Дисциплина «Основы философии»
Тема: Философское учение о человеке
Цель – сформулировать и раскрыть смысл основного философского понятия.
План темы.
1. Антропогенез. Различные взгляды на происхождение человека.
2. Сущность человека и его отличительные черты.
3. Проблема целеполагания. Смысл жизни человека.
Дидактические единицы: Проблема человека в философии. Философская антропология. Предмет философской антропологии. Человек и природа. Человек и общество. Понятие свободы человека. Ценности, цели и смысл человеческой жизни. Суждения о человеке в истории философии. Структурная характеристика человека. Смысл человеческой жизни.
Можно воспользоваться учебниками колледжа:
1. Антюшин С.С. Основы философии: Учебное пособие. – М.: РИОР: ИНФРА-М:РАП, 2010. –с. 262 - 278
2. Дмитриев В.В., Дымченко Л.Д. Основы философии. – М.:ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2008. –с. 176 - 196
3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2004. –с. 189 - 193
4. Хрусталёв Ю.М. Основы философии: Учебник для медицинских училищ и колледжей. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. – с. 208 - 224 (есть и других лет издания).
Дополнительная литература:
1. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.А.Ан, В.В. Маркин, В.Е. Фомин. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 400 с.
2. Горелов А.А. Основы философии. - М.: Академия, 2014. - 320 с.
3. Философия. Учебник под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 816 с.
Интернет-источники:
1.Новая философская энциклопедия:
https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/page/about
2. Интернет-энциклопедия философии: https://www.iep.utm.edu/
3. Портал «Все о философии»: https://intencia.ru
Дополнительные материалы
Антропогенез. Различные взгляды на происхождение человека.
Философская антропология – учение о природе и сущности человека.
Человек как вид, как личность, как индивид.
Происхождение человека.
1). Креационистская теория – происхождение человека связано с актом божественного творения.
2). Эволюционная теория – человек – это часть природы, продукт естественного отбора, борьбы за существование, адаптации, изменчивости. Возникновение человека произошло в результате эволюционного процесса на Земле.
3). Человек «занесен» на Землю пришельцами из Вселенной.
Сущность человека и его отличительные черты.
Проблема сущности человека в истории философии.
Ранняя античность: человек – это органическая, неотъемлемая частица космоса.
Средние века: человек – не только раб божий и подобие бога, он принадлежит двум мирам.
Эпоха Возрождения: самодостаточность, ценность человека, гуманизм, вера в его безграничные творческие возможности.
Новое время: закрепило за человеком его способность рационального постижения мира.
Сенсуализм: утверждает, что у человека есть изначально заданная сущность, через которую в человеке объясняется все.
Система в определении человека.
1. Человек – это животное со своими признаками. Необходимо найти его видовые признаки.
Например:
А). человек – это двуногое животное без перьев (Платон);
Б). человек – это животное с большим мозгом, с самым развитым головным мозгом.
Вопрос: «Достаточно ли нам определить человека как отдельный вид животного?»
2. Человек – это уникальное животное, имеет специфический признак.
Например:
- делающий орудия труда;
- умеющий мыслить символически;
- человек – животное политическое (Аристотель);
3. Человек – это животное социальное (Марксизм).
4. Человек – это не животное.
Например:
- человек – это таинственное существо, у которого непрагматический интерес к миру;
- человек – первый вольноотпущенник природы (И. Гердер);
5. Человек – особая полевая форма жизни, это энергетическая форма поля (К.Э.Циалковский и др.).
Итог: 1). Человек – продукт природы;
2). Человек – продукт общества;
3). Он формируется людьми.
Проблема целеполагания. Смысл жизни человека.
Важными компонентами сущности человека считают его способность к рефлексии (от лат. reflexio – отклонение, размышление) – способность контролировать не только собственное поведение, но и свои мысли, а также целеполагание – способность формировать цели и проявлять осознанную активность при их достижении. Рефлексия означает и способность размышлять вообще, анализировать, систематизировать поступающую информацию, способность самоанализа, способность оценивать собственное поведение и результаты своей активности. Целеполагание считается смыслообразующим содержанием человеческой деятельности, практики человека.
Проблема свободы.
Свобода – способность человека осознанно и самостоятельно принимать решения.
Фатализм – философская концепция, согласно которой все в жизни человека, как все процессы в обществе и природе, предопределено высшей волей, роком, судьбой. Человек изначально осознанно настроен на подчинение обстоятельствам, на покорность провидению.
Волюнтаризм – феномен воли выступает в качестве высшего принципа бытия; эволюция предопределена не судьбой, а волей субъекта.
Проблема личности.
Целостная система социально значимых качеств индивида, характеризующих его как субъекта деятельности и общения.
Проблема важности отдельной личности.
- Западная традиция рассматривает личность как высшую ценность.
- Восточная традиция – стремление растворить личность в абсолюте.
Проблема смерти.
Смерть позволяет оценить истинное значение жизни. Как продлить себя?
- религиозное решение: вера в бессмертие души;
- светское решение: сохранить себя в деятельности.
Смысл жизни – цель, которой человек подчиняет свою жизнь.
Подходы к проблеме смысла жизни:
1). Смысл жизни лежит за пределами жизни.
2). Смысл жизни осознается и создается самим субъектом.
3). Смысл жизни – в самой жизни.
Вопросы для самоконтроля:
1). Сравните понятия «человек», «индивид», «личность».
2). В чем принципиальное отличие человеческого индивида от личности?
3). Есть ли факторы человеческого бессмертия?
4). Каковы смысл и цели жизнедеятельности современной личности?
2. Можно посмотреть фильм «Пока не сыграл в ящик» (США).