Диагностика ценностных ориентаций дошкольников




Содержанием диагностического этапа является исследование когнитивного, эмоционального компонентов нравственного развития детей. Для диагностики когнитивного компонента нравственного сознания можно использовать методику «Закончи историю» [А.Ю Капская, Т.Л Мирончик].Для диагностики эмоционального компонента нравственного сознания использовали методику «Сюжетные картинки» [Р.Р Калинова].

Цель констатирующего этапа - выявление уровня ценностных ориентаций старших дошкольников.

Исследование проводилось в МОУ №395-г. Волгограда в старшей группе.

В исследовании принимали участие 20 дошкольников. 10 детей составляли экспериментальную группу и 10 детей - контрольную.

В ходе диагностики мы использовали следующие методики «Закончи историю», «Сюжетные картинки».

Методика «Закончи историю» проводилась нами с целью изучения осознания детьми таких ценностных ориентаций, как: доброта; щедрость; трудолюбие; правдивость.

Для изучения нравственного осознания были выбраны именно эти понятия, так как с ними детей знакомят в дошкольном возрасте и выполнение этих нравственных норм чаще всего от них требуют. Эти нравственные качества наиболее знакомы и доступны для понимания детей уже в дошкольном возрасте.

Проведение методики. Исследование проводится индивидуально. Ребенку дается инструкция: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке) (приложение №1).

Обработка результатов.

1 балл - ребенок не может оценить поступки детей.

2 балла - ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

4 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Ребенок, набравший 1-2 балла был отнесен нами к низкому уровню сформированности ценностных ориентаций.

3 балла свидетельствуют о среднем уровне.

4 балла свидетельствуют о высоком уровне представления о ценностях и нормам поведения.

Анализ результатов экспериментальной группы по методике «Закончи историю» (приложение №2) свидетельствует, что у большинства испытуемых - 40% дошкольников сформированность нравственных качеств на среднем уровне. Дети осознают такие ценностные ориентации, как доброта, щедрость, трудолюбие, правдивость. Они правильно оценивают поведение детей, называют нравственную норму, но не могут мотивировать свою оценку.

На низком уровне развития морального сознания находится 50% испытуемых. Дошкольники правильно оценивают поведение детей как положительное или отрицательное (хорошее - плохое), но оценку не мотивируют и нравственные качества не формулируют. На высоком уровне морального сознания 10% дошкольников, дошкольники знают, что такое хорошо, что такое плохо, они хорошо оценивают соперников, могут мотивировать свою оценку ().

Методика «Сюжетные картинки» проводилась нами с целью выявления уровня ориентаций дошкольников на ценности: доброта, щедрость, трудолюбие, правдивость, эмоциональное отношение к ним.

Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к этим нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) - на безнравственный.

Проведение методики. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».

В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения (желательно дословно).

Обработка результатов.

1 балл - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением, как положительных поступков, так и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

2 балла - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

3 балла - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

4 балла - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

Рассмотрим итоги выполнения детьми экспериментальной группы задания «Сюжетные картинки» (приложение №3). Исследование показало, что дети по-разному выражают эмоциональное отношение к нравственным качествам (доброта - злость, щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость).

На высоком уровне эмоционального отношения к нравственным качествам находится - 10%. Этот ребенок не только правильно разложил картинки, но и обосновал свой выбор, сопровождая его яркими эмоциональными реакциями. Так, Никита берет картинку, внимательно рассматривает и раскладывает с объяснениями.

Никита: Этот мальчик совершил плохой поступок, потому что он ест конфеты один и никому их не дает. Он жадничает. (При этом лицо у Саши серьезное, строгое. Всем своим видом он показывает, что он не доволен поступком мальчика. Переведя, взгляд на другую картинку, Саша заулыбался).

Никита: А этот мальчик хорошо поступил, потому что он всех детей угощает конфетами. Он нежадный. Надо всех детей угощать. Вот когда я приношу в детский садик конфеты или печенье, я всегда угощаю Ваню, Алешу, еще кого-нибудь. И они меня угощают.

Оценка: 4 балла, так как Никита проявляет адекватные и яркие эмоциональные реакции при рассматривании картинок, приводит примеры из личной жизни.

На среднем уровне развития эмоционального отношения к нравственным качествам находятся - 40%. Дети правильно раскладывали картинки - с правой стороны - хорошие поступки, с левой стороны - плохие. Дети объясняли свои действия. Эмоциональные реакции на поступок были адекватны, но выражены слабо. Например, Ярослав положил картинку с мальчиками, дерущимися из - за лошадки, влево, при этом сказал, что драться нельзя. Рисунок, где мальчики мирно строят башенку, положил направо, сказал, что вместе играть хорошо и весело. Но при этом, ни яркого поощрения, ни порицания не проявил.

На низком уровне эмоционального отношения к нравственным качествам находятся - 50%. Эти ребята правильно раскладывают картинки, но не могут обосновать свои действия. Мы представим результаты экспериментальной и контрольных групп дошкольниковв сводной таблице (Приложение №4). После проведения форм этапы работы можно будет отследить динамику изменения ценностных ориентаций дошкольников изученных групп. Представим результаты в виде диаграммы.

Рис. 2.1

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения работы по формированию нравственного воспитания дошкольников.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: