Понимание термина древнегреческими философами.




Введение.

Из года в год во всем мире наблюдается рост численности душевных заболеваний. Например, по данным статистических отчётов лечебно-профилактических учреждений РФ, общее число больных, обратившихся за психиатрической помощью в 2005 году (по сравнению с 1995 годом), возросло с 3,7 до 4,2 млн человек (на 13,8%); показатель общей заболеваемости психическими расстройствами вырос с 2502,3 до 2967,5 в расчёте на 100 тыс. человек (на 18,6%).(1) Выросло число людей, страдающих такими серьезными психическими заболеваниями, как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и эпилепсия.

Но, несмотря на распространенность данного вида заболеваний, понятие о душе и понимание этого термина достаточно размыты. В связи с этим, цель моей работы- рассмотреть этимологию данного термина.

В процессе достижения цели ставлю перед собой следующие задачи:

1. Рассмотреть мифологию данного термина;

2. Изучить понимание этого термина различными философами;

3. Рассмотреть научное понятие души.

 

 

Мифология термина.

Если обратиться к древнегреческой мифологии, то «psyche»- это олицетворение души, дыхания, которое представлялось в образе бабочки или девушки с крыльями бабочки.

В мифе говорится, что у одного царя были три красавицы дочери, из которых красивее всех была младшая — Психея. Слава о её красоте прошла по всей земле и многие приезжали в город, где жила Психея, чтобы полюбоваться ею. Ей стали даже воздавать божеские почести, забыв Афродиту. Последняя оскорбилась и решила погубить соперницу. Позвав своего сына Эрота, она показала ему красавицу и велела ему вселить в неё любовь к самому отверженному, безобразному и жалкому из людей. Между тем, Психея чувствовала себя очень несчастной оттого, что все любовались ею, как бездушной красотой, и никто не искал её руки.

В горе обратился её отец к милетскому оракулу, и бог ответил, что Психея, одетая в погребальные одежды, должна быть отведена на скалу для брака с ужасным чудовищем. Исполняя волю оракула, несчастный отец привёл Психею в указанное место и оставил её одну; вдруг дуновение ветра перенесло её в чудный дворец, обитаемый невидимыми духами, и она стала женой какого-то таинственного незримого существа. Блаженная жизнь Психеи, однако, продолжалась недолго: завистливые сестры, узнав об её благополучии, решили извести её и хитростью достигли того, что Психея нарушила данное супругу обещание — не допытываться, кто он. Злые сестры нашептали ей, что незримый супруг — дракон, который в один прекрасный день съест её с её плодом (Психея была уже беременна), и убедили её, чтобы она, вооружившись мечом и светильником, подстерегла его во время сна и убила.

 

Доверчивая Психея послушалась, зажгла светильник, и, стала рассматривать своего супруга, который оказался прекрасным Эротом; в то время, как она, пораженная красотой его лица, любовалась спящим, со светильника на плечо бога упала горячая капля масла, и он от боли проснулся. Оскорблённый вероломством и легкомыслием супруги, он улетел от неё, а она, покинутая, пошла по земле искать своего возлюбленного. Долго Психея ходила по всем землям, пока не была вынуждена преклониться перед своей соперницей, Афродитой, которая долго искала случая отомстить Психее и послала уже разыскивать её Гермеса. В это время больной от ожога Эрот лежал у своей матери.

Очутившись под одной кровлей с супругом, но разлученная с ним, Психея должна была сносить всяческие преследования Афродиты, которая, желая ей смерти, придумывала разные невыполнимые работы. Так, Психея должна была разобрать по зернам и по родам громадную кучу смешанного зерна, достать золотое руно с бешеных овец, добыть воды из Стикса и принести из подземного царства от Персефоны (Прозерпины) ящик с чудесными притираниями. Благодаря чужой помощи, Психея сделала всё, что велела ей Афродита, пока, наконец, не выздоровел Эрот. Тогда он обратился к содействию верховного олимпийского бога и с его помощью добился согласия небожителей на брак с Психеей, которая получила от Зевса бессмертиe и была приобщена к сонму богов.(2)

 

Понимание термина древнегреческими философами.

Одним из философов, которые высказывали свое мнение о душе, был Платон. По словам Аристотеля, Платон считал, что душа разделяется на три части: разумную, вожделительную и страстную. Из них разумная часть (logisticon) есть причина намерения, суждения, понимания и прочего подобного и имеет седалище в голове. Вожделительная часть души (thymoeides) находится в сердце и есть причина позывов к еде, соитию и прочего подобного. Страстная часть (epithymeticon)есть причина мужества, наслаждения, боли и гнева и сосредоточена при пупе и печени. Таким образом, в душе одна часть- разумная, другая- вожделительная, третья- страстная.

Душу он полагал бессмертною, облекающуюся во многие тела попеременно; начало души- числовое, а тела- геометрическое; а определял он душу как идею повсюду разлитого дыхания.

Из середины со всех сторон душа окружает тело по кругу. Состоит она из первооснов и гармоническими расстояниями разделена на два соприкасающихся круга, из которых внутренний круг, в свою очередь, разделен шестью разрезами на семь кругов. Этот круг движется по поперечному влево и изнутри, а другой- по стороне вправо. Власть принадлежит внешнему кругу, ибо другой разделен изнутри. Внешний круг есть круг Тождественного, внутренний- круг Иного. Этим Платон говорит, что душа есть и движение целого, и обращение планет.

Будучи разделена и слажена таким образом от середины и до краев, душа познает сущее и входит в его лад, ибо во внутреннем ладу находятся и её собственныё основы. (3)

 

В отличии от Платона, Аристотель считал, что душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа — это энтелехия тела, а энтелехия, в свою очередь- это внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат (например, сила, благодаря которой из грецкого ореха вырастает дерево). Душа неотделима от тела, но сама нематериальна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа.

Таким образом, душа есть некий смысл и форма, а не материя, не субстрат.

Телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию. Это и есть душа, то есть отражение актуальной действительности всемирного и вечного Ума.(4)

Другим философом, мнение которого кажется мне интересным, является Эпикур. Он говорил, что душа есть тело из тонких частиц, рассеянное по всему нашему составу (athroisma). Оно схоже с ветром, к которому примешана теплота, и в чем-то больше сходствует с ветром, а в чем-то- с теплотой; но есть в ней и третья часть, состоящая из еще более тонких частиц и поэтому еще сильнее взаимодействующая с остальным составом нашего тела. Свидетельство всему этому- душевные наши способности, движение мысли и все, без чего мы погибаем. При этом душа- главная причина ощущений, но она бы их не имела, не будь она замкнута в основном составе нашего тела. А состав этот, позволив душе стать таковою причиною, приобретает и сам от нее такое свойство, однако же не все свойства, которые у нее есть. Поэтому, пока душа содержится в теле, и душа и тело имеют чувствительность, а когда весь наш состав разрушается, душа рассеивается и не имеет больше ни прежних сил, ни движений, ни ощущений.(5)

Научное понятие души.

В настоящее время душу принято рассматривать как сложное понятие из области философии и религии.

Согласно многим религиозным и философским течениям, душа — бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа его личности, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, противопоставляемая телу.

Согласно толковому словарю русского языка различных авторов, душа:

1. В религиозных и идеалистических представлениях — нематериальное начало жизни, иногда противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти человека;

2. В старой психологии - совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека;

3. Внутренний, психический мир человека. (7),(8), (9)

Интересно также, что были предприняты попытки обнаружения материального проявления души. В 1901 году американский врач Дункан Макдугалл поставил серию экспериментов по «прямому взвешиванию души» в соответствии с научной методологией своего времени. Макдугалл использовал напольные рычажные весы, позволявшие взвешивать грузы от одной унции (28,35 г) до 250 фунтов (113,4 кг). Врач выполнил 6 измерений души умирающих людей с их согласия и обнаружил посмертную потерю веса в диапазоне от 15 до 35 г. При этом Макдугалл подчеркнул, что для научной оценки его выводов нужны новые точные эксперименты в большом количестве. Однако новых научных экспериментов в этой области опубликовано не было.(2)

Заключение.

При разрешении поставленных задач я пришла к следующим выводам:

1. Мифология данного термина довольно красноречива. Божественно красивая, доверчивая Психея смиренно вынесла все испытания, которые уготовила ей судьба, и была причислена к сану богов. Исходя из мифа, душа- это божественная сущность, воплощение красоты, добра, любви и терпения.

2. Изучив понимание термина «душа» Платоном, Аристотелем и Эпикуром можно сказать о том, что душа – это некая особая сила, присутствующая в человеке, которая составляет высшую его часть. Не имеющая формы, пользующаяся снабженным органом – телом, предоставляющая ему жизнь и возрастание, чувствование и порождающая силу, она оживляет человека, дает ему способность мыслить, сострадать, чувствовать.

3. Четкого научного определения души в настоящее время не существует. Найденные мною определения души в различных толковых словарях показали, что они являются лишь обобщением философских и религиозных воззрений. Материальное воплощение души также не найдено.

После проведения данного исследования можно сказать, что понятие термина «душа» со времен античности до наших времен дошло все таким же размытым и неопределенным, каким оно было тогда. Так как материальное воплощение души не известно современной науке и не было известно во времена Платона, Аристотеля и Эпикура, то определенно сказать, что это такое, мы не можем, и как следствие о значении термина «душа» существует множество мнений, большинство которых сводится к тому, что душа нематериальна и бессмертна.

 

Список использованной литературы:

1. https://ilive.com.ua/health/rasprostranennost-i-statistika-psikhicheskikh-zabolevanii_25156i1921.html

2. https://ru.wikipedia.org

   

3. https://www.vvolnov.narod.ru/LargeWorks/InvitationToPhilosophyAntiquity_AristotleAboutSoul.htm (из книги Вячеслава Вольнова “ Приглашение в философию. Античность.”; Спб., 2001г)

4. Диоген Лаэртский; "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов";М., 1986г; с155

5. Диоген Лаэртский; "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов";М., 1986г; с 386

6. https://efremova.info/ (Толковый словарь русского языка Ефремовой Т.Ф.)

7. https://ushakovdictionary.ru/ (Толковый словарь русского языка Ушакова Д.Н.)

8. https://slovarozhegova.ru/ (Толковый словарь русского языка Ожегова)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: