Лекция 9.2. Понятие и свойства коммуникативной нормы




 

Задача данной лекции – дать определение коммуникативной норме, описать ее свойства.

Есть такая русская народная сказка, записанная Александром Николаевичем Афанасьевым, русским собирателем фольклора, историком и литературоведом, жившим в 19 веке, – «Набитый дурак».

Жил-был старик со старухой, имели при себе одного сына, и то дурака. Говорит ему мать:

— Ты бы, сынок, пошел, около людей потерся да ума набрался.

— Постой, мама; сейчас пойду.

Пошел по деревне, видит — два мужика горох молотят, сейчас подбежал к ним; то около одного потрется, то около другого.

— Не дури, — говорят ему мужики, — ступай, откуда пришел.

А он знай себе потирается.

Вот мужики рассердились и принялись его цепами потчевать — едва домой приплелся.

— Что ты, дитятко, плачешь? — спрашивает его старуха.

Дурак рассказал ей свое горе.

— Ах, сынок, куда ты глупешенек! Ты бы сказал им: бог помочь, добрые люди! Носить бы вам — не переносить, возить бы — не перевозить! Они б тебе дали гороху; вот бы мы сварили да и поели.

На другой день идет дурак по деревне; навстречу несут покойника. Увидал и давай кричать:

— Бог помочь! Носить бы вам — не переносить, возить бы — не перевозить!

Опять его избили; воротился он домой и стал жаловаться:

— Вот, мама, ты научила, а меня избили!

— Ах ты, дитятко! Ты бы сказал: «Канун да свеча!» — да снял бы шапку, начал бы слезно плакать да поклоны бить; они б тебя накормили-напоили досыта.

Пошел дурак по деревне, слышит — в одной избе шум, веселье, свадьбу празднуют; он снял шапку, а сам так и разливается, горько-горько плачет.

— Что это за невежа пришел, — говорят гости, — мы все гуляем да веселимся, а он словно по мертвому плачет!

Выскочили и порядком ему бока помяли...

Все мы помним, что «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Чему учит эта сказка? Почему герой – дурак? Единственный ли герой ведет себя здесь неправильно?

Давайте разбираться.

Герой нарушил правила речевого поведения, которые сложились в обществе. Он произносил слова, которые не соответствовали ситуации общения, в которые он попадал. Эти выражения были закреплены за другими ситуациями. Выказывание «Бог помочь! Носить бы вам — не переносить, возить бы — не перевозить!» произносится, когда как пожелание при сборе урожая, или как отмечает В. И. Даль, пожелание при счете денег. Герой же обращается с ней к похоронной процессии. При этом он произносит высказывание, не понимая его цели, говорит, потому что ему так сказала мать. Таким образом, как видите, герой нарушает правила уместности и целесообразности использования текста.

Он нарушает нормы коммуникации, т.е. принятые в обществе правила речевого общения, определяющие типы речевого поведения коммуникантов в разных ситуациях.

Коммуникативные нормы обеспечивают адекватность коммуникативного процесса ситуации общения, а также его соответствие ценностям и стандартам, существующим в данной культуре.

Герой сказки «дурак» не потому, что ему не хватает знаний о мире, а потому, что он не знает, как вести себя в обществе, как выстроить свое поведение при общении с другими людьми.

Почему мать отправила его «около людей» «ума набраться»? Да потому, что подобные правила мы зачастую познаем интуитивно, в процессе социализации. Сначала ребенок наблюдает за поведением в семье, потом за общением родителей с другими людьми и апробирует эти модели поведения в детском коллективе. При этом находящиеся рядом взрослые могут корректировать его речевое поведение, либо он сам может выделять наиболее эффективные модели поведения. Например, если мы при разговоре с другом или подругой долго выслушиваем какой-либо его монолог, мы подаем сигналы, указывающие на устойчивость канала связи. Это короткие реплики: «да-да», «ага», даже возможно «да ты что!». Если мы не будем подавать эти сигналы, собеседник засомневается в устойчивости связи и спросит «Ты меня слышишь?», «Ты на связи?». При этом мама не учила нас этому правилу: когда тебе долго говорят, говори «да-да» и т.д. Мы сами узнали, что так нужно себя вести.

Единственный ли герой ведет себя здесь неправильно?

Нормы общения нарушают все герои. Так, мать нарушает правило ясности стиля при информировании. Она формулирует свою просьбу, поучиться у людей правилам поведения не прямо, а переносно «Ты бы, сынок, пошел, около людей потерся да ума набрался». Вот он и терся около мужиков. Он понял ее слова буквально. Также она нарушает правило количества информации: информации должно быть достаточно. И когда мать учит сына, что надо говорить, она не указывает на ситуацию общения, в которой уместно это высказывание.

Жители деревни нарушают правило великодушия, которое постулируется в фатическом общении.

Итак, главное назначение коммуникативных норм – регулирование речевого поведения коммуникантов.

Нарушением коммуникативных норм считается все то, что мешает осуществлению коммуникации.

Каковы свойства коммуникативной нормы, что ее отличает от языковых?

Коммуникативная норма

– вневербальна, т.к. ответственна за использование вербальных и невербальных компонентов коммуникации;

– ситуативна, поскольку регулирует различные ситуации коммуникативного взаимодействия;

– многомерна, т.к. учитывает единицы всех уровней – лингвистические и экстралингвистические, вербальные и невербальные, языковые и речевые и т.д.;

– диалектична, т.к. коммуникативные нормы одного типа речевого взаимодействия могут приходить в противоречие с нормами другой разновидности общения;

– объективна, потому что объединяет говорящего и слушающего – говорящий должен исполнять речь, соблюдая нормы, слушающий должен понимать речь, исходя из знания нормы;

– этически окрашена, поскольку в прямой или косвенной форме создает представление о том, что дурно, а что хорошо.

Например, рассмотрим правила выступления в малой аудитории (И. А. Стернин, Практическая риторика).

Малая аудитория:

более активна;

более индивидуальны;

у ее участников лучшая способность к концентрации внимания, получению, обработке и запоминанию информации, а следовательно, аудитории более критична;

меньше отвлекается на внешние раздражители.

В малой аудитории:

выступать с трибуны только в случае крайней необходимости, лучше сойти вниз к слушателям;

выступление должно напоминать беседу, следует избрать стиль общения, близкий к разговорному;

аргументировать свои идеи надо тщательно и подробно;

эмоциональность выступления должна быть весьма умеренной;

возможна как индуктивная, так и дедуктивная подача материала;

следует приглашать аудиторию к размышлению;

необходимо выносить на обсуждение конструктивные предложения.

Эти правила регулируют как вербальное, так и невербальное поведение (вневербальны), учитывают единицы общения всех уровней (лексику, синтаксис, построение текста, в данном случае аргументации). Они обусловлены ситуацией общения и зависят от свойства адресата (размер аудитории). При этом правило диалектично: с одной стороны, правила предлагают использовать в малой группе термины, логическую аргументацию, конструктивное решение проблемы, с другой стороны, если это молодежная аудитория (до 25 лет), то желательно эмоциональное воздействие, необходимо избегать абстрактных логических рассуждений. Здесь при учете нескольких характеристик, мы видим противоречие. Эти правила объективны. Адресант при составлении текста учитывает особенности аудитории, а аудитория, в свою очередь, ожидает от адресанта именно такого речевого поведения и при этих условиях готова воспринимать и запоминать информацию.

Итак, подведем итоги: коммуникативные нормы – это правила речевого поведения, регулирующие построение сообщения, с точки зрения целесообразности, т.е. соответствия текста позиции адресанта и адресата, и с точки зрения уместности, т.е. соответствия текста ситуации общения.

Тест

5/5 points (graded)

Тест к лекции 9.2.

1. Коммуникативные нормы – это:

нормы речевого этикета;

принятые в обществе правила речевого общения, определяющие типы речевого поведения коммуникантов в разных ситуациях. верно

совокупность наиболее устойчивых, освященных традицией языковых средств и правил их употребления, принятых в данном обществе в данную эпоху.

2. Качества речи, которые обеспечивает коммуникативная норма:

правильность и этичность;

уместность и целесообразность; верно

выразительность и ясность речи.

3. Что не является свойством коммуникативной нормы:

ситаутивность;

этическая окрашенность;

вербальность. верно

4. О каком свойстве коммуникативной нормы идет речь: «коммуникативные нормы одного типа речевого взаимодействия могут приходить в противоречие с нормами другой разновидности общения»?

диалектичность; верно

вневербальность;

многомерность.

5. Каким не должно быть выступление перед малой аудиторией?

выступление должно напоминать беседу;

эмоциональность выступления должна быть умеренной;

должна быть большая дистанция между оратором и аудиторией. верно

Отправить

Вы использовали 1 из 3 попытокВ некоторых задачах доступны следующие действия: сохранение, сброс, показ подсказки или ответа. Соответствующие кнопки расположены рядом с кнопкой «Отправить».

СохранитьСохранить Ответ

Верно (5/5 баллов)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: