Концепции | Системное построение процесса воспитания (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л.Селиванова | Системно – ролевая теория формирования личности ребёнка (Н. М. Таланчук) | Воспитание как педагогический компонент социализации ребёнка (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, М.А. Ковальчук, С.Л. Паладьев, В.Б. Успенский и др.) | Формирование образа жизни, достойного Человека (Н.Е. Щуркова) | Воспитание ребёнка как человека культуры (Е.В. Бондаревская) | Педагогическая поддержка ребёнка и процесса его развития. (О.С. Газман) | Самовоспитание школьников (Г.К. Селевко) | Воспитание На основе потребностей человека (В.П. Сазонов) |
Понятие «Воспитание» | Воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности | Воспитание -процесс человековеде ния, протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей. | Воспитание-педагогический компонент процесса социализации, который предполагает действия по созданию условий для развития человека. | Воспитание- целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребёнка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нём и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. | Воспитание- процесс педагогической помощи ребёнку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении | Воспитание- специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, | Самовоспитание- процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности. | Воспитание- деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворе- ния базовых потребностей школьника. |
Цель воспитания | Цель - всестороннее гармоничное развитие личности. | Цель -Формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей. | Идеальная цель –социальное развитие человека, предполагающее позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях. Реальная цель -(конкретизируется в соответствии с особенностями воспитанников и спецификой условий их развития) | Цель –это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. | Цель – -это целостный человек культуры. | Идеальная цель -формирование гармоничной, всесторонне развитой личности. Реальная цель- дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых естьнаиболее благоприятные субъективные условия и объективные возможности семьи, школы, общественности,государственной власти на местах. | Цель- воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещённого, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своём профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию. | Цель-обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потребностей личности учащихся. |
Задачи воспитания | 1.Формирование у детей целостной и научно – обоснованной картины мира. 2.Формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины. 3.Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения. 4.Развитие у подрастающего поколения креативности, «творческости» как черты личности. 5.Формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребёнку в самореализации | Формирование у учащихся готовности и способности выполнять социальные роли, взятые в конкретных условиях жизни и деятельности и с учётом этапов развития личности. | Три группы воспитательных задач: 1.Формирование у ребёнка гуманистического мировоззрения. 2. Развитие потребностей и мотивов нравственного поведения. 3. Создание условий для реализации этих мотивов и стимулирование нравственных поступков детей. • | 1.Формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества; 2.Формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни; 3.Формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле; 4.Формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни; 5.Формирование образа жизни, достойнойЧеловека; 6.Формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути. | Основная задача –создание культурной среды развития ребёнка и оказание ему помощи в самоопределении | I группа - задачи в области обучения; II группа – задачи в области воспитания : 1.Осуществлять личностный подход в учебно-воспитательном процессе; 2.Превратить процесс школьного воспитания в самовоспитание; 3.Развивать нравственную, волевую и эстетическую сферы личности; 4.Формировать умения самовоспитания и самообразования 5.Обеспечить ребёнку условия для максимальной самореализации; 6.Формировать веру в себя; III группа – задачи в области психического развития; IV группа – задачи в области социализации. | ||
