Публицистика русского зарубежья.




Седьмое февраля. Первая лекция.

Первый русский эмигрант – Андрей Курбский.

Герцен и Огарёв.

Эмиграция - переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам. Эмиграция добровольна, решение об эмиграции принимается самостоятельно (война, голод, бедность, политические репрессии, этнические конфликты, межконфессиональные противоречия, природные и экологические катастрофы, воссоединение семьи, дискриминация (национальная, религиозная, социальная и т. д.), невозможность получить образование, профессию, работу, трудности в реализации творческих, профессиональных, экономических и других личных и семейных планов в стране проживания). Эмиграция подразумевает пересечение границы и смену постоянного места жительства. Эмиграция не всегда подразумевает смену гражданства или подданства.

Белая эмиграция – 1905-начало двадцатых. Особенность – принципиальное дистанцирование от местного населения.

Вторая волна – 1939-1945.

Третья волна – 70-90.

Четвёртая волна – наши дни.

Нансеновский паспорт - международный документ, который удостоверял личность собственника, и впервые начал выдаваться Лигой Наций для беженцев без гражданства. Этот документ был разработан в 1922 году норвежцем Фритьофом Нансеном, комиссаром Лиги Наций по делам беженцев. Вначале он выдавался россиянам, а впоследствии и другим беженцам, которые не могли получить обычный паспорт. В 1942 году этот паспорт признали правительства 52 государств, и он стал первым переездным документом для беженцев.

Центры русской эмиграции: Берлин, Париж, Харбин, Шанхай, Прага, Нью-Йорк.

1922 г. – «Философский параход».

«Современные записки»

Закупался в СССР.

«Последние новости» П. Милюков. Честная, объективная газета. Международная жизнь, обсуждение позитива и негатива в СССР.

1925 – «Писателям мира»

«Новый мир»

«Накануне»

«Руль» - Иосиф Гессен, источник неугасимой энергии. Политическая, антибольшевистская. «Сообщать объективные факты из жизни СССР». Варианты обустройства России.

«Путь»

«Возрождение» - П. Струве, умеренно-консервативное. Всё плохо, режим бесчеловечный, но мы их будем изучать и подлавливать. Поддерживал политику Гитлера и Муссолини. Амфитеатров, Шмелёв, Куприн, Бунин.

«Грани»

Тут – многопартийность и религиозность, там – госпечать и научный атеизм.

«Дни» - эсеры. Лютое противостояние с «Последними новостями». Главная тема: «Как плохо живётся в СССР».

Жили все на пожертвования и благотворительные акции.

«Воля России» - эсеры. Позитивная оценка культурного развития СССР. Печатали советских авторов. Редакторы – Михаил Слоним и Сухомлинский.

Принципиально не сотрудничали с журналом Бунин, Куприн, Мережковский, Гиппиус, Алданов.

«Социалистический вестник» - редактор Мартов, центральный орган РСДРП.

Резко политизированный журнал. Откуда у них было столько информации об СССР – до сих пор неизвестно. Некоторое время поступал в СССР.

Литературно-художественные журналы: «Жар-птица», «Звено», «Вёрсты», «Числа», «Рубеж», «Парус», «Понедельник», «Врата».

Философ, основоположник христианского экзистенциализма.Учился на естественном факультете Киевского ун-та. Исключен из ун-та за участие в революционном студенческом движении, сослан в Вологодскую губернию. С 1904 г. вел активную деятельность в религиозно-философских обществах Петербурга. В «Философии свободы» (1911) подверг критике западную философию за разрыв связей с бытием, в «Смысле творчества» (1916) разработал концепцию антроподицеи. В 1918г. создал Вольную Академию Духовной Культуры, в 1920 г. избран профессором Московского ун-та.Выслан из России в 1922 г.В 1924 г. перебирается в Париж и обосновывается в его пригороде — Кламаре, гдесоздает «Философию свободного духа» (1927), «О назначении человека» (1931), «Я и мир объектов» (1934) и многие другие труды — всего его перу принадлежит более 500 книг и статей.Дружеские узы в разное время связывали его с С. Н. Булгаковым, Д. С. Мережковским, Е. Н. Трубецким, В. Ф. Эрном, П. А. Флоренским, О. Шпенглером, М. Шелером. Ж. Маритеном, Э. Жильсоном, Э. Мунье, Г. Марселем, Р. Ролланом, А. Жидом.Автор исследования по отечественной философии — «Русская идея. Основные проблемы русской мысли конца XIX века и начала XX века» (1946).О своем интеллектуальном развитии рассказал в книге «Самопознание».Взгляды Б. сформировались под влиянием Гераклита, Оригена, Григория Нисского, Я. Бёме, Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.

