А) метафизика Аристотеля.




Лекция 5. Эпоха высокой классики античной философии.

Философия Платона.

А) Онтология Платона. Учение об идеях

Б) Гносеология Платона

В) Учение о государстве

Философия Аристотеля

А) Метафизика Аристотеля

Б) Гносеология Аристотеля

В) Учение о государстве

Философия Платона.

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – афинский философ, ученик Сократа, основатель Академии. Настоящее имя Аристокл. Философские воззрения отражены в его диалогах, среди которых можно выделить такие как: «Пир», «Теэтет», «Федон», «Государство».

А) Онтология Платона. Учение об идеях.

Платон утверждает, что тот мир, который мы воспринимаем при помощи органов чувств, не есть единственный мир. Этот мир не имеет истинного бытия, так как постоянно видоизменяется во времени и пространстве. Этот мир Платон называет становлением. Истинным бытием обладает невещественный мир бестелесных сущностей, которые Платон называет идеями или эйдосами. Мир идей – это подлинное бытие, это сущность вещи, ее бытийственная основа.

В качестве второго источника существования мира Платон выделяет материю, представляя ее как небытие. Материя – это беспредельное начало и условие пространственного обособления множества вещей, которые существуют в чувственном мире. Материя выступает в качестве пассивного женского начала, которое принимает в себя активное начало эйдоса и вынашивает вещь.

Платон также вводит такое понятие как мировая душа, которая является посредником между миром идей и миром вещей. Мировая душа это самодвижущаяся, творящая сила, с ее помощью мир становится единым, упорядоченным, живым целым – космосом.

Б) Гносеология Платона.

Согласно Платону, идеи доступны человеческому познанию, но только познанию рациональному. Платон указывает на два типа знания: чувственное и «умное». Чувственное познание формирует только мнение, которое не может усмотреть сущность вещи, оно ничего не говорит о ее причине. Знание стоит выше мнения, оно отграничено от чувственности и рассматривается не как результат чувственных восприятий, а как чистое познание, предшествующее чувствам.

Такая теория названа анамнесисом или теория припоминания. Человеческая душа – это идея, до своего воплощения в теле, она прибывала вместе с другими идеями, и знание ее было абсолютным. Как только душа воплощается в теле, все ее знания забываются, и весь процесс познания сходится к припоминанию того, что душа знала раньше. Все чувства должны быть подчинены этому познанию.

Рассматривая истинное рациональное познание, Платон приводит миф о пещере. Образ человека, сидящего в пещере - это образ того, кто доверяет органам чувств и ценит чувственное познание. Он видит и воспринимает только тени вещей, а не их сущность. Тот же, кто способен выйти за пределы своей пещеры, выходит к свету разума и способен узреть истинный мир. Истинное познание открывает путь к освобождению бессмертной души человека, к его свободе.

В) Учение о государстве.

 

Основные идеи о государственном устройстве Платон излагает в диалогах «Государство», «Законы» и «Политик».

Деятельность государства должна быть подчинена идее блага. Регулятором гармоничного государственного устройства выступает идея справедливости. Справедливость – это когда, каждый находится на своем месте. Общество должно быть основано на разделении труда граждан. В основе такого разделения лежит учение о душе Платона.

Платон выделяет три типа души:

1. вожделеющая часть души – люди, у которых эта часть души преобладает, не могут подняться над своими неизменными желаниями. Целью их жизни становится стремление к телесным удовольствиям. Такие люди пригодны для многих профессий, связанных с производством материальных вещей, например, ремесленники, землепашцы, торговцы и т.д.

2. аффективная часть души – люди, у которых эта часть души преобладает, отличаются храбростью и безрассудством, но они не могут рационально оценивать ситуацию, так как в жизни руководствуются не разумом, а чувствами. Такие люди становятся воинами.

3. разумное начало – это стремление к познанию и созерцательной деятельности. Люди, у которых преобладает разумное начало, должны стать философами, управляющими государством.

Таким образом, в идеальном государстве должны существовать три сословия: рабочие, воины, философы-управленцы. В таком государстве каждый занят своим делом, что способствует развитию общества. В этом обществе ликвидируется личная собственность, устойчивые браки и вводится общественное воспитание детей.

Философия Аристотеля.

Аристотель по прозвищу Стагирит (384 – 322 гг. до н.э.) один из крупнейших философов античности, учитель Александра Македонского, основатель Ликея (перипатетической школы).

а) метафизика Аристотеля.

Метафизика – то, что после физики. Для Аристотеля метафизика – это первая философия – наука о реальности по ту сторону физической. Это означает любую попытку человеческой мысли выйти за пределы эмпирического мира, чтобы достигнуть метаэмпирической реальности.

Аристотель дает 4 определения метафизики:

1. исследование причин, первых или высших начал;

2. познание бытия, поскольку оно бытие;

3. знание о субстанции;

4. знание о Боге и субстанции сверхчувственной.

Бытие единичной вещи определено 4 причинами, или началами:

1. Материя (материальная причина) – то, из чего. Материя является возможностью (потенцией) появления вещи. Материя вечна, бесконечна, несотворима и неуничтожима. Первоэлементами материи являются огонь, земля, воздух, вода, эфир.

2. Форма (формальная причина) – то, что. Форма – это действительность вещи, это ее цель и сущность. Форма и материя неразрывно связаны между собой. Материя – это возможность формы, а форма – возможность материи. Форма осуществляет возможность, которой является материя, делая вещь такой, какая она есть. Если мы возьмем медный шар, говорит Аристотель, то медь – это лишь возможность шаровидности. Но по отношению к физическим элементам, медь будет формой, а эти элементы материей. Каждая форма может рассматриваться как материя для иной более сложной формы.

3. Действующая причина – то, откуда. У каждой вещи есть причина изменений, мир подчинен четкой каузальности, то есть причинно-следственной связи, например, отец – причина ребенка.

4. Целевая причина – то, для чего. Это то, для чего произведено изменение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: