Все профессии важны; все профессии нужны 22.02 – 05.03
https://www.youtube.com/watch?v=J90QHB6t0sg
https://www.youtube.com/watch?v=eadVReihkmE
«Для чего человеку работа».
Источник: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-po-teme-v-poiskah-buduschey-professii-925132.html
Беседа о роли труда в жизни человека.
Великий русский писатель Лев Толстой справедливо считал, что одним из самых удивительных заблуждений является заблуждение, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать. Работа (труд) – это не только первое и основное условие всей человеческой жизни, но и великий ваятель. Он творит личность. Вне труда немыслимы в человеке подлинно духовное богатство и нравственная чистота. Именно по делам мы судим о человеке. Что сделал, что сделаю я для собственной успешности и для людей? Что оставлю после себя?
Любое государство на законодательном уровне заботится о работающем человеке (при условии, что он работает легально), защищает его права, обеспечивает социальными гарантиями, награждает лучших в профессии. Много кинофильмов снято, написано книг и песен сложено о людях, совершивших трудовые подвиги. Во все эпохи и времена бездельник, ленивец, праздный человек не вызывал уважения и не считался личностью. Мудрость народа отражена в притчах, пословицах и поговорках, афоризмах и крылатых выражениях великих мыслителей.
Ø Обсуждение:
- Какое отношение исторически сложилось к человеку труда? Что дает человеку работа? Мы живем для того, чтобы работать, или работаем для того, чтобы жить? Зависит ли успешность человека в жизни от его трудолюбия и отношения к работе?
Ø Беседа:
- Естественным стремлением любого человека является стремление к высокому уровню жизни. Нам хочется пользоваться всеми благами современного мира. Однако, очень важно понимать, что человек должен не только потреблять(иначе человечество ждет неминуемая деградация), но и производить эти самые блага. И чем больше человек сможет производить, тем больше у него будет возможности потреблять. Работа не только дает нам возможность зарабатывать и достойно жить, но также позволяет помогать другим, развивать экономику своего государства, делать этот мир лучше. Будет ли ваша работа любимой, высокооплачиваемой, престижной, зависит только от вас самих.
Итак, профессий в мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы наши одну - единственную. Профессиональное самоопределение - от слов «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу – могу - надо».
Как правильно выбрать профессию? Вот что советует психолог.
Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»).
Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»).
В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»).
Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окружностей {показывает на рисунок № 1).
В окружность «хочу» попали наши цели, жизненные планы - реальные, конкретные, позитивные.
В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, возможности.
А в окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас. Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора.
На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем - они практически накладываются друг на друга - очень много точек соприкосновения.
![]() | |||||
![]() | |||||
![]() | |||||
Проблемная ситуация
Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание (читает):
· Наташа пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей «делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало - больше половины всех выпускников. (№ 1.)
· Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку. (№2.)
· Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным. (№3.)
(Дети определяют, какой рисунок соответствует вариантам выбора.)
Один учёный, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработавший в школе, встречая своих выпускников, задавал им вопрос: «Доволен ли ты своей профессией?» и часто получал удручающий ответ: примерно каждый 3-ий (!) ошибся в своём выборе профессии, а каждый второй признавался в том, что не совсем доволен, и если бы начинал всё сначала, то пошёл бы по иной стезе.
- Как вы считаете, почему так много молодых людей ошибается в своём выборе профессии?
• следование чужим советам, выбор за компанию;
• выбор близлежащего ВУЗа или внешне привлекательной, престижной профессии;
• отсутствие существенной информации о профессии или специальности, незнание своих личных особенностей и особенностей характера и т.п.
Есть в русском языке хорошее выражение - «найти себя». Как вы его понимаете?
Примерные ответы детей:
· Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.
· Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.
· Найти применение своим талантам
· Найти свое призвание.
Найти себя – значит понять свое призвание, назначение, определить свои интересы, склонности. Как вы думаете, можно ли сделать это быстро, допустим, в день окончания школы?
Действительно, поиски себя это длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь. Однако в какой-то момент приходится делать выбор. Если ты не знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с максимальной отдачей. А в труде обязательно найдешь себя и свое счастье.
Может быть, немного разобраться вам в себе самом поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры- треугольник, круг и квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Время выполнения – 1 минута.
- Теперь подсчитаем количество треугольников.
(дети выполняют задание)
- А теперь слушайте ключ к тесту (приложение 3)
Конечно, этот тест не отражает всё многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
Обсуждение притчи о работе