Особенности складывания российского абсолютизма. Преобразование гос. устройства России.




Абсолютизм, абсолютная монархия (от франц. неограниченный, безусловный) обозначение в литературе типа государственной власти, складывавшегося в различных странах в периоды их перехода от феодально—сословного к капиталистическому, гражданскому обществу. Отличается от более ранних форм деспотий и более поздних тоталитарной и авторитарной государственности. В русских источниках "абсолютство", "абсолютно" (самодержавно) с первой четверти ХУШ в. сначала применительно к государственному строю западных стран, затем собственно к России ко времени Петра 1 Русские историки наделяли термин "самодержавие", "самодержавная монархия" всеми основными признаками, которые историки их времени относили к абсолютизму.

Российский тип абсолютизма в некоторых отношениях сходен с абсолютизмом стран Центральной Европы, но в реальной истории было многообразие проявлений. Расцвет абсолютизма как типа государственной власти происходил в России в ХУШ в. Предпосылки его образования проявились в царствование Ивана Грозного (вторая половина ХУ1 в). Падение — в 1917 г.

Иван Грозный придавал своему правлению характер самовластия ("государь повелевает хотение своетворити от Бога повинным рабам своим","жаловать своих холопей мы вольны, а казнити вольны же" писал он Андрею Курбскому). Российская государственность 60—70—х гг. ХУ1 в. имела многие особенности системы восточной деспотии. Деспотия — возможность произвола высшего носителя власти, не ограниченного никакими законами и опирающегося непосредственно на силу. Место человека в обществе определялось не знатностью и богатством, а близостью к монарху. Социальный статус и богатство исходили от власти. Все были равны перед монархом, фактически находясь в рабском состоянии.

Современники ХУ1 в. русские и иноземцы обращали внимание (и оставили записки) на всеобщее рабство подданных. В исторической литературе ясно показаны субъективные предпосылки установления в России деспотического самодержавного правления (усиление политической роли младшей дружины, ордынское иго).

Но существовали и объективные предпосылки. Это историко—географические условия страны (Л.В. Милов). Бедность почв, короткий с/х цикл, рискованность земледелия — и как следствие — экстенсивность земледелия, низкий прибавочный продукт. В этих условиях господствующий класс создавал жесткий механизм принудительного изъятия той доли совокупного прибавочного продукта, которая шла на потребности самого государства. Это один из определяющих факторов многовековой традиции деспотической власти.

Другой фактор — наличие коллективной земельной собственности общины. В целом, восточная окраска государственной власти стимулировалась не объективными, а субъективными причинами, главной из которых было — ордынское иго. Власть оставалась слабой и беспредельно жестокой.

Социально—экономический и династический кризис к. ХУ1— н. ХУП вв. замедлил становление российского абсолютизма. С середины ХУП в. в правление царя Алексея Михайловича началось формирование элементов абсолютизма:

— реже созывались Земские соборы,

—снижалась роль боярской Думы и возрастало значение Ближней думы и приказной бюрократии (дьяки и подьячие),

— изживал себя основной принцип феодальной службы (местничество),

— увеличивалось число солдатских и рейтарских полков иноземного строя, предвестников регулярной армии,

— возрастала роль светской культуры,

— присоединившись к антитурецкой коалиции Россия попыталась войти в систему европейских государств.

Форсированное оформление абсолютизма в России пришлось на к. ХУП — первую четверть ХУШ в., значительная роль принадлежала Петру 1 и его окружению. Это выразилось в превращении России в империю и в новом титуле император (1721 г.).Петр заменил приказы коллегиями (1718 г.), реформировал местное управление, поставил церковь под управление государства, создал регулярную армию и флот. При нем впервые появилась роспись государственных доходов и расходов. Подворная подать была заменена подушной (1718—1719 гг.). Введение Табели о рангах (1722 г.) установило единые принципы чинопроизводства по военной и гражданской службе.

Оформление российского абсолютизма происходило при неуклонной политике меркантилизма, господствовавшей тогда в Европе. (Сущность которой — активный внешнеторговый баланс, превышение вывоза товаров над ввозом. Составная часть — протекционизм, политика государства по защите национальной экономики от иностранной конкуренции в экономике и торговле, поощрение развития горного дела, мануфактур, купечества, отраслей хозяйства в наибольшей степени связанных с нуждами промышленности, армии и флота).

В отрасль государственной деятельности превратились открытие и описание новых земель. Абсолютизм формировался решая важнейшие внешнеполитические проблемы: выход к морям, установление политических отношений со странами Европы.

Целенаправленно выстраивается новая идеология. Переводятся на русский язык труды европейских историков и юристов, издаются сочинения Феофана Прокоповича ("Правда воли монаршей").

В области культуры и науки проведены реформы календаря, алфавита, развиваются школы, учреждена Академия наук, растет книгоиздание, появляется печатная газета. Изменения подчеркивались европеизацией одежды, быта. В литературе и искусстве возникают и развиваются стиль барокко и классицизм.

Все это насаждалось жесткими методами: выросли повинности крестьянства и посадского населения, введены многочисленные чрезвычайные налоги и сборы, повинности, десятки тысяч людей гибли на строительстве дорог, каналов, крепостей, городов. Преследовались беглые, старообрядцы, противники преобразований. Государство силами регулярной армии подавляло волнения и восстания народа, происходившие в основном в первой половине царствования Петра 1 (1698—1715 гг.)

Одним из проявлений российского абсолютизма было стремление к полной регламентации всех проявлений деятельности общества.

Особенности российского абсолютизма во многом формировались под влиянием личностных качеств правителей. Огромное значение имела личность Петра 1. Царь не только осознавал кризис, но и полностью отрицал старомосковский, традиционный образ жизни. С детских и юношеских лет, видя стрелецкие бунты, Петр вынес заряд ненависти к боярам, стрельцам, старому укладу жизни, что стало важным психологическим стимулом в его деятельности. Поездка за границу (1697—1698 гг.) укрепила отвращение Петра к русской традиционной жизни. Он считал "старину" не только опасной и враждебной ему лично, но и тупиком для России. Западная модель жизни во всем ее многообразии — от орудий труда до государственных институтов и быта — стала для него образцом, по которому он переделывал свою страну. Петр не получил традиционного для русских царей православного образования, был совершенно безграмотным, до конца жизни не знал правил орфографии и писал многие слова по фонетическому принципу. Главное — Петр не усвоил совокупной системы ценностей, присущей традиционной русской культуре. Петра привлекала типично протестантская модель существования в реальном прагматическом мире конкуренции и личного успеха. Этой модели Петр во многом и следовал в своей деятельности.

Следствием упрочения этой идеи стали:1) невиданная допетровской России открытость общества, готового принять новое (как казалось самое хорошее, на практике — и вполне плохое), 2) то что впоследствии в историографии стали называть "догоняющей моделью" развития. Она подразумевает непрерывную, на пределе сил общества, гонку за наиболее развитыми странами. Противовесом этому мировосприятию в позднейшем времени стала консервативная по сути идея некоей исключительности России, особого "русского пути" в истории.

Административная реформа проходила через все преобразования Петра 1. После завершения Северной войны, с 1719 г. коренным изменениям была подвергнута гражданская сфера управления. На этом этапе преобразований Петр опирался на ряд теоретических принципов, взятых преимущественно из западноевропейской рационалистической философии, юриспруденции, учения о государстве. В основу всякой деятельности ставилось опытное знание, в нем усматривали залог победы человека в борьбе со слепыми силами природы. Государству отводилась решающая роль ("договорная теория" Гоббса, выводившая государство не из божественного начала, а из соглашения людей, передававших вр имя мира в обществе, свои права государству). Государство мыслилось как идеальный общественный инструмент, с помощью которого можно изменить не только природу, но и самого человека. Венцом этих идей было представления о том, что все усилия, изменения, страдания и жертвы служат одно великой цели — достижения "общего блага". Петру были известны многие из этих популярных идей, он был знаком с Лейбницем, был усердным читателем различных книг.

Но Петр был правителем—практиком и доверял не общим теориям, а той реальности, которую знал. Размышляя о преобразованиях, Петр обратился к опыту Франции, Дании, особенно Швеции. Особые симпатии Петр испытывал к Швеции. Сравнение России и Швеции убеждает в поразительном различии в социальной и экономической, но, особенно, в политической сферах. Дело, видимо, обстояло в том, что победа над Швецией досталась большим трудом, "учением", поэтому она стала государством—образцом. Кроме того, 1) опытному голштинскому чиновнику Генриху Фику удалось собрать о шведской модели управления максимально полные сведения и переправить их в Россию; 2) шведская коллегиальная система была наиболее ярким выражением камералистской доктрины, воспроизвести которую в русских условиях хотел Петр. Камерализм привлекал не только общими идеями всеобщего блага и доминирования государства, но и конкретными, по существу бюрократическими, принципами, рецептами, процедурами и схемами управления. Система управления строилась: 1) на основе функционального принципа, когда система управления подразделялась на независимые друг от друга отрасли и их компетенция распространялась на всю территорию страны 2) внутреннее устройство учреждений строилось на началах коллегиальности, четкой регламентации обязанностей чиновников, специализации канцелярского труда, устойчивого штата служащих, денежного жалования в фиксированном размере.

В целом, был создан новый госаппарат, отличавшийся целостностью, согласованностью отдельных элементов. Аппарат был наполнен огромным по тем временам количеством чиновников, только в центральных учреждениях их стало в два раза больше. Резко возросло количество бумаг. В России казалось, что начал действовать вечный двигатель бюрократии. Суть которого было не решение дел, а движение бумаг.

Расчет на то, что недостатки старого аппарата будут сняты внедрением камерализма, коллегиальности и военной дисциплины оказались не состоятельными. Новая административная система не только восприняла пороки старой, но и умножила их за счет бюрократизации. Причины неэффективности: 1) не хватало квалифицированных кадров, 2) система финансов находилась в зачаточном состоянии и чиновники годами не получали жалования,3) не удалось сразу разделить компетенции коллегий, одновременно с ними существовало до 20 приказов, что вело к неразберихе, 4) много недоработок в законодательстве о работе аппарата. Главное — принцип коллегиальности, продвигавшийся во все уровни, оказался нежизнеспособен.

Особенностью работы Петра 1 с иностранными образцами были попытки приспособить их к русской действительности и русскому обычаю: 1) самодержавная неограниченная ничем не контролируемая власть, 2) отсутствие какого—то бы ни было представительного органа, 3) тенденция к полному подчинению церкви самодержцу, 4) отсутствие развитого самоуправления, 5) крепостное состояние значительной части населения страны.

Рост бюрократизма, контролируемый на шведской почве выборными органами, был высажен на русскую почву, не имевшую сословного представительства, и поэтому получил в России бурное развитие. Единственным гарантом эффективности работы нового, как и старого — приказного, аппарата оставался самодержец.

После петровских преобразований Россия вышла той Российской империей, которая, с некоторыми модификациями, просуществовала почти 200 лет.

Госуд управления.

В 1721 Петр провозгласил себя императором В 1711 вместо Боярской Думы подменяющей её Колнсии министров был учрежден Сенат в него вошли 9 ближайших П1 сановников(учитыв только деловые качества) Права сената: осуществлыть надзор и рук раб всего гос аппарата, контрол правосудие. И было создано 11 коллегий(ИнострВоенАдмиралт, Штатская, Ревизион, Комерч, Берг, Мануфакт, Юстиц, Малорос, Вотч) ИМПЕретор – сенат- коллегии- губернии- провинции-уезды

Местного управления.

Страна была разделена на 8 губерний (Моск, С-Пит, Киевск, Смоленск, Архангельск, Казанск, Азовскую(+ Воронежская в 1711), Сиб.)Во главе губерний стояли губернаторы 8 Гуьерний(губернаторы)- 50 Провинций(воеводы)- уезды(воеводы)

Для страны сложилась единая централизованная администр-бюрократическая систуправл, решающую роль в кот играл монарх, опирающийся на дворянство. Выросло число чиновников

Военная.

Во времена Петра Русская Армия и Флот были самыми сильными в Европе. С 1705 введена рекрутская повинность; была создана регулярная армия с единым принципом комплектования; новый военный устав 1716, организованы военные училища; в 1699 были расформированы стрелецкие полки.

Церковная.

Была упразднена должность патриарха и установлена Обер-прокур..Шло подчинение церкви гос-ву. в 1721 была учреждена Духовная коллегия или Синод контролировал. Были учреждены штаты церковнослужителей, все же остальные облагались подушной податью (старообрядцы вдвойне.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: