Различные направления в музыке формируют единство. Основная черта традиционной музыки Африки это подчеркнутая гармония определенного контекста каждого частного элемента и его неразрывная и гармоничная связь с целым. Музыка способствует взаимодействию между людьми и дает им связь в общности.
Стоит рассмотреть некоторые основные стили современного африканского музыкального искусства.
• Хауса и фуджи
• Гриот и Джали
• Морна и Макосса
Фуджи
Этот стиль образовался из древнего музыкального направления апала, музыки жителей Йоруба. Это музыкальные ритмы, раньше имевшие религиозную нагрузку и впоследствии превратившиеся в танцевальные.
Мусульманские традиционные песнопения накладываются на древние африканские ритмы но уже без религиозной направленности того и другого.
Кроме барабанов в этой музыке основную роль играет гавайская гитара с ритмами мамбы, во многом определяя его танцевальную направленность.
Стиль основал Sikiru Ayinde, нигерийский исполнитель, который в конце 70х годов сравнивал свою музыку с горой Фуджи, благодаря чему стиль получил свое название. Ayinla Kollington и Wasiu Barrister продолжили работу в данном направлении.
Стили музыки в Африке - Хауса
Народность хауса также живет на территории современной Нигерии в зоне распространения ислама. Музыка хауса состоит из слияния этнических традиций местности и исламского вокала. Хвалы Аллаху поются под аккомпанимент лютней и говорящих барабанов, где мелодичность играет первостепенную роль.
Причем в сельской местности стиль хауса представлен более разнообразными этническими аспектами, в то время как в городах первичное значение имеет исламская традиция. Основная музыкальная линия играется на небольших барабанах при поддержке лютни и скрипки.
|
Джали
Этот стиль африканской музыки родился в районе Манде. Древнее общество Манде имело строго иерархический порядок, где музыканты, исполняющие данную музыку принадлежали к особой касте, состоявшей из музыкантов и ремесленников. Джали - так назывались потомственные музыканты, игравшие эту музыку.
Все представители данной профессии имели определенные фамилии, и вид деятельности передавался строго по родству. До сих пор люди родившиеся в семье джали рассматриваются именно как джали, даже если они никогда не брали в руки никакого инструмента. Им покровительствовали представители высшей касты из правящего сословия.
Одна легенда рассказывает о музыканте, который трижды искушал пророка Мухаммада неверием и трижды замерзал, после чего уверовал и запел молитвы и восхваления Аллаху. С тех пор восхваления Всевышнего — основная тема джали.
"Знатный человек не будет говорить свободно с каким-нибудь представителем своего же класса, потому как он может стать противником, в то же время музыкантам доверять можно, поскольку они не представляют никакой угрозы... Они - журналисты, рассказывающие как о настоящем, так и о событиях из прошлого. Искусство джали кроется в их способности возносить молитвы, которые давали нашим королям смелость для победы в боях"— так говорит о своем искусстве выдающийся современный исполнитель Джали Ньяма Сусо.
Джали всегда жили при дворах своих князей и выполняли функции советников, посредников и просто друзей и доверенных лиц. Благодаря искусству пения и речи они были идеальными посредниками и выполняли важные социальные роли. Улаживали конфликты, служили сватами и послами. Традиционно джали жили за счет великодушия своих покровителей. Они никогда не получали плату, но принимали разного рода подарки, иногда очень ценные, такие как надел земли, животные или рабы.
|
Каждый джали находится в состоянии честной и искренней дружбы со своими покровителями. Поэтому в песнях имеются постоянные напоминания о необходимости быть терпимыми и лояльными во взаимоотношениях между людьми. Миротворческая миссия и молитвенные песнопения основной смысл работы джали. В современном обществе они также взаимодействуют с современными президентами и политиками Африки.
Также на нашем сайте вы подробно можете узнать и о таком отдельно направлении, как африканский стиль регги сможете послушать некоторые композиции и узнать об известных современных исполнителях.
Макосса
Рассматривая различные стили музыки нельзя не отметить и следующий современный стиль Макосса, который достиг своей популярности в 70-80 годах прошлого века. Зародившись в Камеруне быстро получил популярность благодаря талантливым исполнителям современности.Это народные песни и танцы, исполняющиеся на гитарах и аккордеонах. В 80 годах макосса стал очень популярен в Париже, где его ритмы легли в основу электронной танцевальной музыки для клубов. Известные исполнители макосса: Bebe Manga, Eboa Lotin, Misse Ngoh, Lapiro Mbanga, San Fan Thomas.
Морна
Национальный песенный жанр в Кабо Верде. Морна это что-то среднее между музыкой и поэзией. Здесь находит свое отражение вся душа народа Кабо Верде. Морна образовалась из слияния португальской фаду, ритмов древней Анголы и португало-бразильской модиньи. Классические темы длинных меланхолических поэм, характерных для данного стиля это смерть и любовь, встречи и разлуки, путешествия и возвращения к родным и любимым. Иногда морна это бодрые сатирические импровизации, но чаще душевная и меланхолическая музыка.
|
До появления электрических инструментов морны исполнялись в основном на струнных, часто с аккордеоном и пианино. Классическое звучание морны — высокие струнные звуки, иногда использовалась гитара. Кавакиньо и виола, инструменты похожие на гитару, имеющие соответственно 4 и 12 струн чаще всего звучат в ранних записях морн.
Именно они дают узнаваемые характерные высокие звуки. Основной ритм выделяется, как правило маракасами. В современном исполнении часто участвуют много европейских инструментов, вплоть до ударной установки. Самая известная исполнительница данного жанра Сезария Эвора. Она хорошо известна в России, неоднократно приезжала с концертами. Также достаточно известны скрипач Джосиньо и певец Бана, продолжающий свои выступления до сих пор. Существует еще много известных исполнителей.
Гриот
Музыкальный стиль по сути не имеющий никакого отношения к музыке. Это по большей части традиции рассказывания разных историй. В Африке нет большого различия между певцом и рассказчиком, и то и другое делается в основном под ритмические аккомпанименты. С древних времен существовали странствующие рассказчики, являющиеся хранителями древних культурных традиций. То тут то там они собирали вокруг себя людей и вели свое повествование про увиденное и услышанное в разных местах. Они рассказывали истории предков, легенды и сказания дошли до наших дней именно благодаря таким людям.
Как и джали, гриот всегда вне политики и человеческих страстей. Свои рассказы они сопровождали игрой на коре или барабане. От них ведет свои корни традиционный современный рэп.
Умар Бин Хассан — современный рэп исполнитель, подчеркивающий корни гриот в своем творчестве. Он активно использует в своих записях музыку народных инструментов, приглашая известных музыкантов с этническими инструментами.
В заключении хочу обратить внимание на обширность данной темы, увлекательность и многогранность. Изучив историю и виды Африканских барабанов я для себя узнала много нового и полезного. Пользуясь различными интернет-источниками, мне удалось расширить свой кругозор и убедиться ещё раз в том, что выбранная мной тема очень занимательна и интересна. Ведь такой инструмент как барабаны был актуален как в глубокой древности, так и в наши дни. Более того барабаны считаются модным инструментом и технику игры на них может постичь далеко не каждый человек.