Принципы воспитания | 1.Личностный подход в воспитании. 2.Гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе. 3.Средовой подход. 4.Дифференцированный подход. 5.Природосообразность воспитания. 6.Культуросообразность воспитания. 7.Эстетизация среды, жизнедеятельности и развития ребёнка. | 1.Принцип гуманистической ориентации воспитания. 2.Принцип социальной адекватности воспитания. 3.Принцип индивидуализации воспитания учащихся. 4.Принцип социального закаливания детей. 5.Принцип создания воспитывающей среды. | 1. Принцип ориентации на социально – ценностные отношения; 2. Принцип субъектности; 3. Принцип принятия ребёнка как данности | -Природосообразность, -культуросообразность, -индивидуально-личностный подход, -ценностно-смысловой подход, -сотрудничества. | Гуманистические принципы воспитания: -любовь к ребёнку; -приверженность к диалоговым формам общения; - уважение достоинства и доверие; - ожидание успеха в решении проблем; -свобода поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребёнка; - поощрение и одобрение самостоятельности, независимости. | 1)Принцип высших духовных потребностей. 2)Потребность в саморазвитии. 3)Организация внешней части педагогического процесса (специальные цели, содержание, методы и средства). 4)Гуманизация образования. 5)Организация широкой дифференциации обучения и воспитания школьников. 6)Равноценность воспитательной и образовательной сфер в развитии личности при ведущей роли воспитания. 7)Личностный подход в воспитании. 8)Внеурочная сфера жизнедеятельности школьника должна рассматриваться как пространство деятельностного формирования у ребёнка уменийи навыков самосовершенствования. 9)Подготовку выпускников школы к жизни. | -Принцип природосообразности. -Принцип целостности в подходе к ребёнку. -Деятельностный принцип. -Эгоцентрированный принцип. -Возрастной принцип. -Принцип гуманизма. | |
Содержание воспитательного процесса | Ориентация на фундаментальные ценности: · Человек, · Семья, · Труд, · Знания, · Культура, · Отечество, · Земля, · Мир | Совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей в сферах: Семья Коллектив Общество Мир Я-сфера | Развитие всех сущностных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно – практической, экзистенциальной. | Философическое, диалогическое, этическое воспитание. | Основу содержания процесса воспитания ребёнка составляет субъективный опыт личности с его ценностями и смыслами, умениями и способностями, социальными навыками и способамиповедения. | Базовая культура личности: -культура жизненного самоопределения; -культура семейных отношений; -экономическая культура и культура труда; -политическая, демократическая и правовая культура; -интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура; -экологическая культура; -художественная культура; -физическая культура. | Социальные ситуации – пробы, которые создаются в учебной и внеклассной деятельности. | Организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей; -создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников; -формирование благоприятного нравственно – психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе; -создание условий для успешногосамоутверждения каждого воспитанника в формах общественно–полезной деятельности. |
Механизмы воспитания | Функционирование воспитательной системы учебного заведения, в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего развития учащихся. | Использование форм и способов социального наследования посредством оказания педагогической помощи учащимся в освоении и выполнении социальных ролей. Реализация педагогами в ОУ системы воспитательных функций: -диагностической; -целевой ориентации; - планирования; - организаторской; - мобилизационно-побудительной; -коммуникативной; - формирующей; - контрольно-аналитической и оценочной; - координации и коррекции; -совершенствования | Формы, методы и приёмы воспитательного взаимодействия педагогов и учащихся. | Сопровождение, умелое руководство педагогическим процессом: 1. Обустройство жизни ребёнка в школе; 2. Организация предметной деятельности ребёнка и ученического коллектива в целом; 3. Организация духовной деятельности по осмыслению жизни. | Педагогическая помощь и поддержка: -изучение узловых событий жизни ребёнка; -педагогическая интерпретация его индивидуальных особенностей; -эмпатическое принятие ученика таким, какой он есть; -совместное с учеником проектирование этапов его дальнейшего развития; -адаптация воспитательных средств к характеру ребёнка; -вовлечение его в педагогические и жизненные события; -раскрепощение для диалога, творчества, саморазвития и самостроительства. | Помощь школьнику в его саморазвитии через педагогическую поддержку: создание благоприятных условий для развития школьника в доступных ему видах деятельности. | Основу механизма воспитания составляет технология самовоспитания (саморазвития) личности. Данная технология состоит из трёх подсистем: 1 – «Теория», 2– «Практика», 3–«Методика». | Необходимо знать и учитывать закономерности, логику и стадии развития личности ребёнка: -учитывать потребности данного возраста детей; - обязательное информирование детей о цели, ходе и ожидаемом результате любого дела; - опираться на прошлый жизненный опыт ребёнка; - мобилизовать, укрепить волю участников в успех; - обеспечить успех, ожидаемое удовольствие от преодоления трудностей. |
Критерии результативности | 1 группа – «критерии факта»; 2-я группа – «критерии качества» | Нецелесообразно использовать единые для всех образовательных учреждений критерии и показатели. Они могут быть определены самими участниками педагогического процесса с учётом конкретных целей и задач воспитательной работы и в соответствии с уровнем развития воспитательной системы учебного заведения. | Критерий уровня воспитанности, его изменения из года в год. | 1.Уровень ценностно-смыслового развития и самоорганизации личности. 2.Способность к нравственной саморегуляции поведения. 3.Мера педагогической помощи, которая необходима учащемуся в самостроительстве собственной личности. | 1.Готовность ребёнка к самоопределению, самореализации самоорганизации и самореабилитации. 2.Развитость индивидуальных способностей ученика. 3.Нравственная направленность личности. 4.Физическое и психическое здоровье школьника. 5.Сформированность базовой культуры учащегося. 6.Защищённость и комфортность ребёнка в классной и школьной сообщности. | -Критерий факта (поступка); -Критерий отношений (социометрический; -Критерий содержания; -Критерий метода; -Критерий времени (готовность к самостоятельной жизни); -Критерий доминантности. | Оценивание работы воспитателя по качеству созданных им условий для жизнедеятельности воспитанников: -интел.-ный и эмоц.-ный фон жизни; -ур. психол. защищ. и свободы каждого ребёнка; -характер взаимоотношений ученика и учителя, детей, степень доверия, взаимоуважения, взаимопомощи; -возможность самопроявления. Оценка личности воспитанника: -Самопринятие; -Знание себя; -Признание и принятие окружающих; -Эмпатийность; -Чувство самоуважения; -Активность; -Эмоц.-ная и интел.-ная независимость; -Включённость в настоящее, способность получать удовольствие от жизни. | |
Показатели эффективности | Критерии факта: 1)Упорядоченность жизнедеятельности школы 2)Наличие сложившегося единого школьного коллектива 3)Интегрированность воспитательных воздействий в комплексы, центры, клубы и т.д. Критерии качества: 1)Степень приближённости системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы; 2)Общий психологический климат школы; 3)Стиль отношений в нёй; 4)Самочувствие ребёнка, его социальная защищённость, комфорт; 5)Уровень воспитанности выпускников школы. | Супружеская культура Педагогическая родительская культура Проф. мастерство и компетентность, трудолюбие Экономическая культура Организаторские способности Коммуникативная культура Пед. культура в коллективе Патриотизм Нац.– интернац.-ная культура Полит. культура Правовая культура Классовая и интерклассовая культура Этическая культура и нрав. образ жизни Экологическая культура Геосоциальная культура Интерсоциальная культура Здоровые материальные потребности Развитость духовных потребностей Активность и успешность самообразования Активность и успешность самосовершенствования Развитость творческих способностей Психосаморегулятивная культура Деловитость | 1.Уровень воспитанности школьников, направленность личности. 2.Уровень развития коллектива, эмоционально – психологических и деловых отношений в нём. 3.Уровень организационных аспектов воспитательной деятельности. | -ИСТИНА; - ДОБРО; - КРАСОТА, а так же: · внешний облик ребёнка; · физическое и психическое развитие детей; · их поведение; · качественность разнообразной деятельности; · способности и самочувствие детей; · ценностные предпочтения; · отношение ребёнка к своему Я. | 1.Ориентация личности на ценности мировой и национальной культуры. 2.Творческая самореализация. 3.Нравственная саморегуляция и адаптация в изменяющейся среде. | 1.Критерий факта (поступка): -Негативные поступки -Нет отклонений от нормы -Безответственный; -Ответственный. 2.Критерий отношений (социометрический: -Изгой (отверженный); -Лидер. 3.Критерий содержания: -Примитивные интересы; -Общечеловеческие ценности; -Космополитизм, национализм; -Гражданственность, патриотизм. 4.Критерий метода: -Самостоятельный; -Зомби; -Самовоспитыв-ся 5 Критерий времени (готовность к самостоятельной жизни): - инфантильный, - тревожный; - самоопределившийся; - уверенный; 6. Критерий доминантности: - безвольный; - не заботящийся о здоровье; - пассивный; - ситуативный; - волевой; - ведущий здоровый образ жизни; - активный; - творческий; - целеустремлённый. | 1)Самоприятие, гармония и согласие внутренних «образов Я». 2)Способность к рефлексии. 3)Знание себя. 4)Признание и принятие окружающей среды, позитивное мироощущение. 5)Способность к пониманию, сочувствию, состраданию другому. 6)Чувство собственного достоинства, самоуважение. 7)Активность, поиск новых способов отношений с другими, нацеленность на преодоление жизненных проблем, стрессоустойчивость. 8)Эмоциональная и интеллектуальная независимость. 9)Включенность в настоящее, способность получать удовольствие от жизни. |