Объявление массива указателей.




Символьные строки и символьные массивы.

В С++ нет строковых переменных, но так как строка представляет собой последовательность нескольких символов, то символьный массив удобно использовать для размещения строк. Например:

char name [ ]=”МИША ИВАНОВ”;

Такой символьный массив располагается в памяти следующим образом:

name[0] М В конце каждой строки имеется null символ (ограничитель строки), на который специально
name[1] И резервируется память. Содержимое строки
name[2] Ш можно вывести на экран, используя оператор
name[3] А cout<<name;
name[4] И заметим, что имя массива указывается без
name[5] В квадратных скобок. Если инициализировать
name[6] А char cat[]=”Lucy”;
name[7] Н то С++ сам посчитает размерность массива и
name[8] О учтёт двоичный нуль.
name[9] В Без двоичного нуля эта конструкция не будет.
name[10] \0 интерпретирована компилятором как строка

Фундаментальное правило С++: строки хранятся в символьных массивах, но не все символьные массивы содержат строки.

char carat1[4]={‘a’,’b’,’c’,’d’};

char carat2[ ]=”Good”;

Массив carat1 является символьным, поскольку не содержит двоичного нуля в конце, а массив carat2 является строкой, так как компилятор сам определяет по кавычкам, что это строка и ставит в конце двоичный нуль. При расчёте длины строки двоичный нуль никогда не учитывается, хотя в памяти для него место резервируется.

Инициализация символьного массива.

Библиотечная функция strcpy() позволяет копировать строковые константы в массив.

Инструкция strcpy(petname,”Bumsi”); копирует строку Bumsi в массив petname. Для использования этой функции необходимо включать в программу заголовочный файл string.h. Далее приведена программа, иллюстрирующая способы инициализации символьного массива.

#include <iostream.h>

#include <string.h>

void main()

{

char name1[ ]=”Иванов”;

char name2[6];

char name3[3];

strcpy(name2,”Петров”);

name3[0]=’k’;

name3[1]=’i’;

name3[2]=’m’;

name3[3]=’\0’;

cout<<name1<<endl<< name2<<endl<< name3;

return 0

}

Указатели.

Указатели – это переменные, которые содержат в памяти адрес данных. Можно сказать, что переменная типа указатель содержит местоположение значения. В С++ указатели есть на все существующие типы данных. Разница между обычными переменными и указателями заключается в их содержимом. Указатели содержат не само значение, а его адрес. С++ имеет два оператора, относящихся к указателям.

& - оператор «адрес значения»

* - оператор «значение по адресу».
Оператор & возвращает адрес переменной, расположенной после него. Оператор *, используемый вместе с указателем, позволяет узнать значение, которое находится в памяти ЭВМ по данному адресу.

Объявление указателей.

int age =30;// объявление переменной

int *p_age; // объявление указателя на целую переменную

Знак * перед переменной при объявлении означает, что эта переменная указатель. При объявлении резервируется место для переменной с именем p_age.

С++ не инициализирует указатели при их объявлении, для того, чтобы указатель содержал адрес переменной, на которую он указывает следует выполнить:

p_age= & age; // присваивание адреса переменной указателю

То же самое можно сделать при объявлении:

int age =30;

int *p_age= & age;

Чтобы распечатать переменные:

cout<<age; // печать значения переменной age

cout<<*p_age; // печать значения переменной age через указатель

cout<<p_age; // печать адреса переменной age.

 

Указатели и массивы.

В С++ имя массива – это указатель, который содержит адрес первого элемента массива. Если есть:

int abba[5];

cout <<*abba;// печать первого элемента массива abba[0];

cout <<*(abba+2); // печать третьего элемента массива.

abba[i]=*(abba+i)

abba=&abba[0] abba+1=&abba[1] abba+i=&abba[i]

Пример 1.

Существуют две переменные с плавающей точкой, вначале указатель содержит адрес первой переменной, затем второй.

#include <iostream>

using namespace std;

int main()

{ float v1=34.25;

float v2=17.9

float *ptr_v;

ptr_v=&v1;

cout<<”значение первого числа “<<*ptr_v<<”\n”;

ptr_v=&v2;

cout<<”значение второго числа “<<*ptr_v<<”\n”;

}

Пример 2.

С массивами можно работать, используя нотацию указателей.

#include <iostream>

using namespace std;

int main()

{ int ctr;

int iara[5]={10,20,30,40,50};

int *iptr; // объявление указателя на переменную целого типа

iptr=iara; // инициализация указателя

cout<<”вывод массива через индексы ”<<endl;

for(ctr=0; ctr<5; ctr++)

cout<<iara[ctr]<<”\t”<<iptr[ctr]<<endl;

cout<<”вывод массива через указатели ”<<endl;

for(ctr=0; ctr<5; ctr++)

cout<<*(iara+ctr)<<”\t”<<*(iptr+ctr)<<endl;

}

 

Объявление массива указателей.

int*iptr[10]; // резервирование массива на 10 указателей целого типа

char*cpoint[20];// резервирование массива на 20 указателей символьного типа.

Каждый элемент после инициализации будет содержать адрес, который указывает на другое значение в памяти. Массивы указателей позволяют более эффективно проводить обработку групповых данных.

Двумерный массив может быть представлен как одномерный массив указателей:

data-type *array[expression 1];

например, мы хотим описать двумерный массив х[10][20]. Это будет иметь следующий вид int *x[10];, где х – одномерный массив указателей.

При этом x[0] указывает на начало первого ряда массива [10][20]

При этом x[1] указывает на начало второго ряда массива х[10][20]

 

                 
   
 
   
 
 
   
 
 

 


Чтобы получить доступ к элементу х[1][5]- надо использовать следующую запись: *(х[1][5])., где х[1] – это адрес второго ряда,(х[2]+5)-это адрес четвёртого элемента в этом ряду, *(х[2]+5) – это значение по адресу.

 

Рассмотрим пример: Программа вычисляет сумму элементов двух таблиц и записывает в третий массив. Каждый двумерный массив представлен как одномерный массив указателей. Каждый элемент одномерного массива указателей соответствует одному ряду двумерного массива.

Для объявления массивов и резервирования памяти воспользуемся функцией malloc(), снабжённой одним аргументом: необходимым числом байтов памяти. Эта функция возвращает адрес первого байта блока. Эта функция может применяться для возвращения указателей на массивы, структуры. Например:

double *ptd;

ptd=(double*) malloc(30*sizeof(double));

Этот код запрашивает память для хранения 30 величин типа double.

Обратите внимание, что ptd объявлении как указатель для отдельного типа double, а не для блока из 30 величин, имеющих тип double.

Так как имя массива есть адрес первого элемента массива, то ptd можно использовать для получения доступа к первому элементу блока.

 

 

#include<stdlib.h> // содержит функцию malloc()

#include<iostream.h>

#define MAXROWS 20

void main()

{ int row, nrows, ncols;

int *a[MAXROWS],*b[MAXROWS],*c[MAXROWS];//определение массивов указателей

//прототипы функций

void readinput(int *a[MAXROWS],int nrows, int ncols);

void computesums(int *a[MAXROWS], int *b[MAXROWS], int *c[MAXROWS], int nrows, int ncols);

void writeoutput(int *c[MAXROWS], int nrows, int ncols);

cout<<"Сколько рядов"<<endl;

cin>>nrows;

cout<<"Сколько колонок"<<endl;

cin>>ncols;

//первоначальное распределение памяти

for(row=0; row<=nrows; row++)

{

a[row]=(int*)malloc(ncols*sizeof(int));

b[row]=(int*)malloc(ncols*sizeof(int));

c[row]=(int*)malloc(ncols*sizeof(int));

}

cout<<"первая таблица"<<endl;

readinput(a,nrows,ncols);

cout<<"вторая таблица"<<endl;

readinput(b,nrows,ncols);

computesums(a,b,c,nrows,ncols);

cout<<"сумма элементов"<<endl;

writeoutput(c,nrows,ncols);

}

//return;

void readinput(int *a[MAXROWS],int m, int n)

{

int row,col;

for (row=0; row<m;++row)

{

cout<<"введите данные по"<<row<<" ряду"<<endl;

for(col=0; col<n;++col)

cin>>*(a[row]+col);

}

return;

}

void computesums(int *a[MAXROWS], int *b[MAXROWS], int *c[MAXROWS], int m, int n)

{

int row,col;

for (row=0; row<m;++row)

for (col=0; col<n;++col)

*(c[row]+col)=*(a[row]+col)+*(b[row]+col);

return;

}

void writeoutput(int *a[MAXROWS], int m, int n)

{

int row,col;

for (row=0; row<m;++row)

{ for (col=0; col<n;++col)

cout<<*(a[row]+col);

cout<<endl;

}

return;

}

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: