СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫНАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
1. Задания к СР и зачету с оценкой:
1. Работа в подгруппах:
Постановка проблемы: Обзор проблемы мин. 15 минут (выступление на семинаре)
1. Осознание особой важности детства в XX начале XXI вв.
2. Вызовы и перспективы дошкольного образования в XXI веке.
3. Основные направления современных исследований в области дошкольного образования.
2. Выбираем 1 вопрос, готовим доклад (мах 20 мин) плюс презентация (от 10 слайдов):
1. STEM образование.
2. STEAM образование.
3. Подходы стран-лидеров к дошкольному образованию.
4. Три модели дошкольного образования: академическая модель.
5. Три модели дошкольного образования: личностно-ориентированная модель.
6. Три модели дошкольного образования: смешанная модель.
7. Социально-конструктивистское понимание образования в рамках культурно-исторического подхода.
8. Социально-конструктивистское понимание образования в рамках системно-деятельностного подхода.
9. Индивидуализация и индивидуальный подход.
10. Индивидуализация пространство развития ребенка в ДОО.
11. Индивидуализация пространство развития ребенка в Центрах дополнительного образования и семье.
12. Индивидуализация пространство развития ребенка в семье.
13. Культурные практики ребенка: новый социально-культурный контекст дошкольного образования (Крылова Н.Б.).
14. Культурные практики ребенка: правовые практики; практики культурной идентификации; практики целостности телесно-душевно-духовной организации личности ребёнка; (Масловская С.В.).
15. Культурные практики ребенка: практики расширения возможностей ребёнка; практики свободы (Масловская С.В.).
16. Технология «Открытое пространство»
17. Технология «Доска выбора».
18. Педагогическая технология «Клубный час» (Н.П. Гришаева).
19. Педагогическая технология: сторителлинг (О.И. Давыдова).
20. Педагогическая технология: игровой террейн, ширмы-трансформеры (О.И. Давыдова).
21. Педагогическая технология: образовательные терренкуры (О.И. Давыдова).
22. Педагогическая технология: развивающие стены (О.И. Давыдова).
Подготовить презентацию (формат А 4) одной из современных основных, комплексных и парциальных программ. Представить программу в аудитории. Можно в парах (16 страниц).
1. Авторы (их научная область исследований, в рамках какого подхода, методологической школы).
2. История программы: когда балы создана, причина.
3. Новизна.
4. Актуальность. Место программы в рамках общемировых тенденций в области дошкольного образования.
5. Разделы программы.
6. Где была апробирована.
7. Рекомендации: где и кому использовать (для педагогов, родителей).
Сами программы:
https://firo.ranepa.ru/navigator-programm-do#parcialniye_programm
Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. Самара: Вектор, 2018. 79 с.
Программа «Феникс». Шахматы для дошкольников / А. В. Кузин, Н. В. Коновалов, Н. С. Скаржинский. – М.: Линка-Пресс, 2017. – 12 с.
Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. — 2-е изд., стереотип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 112 с.: ил.
ПРОдетей: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова. – М.: Рыбаков Фонд; Университет детства, 2019. – 136 с.
Парциальная образовательная программа математического развития дошкольников «Игралочка» / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. — М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2019. — 80 с.
Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2019. — 334 с. — (Серия «Вдохновение»).
7. Программа "Миры детства: конструирование возможностей…
8. Безруких М. М. Ступеньки к школе. Образовательная программа дошкольного образования / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. — М.: Дрофа, 2018. — 100, [4] с.: ил. — (Российский учебник: Ступеньки к школе)
Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В.Т. Кудрявцева. — М.: Вентана-Граф, 2016. — 592 с.
Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» / авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2018. — 528 с. — (ФГОС ДО. Программно-методический комплекс «Мозаичный ПАРК»).
Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 168 с. — (ФГОС дошкольного образования).
Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / науч. рук. Л.Г. Петерсон; под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 352 с.
Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет / Научный руководитель И.А. Лыкова; под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019. — 160 с. (2-е дополненное издание).
См. презентацию новой редакции программы «От рождения до школы» 2019 года https://shkola7gnomov.ru/parrents/nasha_ekspertiza/id/glavnoe-sobytie-2019-novoe-izdanie-programmy-ot-rozhdeniya-do-shkoly/
Написать аннотацию к статье: Давыдова О.И. Онтология детства или Принципы бытия детства // Детский сад: теория и практика. – 2016. – № 1. – С. 24-41.
Подготовить рецензию статью Д.И. Фельдштейна «Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования».