Слепая свинья. Приключения барона Мюнхаузена




Сценарий мастер-класса

«Приёмы осмысленного чтения»

Ведущий мастер-класса — Елена Михайловна Шкутько, учитель начальных классов ГУО «Гимназия №146 г. Минска»

Цель: создать условия для повышения профессионального мастерства участников мастер класса в процессе активного педагогического общения.

Задачи:

1) создать условия для повышения мотивационной готовности участников мастер-класса к активному педагогическому общению;

2) актуализировать знания педагогов об этапах работы с текстом, организовать осмысление основных приѐмов обучения, обеспечивающих полноценное восприятие и понимание текста учащимися;

3) отработать приёмы обучения осмысленному чтению в форме имитационной игры;

4) содействовать осознанию участниками значимости полученного опыта.

 

Техническое и методическое обеспечение: мультимедийный проектор, экран, презентация, разработанная в программе Power Point; яблоко, теоретический материал, раздаточный материал для участников мастер класса, демонстрационный цветные маркеры.

 

Мастер-класс

Вступление.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

- Прослушай фрагмент детской песни и определите учебный предмет, которому посвящен сегодняшний мастер-класс.

Звучит фрагмент из песни «Учат в школе» (15 сек) 1 мин

 

Рассадка.

(участники мастер-класса стоят у конторок)

- У каждого из вас в руках есть элемент пазла («Красная шапочка», «Золушка»). Вам необходимо найти участников, у которых элементы этого же пазла, собрать его и пройти за столик с соответствующим изображением.

Мин

Определение темы.

Внимание на экран (СЛАЙД 1)

Прочитайте хором стихотворение.

 

Потеряла Алёнушка ключ

На опушке искала – не видно.

Вдруг журчащий увидела ключ,

Да не этот ей нужен, как видно.

 

Сейчас я задам несколько вопросов. Для ответа необходимо поднять зеленую ладошку вверх (сигнальная карта).

 

- Почему Алёнушке был нужен не этот ключ? (ей нужен ключ от двери)

- Что вы можете сказать про слово «ключ»? (многозначное)

-Что зависит от значения слова? (смысл)

Вывод: от значения слова зависит смысл прочитанного.

- Значит, как надо читать текст? (осмысленно)

 

Итак, тема мастер-класса «Приёмы обучения осмысленному чтению» (СЛАЙД 2) 2 мин

 

КОММЕНТАРИЙ: УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА НЕТРАДИЦИОННОЕ НАЧАЛО МАСТЕР-КЛАССА. ТЕМ САМЫМ Я ПОКАЗАЛА, ЧТО ДАЖЕ НА ЭТОМ ЭТАПЕ МОЖНО РАБОТАТЬ НАД ОСМЫСЛЕННОСТЬЮ ЧТЕНИЯ. 1 мин

 

Теория.

- Проблемный вопрос: что такое осмысленное чтение?

Осмысленное чтение – это умение воспринимать текст как единое смысловое целое.

Понимание текста основывается на 3 уровнях информации (переворачиваю таблички на доске): фактуальный, подтекстовый, концептуальный. 1мин

 

Пример.

Возьмем яблоко.

Кожура - это фактуальная информация. По ее виду мы можем определить цвет, форму.

Под кожей яблока находится подтекстовая информация. Она самая вкусная (мякоть),но скрытая под кожурой. Вы это почувствуете, когда будете читать.

Косточка – это самая важная – концептуальная информация, которую можно посадить и вырастет новое дерево. Вот точно также и концепция, главная мысль, то, ради чего написано произведение.

 

Сегодня на мастер-классе я бы хотела остановиться на некоторых методических приемах, которые работают наиболее успешно в процессе обучения осмысленному чтению. 2 мин

Практика 1 блок.

Процесс осмысленного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом.

(Вывешиваю 1-ю табличку «До чтения»)

1 этап – работа с текстом до чтения. Цель и задачу этапа вы можете увидеть на слайде. (СЛАЙД 3)

 

- Давайте с вами предположим, о чем пойдет речь в произведении Н. Носова «Живая шляпа». (СЛАЙД 4)

 

Разбейтесь на пары. (каждая пара получает конверт) В конверте находится задание, которое необходимо выполнить в течении 1 минуты. Время! (переворачиваю песочные часы)

(звучит фоновая мелодия)

1 пара, ваши предположения? О чем рассказ Носова «Живая шляпа»? 2 пара? 3 пара?

(на самом деле мальчики были одни в квартире, когда шляпа упала на пол и начала двигаться. Они испугались, но пытались бороться со шляпой)

 

КОММЕНТАРИЙ: ТЕПЕРЬ ПОЯВИЛОСЬ ЖЕЛАНИЕ ПРОЧИТАТЬ ТЕКСТ?

ТАКИМ ОБРАЗОМ НА УРОКЕ РЕБЕНОК ЗАБЕГАЕТ ВПЕРЕД И ПРЕВРАЩАЕТСЯ В СОАВТОРА, КАК СЛЕДСТВИЕ ВДУМЧИВО ЧИТАЕТ.

МИН

Практика 2 блок

2 этап осмысленного чтения – работа с текстом во время чтения. (Вывешиваю 2-ю табличку «Во время чтения»)

Цель и задачу этапа вы можете увидеть на слайде. (СЛАЙД 5)

Во время чтения я использую несколько приёмов: рефрен, включение воображения, сжатые вопросы, которые сейчас и продемонстрирую (СЛАЙД 6)

В центре каждого стола лежат небольшие листочки с фрагментами текста и порядковым номером. Выберите по одному листику. По цепочке мы начнём читать текст, когда вы услышите звук колокольчика, необходимо сделать остановку.

Итак, вашему вниманию мы представляем рассказ «Слепая свинья» из книги Рудольфа Эриха Распе «Приключения барона Мюнхаузена»

 

Слепая свинья. Приключения барона Мюнхаузена

№ 1 Да, много бывало со мною всяких удивительных случаев! Пробираюсь я как-то раз через чащу дремучего леса и вижу: бежит дикий поросёнок, совсем ещё маленький, а за поросёнком – большая свинья. Я выстрелил, но – увы – промахнулся. ПРЕДСТАВИЛИ?

№ 2 Пуля моя пролетела как раз между поросёнком и свиньёй. Поросёнок завизжал и юркнул в лес, а свинья осталась на месте как вкопанная. Я удивился: почему и она не бежит от меня? Но, подойдя ближе, я понял, в чём дело. ДОГАДАЛИСЬ ПОЧЕМУ?

№ 3 Свинья была слепая и не разбирала дороги. «НЕ РАЗБИРАЛА ДОРОГИ» - ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?

№ 4 Она могла гулять по лесам, лишь держась за хвостик своего поросёнка. ДОГАДАЛИСЬ, ЧТО ПРОИЗОШЛО?

№ 5 Моя пуля оторвала этот хвостик. Поросёнок убежал, а свинья, оставшись без него, не знала, куда ей идти. ПРЕДСТАВИЛИ?

№ 6 Беспомощно стояла она, держа в зубах обрывок его хвостика. Тут мне пришла в голову блестящая мысль. БЛЕСТЯЩАЯ МЫСЛЬ – СИНОНИМ?

№ 7 Я схватил этот хвостик и повёл свинью к себе на кухню. Бедная слепая покорно плелась вслед за мною, думая, что её по-прежнему ведёт поросёнок! ПОМНИТЕ ПОЧЕМУ?

№ 8 Да, я должен повторить ещё раз, что находчивость – великая вещь! НАХОДЧИВОСТЬ ЧТО?

 

КОММЕНТАРИЙ: ОДНАКО, НЕ СЛЕДУЕТ ПРИМЕНЯТЬ ДАННЫЕ ПРИЁМЫПРИ ЧТЕНИИ КАЖДОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, Т.К. НЕКОТОРЫЕ ТЕКСТЫЛУЧШЕ ВОСПРИНИМАТЬ ЦЕЛИКОМ. 5 мин

 

Практика 3 блок

3 этап осмысленного чтения – работа с текстом после чтения. (Вывешиваю 3-ю табличку «После чтения»)

Цель и задачу этапа вы можете увидеть на слайде. (СЛАЙД 7)

Анализ текста – ведущий этап в его осмыслении. Зачастую я использую такие приёмы, как кубик Блума, крестики-нолики, дуэль, зигзаг, вершина, перепутанные логические цепочки, древо мудрости и многие другие. (СЛАЙД 6)

Обратимся к приему "Кубик Блума". Он уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Взгляните на грани кубика (назови, почему, объясни, предложи, придумай, поделись).

(демонстрирую большой куб)

Отработаем данный прием на материале басни Ивана Крылова «Стрекоза и муравей». Прослушаем басню.

Аудио «Стрекоза и муравей» (1:27)

 

Пришло время бросать кубик. Бросает первая команда. На вопрос отвечает вторая команда. И т.д.

 

Назови: автора

главных героев

Почему: Стрекоза пришла к муравью

Муравей так поступил со Стрекозой

Объясни: поведение Стрекозы летом

Вы действительно думаете, что Стрекоза поступила неправильно? Объясните.

Придумай: свою концовку басни

третьего героя басни

Поделись: своим отношением к героям

ощущениями, вызванными данной темой

 

КОММЕНТАРИЙ: ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДАННОГО ПРИЕМА ВОПРОСЫМОЖЕТ ЗАДАВАТЬ УЧИТЕЛЬ, В БОЛЕЕ СЛОЖНОЙ ВЕРСИИ ВОПРОСЫМОГУТ СОСТАВЛЯТЬ И ЗАДАВАТЬ САМИ УЧАЩИЕСЯ.

Мин

 

Следующий приём «Древо мудрости» мы рассмотрим в комплексе с приёмом «Зигзаг».

Для анализа используем народную сказку «Каша из топора», которую я заранее разбила на смысловые отрывки для взаимообучения в группах. Пришло время распределить роли в группах. На спинках стула у каждого закреплена табличка с названием вашего поручения.

· Поднимите руку те, кто стал командиром группы.

· Встаньте те, кто стал хранителем времени.

· Помашите те, кто является чтецами.

· Похлопайте те, кто является докладчиками от своей группы.

 

1 часть Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:
- Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь отворила старуха.
- Заходи, служивый.
- А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.
- Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.
- Ну, нет так нет,- солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор.
- Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора.
Хозяйка руками всплеснула:
- Как так из топора кашу сварить?
- А вот как, дай-ка котёл.
Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь.
Старуха на солдата глядит, глаз не сводит.


2 часть Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.
- Ну, как? - спрашивает старуха.
- Скоро будет готова, - солдат отвечает, - жаль вот только, что посолить нечем.
- Соль-то у меня есть, посоли.
Солдат посолил, снова попробовал.
- Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы! Старуха засуетилась, принесла откуда-то мешочек крупы.
- Бери, заправь как надобно. Заправил варево крупой. Варил, варил, помешивал, попробовал. Глядит старуха на солдата во все глаза, оторваться не может.
- Ох, и каша хороша! - облизнулся солдат.- Как бы сюда да чуток масла - было бы и вовсе объедение.
Нашлось у старухи и масло.
Сдобрили кашу.
- Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!
- Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить, - дивится старуха.
Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает:
- Служивый! Когда ж топор будем есть?
- Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!
Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню.

Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!

Те, кто получил 1-ю часть проходят к конторке под номером 1.

Те, кто получил 2-ю часть проходят к конторке под номером 2.

 

Согласно распределенным ролям начинаем читать и изучать полученный фрагмент. Я переворачиваю песочные часы. Значит у вас 1 минута.

 

Вернитесь в свои группы и в течении еще 1 минуты обменяйтесь информацией. Время пошло!

 

КОММЕНТАРИЙ: НА УРОКЕ УЧАЩИМСЯ ОТВОДИТСЯ БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕКСТА, ПРИ ЭТОМ САМ ТЕКСТ РАЗБИВАЕТСЯ НА БОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО ФРАГМЕНТОВ И СООТВЕТСТВЕННО БОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО ГРУПП..

 

Итак, при помощи приёма «Зигзаг» мы познакомились с текстом. Переходим к «Древу мудрости». Для этого каждая команда составляет по 3 вопроса и записывает на стикер. Как только вопрос готов – стикер крепим к дереву.

На выполнение задания даётся 1 минута. Время пошло!

(переворачиваю песочные часы)

(звучит фоновая мелодия)

Сейчас к «Дереву мудрости» выходит 1-я группа: срываем по одному стикеру и отвечаем на вопросы соперников. Приглашаю к доске 2-ю группу.

 

КОММЕНТАРИЙ: ДАННЫЙ ПРИЕМ МОЖНО ПРИМЕНЯТЬ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРИ ПРОВЕРКЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. В ТАКОМ СЛУЧАЕ СТИКЕРЫС ВОПРОСАМИ УЧАЩИЕСЯ ГОТОВЯТ ЗАРАНЕЕ. 6 мин

 

Используя эти же вопросы можно продемонстрировать игровой прием «Крестики-нолики». Игра, знакомая всем. Как правило проводится в парах. Поэтому к доске я приглашаю пару чтецов. Вы сразитесь в схватке. Вспомните пока вопросы из «Дерева мудрости».

Остальных участников я прошу подготовиться к следующему заданию. У вас на столах есть карточка с именами героев сказки «Красная шапочка» (группа № 1) и «Золушка» (группа № 2), а также изображения героев и макеты горы. За время, пока ваши представители зарабатывают баллы в командный зачет вам необходимо расположить изображения героев вашей сказки на гору. У основания оставьте отрицательных героев, ближе к вершине расположите положительных персонажей. Время пошло!

 

А мы возвращаемся к «Крестикам-ноликам». По правилам вам необходимо заполнить ряд по горизонтали или вертикали.

 

КОММЕНТАРИЙ: ДАННЫЕ ПРИЕМЫВ УСЛОВИЯХ УРОКА ЦЕЛЕСООБРАЗНО РАЗГРАНИЧИВАТЬ. «КРЕСТИКИ-НОЛИКИ» РАССЧИТАНЫНА ПАРНУЮ РАБОТУ, ОДНАКО ТРЕБУЮТ ОТ КАЖДОГО УМЕНИЯ ГРАМОТНО ЗАДАВАТЬ ВОПРОС. ИГРУ «ВЕРШИНА» МОЖНО ПРОВОДИТЬ НЕ ТОЛЬКО В РАМКАХ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ, НО И ФРОНТАЛЬНО. 6 мин

 

 

Также при анализе произведений я систематически применяю прием «Морфологический ящик».

(ДЕМОНСТРИРУЮ)

Таких ящиков у нас несколько: один предназначен для сбора «Народной мудрости». Прежде всего это пословицы и поговорки. Другой ящик разделен на сектора: лиса, волк, заяц, медведь. Это герои, наиболее часто встречаемые в сказках. В эти сектора мы складываем названия сказок, в которых встречаются эти герои. 3 мин

 

СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ, ЧТО НЕ КАЖДЫЙ ПРИЁМ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ТОМ ИЛИ ИНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ. УЧТЯ ЭТОТ ФАКТОР МЫСЕГОДНЯ ИСПОЛЬЗОВАЛИ РАЗНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ОТРАБОТКИ ПРИЁМОВ ОСМЫСЛЕННОГО ЧТЕНИЯ.

Итог. Рефлексия.

Трудно вырастить интеллектуала с богатым внутренним миром и прекрасной душой, но благодаря знаниям, опыту, житейской мудрости учителю это удаѐтся.

Мы знаем: труд учителя не прост.

Учить учиться – трудная работа!

Детей вести через литературный мост

Рискнѐт учитель в звании высшего пилота.

Одно с уверенностью можем мы сказать:

Своих порывов творческих не бойтесь,

Творите и детей учите создавать.

Пусть многое в профессии удаѐтся! (СЛАЙД 8)

 

Рефлексия «Одно слово»

- Теперь мне бы хотелось узнать, что вам понравилось в ходе мастер-класса, что полезного и интересного вы для себя отметили. Выразите это одним словом и запишите на чистом листочке. Выходите ко мне. По порядку зачитайте свои слова.

 

Мудрость объединяет в себе три составляющие, которые помогают нам в течение всей жизни - Вера, Надежда, Любовь. - Я верю в то, что наши учащиеся полюбят читать книги и будут делать это осмысленно.

- Я надеюсь, что вы получили полезную информацию и будете использовать в своей педагогической деятельности.

- Я люблю свою работу и желаю, чтобы у ваших учащихся каждая новая прочитанная книга была ступенькой к мудрости.

Мин



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: