональная образность, за которой – вполне очевидные реалии. Например, плодом такого воображения является роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита", фантастика братьев Стругацких и др. Обращение к столь необычным и причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека. [12, с. 52]
Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим "я", вживаясь в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому дано в литературе.
|
По мнению В. А. Крутецкого, реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как спонтанные, независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы его мозга, скрытой от него самого. И, тем не менее, наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях. [12, с. 96]
Кроме того, творчески процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т. е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике.
Работа человеческого воображения не ограничивается литературой и искусством. Вне меньшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль. [12, с. 103]
Но есть и другие виды воображения, по мнению О. Боровика, это – сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни. [2, с. 14]
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью.
Обычно галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния.
Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим..[2, с. 16]
Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.
Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение..[2, с. 19]
В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций, по мнению Л. С. Выготского, первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. [5, с. 81]
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.
Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями..[5, с. 82]
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т. е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации..[5, с. 85]
По словам В. С. Мухина, с помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т. п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции. [14, с. 22]
При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда – наука, литература, искусство, инженерия и т. п., развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц, например мышцы рук, ног, головы, туловища, произвольно повышать или понижать давление, температуру тела, употребляя для этого упражнения на воображение тепла, холода. [14, с. 24]
Воображение – это психологическая функция, направленная на создание новых образов.
Виды:
1. Воссоздающие
2. Творческие
Способы:
1. Синтез
2. Аналогия
3. Акцентирование
4. Типизация
5. Схематизация
6. Гиперболизация
7. Агглютинация
Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются неосознанно.
Агглютинация – соединение различных несоединимых в повседневной жизни свойств (например: кентавр – человек-зверь, птица Феникс – человек-птица). [7, с. 74]
Гиперболизация – парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей..[7, с. 74]
Схематизация – отдельные представления в данном случае сливаются, различия сглаживаются. [7, с. 75]
Акцентирование – какая-либо деталь в образе подчёркивается, выделяется. [7, с. 75]
Основой создания любых образов фантазии являются синтез и аналогия. Пример аналогии: самолёт напоминает птицу.
К концу дошкольного периода детства у части детей (до 20%) воображение представлено в двух основных формах:
1. произвольное, самостоятельное порождение ребёнком какой-либо идеи;
2. возникновение воображаемого плана её реализации.
Воображение у дошкольников выполняет несколько функций:
1. познавательно-интеллектуальную;
2. аффективно-защитную.
Познавательная функция позволяет ребёнку лучше узнать окружающий мир, легче решать поставленные перед ним задачи.
Аффективно-защитная функция воображения обеспечивает защиту ранимой души ребёнка от чрезмерных переживаний и травм. [7, с. 77]
В. С. Мухин, считает, что игры для развития воображения ребёнка с успехом могут быть использованы для своеобразного символического разрешения конфликтных ситуаций. Это можно объяснить тем, что через воображаемую ситуацию происходит разрядка возникающего напряжения. Обе эти функции воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному..[14, с. 456]
У детей 6-7 лет уже нет столь тесной зависимости от игрового материала, и воображение может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Образам воображения в этом возрасте присущи ярость, наглядность, подвижность. [14, с. 458]
Старший дошкольный возраст является сенситивным для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активизация воображения: сначала репродуктивного, воссоздающего, а затем творческого. [14, с. 457]
Значение воображения в психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребёнка. Но воображение не должно перерастать в пассивную мечтательность. [14, с. 456]
У детей младшего школьного возраста воображение опирается уже на довольно значительный жизненный опыт и на все возрастающие знания.
Воображение у ребенка-школьника развивается так, что создаваемые образы все больше и больше соотносятся с практикой. Если трех- четырехлетнему ребенку достаточно 2—3 палочки и модель самолета готова, то для семи- восьмилетнего школьника необходимо, чтобы модель была «как настоящая». В рисунке дошкольник часто передает только некоторые характерные черты объекта, а учащийся I—II класса пытается изобразить все детали известного ему предмета. [15, с. 158]
Образы воображения, возникающие у школьников I—II классов в процессе их творческой деятельности, так же как и у дошкольников, еще крайне неустойчивы и легко изменяются под влиянием возникающих, иногда случайных, ассоциаций. Эти образы нуждаются в опоре на восприятие.
Исследование С. Г. Каплановой проведенное в 1 классе показали следующие результаты. Рисуя на тему «Наш класс», учащиеся I класса изображали только те предметы, которые находились у них перед глазами и никогда не рисовали те предметы, которые они не могли непосредственно видеть. С целью изучения особенностей создания образов воображения учащимися начальной школы было проведено экспериментальное исследование. [25, с. 6]
Опыты А. Я. Дудецкого показали следующие результаты. Детям предлагалось нарисовать небольшое количество фантастических рисунков при условии, что в их содержание будут включены определенные объекты: змея, колос, синица и т. д., всего тринадцать. [28, с. 9]
В ходе эксперимента установлено, что первоклассники в своих рисунках необычно располагали предметы: рядом с рыбой гриб, карандаш на спине у рыбы, и не всегда могли объяснить, почему они так изображают. Только начиная с IV класса в фантастических рисунках детей видно смысловое содержание, а не только расположение рядом отдельных элементов изображения. [28, с. 10]
В тематических рисунках учащиеся обычно прибавляют все новые и новые детали и подробности к изображаемому, но очень редко уточняют форму. Дети этого возраста еще не проявляют или проявляют в очень слабой мере усилия воли, направленные на осуществление возникшего у них замысла или замысла, сформулированного взрослыми. Случайная ассоциация легко может разрушить задуманное. [28, с. 10]
У школьников этого возраста еще не выработалось умение работать над задуманным образом, вынашивать его. Рисунки младших школьников показывают, что они еще недостаточно руководствуются твердым замыслом изображения. Поэтому образы воображения, создаваемые учащимися 1-2 классов, всегда результат случайного соединения знакомых элементов в процессе деятельности, а не результат длительного предварительного «вынашивания» этих образов и последующей тщательной отработки их. [28, с. 11]
Воссоздающее воображение у учащихся I—II классов также отличается некоторыми особенностями. Учащимся I класса не удается полностью воссоздать в рисунке или даже в словесном отчете образы прочитанного текста. Воссоздаваемые детьми этого возраста образы неустойчивы, постоянно меняются. При повторном чтении текста учащиеся I класса, так же как и старшие дошкольники, обычно изображают другие предметы, а не те, которые были ими, изображены в результате образного воссоздания этого текста после первого чтения. [28, с. 14]
По данным опытов М. А. Музафарова, воссоздаваемые образы каждый раз опираются на все новые и новые случайные ассоциации, слабо определены содержанием текста. У детей как бы непроизвольно оживляется каждый раз посторонняя, «внеконтекстная» система образов. Поэтому прочтенный текст иногда не оказывает особого влияния на выполнение рисунка. [23, с. 18]
На первом этапе воссоздающего воображения ребенок еще использует данные читаемого текста, однако это продолжается очень короткое время. Затем первоклассник обычно начинает отвлекаться: у него возникают случайные образы, которые не имеют отношения к тексту. Воссоздать систему образов, сложную картину ребенок этого возраста еще не может. [23, 21]
Как показывают исследования, этот существенный недостаток процесса воображения у детей может быть постепенно устранен в процессе обучения. Для этого руководитель должен давать каждому учащемуся небольшие задания на воссоздание отдельных предметов. После того как ребенок выполняет одно задание, руководитель дает ему следующее, более сложное и т. д. [23, с. 26]
Огромное значение для развития воссоздающего воображения у детей имеет обогащение их зрительного опыта. Вот пример такой работы: учительница ведет детей в лес на прогулку; там дети внимательно рассматривают отдельные деревья, кустарник, траву; учительница беседует с ребятами. На следующий день она читает им рассказ о лесе и просит учащихся воссоздать картину леса, которого они не видели раньше, например, представить себе тайгу, тропический лес и т. п. Простая тренировка процесса воссоздания без использования новых данных восприятия обычно не ведет к усовершенствованию воссоздающего воображения детей. [25, с. 46]
Воссоздающее воображение второклассников и отчасти третьеклассников мало отличается от воссоздающего воображения первоклассников, хотя оно и становится гораздо качественнее: учащийся II и отчасти III класса меньше отвлекается, он имеет теперь гораздо больше впечатлений, сохраняемых памятью и используемых воссоздающим воображением. [25, с. 49]
Начиная с III класса, процесс воображения все более совершенствуется. Так, образы воображения в изобразительном творчестве детей улучшаются под влиянием активного познания предметов в процессе их изображения с натуры. Усовершенствование образа происходит обычно не за счет присоединения новых деталей, как это было у учащихся I класса, а за счет упорной работы над формой изображаемых предметов. Перед учащимися возникает необходимость приводить форму изображаемых предметов в точное соответствие с содержанием, возникает с новой силой проблема полной адекватности изображения изображаемому, возрастает роль восприятия своего рисунка в процессе изображения. Возникающий в рисунке продукт творческого воображения сопоставляется с замыслом (идеальным образом) и при частичном совпадении с последним является опорой для дальнейшего развития творческого воображения ребенка. [25, с. 51]
По мнению Ю. А. Афонькиной, чем старше становится ребенок, тем совершеннее становятся его приемы, применяемые в процессе воображения, что улучшает, совершенствует образ воображения — создание образа сопровождается аналитико-синтетической деятельностью. [20, с. 336]
Ребенок начинает сравнивать, обобщать, рассуждать над тем материалом, который является основой его воображения; постепенно развивается его критическое отношение к создаваемому образу; все это требует от него усилий, но от этого образ становится ярче, точнее и запоминается на долгое время. [20, с. 335]
Если у первоклассника в результате чтения созданный образ никогда не повторяется, то у десятиклассника образ воспроизводится вторично почти точно так же, как и в первый раз.
У детей школьного возраста воображение развивается на основе специальных знаний и опирается на усвоение технических приемов действия в той или иной области творческой деятельности. Развивающееся у детей воображение в области рисования начинает основываться на знании техники построения рисунка, музыкальное воображение — на знании техники исполнения. Конструкторское воображение невозможно без технических знаний, помогающих практически создавать ту или иную модель. Литературное творчество у детей этого возраста опирается на знание правил и закономерностей письменной речи. [20, с. 334]
Образы воображения используются в той или иной деятельности и всегда должны включать элементы тех знаний и навыков, которые необходимы для осуществления творческой деятельности.
Довольно часто в школьном возрасте отсутствие знаний и практических умений в той или иной области ведет к тому, что образ воображения становится более тусклым. К подростковому возрасту, дети иногда забрасывают занятия рисованием, потому, что возросшие собственные требования к качеству и результату деятельности встречают большие затруднения в удовлетворении этих требований благодаря ограниченным знаниям и умениям в области техники изображения. Конструкторско-технические кружки в школе прекращают свою деятельность часто потому, что детям своевременно не дают соответствующих знаний и технических навыков. [20, с. 335]
Великий писатель и педагог Л. Н. Толстой подробно рассказывает, как он воспитывал и развивал творческое воображение у сельских школьников. «С этой целью я делал следующее: некоторые из этих сторон труда я первое время брал на себя, постепенно передавая их все на их заботу. Сначала я выбирал за них из представлявшихся мыслей и образов те, которые казались мне лучше, и запоминал и указывал место и справлялся с написанным, удерживая их от повторений, и сам писал, предоставляя им только облекать образы и мысли в слова; потом я дал им самим, и выбирать, потом и справляться с написанным, и, наконец,. они и самый процесс писания взяли на себя». Здесь ясно видна большая забота Л. Н. Толстого о том, чтобы его ученики усвоили основные технические приемы творческой работы, без которых немыслимо создание художественного произведения..[21, с. 300]
У детей необходимо развивать воображение в процессе учебной деятельности и обязательно руководить этим развитием. Это руководство должно всегда исходить из индивидуального подхода к детям. Без хорошего понимания процесса развития личности в этом возрасте трудно понять развитие воссоздающего и творческого воображения ребенка, а тем более трудно указать наиболее правильные пути развития и совершенствования воображения. [21, с. 302]
Руководство процессом развития воображения трудное дело, оно всегда требует от учителя большого внимания и чуткости, как отмечает Р. С. Немов. Особенно трудно руководить развитием воображения у детей с уже хорошо развитым воображением. [16, с. 86]
Восхищение продуктами творческого воображения детей может привести, с одной стороны, к зазнайству ребенка, и он перестанет критически относиться к своим творческим работам. С другой стороны, невнимание к творческой деятельности ребенка, к безудержной работе его воображения приводит к тому, что учащийся начинает замыкаться в себе, стесняется проявлять свою фантазию, а иногда и теряет веру в свои возможности и вовсе отходит от активной творческой деятельности. [16, с. 92]
Развитие воображения у детей в школьном возрасте создает предпосылки для эстетического воспитания, а хорошо поставленное эстетическое воспитание в свою очередь развивает воображение детей. На развитие воображения детей большое влияние оказывает чтение художественной литературы, просмотр картин, кино, посещение театров, организованное слушание музыки и т. п. [16, с. 98]
Благодаря знакомству с искусством образы воображения у детей становятся более полными и яркими.
У детей школьного возраста начинает развиваться действенная мечта. Уже школьники I—II класса мечтают о своей будущей общественной деятельности, но мечты детей этого возраста не носят еще устойчивого характера.
Таким образом, произвольное воображение это - способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им, по заданию учителя, родителя, воспитателя или по заданиям в игре