Основная идея Б. состоит в том, что свобода не детерминирована бытием, не определяется даже Богом, но имеет примат над ними и открывает возможность творчества нового, еще не бывшего в мире. В философии истории философ раскрыл механизм обездушивания культуры и ее перехода в цивилизацию. Б. отверг нормативную этику и противопоставил ей этику творчества, в которой корень зла усматривается в объективации результатов творчества.Это цитаты, дословно списывать не советую!В строе русской души есть противление тому творчеству, которое создает дурно-бесконечную, буржуазно-серединную культуру, есть жажда творчества, которое создает новую жизнь и иной мир. Россия не может остаться только Востоком и не должна сделаться только Западом, миссия России быть Востоко-Западом, соединительницей двух миров.

Рyсский коммyнизм трyдно понять вследствие двойного его характера. С одной стороны он есть явление мировое и интернациональное, с дрyгой стороны — явление рyсское и национальное. Особенно важно для западных людей понять национальные корни рyсскоrо коммyнизма, его детерминированность рyсской историей. Знание марксизма этомy не поможет.Mожно было бы сказать, что рyсский народ пал жертвой необъятности своей земли, своей природной стихийности. Реформа Петра была фактом настолько определяющим всю дальнейшyю историю России, что по оценке ее разделились наши направления ХIХ века. Сейчас одинаково нyжно считать неверной и yстаревшей и славянофильскyю и западническyю точкy зрения на дело Петра. Славянофилы видели в деле Петра изменy исконным национальным рyсским основам, насилие и прорыв органического развития. Западники никакого своеобразия в рyсской истории не видели, считали Россию лишь страной отсталой в просвещении и цивилизации, западно же европейский тип цивилиэации был для них единственным и yниверсальным. Петр раскрыл для России пyти западного просвещения и цивилизации.Mожно было бы сделать сравнение междy Петром и Лениным, междy переворотом петровским и переворотом большевистским. Tа же грyбость, насилие, навязанность сверхy народy известных принципов, та же прерывность органического развития, отрицание традиций, тот же этатизм, гипертрофия госyдарства, то же создание привиллегированного бюрократическоrо слоя, тот же централизм, то же желание резко и радикально изменить тип цивилизации.Hо большевистская революция пyтем страшных насилий освободила народные силы, призвала их к исторической активности, в этом ее значение. Переворот же Петра, yсилив рyсское госyдарство, толкнyв Россию на пyть западного и мирового просвешения, yсилил раскол междy народом и верхним кyльтyрным и правящим слоем. K ХIХ векy Россия оформилась в огромное, необъятное мyжицкое царство, закрепощенное, безграмотное, но обладающее своей народной кyльтyрой, основанной на вере, с господствyющим дворянским классом, ленивым и малокyльтyрным, нередко yтерявшим религиознyю верy и национальный образ, с царем наверхy, в отношении к которомy сохранилась релиrиозная вера, с сильной бюрократией и очень тонким и хрyпким кyльтyрным слоем. _______Mы вce нигилиcты, гoвopит Достоевский. Pyccкий нигилизм oтpицaл Бoгa, дyx, дyшy, нopмы и выcшиe цeннocти. И тeм нe мeнee нигилизм нyжнo пpизнaть peлиrиoзным фeнoмeнoм. Boзник oн нa дyxoвнoй пoчвe пpaвocлaвия, oн мoг вoзникнyть лишь в дyшe пoлyчившeй пpaвocлaвнyю формацию. Этo ecть вывepнyтaя нaизнaнкy пpaвocлaвнaя acкeзa, бeзблaгoдaтнaя acкeзa. B ocнoвe pyccкoro нигилизмa, взятoгo в чиcтoтe и глyбияe, лeжит пpaвocлaвнoe миpooтpицaниe, oщyщeниe миpa лeжaщия вo злe, пpизнaниe гpexoвнocти вcякoгo бoгaтcтвa и pocкoши жизни, вcякoгo твopчecкoгo избыткa в иcкyccтвe, в мыcли. Пoдoбный пpaвocлaвнoй acкeтикe нигилизм был индивидyaлиcтичecким движeниeм, нo тaкжe был нaпpaвлeн пpoтив твopчecкoй пoлнoты и бoгaтcтвa жизни чeлoвeчecкoй индивидyaльнocти.

Родился Георгий Васильевич Чичерин 12 ноября 1872. Но крестивший его священник по пьяни записал в свидетельство о рождении 20 ноября. С тех пор эта дата и считается официальной.Его отец происходил из старинного аристократического рода, основателем которого стал итальянский подданный, приближенный ко двору ИванаIII. Гриша получил прекрасное домашнее образование: уже в подростковом возрасте он прекрасно знал английский. На приличном уровне владел французским, итальянским и немецким языками, имел фундаментальные знания в области польского и сербохорватского языка. Помимо этого играл на фортепиано и сочинял музыку. (Написал исследовательский этюд о творчестве Моцарта).1891 – окончил с золотой медаль восьмую петербургскую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.1895 – окончил университет с отличием.1898 – поступает на службу в МИД РИ.Весна 1904 – выезжает в Германию, по легальному паспорту как служащий МИДа РИ в отпуске по состоянию здоровья. За границей он активно включился в революционное движение.В 1905 перебирается в Берлин, где присоединяется к большевистской фракции РСДРП. Основал и финансировал издание «Русского бюллетеня», выходившего на немецком языке (наверное, потому и Русского – С.К.), главной целью которого провозглашалась дискредитация российского царизма на западе.К 1907 по ряду идейных обстоятельств расходится с большевиками и занимает позиции меньшевистского большинства (меньшевиков в РСДРП было больше – количественно, – чем большевиков. – С.К.). Начинает остро критиковать В.И. Ленина.Сразу после возвращения в Петербург по решению Ленина назначается главным помощником наркома иностранных дел.

18 февраля 1918, по вине Троцкого, сорвавшего переговоры о перемирии с Германским правительством, немецкая армия стремительно приближалась к Петербургу. 19 февраля Ленин запросил у Германии мира на любых условиях, т.к. не подписав мира, тем не менее, демобилизовал армию – защищаться было нечем. 3 марта Чичерин, отказавшись от переговоров с германским и австрийским правительствами, подписал навязанный Германией мир. Вершина дипломатической деятельности Чичерина на посту наркома иностранных дел СССР – Генуэзская конференция.Страны-победительницы выдвигали России обвинение в том, что она, подписав сепаратный мир с Германией, позволила ей перебросить войска с восточного фронта на запад, что во многом осложнило победу над ней. Победители потребовали с России возмещения убытков и выплаты военных долгов. Чичерин заявил об аннулировании Россией всех своих долговых обязательств перед западом за счет разорении страны европейскими и американскими интервентами во время Гражданской войны. Наряду с этим он выдвинул контртребование, сказав, что потери России превышают ее долги и потери ее западных союзников. В связи с этим он потребовал возмещения этих потерь России.Это был триумф советской дипломатии.Последним крупным успехом Чичерина на международной арене можно считать Лозаннскую конференцию 1922-23.Она была созвана для урегулирования положения на Ближнем востоке.

Державы Антанты поначалу вообще попытались не допустить советскую делегацию на конференции, а когда все же были вынуждены это сделать, ограничили ее участие в ней лишь обсуждением вопросов о Черноморских проливах.Россия (СССР) требовала закрытия проливов Босфор и Дарданеллы для прохождения военных судов, как в мирное, так и в военное время. Турция поначалу отклонила это предложение и пошла на сближение с западом. Однако, почувствовав, что, таким образом, она может стать заложницей западных интересов. Турция начала тяготеть к позиции России. Таким образом, СССР удалось демилитаризовать акваторию Черного моря.

 

Итак, господа, полагаю, никому не надо объяснять причины первой волны эмиграции.

Всего уехало более двух миллионов, Германия – 600 000, Франция – 400 000, Манчжурия – более 100 000, США – около 30 000(1924). Всего – 25 государств. Всего весёлые русские интеллигенты издавали свыше трёх тысяч газет и журналов – и правильно, нам хлеба не надо, нам журнал подавай! Рекогносцировка была следующая:

Правый фланг, белой акации цветы эмиграции: «Двуглавый орёл»(Берлин – 20-22, Париж – 26-31); «Грядущая Россия» (лидер энесов Н.В.Чайковский и Марк Алданов, Париж-20), «Русская мысль» (София, Прага, Берлин, 21-24, редактор Петр наш Бернгардович). Самые левые из правых – кадеты с «Рулём»(Берлин, 20-31, редактор И.В.Гессен) и «Последними новостями»(эсхатологическое название, не находите? Руководящий орган партии, 20-40, редактор - «усатая няня»).

Эсеры. «Революционная Россия» (Юрьев, Берлин, Прага, 20-31, редактор В.М.Чернов).

Меньшевики. «Социалистический вестник» (Париж, Нью-Йорк, 21-65, первый редактор – Цедербаум).

Компания «Смены вех» (ну почему мы два года учим историю журналистики, но так толком и не поговорили об этом сборнике?! Автодидактика forever!). Журнал «Смена вех »(Париж, 21-25), газета «Мой любимый роман Тургенева» (Берлин 22-24). Редактор и того, и другого Ю.В.Ключников.

Способы справляться с тяжёлой психологической травмой у всех были разными.

Бороться с большевиками как угодно и желательно чем-нибудь огнестрельным хотели, естественно, правые. Одним из главных агрессоров был Пётр Струве, редактор «Русской мысли»(«Размышления о русской революции», «Прошлое, настоящее и будущее», «Мысли о национальном возрождении России», «Россия»). Революцию он трактовал как страшное безобразие, ай-ай-ай, народ-богоносец оказался не таким милахой, как представляла интеллигенция. В падении большевиков правые не сомневались, споры шли только по поводу того, на этих выходных или ближе к Рождеству. Одной из главных тем газеты была консолидация русских сил вокруг великого князя Николая, внука Николая I, который был весьма не прочь поимператорствовать. Под его эгидой открыли «Фонд спасения России» - первый денежносборный блин эмиграции, который они хотели впихнуть комом в горло большевикам.

В «Русской мысли» были опубликованы: родиноспасительные статьи Струве, «Заявление Великого князя Николая Николаевича»(1923), воспоминания В.В.Шульгина «Дни», «История моего дневника» и «Черная книжка» З.Гиппиус, стихи Н. Гумилева, И. Бунина, М. Волошина, М. Цветаевой.

Редколлегии «Руля» тоже хотелось вернуть упоительные дореволюционные вечера.

Передовица первого номера: «Восстановление России немыслимо при существовании советской власти. Каждый месяц, каждый день хозяйничанье этой власти продолжает и довершает дело разрушения России, ее культурных и хозяйственных ценностей. Наша основная политическая задача - освещать неприглядную русскую действительность».

Ведущей рубрикой стала «В Советской России». Как они нас любили, понятно по заголовкам: «Голод в Петербурге», «Война с деревней», «Струве о борьбе с большевизмом», «Черчилль о большевизме».

В «Руле» были опубликованы: «Декларация генерала Врангеля» («Армия и Флот не допускают мысли о возможности прекращения борьбы. Наша задача – сохранить ядро русской армии и флота для того часа, когда Европа учтет необходимость борьбы с мировой тиранией»), мемуары С.Ю.Витте, произведения М.Волошина, К.Бальмонта, И.Шмелёва, И.Бунина («Миссия русской эмиграции» - кстати, внушительная вещь)

Газета «Последние новости» (редактор – присяжной поверенный М.А. Гольдштейн, с 1 марта 1921 – П.Н.Милюков). Центральный орган кадетской партии, в отличие от «Русской мысли» и «Руля» события оценивала более-менее адекватно.

Программная статья – «Наша задача» («Не столько свои мнения по поводу событий, а сами события, не тенденциозное освещение фактов, а факты. Слова все сказаны, мнения все высказаны, но, увы, никто никого ни в чем не убедил, не научил и не заставил забыть... Задача наша иная, более скромная, в необходимость ее мы верим непоколебимо. Эта задача – излагать факты как они есть, т.е. говорить правду – и не ту, которая той или иной партии в преломлении политической веры кажется правдой, а ту, которая есть правда. Вот почему, вопреки установившемуся в последнее время трафарету, мы не считаем нужным озаглавливать нашу газету, как «беспартийную» или «демократическую». За этими словами столько раз обнаруживалась и очень узенькая партийность и очень широкая антидемократичность, что мы предпочитаем опираться не на аншлаг, который часто ни к чему не обязывает, а на ежедневную работу, которая будет вся на виду, как под стеклянным колпаком»). Рубрики первых номеров информационные: «Телеграммы», «По Советской России», «В Париже», «На Западе», «Среди эмигрантов» и т.д. Но, как ни ходи по русскому обществу, а в политику вляпаешься.

В газете были опубликованы: статья «Трёхлетие «Последних новостей»: «Само название нашей газеты показывает, что, когда три года назад она была основана, ее цель была по преимуществу информационная. Однако политическое значение переживаемого нами времени так велико, что газета... не могла остаться в стороне от борьбы направлений, и вынуждена была неизменно следовать курсу, верному своему компасу – «борьбы против насильников, овладевших Россией» (1923 г.), произведения И.А.Бунина, М.М. Зощенко, Н.Тэффи, главы «Хождения по мукам», «Письма из Берлина» Е.Д.Кусковой. Была рубрика-дайджест, собиравшая отклики о смерти Ленина. Все, ясное дело, обрадовались и принялись паковать чемоданы.

Возвращаемся к нашей психологической травме. Если кадеты плакали, повизгивали и топали ножками, то эсеры только тихонечко хныкали и ждали, пока само пройдёт.

«Революционная Россия» - главный орган эсеров. Редактор – В.М.Чернов, работали А.Ф.Керенский, В.М. Зензинов, И.А. Рубанович, Н.С. Русанов, В.В. Сухомлин, М. Слоним, К.Бальмонт. Но если монархисты и кадеты только и ждали, когда можно будет пройтись по хребтине взунтовавшейся скотины оглоблей, то эсеры были против вооруженной борьбы с большевиками.

Журнал «Социалистический вестник» (21-65, Берлин, Париж, Нью-Йорк, основатели – Л.Мартов и Р.Абрамович). Полемизировали с «Рулём»: Иосиф Гессен был резко против меньшевиков, которые отказались свергать большевиков вооружённым путём. Меньшевики же упирали на то, что большевики и меньшевики – что братья родные, и что если начнут драться ещё и они, то это будет Апокалипсис, Рагнарёк и полный бешбармак. А потом на останки рабочего класса слетятся пировать кривоклювые вонючие кадеты. Но этого никогда не будет, а поэтому «Социалистический вестник» с чистой совестью обзывал монархистов и кадетов «политическими покойниками».

В журнале были опубликованы: статьи «Кадеты и эсеры на рандеву», «Маленькая неточность», «Грозное предостережение», «Смерть В.И.Ленина» («Номер уже верстался, когда телеграф принес это скорбное сообщение... Перед только что разверзшейся могилой мы вспоминаем прежде всего не политического противника, не главу государства, где наша партия находится на нелегальном положении, где во всей силе свирепствует террористическая диктатура, а крупного деятеля рабочего движения, который вместе с незабвенным Ю.О. Мартовым закладывал фундамент классовой организации пролетариата в России»; «Не прошло и года, как пламя крематория испепелило тело Мартова. Теперь и Ленин покончил счеты с жизнью. И такая близкая последовательность их смерти как бы снова символически напоминает о том, насколько неразрывно были связаны в истории целой полосы русского рабочего движения их имена при всем различии и даже резкой противоположности их политического и морального облика»

А вот сменовеховцы наоборот, разгулялись и развеселились.

1921, Прага – выходит сборник «Смена вех».

21-22 – журнал «Смена вех» в Париже.

22-24 – газета «Накануне», Берлин.

21-23 – газета «Новости жизни», Харбин.

Везде публиковались Н.Устрялов, С.Лукьянов, Ю.Ключников, И.Лежнев. Внутриредакционные споры, конечно же, были, но хотели все одного – счастья для России.

Первый номер «Смены вех»:«Долго ли повторять привычную формулу «Долой большевиков!» Хочется верить, что недолго. Из России приходит все больше и больше известий о тех лучших представителях русской интеллигенции, которые не за страх, а за совесть решили отдать свои силы новой России, дабы поскорее преодолеть ужасы и тени переходного состояния. За границей первая коллективная попытка глубже вдуматься в свой новый долг представителей новой интеллигенции была недавно сделана авторами сборника «Смена вех». Выпускаемый с сегодняшнего дня еженедельник «Смена вех» хочет быть следующим этапом в примирении заграничной русской интеллигенции с Россией и русской революцией... Новая Россия еще слаба, ее надо поддержать. Поддерживать – не значит, однако, до бесконечности сохранять те ненормальные условия, в которых сейчас приходится жить России... С верой в Россию, в ее будущее, с верой в правильность своего пути приступаем мы к выполнению своих задач. Новую Россию нельзя мыслить враждебной остальным народам. Дело русского прогресса есть дело прогресса мирового».

Остальные издания этой группы тоже поддерживали Советскую Россию. Редактор «Накануне»(Передовая статья: «Все ценное, что мир веками накопил в непрестанном творчестве, должно быть бережно и с любовью вручено грядущим поколениям») Ю.В.Ключников был даже приглашён в состав советской делегации в качестве эксперта на ту самую Генуэзскую конференцию, где лихо погулял наш старый добрый друг Чичерин. В газете же печатались В. Катаев, Е.Петров, И.Ильф и М.Булгаков. Как вы понимаете, это было веселее основной массы эмигрантской публицистики, «Накануне» было популярно. «Накануне» регулярно поступала в Москву и распространялась по другим городам (прекратилось в 1926).

Двадцать девятое февраля.

Вторая лекция.

Печать после революции.

«Правда» - старейшая партийная газета.

10 ноября (28 октября) – «Газета … рабочего и крестьянства»

Глава СНК – единственная официальная должность Ленина.

Эксклюзивное право государства на публикацию объявлений, особый декрет.

Основная часть: действия правительства, декреты, приказы, распоряжения.

1918 – декрет о переходе на новый календарь. Страна перешла, церковь – нет.

1917 – военная газета «Армия и флот рабочей и крестьянской России».

Брестский мир. Ни войны, ни мира. Репарации и аннексии.

Австро-Венгрия, Болгария, Германия, Турция.

Отмена Брестского мира – после Ноябрьской революции в Германии. Страна проиграла, не имея ни единого вражеского война на своей территории. Киев: немцы-Петлюра-большевики-белые. А Российская империя тоже денонсировала Парижские соглашения после франко-прусской войны.

30 апреля 1918 года – «Красная армия».

Крестьянская газета – 3 декабря 1917 года.

«Голос трудового крестьянства» - левые эсеры.

Верховный совет крестьянских депутатов. Май-октябрь 1917. Меньшевики. Потом – «Известия». Стеклов.

6 июля – мятеж левых эсеров. Убийства Мирбаха. Разгром.

Брестский мир и продразвёрстка. Мария Спиридонова. Фильм «Шестое июля».

10 июля 1918 – большевики. Бесплатные приложения. «Деревенская жизнь», «Народная медицина и ветеринария». Слилась с «Беднотой».

23 декабря 1917 года – «Коммунист - ЖД». Чтобы работали.

Рене Клеман. «Битва на рельсах».

1) Подвоз хлеба.

2) Маневренная война.

Ипр. Существует фабрика, на которой до сих пор уничтожаются снаряды времён Первой Мировой войны.

«Гудок» - профсоюз железнодорожных мастерских и рабочих Петроградского и Московского рабочего узлов. Троцкий, народный комиссар путей сообщения.

Лев Сосновский. 1912 – работал в «Правде» и «Вопросах страхования». 1917 – редактор «Гудка». «Беднота» - был главным редактором. Сильный журналист с наивной концепцией «простых людей».

20-21 год – дискуссия по поводу профсоюзов. Государственные или общественные?

1917 – исключен из партии.

1935 – восстановлен.

1936 – исключен.

1937 – расстрелян.

1918 – «Гудок» из журнала становится газетой.

«Трава забвения», «Алмазный мой венец», «Белеет парус одинокий». Молодые литераторы. Катаев, Ильф и Петров, Олеша, Булгаков. Великое – ночами, днём – текучка. Лев Славин, пьеса «Интервенция», Константин Паустовский, Дитрих.

Как всю блестящую плеяду занесло в «Гудок»?

Они все были молоды и не были членами партии. Булгаков, переживший двадцать переворотов, не мог вообще рассчитывать на место в партийной газете. А «Гудок» - профсоюзная газета. Система разделения партийных и профсоюзных газет существовала до 70-х годов. Внутренняя эмиграция: Ильф и Петров – Одесса, Булгаков – Киев. А «Гудок» давал общежитие.

1922 – Булгаков принят литобработчиком. 1,5 года ждал публикации фельетона. («Беспокойная поездка»). Монолог записал Герасим Петрович Ухов. Разговор подслушал Г.П.Ухов. Документы собрал Г.П.Ухов. 1926 г. – уходит из «Гудка», работа над «Днями Турбиных».

Илья Ильф: чертёжное бюро, автомобильная станция, фабрика ручных гранат, редактор юмористического журнала. «Всё и ничего». Редактор – Август Потоцкий. Ильф – также литобработчик. 1924 г. – спецкор в Нижнем Новгороде. Цикл очерков «Ярмарка в Нижнем», «Глиняный рай», «Азия без покрывала», «Перегон Москва-Азия». 1925 г. – поездка на пароходе с тиражной комиссией. 15 кинофельетонов.

Юрий Олеша.

- Что вы умеете?

- А что вам надо?

- Стихи на железнодорожную тематику?

- Сейчас будут.

И были! И политически грамотные!

Как подписать?

Как хотите. Хоть А. Пушкин. Я не тщеславный.

Выступления журналистов – истоки сыновей лейтенанта Шмидта.

Ильф и Петров – покидают газету в 1928 году. По сокращению штата.

1927 г. 15 апреля. «Гудок» - «Улучшение клубно-художественной работы»: жалоба на венские стулья.

Михаил Александрович Глушков. «Может, вам ещё ключ от квартиры, где деньги лежат?».

1) Хорошая зарплата.

2) Каждодневная добровольно-принудительная работа. «Ни дня без строчки»

3) Идеи и писательский материал.

Лариса Рейснер. 1895-1926.

Создательница советского очерка.

Мать из семьи Хитрово. Отец – профессор. Семья издавала журнал «Рудин» - сатира, бичующая все безобразия русской жизни.

1916 – «Привал комедиантов».

1918 – вступает в РКПБ, комиссар, отправляется на Восточный фронт(Поволжье).

«Письма с фронта», книга «Фронт».

С Карлом Радеком едет в Германию.

«В стране Гинденбурга», «Гамбург на баррикадах».

Донбасс(1925) – «Уголь, железо и живые люди».

9 февраля 1926 года – стакан некипячёного молока. Тиф. Всеволод Вишневский. Воспоминания о похоронах – Шаламов. «Доктор Живаго».

Комиссар Раскольников.

 

Первое советское десятилетие: 1) Становления однопартийной системы СМИ, сохранявшейся на протяжении всей истории существования СССР, 2) Развитие информационной службы Советской России(В 1918 г. было создано Российское телеграфное агентство (РОСТА) – 1) Информационное агентство 2) Издание многочисленных органов печати 3) Подготовка журналистских кадров; на базе РОСТА возникает одно из крупнейших агентств мира – телеграфное информационное агентство Советского Союза (ТАСС), снабжавшее информацией печать, радиовещание, телевидение на протяжении всей истории существования СССР.

1918 – первый съезд журналистов России, решения которого сыграли заметную роль в дифференциации газетно-журнальной периодики. СМИ внедряется в административно-командную структуру.

Радио.

1921 – первые радиоустановки.

1924 – Общество друзей радио, первые радиогазеты РОСТА.

Занятный факт, но большевиков не любили ещё до того, как они пришли к власти. Октябрьским переворотом фанатов они себе не добавили. Как и следовало ожидать, товарищи большевики не для того делали революцию, чтобы потом читать про себя в газетах разные гадости – как то воззвание Комитета спасения Родины и приказ Керенского с призывом сохранять верность Временному правительству.

26 октября 1917 года - по постановлению Петроградского и Московского Военно-революционных комитетов десять наиболее крупных буржуазных газет(«Речь», «День», «Биржевые ведомости», «Русское слово», «Утро России») были закрыты - однако некоторые из них возобновились под другими названиями. Был принят «Декрет о печати», согласно которому все СМИ, призывавшие к открытому сопротивлению или неповиновению Рабочему и Крестьянскому правительству, должны были быть закрыты. «Декрет» был добрым – это только сейчас, ребята, пока мы маленькая и слабенькая советская власть, а когда всё станет хорошо, мы это отменим, будет вам и свобода слова, и прочие плюшки.

Что примечательно, «Декрет» никому не понравился.

Союзом русских писателей была издана однодневная «Газета-протест». В числе ее авторов были В. Короленко, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, а также В. Засулич, П. Потресов. О характере опубликованных в газете материалов красноречиво свидетельствуют их заглавия: «Слова не убить», «Осквернение идеала», «Насильникам», «Красная стена», «Протесты против насилия над печатью».

Ещё очень возмущался Максим Горький: «Чем отличается отношение Ленина к свободе слова от такого же отношения Столыпиных, Плеве и прочих полулюдей? Не так ли же Ленинская власть хватает и тащит в тюрьму всех несогласномыслящих, как это делала власть Романовых?». Евгений Замятин: «Свободное слово страшней пулеметов. И это знают теперешние исполняющие обязанности. Ночная нечисть права, что боится петушиного крика. Они правы, что боятся свободного слова». Снять с печати осадное положение – этот призыв звучит во многих его выступлениях. Только свобода печати, утверждает писатель, явится убедительным доказательством, что власть действительно верит в себя и в свою прочность».

На заседании ВЦИК 4 ноября развернулись ожесточённые споры по поводу «Декрета»

Дедушка Ленин провозгласил, что превращение печати из орудия классового господства буржуазии в орудие диктатуры пролетариата составляет основу классового понимания свободы печати. «Мы и раньше заявляли, – подчеркнул он, – что закроем буржуазные газеты, если возьмем власть в руки. Терпеть существование этих газет, значит перестать быть социалистом». До последнего сопротивлялись меньшивики.

7 ноября – СНК издаёт «Декрет о введении государственной монополии на объявления». Как вы понимаете, свободы печати это не добавило. (Доход от объявлений – до 2 млн. в «Русском слове», свыше 1 млн. в «Копейке»). Протестуя против нового декрета, эсеры и меньшевики стали помещать в своих газетах ещё больше объявлений. Большевики не расстроились. За два с небольшим месяца товарищи закрыли свыше 120 буржуазных, эсеровских, меньшевистских, трудовиковских и анархистских газет. Классовые враги не сдавались – «Речь» закрыли, через несколько дней они открылись как «Наша речь»(«Свободная речь», «Наш век», «Новая речь», «Новое время») «День» (Полдень», «Новый день», «Грядущий день», «Полночь», «Ночь»… Слушайте, так и представляю: - Ребят, у нас эти гады большевики газету закрыли! – Ах, сволочи… Ладно, как мы сегодня назывались? «Грядущий день»? Давайте будет «Новый день». – Нет, это позавчера было… - Давайте «Полдень»!- - Ага, XXI век…Это на прошлой неделе было. - Блин, так мы совсем в этих днях запутаемся. Давайте «Полночь» будет!), «Рабочая газета» («Луч», «Заря», «Клич», «Пламя», «Факел»).

28 января 1918 года – создан Революционный трибунал печати, обладавший правом накладывать штрафы, приостанавливать издание и закрывать его.

Были закрыты газеты «Дело народа», «Русские ведомости», «Новое слово», «Утро России», «Власть народа». В мае – июне было закрыто около 60 газет, и около 20 изданий подверглись штрафам от 25 до 80 тыс. рублей. Всего в 1917 – январе – августе 1918 г. было ликвидировано свыше 460 газет: 226 буржуазных, 235 эсеровских и меньшевистских

Но мало гадить врагам – хочешь-не хочешь, надо как-нибудь самим изворачиваться. Левой рукой круша оппозиционную прессу, правой рукой советская власть пестовала своих умильных акул пера и пушистеньких шакалов ротационных машин.

28 октября 1917 – (т.е. на третий день после взятия власти. А что, как раз и напиться, и протрезветь. Ну, почти протрезветь) – начала издаваться «Газета Временного рабочего и крестьянского правительства», официальный орган СНК. Первым редактором был П.А.Красиков. (Как правительственный орган газета имела исключительное право на печатание объявлений (и местных петроградских, и присылавшихся из провинции и из-за границы), рассылалась во все правительственные учреждения, волостные правления, земельные комитеты, местные Советы рабочих и солдатских депутатов)

Рубрики: - «Действия правительства» В этом официальном отделе публиковались декреты, приказы, распоряжения СНК, местных органов власти. В первом номере были обнародованы Декрет о земле, Декрет о мире, Декрет о печати. Потом - Декрет о государственном издательстве, Декрет о введении государственной монополии на объявления, Постановление о революционном трибунале печати, Декрет о свободе совести и церковных и религиозных обрядах, Проект о расторжении брака, Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря, согласно которому первый день после 31 января 1918 г. считался не 1-м, а 14 февраля.

«Вести из провинции» - информационные сообщения об утверждении советской власти на местах.

«Суд» - решения Революционного трибунала печати о закрытии оппозиционных газет. Последний номер «Газеты Временного рабочего и крестьянского правительства» вышел 28 февраля 1918 г.

Издания, возникшие в 1917 году:

21 ноября - «Армия и флот рабочей и крестьянской России», редактор К.С. Еремеева, орган СНК по военным и морским делам («Для чего нужна социалистическая армия», «Красная армия – это звучит грозно и гордо!», «Что нужно знать солдату и гражданину, чтобы хорошо уметь драться штыком», «Об условиях поступления в социалистическую армию», материалы о переговорах в Брест-Литовске, о подавлении мятежа Керенского, о реорганизации армии и милиции, Декрет СНК об организации Красной Армии и сообщение об ассигновании 20 млн. рублей на эти цели)

30 апреля 1918 – в Москве создан еженедельник «Красная Армия» и издание «Армии и флота рабочей и крестьянской России» прекращается.

3 декабря – «Голос трудового крестьянства», еженедельник крестьянского отдела ВЦИК Советов, орган фракции левых эсеров Всероссийского Совета крестьянских депутатов в Петрограде. Весь тираж бесплатно рассылался губернским, уездным, волостным Советам, земельным отделам, библиотекам-читальням и крестьянам. 6 июля 1918 года прогоняют эсеров, 10 июля возобновляется большевиками. Много приложений: «Деревенская жизнь», «Народная медицина и ветеринария», «Женская страничка», «Сельское хозяйство». В июне 1918 г. газета слилась с «Беднотой».

23 декабря – «Гудок», орган профессионального союза железнодорожных мастерских и рабочих Петроградского и Московского узла. Первым ее редактором был Лев Семенович Сосновский.

Программное заявление: редакция будет «способствовать выработке единства воли и действия железнодорожного пролетариата, выявлять его революционное классовое сознание, углублять и расширять завоевания революции, будить и звать железнодорожные низы к сплочению своих сил и тесному единению со всем борющимся пролетариатом России для торжества трудовой революции и лучших заветов рабочего движения».

Март 1918 – газета «Беднота», главные редакторы – Л.С.Сосновский и Вячеслав Александрович Карпинский. Была рассчитана на полуграмотных и неграмотных читателей-крестьян, отличалась вёрсткой, краткостью, простотой языка, стремилась тесно контактировать с аудиторией(рубрики «Как живется в нашей деревне», «Советская власть в деревне», Вопросы и ответы», приложения «Новое земледелие», «Лицо земледельца»)

1918 год.

Первая вечерняя газета

17 июля по 1 октября 1918 - «Вечерняя Красная газета», редактор В.А. Карпинский. Дешёвая, живая, интересная, с картинками, с оперативными новостями, с житейскими сведениями (рубрики «В последний миг», «В последнюю минуту», «Телеграммы», «Черная доска»)

1 октября – ежедневная газета «Коммунар», сохранившая рубрики



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: