Дистанционное обучение в Казахстане.




Казахстан не остался в стороне от мировых тенденций в образовании, в частности развития дистанционного образования. За последнее десятилетие всё больше вузов республики внедряют в учебный процесс в той или иной форме дистанционное обучение.

Одним из пионеров внедрения новых информационных технологий в систему выс­шего образования нашей страны был Казахстан­ско-Российский Университет (КРУ), образовательная деятельность которой основана на применении технологии дистанционного обучения СГА (г. Москва), поэтому первые опы­ты внедрения технологии дистанционного обучения в КРУ были ориентированы на разра­ботке российских коллег (7).

В СГА (г. Москва) в качестве основы дистанционного обучения создана информационно-спутниковая образовательная технология (ИСОТ), которая включает собственный телепорт и арендованный спутниковый канал, 4 цифровых телевизионных канала и система передачи данных позволяют «перекачивать» в любой филиал СГА средний вузовский учебник всего за 2 секунды, а полуторачасовой учебный фильм или видеолекцию за 10 секунд.

ИСОТ предназначена для осуществления оперативного взаимодействия с учебны­ми центрами (филиалами), передачи информационных ресурсов к ним, автоматизации ад­министрирования, учета, хранения данных и актуализации учебных продуктов и материа­лов и позволяет усовершенствовать систему высокоскоростного доступа разветвленных учебных центров к информационным ресурсам.

Через спутниковую систему и каскады региональных серверов студенты СГА мо­гут пользоваться библиотечными ресурсами и информационными базами, не уступающи­ми ресурсам и базам лучших вузов России. На сегодняшний день библиотечно-информационный фонд в цифровом формате составляет 220 тысяч наименований основ­ной и дополнительной литературы.

В настоящее время в Казахстанско-Российском университете ведется монтаж оборудования для Ди­дактической Спутниковой Сети (ДСС) «Платон», представляющей собой глобальную корпоративную сеть университета, в которой компьютерные сети филиалов объединены с помощью двухсторонней спутниковой связи. Уникальная спутниковая система «Платон», реализованная на технологии VSAT, функционирует следующим образом: в головном ву­зе устанавливается центральная наземная станция (ЦНС). Все учебные центры (филиалы) оборудуются компактными компьютерными терминалами VSAT и приемно-передающими антеннами. Терминалы VSAT обеспечивают хранение информации, а ан­тенны - двухстороннюю спутниковую связь. По сравнению с передачей информации че­рез Интернет система «Платон» обеспечивает качественную передачу звука и изображе­ния, что необходимо для осуществления видеоконференцсвязи, гарантирует безопасность передачи данных и в итоге оказывается экономически выгодной по сравнению с сетью Интернет.

С введением в действие системы «Платон» в университете реализуется двусторон­ний интерактивный обмен данными. В первую очередь, это позволяет усовершенствовать учебный процесс, осуществляемый дистанционными методами - появляется возможность проведения коллективных занятий, организованных с помощью видеоконференцсвязи. Например, занятия проводятся преподавателем головного вуза (или другого учебного цен­тра) одновременно с несколькими группами студентов в разных городах.

Использование информационно-телекоммуникационных средств позволяет создать целостную модель системы индивидуального учебного планирования. В среднем каждые 5 дней проводится электронный контроль усвоения знаний, который играет важную роль в нашей технологии. Он осуществляется в форме мониторинга - контроля, включенного в образовательный процесс. Контролируются все учебные занятия, в частности, по обу­чающим компьютерным программам проводится тестирование либо фиксируется дос­тигнутый в течение занятия результат. После того как с положительным результатом атте­стованы все учебные занятия, входящие в нормокомплект данного модуля, проводится тестирование по всему модулю в целом. Для учета результатов тестирования студентов и для сопровождения учебного процесса разработана информационная система «Луч», в ко­торой на каждого студента заводится электронное досье. В досье вносятся все оценки, по­лучаемые студентом, результаты тестирования всех уровней, экзаменаций, коллективных тренингов, курсовых работ, практик и так далее. Фиксируются все приказы по переводу студентов с курса на курс, по изменению его академического статуса, по финансовым от­ношениям студента с университетом и другое. Накопленная за годы обучения академиче­ская история студента дает основания для выдачи ему академических справок и докумен­тов об образовании. Информационная система «Луч» контролирует также кадровую рабо­ту с преподавателями, методическим и административным персоналом и другие аспекты деятельности университета.

Другим успешным примером использования дистанционных образовательных технологий при подготовке специалистов технического профиля является Восточно-Казахстанский Государственный технический университет имени Д.Серикбаева (ВКГТУ имени Д.Серикбаева) (8).

В рамках реализации инновационного проекта «Е-университет» успешно организовано дистанционное обучение в ВКГТУ имени Д.Серикбаева. Эта модель была продемонстрирована на IV Международном форуме (18-19.10. 2006 г.) «Информатизация образования Казахстана и стран СНГ» в г. Алматы.

Модель является результатом декомпозиции целей в системе Е-государство - Е-правительство - Е-образование. «Е-университет» - это сложная многомерная модель, в которой каждый элемент увязывается сразу с несколькими аспектами деятельности вуза и целями метасистемы. Например, трехмерное представление модели содержит следующие плоскости (рис. 1):

1) образовательные программы: довузовские, вузовские, послевузовские;

2) управление процессами: управление вузом, управление учебным процессом, управление качеством и т.д.;

3) обеспечивающие подсистемы: техническое обеспечение, программное обеспече­ние, правовое обеспечение и т.д.

Выделенный на рис. 1 кубический сектор является узлом сосредоточения задач довузовской подготовки (А), управления вузом (Б) и технического обеспечения (В). Ре­альным воплощением этого узла является, например, компьютер (вектор В), используе­мый в данный момент времени по учебной программе «Виртуальная академия» (вектор Б), предназначенной для подготовки школьников (вектор А).

 

 

Рис. 1. Трехмерное представление модели Е-Университет

В настоящее время в ВКГТУ реализованы и функционируют следующие подсисте­мы модели «Е-Университет».

Подсистема управления процессами:

- управление вузом: электронный документооборот; доступ к мировым информа­ционным ресурсам;

- управление учебным процессом: разработка учебных планов; планирование на­грузки;

- управление учебно-методическими ресурсами: каталог учебно-методических ре­сурсов; авторизованный доступ к полнотекстовым ресурсам; электронная библиотека;

- управление научно-производственной деятельностью: банк научных тем и идей; оценка научной деятельности ППС;

- менеджмент качества: мониторинг учебного процесса; электронное тестирование; рейтинговая система оценки преподавателей.

Подсистема технического обеспечения:

- корпоративная сеть;

- парк персональных компьютеров, периферийных устройств и коммуникационных средств;

- серверный узел всемирной сети;

- снабжение оборудованием, расходными материалами.
Подсистема программного обеспечения:

- автоматизированная система оценки научно-образовательной деятельности про­фессорско-преподавательского состава;

- экспертная система “Построение индивидуальной траектории обучения”;

- система автоматизации документооборота вуза;

- система кадрового делопроизводства;

- экспертная система пригодности тестового материала;

- организация и управление учебным процессом - S-Portal;

- система планирования и контроля Dales of Knowledges.

Подсистема дистанционного обучения:

- управление образовательным порталом;

- разработка дидактических средств ДО;

- информационно-техническая поддержка процессов ДО;

- подготовка разработчиков курсов и тьюторов и т.д.

Дистанционное образование полностью согласуется с кредитной системой обуче­ния по такому принципиальному пункту, как выбор студентом индивидуальной траекто­рии обучения.

Опыт эксплуатации образовательного портала ВКГТУ показал, что субъекты традиционной структуры воспринимают информатизацию процессов управления как ес­тественное усовершенствование методов работы, а не как повод для создания новой структуры (9). В настоящее время в ВКГТУ автоматизирован документооборот, планирова­ние учебного процесса, контроль знаний - все то, что входит в состав признаков дистан­ционного образования, но стало фактически признаком для всех форм образования.

Тем не менее остаются задачи, присущие только дистанционной форме. К ним от­носятся: разработка электронных учебных материалов, доставка их потребителю; кон­сультационная поддержка потребителя; и отчасти техническое и программное обеспече­ние. Относительно этих задач можно говорить об отдельной иерархической струк­туре управления дистанционного обучения (ДО). Примером такой структуры может быть структура управления, пред­ставленная на рис. 2.

Рис. 2. Ядро структуры управления ДО

 

При развертывании системы ДО в масштабах всего вуза приведенное на рисунке 1 ядро структуры должно быть введено в существующую структуру в качестве координи­рующего центра. Пример консолидации подразделений вокруг ядра структуры ДО приве­ден на рис. 3.

Рис. 3. Подразделения, организующие ДО

 

В Восточно-Казахстанском государственном техническом университете имени Д. Серикбаева таким ядром является Виртуальный институт, организованный в 2003 г. На него были возложены стратегические задачи внедрения ДО и координации соответствующих процессов.

Таким образом, значительная часть задач организации ДО распределяется между традиционными структурными звеньями: деканатами, кафедрами, обеспечивающими под­разделениями. Однако для концентрации усилий всего коллектива необходима иерархиче­ская или матричная структура, выполняющая главным образом следующие функции:

- координация процессов ДО;

- организация разработки электронных учебно-методических материалов;

- организация доставки учебных ресурсов через портал ДО и другие коммуникаци­онные средства;

- обслуживание и поддержка пользователей системы;

- мониторинг (контроль и наблюдение);

- формирование и каталогизация ресурсов

Кроме Виртуального института, вопросами организации и развития ДО в ВКГТУ занимаются:

Институт послевузовского образования и новых образовательных технологий с подчиненной ему лабораторией мультимедиа;

Информационно-технический центр;

Учебно-вычислительный центр;

учебно-консультационные пункты в городах Риддере и Зыряновске.

Ценный опыт по реализации дистанционного обучения при подготовке специалистов технического профиля накоплен в Карагандинском государственном техническом университете (КарГТУ) (10). В университете с 1998 года функционирует Центр ДО. Министерство образования и науки создал на базе КарГТУ Республиканский центр дистанционного технического обучения, который обеспечивает поддержку дистанционных техно­логий обучения в КарГТУ с использованием автоматизированной информационной системы дистанционного обучения (АИС ДО) и обучающего портала КарГТУ. По­стоянно наращивается контент обучающих средств, в том числе мультимедийных элек­тронных обучающих средств (МЭОС); организована опытная апробация и экспертиза МЭОС в соответствии с принятой в КарГТУ методикой их создания. Создана технологи­ческая линия по разработке МЭОС.

Лабораторией дистанционных технологий обучения разработана и постоянно мо­дернизируется АИС ДО, используемая для кейсовой формы обучения. Комплекс АИС ДО создан на ос­нове базы данных, реализованной на СУБД Microsoft SQL Server 2000. Клиентская часть системы АИС ДО организована в виде набора программных модулей, разработанных в среде Delphi.

Программное обеспечение АИС ДО состоит из:

- редакторов базы данных;

- программы генерации вариантов;

- программы выдачи материала студентам;

- программы получения решений студентов.

Редакторы базы данных можно подразделить на следующие направления:

- редактирование контингента;

- редактирование дисциплин;

- редактирование учебных планов.

АИС ДО позволяет постоянно вести корректировку данных о студентах (списки студентов, выполнение учебных планов).

В данной системе методическое обеспечение сосредоточено на работе с учебными планами и выдаче отчетности по обучению.

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева является крупным региональным вузом Казахстана, что ставит перед ним особые задачи по внедрению дистанционного обучения с целью повышения качества предоставления образовательных услуг и эффективности виртуального обучения. На протяжении нескольких последних лет функ­ционирует интерфейсная надстройка над информационно-образовательной средой вуза - образовательный портал СКГУ (11).

Образовательный портал разбит на ряд кластеров информационных систем:

- информационно-образовательные системы для студентов (система тестирования «WebTest», система ДО «Прометей», «Электронная библиотека», «Расписание учебных занятий». ИУС «Аудиторный фонд», рубрика FAQ - часто задаваемые вопросы);

 

- информационно-аналитические для АУП, сотрудников и ППС (ИУС «Электрон­ный ректорат», система мониторинга использования мультимедийных технологий (муль­тимедийных аудиторий, мультимедийных лингафонных классов и мультимедийных ком­плексов), журнал самостоятельной работы студентов, система определения рейтинга сай­тов факультетов и кафедр, статистика посещения ресурсов образовательного портала);

- программные продукты, реализующие обратную связь (система «Web-анкетирование», журнал отзывов и предложений, студенческий форум, интранет-чат, сис­тема интранет-голосования).

Образовательный портал СКГУ был создан в 2004. Достаточно сказать, что в среднем за один день ресурсами портала пользуются около двух с половиной тысяч посетителей. Основными категориями пользователей пор­тала являются следующие группы: студенты, магистранты, аспиранты, преподаватели, ученые и исследователи, сотрудники подразделений вуза, администрация, школьники, абитуриенты и их родители. Основными категориями наиболее востребованных ресурсов являются методические страницы преподавателей, система тестирования и студенче­ский форум.

В рамках образовательного портала в целях оптимизации анкетирования сотрудни­ков и обучающихся размещена система Web-анкетирования, позволяющая проводить оп­рос в удаленном режиме. Отличительной особенностью системы является возможность выбора категории респондентов — персональный (из централизованной базы СКГУ), ано­нимный, анонимный в пределах указанного кластера (например, учебной группы или спе­циальности).

За последние четыре года в СКГУ произведен значительный объем работ по созда­нию информационного комплекса автоматизации управления образовательным процессом - «Электронного ректората». Базой для реализации «Электронного ректората» явилась коммуникационная инфраструктура университета, которая ре­ально может позволить решить задачу создания единого информационного пространства университета, объединяющего все его информационные ресурсы и обладающего просты­ми и эффективными механизмами обеспечения доступа к этим ресурсам. «Электронный ректорат» обеспечивает информационную поддержку и автоматизацию основных функ­ций по оперативному мониторингу образовательных ресурсов и управлению образова­тельными процессами на уровне ректората, проректоров, деканатов, заведующих кафед­рами, служб и отделов, обеспечивающих обслуживание учебного процесса.

Большая работа по внедрению дистанционной системы обучения в учебный процесс проводится Карагандинским экономическим университетом Казпотребсоюза. Университет совместно с компанией Tamos Development Ltd. разработал оригинальный программный продукт для автоматизации процессов обучения при кредитной системе и интегрированную систему дистанционного обучения. Система управления обучением «Электронный университет» разработана в полном соответствии с государственными общеобразовательными стандартами, а также с государственным стандартом СТ РК 34.016-2004 «Технические и программные средства дистанционного обучения. Общие технически требования», а также утвержденными Министерством образования и науки «Правилами организации обучения по дистанционной форме организациях образования, дающих высшее профессиональное, дополнительное профессиональное образование Республики Казахстан». В системе управления обучением «Электронный университет» для каждого преподавателя предусмотрен локальный портал с возможностью разработки учебного контента, занесения в систему тестов и заданий для студентов. Локальный портал дает возможность каждому преподавателю проводить консультации со студентами, принимать контрольные задания, тесты в режиме реального времени и асинхронно с группами студентов. Он имеет возможность публикации новостей и объявлений.

Каждый студент также имеет индивидуальную страничку в образовательном портале с возможностью доступа к учебному контенту, прохождения промежуточного, рубежного и итогового контроля посредством тестирования, выполнения лабораторных и практических заданий. В соответствии с концепцией кредитного обучения в системе управления обучением «Электронный университет» каждый студент сам формирует свою индивидуальную траекторию обучения на основе выбора элективных дисциплин. Имеет возможность получать консультации в режиме реального времени и асинхронно, ознакомиться с новостями и объявлениями.

Связывающим звеном между студентом и преподавателем является тьютор – менеджер, который автоматически формирует учебные группы и рабочие учебные планы в соответствии с кредитной системой обучения. Тьютор ведет журнал успеваемости для всех форм обучения, составляет академический календарь занятий.

За счет внедрения системы управления обучением «Электронный университет» руководство вуза имеет возможность оперативно получать для анализа необходимые интегрированные статистические данные по сотрудникам, студентам и преподавателям вуза и осуществлять эффективный контроль за качеством обучения и контроля успеваемости при всех формах обучения.

Краткий анализ внедрения дистанционных образовательных технологий в Казахстане показывает, что в зависимости от направления подготовки специалистов (технических, естественно-научных и гуманитарных) вузы по-разному адаптируют дистанционные образовательные технологий под свои нужды. Этот факт обнадеживает, так как в процессе внедрения и эксплуатации дистанционного обучения нарабатывается ценный опыт.

Все вузы Казахстана, внедряющие дистанционное обучение, объединяет отсутствие государственной поддержки, в отличие от мирового сообщества, что существенно тормозит развитие дистанционного обучения в Казахстане вместе с относительно высокой стоимостью услуг Интернета и низкой пропускной способностью коммуникаций.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: