Домашнее задание.
Чтение с листа записать на видео и отправить на проверку.(№248)
Хлопать ритм с ритмослогами.(записать на видео)
Беседы о музыке 3(4)
Могучая кучка ("Новая русская музыкальная школа") — это творческое объединение гениальных русских композиторов, которое внесло огромный вклад в развитие музыкальной культуры России. Оно было образовано в середине ХIХ века.
В составе "Могучей кучки" были композиторы:
· Милий Алексеевич Бала́кирев (основатель; 1837 – 1910);
· Цезарь Антонович Кюи́ (1835 – 1918);
· Николай Андреевич Ри́мский-Ко́рсаков (1844 – 1908);
· Модест Петрович Му́соргский (1839 – 1881);
· Александр Порфирьевич Бороди́н (1833 – 1887).
Ещё "Могучая кучка" называется "Новой русской музыкальной школой" или "Балакиревским кружком".
Могучая кучка на английском языке:
· The Five;
· the Mighty Handful;
· The Mighty Five;
· The Russian Five.
Почему их назвали "Могучей кучкой"?
Название "Могучая кучка" им дал русский музыкальный и художественный критик В. В. Стасов (1824 – 1906). В мае 1867 года он написал рецензию в газете "С. - Петербургские ведомости":
"... сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов".
В. В. Стасов
Сами композиторы предложили название "Новая русская музыкальная школа".
Интересные факты о Могучей кучке
История не знает ни точной даты основания, ни даты распада "Могучей кучки", т. к. на протяжении долгого времени им не получалось встретиться всем вместе.
Датой основания принято считать концом 1850 – началом 1860 гг. и дату распада называют серединой 1870 гг.
Мусоргский и Бородин познакомились в военно-сухопутном госпитале ещё в 1856 году. В то время Мусоргский был дежурным офицером, а Бородин — дежурным врачом.
|
Музыкальный критик Стасов зачастую оказывается в числе Могучей кучки, хотя он не был композитором. Происходит это из-за огромнейшего влияния, которое он оказал на творческую деятельность этой группы.
История создания Могучей кучки
Их история начинается в 1855 году, когда Балакирев приехал в Петербург. Он знакомится с музыкальным критиком Стасовым, который идейно направляет неопытного, но очень одарённого, восемнадцатилетнего пианиста Балакирева.
В следующем, 1856 году, Балакирев знакомится с Ц. А. Кюи. Балакирев увлекает его своей смелостью в музыке и у Кюи появляется глубокий интерес к этому виду искусства.
Мусоргский познакомился с Балакиревым в 1857 году. Про эту встречу сам Мусоргский потом говорил, что "перед ним раскрылся новый, неведомый ему до сих пор мир".
Уже спустя несколько лет, в 1862 году им уже составили компанию Римский-Корсаков и Бородин. В то время Римский-Корсаков был очень молодым и по возрасту, и по музыкальным взглядам. А Бородин на то время уже был выдающимся учёным-химиком.
В начале 1863 года и была сформирована Могучая кучка.
В 1862 году, с помощью Г. Я. Ломакина, они смогли открыть Бесплатную музыкальную школу. Кроме этого целью "Могучей кучки" было донести до народа музыку профессиональных композиторов — сделать её понятной, и они этого достигли.
Завершение Могучей кучки
Мусоргский умер в 1881 году. Перед смертью у него были проблемы и финансового типа, и со здоровьем, что заставило его отойти от творчества.
|
Смерть Бородина в 1887 году поставила точку в деятельности Могучей кучки. После этого каждый композитор пошёл своей дорогой. Один только Стасов поддерживал отношения со всеми композиторами.
Только Римский-Корсаков продолжил свой путь в музыке — он стал педагогом и дирижёром Бесплатной музыкальной школы.
Члены «Могучей кучки» заложили основы, которые Римский-Корсаков во время своей преподавательской деятельности сумел передать ученикам. На великих идеях кучкистов были воспитаны А.К. Глазунов, А.С. Аренский, Н.В. Лысенко, А.А. Спендиаров, М.М. Ипполитов-Иванов, М.О. Штейнберг, Н.Я. Мясковский, А.К. Лядов.
Причем, воплощение традиций балакиревцев наблюдается не только в творчестве этих младших современников и соотечественников величайшего педагога – веяния «кучкизма» отчетливо прослеживаются и в новаторских свершениях следующего, XX столетия. Творцы этого времени по-новому возрождали свойственную для кружка тематику. Например, излюбленные Римским-Корсаковым волшебные сказки и старинные обряды можно обнаружить в ранних опусах И.Ф. Стравинского. Творческие находки кучкистов в симфонических пейзажных зарисовках нашли иное отражение в звукописи К. Дебюсси и О. Респиги. Столь любимая балакиревцами тема Востока сыграла основополагающую роль при становлении своенравного искусства А. Хачатуряна. Однако наиболее широкое развитие идеи содружества получили в творчестве С.С. Прокофьева, который неоднократно в своей работе обращался и к русским сказкам, и к прозе и даже к эпическим сказаниям.
Домашнее задание