Среди них есть и неизвестные, или менее известные, если кто знает сообщите, кто ещё толковал Библию.




Толкователи Священного Писания

 

Экзегетика, экзегеза — раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты; учение об истолковании текстов, преимущественно древних, первоначальный смысл которых затемнён вследствие их давности или недостаточной сохранности источников.

По экзегетике понимание достигается грамматическим исследованием языка, изучением исторических реалий и вскрытием намёков, смысл которых со временем сделался непонятным; конкретно-психологическими изысканиями и рассмотрением закономерностей формы произведения.

Экзегетика послужила основным источником герменевтики (др.-греч. ἑρμηνευτική, от ἑρμηνεύω— разъясняю, толкую). Несмотря на то что эти термины употребляются иногда как синонимы, понятие герменевтика гораздо шире, если экзегетика — это исключительно толкование текстов, то герменевтика включает в себя интерпретацию всех видов коммуникации письменной, вербальной и невербальной.

В Христианстве:

Среди христиан есть множество различных взглядов на толкование Библии. В основном они сводятся к двум главным концепциям:

Экзегетика откровения исходит из посылки, что тексты Священного Писания являются богооткровенными и их авторов вдохновлял сам Бог. Поэтому экзегетика должна исходить из того, что за тем, что непосредственно написано скрывается дополнительный более глубокий и не всегда явно выраженный смысл, который и следует открыть.

Рациональная экзегетика исходит из предпосылки, что авторы священного писания были вдохновенными литераторами, и смысл сказанного в Священном Писании стоит искать в реалиях той эпохи и изучении личных свойств и характеров авторов текстов.

Комментарии к Библии:

Наиболее популярной формой библейской экзегетики являются комментарии к Библии. Обычно они издаются многотомниками наподобие энциклопедии, где каждый том посвящён одной или двум книгам Библии и толкуют книги в том же порядке, в котором они расположены в Библии. Каждый комментарий обычно состоит из введения, за которым следует детальный разбор текста. До начала 20 века комментарии обычно писались одним автором, который детально излагал свой взгляд на Священное писание. Сейчас обычно практикуют написание комментариев к Библии коллективом авторов, где каждый дает комментарий к отдельным книгам. Комментарии обычно различаются способом интерпретации, в частности авторы, принадлежащие к разным конфессиям по разному комментируют Библию, также комментарии различаются по глубине, аккуратности, силе теологической и критической мысли.

В католической традиции существуют специальные центры библейской экзегетики, École Biblique в Иерусалиме, и Pontificio Istituto Biblico в Риме.

Протестантской экзегетикой занимаются в университетах, преимущественно в Германии и США.

Православный русский современный мир знает много имён, людей, которые в разные времена приступали комментировать, изъяснять, толковать Священное Писание: Ветхий и Новый Завет. Назовём эти имена.

Среди них есть и неизвестные, или менее известные, если кто знает сообщите, кто ещё толковал Библию.

 

Протоиерей Геннадий Фаст (Генрих Генрихович Фаст) родился в 1954 году в селе Чумаково Новосибирской области в глубоко верующей протестантской немецкой семье Генриха и Елены Фастов. В 1938 году Генриха Фаста арестовали, обвинив в создании контрреволюционной организации и после 10-летнего лагерного заключения он был отправлен в “вечную ссылку” в с. Чумаково, как “враг народа”, Елена Фаст последовала за супругом. После развенчания культа личности Сталина отец был реабилитирован, и семья переехала в Казахстан. Там, в верующей протестантской немецкой среде, прошли детство и юность будущего православного священника о. Геннадия Фаста.

«Из детских увлечений живописью, историей, точными науками победила физика и после школы я поступил на физический факультет Карагандинского университета, – вспоминает о. Геннадий. – Я очень любил теоретическую физику, удивительной красоты математическое описание законов мироздания, много и увлеченно занимался ею. Но параллельно шла другая жизнь…

…Вырос я в глубоко верующей протестантской немецкой семье и среде. Одно из ярких впечатлений детства – маленький карманный Новый Завет, который я получил в десять лет и жадно читал, прячась от шумных детских игр. С тех пор я навсегда полюбил Слово Божие. Тогда же, в десять лет, я впервые сознательно обратился к Богу. И позже, когда я занимался наукой, вера и наука жили во мне, порой пересекаясь и сливаясь, но большей частью раздельно, разделяя как бы и мою жизнь надвое…

В конце четвертого курса я был изгнан за веру и политическую неблагонадежность из университета. Однако в том же году восстановился в Томском университете, после окончания которого в 1978 году был оставлен сотрудником кафедры теоретической физики. Но через полгода вновь был изгнан за проповедь Евангелия…

Уже на старших курсах университета я соприкоснулся со Святым Православием и понял, что только в нем могу обрести спасение своей души. Передо мной открылся новый удивительный мир свято – отеческого учения, чистый источник благодати Божией в Таинствах церковных. Пятикурсником я принял святое крещение в Православной Церкви. Теперь уже не было той раздвоенности веры и науки. Душа желала и стремилась только к богопознанию и служению Христу. Поэтому после второго изгнания из университета я, оставив мир сей, пошел служить в Русскую Православную Церковь…».

Отец Геннадий Фаст прошел путь от церковного послушника, диакона до священника-протоиерея. Служил в разных приходах Тувинской республики, Кемеровской области, но основное служение нес на обширных просторах Красноярского края.

В Енисейске (небольшой старинный городок на Севере Красноярского края) – с 1983 года. Здесь он стал настоятелем старинного Успенского собора, а затем и благочинным православных церквей Красноярско-Енисейской епархии. В 1985-86 гг. подвергся новым гонениям от безбожной власти. Семь месяцев следствия, обысков, допросов могли бы завершиться плачевно для “политически неблагонадежного” священника, но грянуло время перемен, круто поменявшего судьбу России…

Неся служение приходского священника, и имея большую семью (у него и матушки Лидии пятеро детей) отец Геннадий заочно окончил в Троице-Сергиевой лавре духовную семинарию и Московскую Духовную Академию. Здесь же в 1995 году защитил диссертацию на степень кандидата богословия по кафедре Священного Писания Ветхого Завета.

В 1994 году первым в епархии и вторым в России благочинный Геннадий Фаст открыл в Енисейске православную прогимназию свв. Кирилла и Мефодия. Следом за ним в этом же благочинии его воспитанником священником Андреем Юревичем была открыта в городе Лесосибирске (Красноярский край) православная гимназия св. Иоанна Кронштадтского. Уровень знаний гимназистов соответствует всем требованиям Закона «Об образовании», «только преподаватели в гимназиях чуть добрее и предметы школьного компонента не совсем обычны: каллиграфия, Закон Божий, старославянский, латинский»…

Многие пришли к православной вере или утвердились в ней благодаря лекциям отца Геннадия в православном лектории при государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края, который существует с 1991 года по настоящее время (2 лекции в месяц). За последние годы аудитория лектория значительно расширилась.

Всем годам его священнического пастырского служения в Русской Православной Церкви сопутствует труд богослова, работа над книгами не только богословского, но и исторического, духовно-просветительского содержания, некоторые из которых писались без всякой надежды быть опубликованными. Но падение тоталитарного атеистического режима изменило и судьбу этих книг.

Красноярским православным некоммерческим издательством «Енисейский благовест» (https://www.enisey.name.ru) изданы следующие книги о. Геннадия Фаста: «Ты воскресни, птица Феникс!» (1992), «Свет и тени Голгофы» (1993), «Небесная лествица» (1994), «Енисейск православный»(1994), «Семь дней на Святой Земле» (1997), «Зигзаг молнии в ненастный день» (2002), энциклопедические монографии: «Толкование на книгу Песнь Песней Соломона» (2000). «Толкование на Апокалипсис»(2004), «Этюды по Ветхому Завету», книга первая (2007), «Этюды по Ветхому Завету», книга вторая (2008), готовится к изданию в 2009 году книга «Толкование на Екклесиаст».

Книги протоиерея Геннадия Фаста разошлись по многим странам и материкам. Голос этого православного проповедника и богослова звучит из глубины России, раздвигая границы, территориальные и мировоззренческие, зовет к возрождению наших душ, к возрождению нашего православного Отечества, зовет ко Христу, к радости о Христе и приумножению веры на нашей земле.

В 2004 году известнейший теолог, проповедник и автор многих трудов церковных священнопротоиерей Геннадий Фаст архиепископом Красноярским и Енисейским Антонием представлен к высокой награде – Ордену Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского.

4 июля 2010 года указом Высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Красноярского и Енисейского протоиерей Геннадий Фаст был освобожден от должности председателя епархиального Отдела религиозного образования и катехизации, должности благочинного Енисейского церковного округа и с должности настоятеля Успенского храма, после двадцати семи лет настоятельства.

 

Олег Викторович Стеняев (1961, Орехово-Зуево) — священник Русской Православной Церкви, протоиерей; с 2004 года клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках.

Писатель, богослов и публицист, проповедник и миссионер. Специализируется в области сектоведения и сравнительного богословия.

Окончил школу рабочей молодёжи. Работал на заводе токарем-расточником. Служил во внутренних войсках.

В 1981 году был чтецом в церкви. В 1982 году поступил в Московскую духовную семинарию. По семейным обстоятельствам курс семинарии полностью не окончил. После был рукоположён во диакона и служил в Тамбовской, Ивановской и Московской епархиях.

Ещё будучи диаконом начал миссионерство, и в 1990 году был главным редактором и издателем журнала «Амвон: Православный журнал в помощь катехизатору, миссионеру и христианской семье».

В начале 1990-х годов перешёл в РПЦЗ и епископами РПЦЗ был рукоположён в сан священника. В Новосибирской епархии, в городе Куйбышеве организовал приход РПЦЗ. Вернувшись в Москву, стал духовником московского отделения НПФ «Память», штаб-квартира которой находилась в Марфо-Мариинской обители.

24 ноября 1993 года перешёл в Московский патриархат, где был принят в сане диакона.

В 1994 году был рукоположён в сан священника РПЦ. И назначен штатным священником храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», на Большой Ордынке. Возглавил Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий имени А. С. Хомякова.

В 2000 году о. Олег Стеняев был назначен настоятелем храма святителя Николая на Большой Серпуховской улице; храм не был передан общине и все попытки выселить из храма модельное агентство и театральную студию не увенчались успехом.

С 2004 года является клириком храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках.

В 2005 году экстерном сдал экзамены за курс семинарии и получил диплом об окончании Перервинской Православной Духовной семинарии при Николо-Перервинском монастыре; поступил в Московскую духовную академию, которую в 2007 году экстерном окончил и успешно защитил дипломную работу «Реабилитация лиц, пострадавших от деятельности нетрадиционных религий», получив звание бакалавра богословия. После успешного окончания Духовной академии был награждён титулом протоиерея.

В 2010 году, после убийства его друга — священника Даниила Сысоева, продолжил вести регулярные Библейские беседы по четвергам в храме апостола Фомы на Кантемировской, которые раньше вел священник Даниил Сысоев.

Сегодня, если не болен, то регулярно служит в храме Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, ведет Библейские беседы, совершает миссионерские поездки, пишет и издаёт новые книги. Также о. Олег регулярно служит молебен и проводит беседы в 17 часов по понедельникам на Чешском подворье при Храме святителя Николая в Котельниках.

 

Известен проповедью православия среди «сектантов» (представителей нетрадиционных религий).

Состоит председателем редакционного совета газеты «Миссионерское Обозрение» (приложение к газете «Православная Москва»), и ведущим программ на радио «Радонеж».

Около 1999 года, по благословению епископа Белгородского Иоанна (Попова) совершил миссионерское путешествие в Индию.

В 2000 году был направлен в Чечню, где проводил беседы с солдатами и мирными жителями, и совершил несколько крещений, в том числе и бывших мусульман.

С 9 по 17 мая 2007 года совершил паломническую поездку в Израиль на Святую Землю с группой паломников, состоящей в основном, из радиослушателей радио «Радонеж».

 

Даниил Алексеевич Сысоев (12 января 1974, Москва — 20 ноября 2009, Москва) — священник Русской православной церкви, настоятель московского храма святого апостола Фомы на Кантемировской, основатель Школы Православного Миссионера.

Активно занимался миссионерской деятельностью, в частности, проповедью православия мусульманам. За свои высказывания об исламе подвергался критике с их стороны. Был убит неустановленным лицом в храме при исполнении священнослужебных обязанностей. Многие православные христиане считают кончину отца Даниила мученичеством и ожидают его канонизации в будущем.

 

С сентября 1995 года преподавал Закон Божий в старших классах Православной классической гимназии «Ясенево».

Примерно с 2000 по 2004 годы преподавал литургику на вечерних Богословских курсах при храме апп. Петра и Павла в Ясеневе (подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни в Москве).

C 2004 по 2009 год преподавал сначала литургику, а потом миссиологию в Перервинской православной духовной семинарии при Николо-Перервинском монастыре.

 

Под миссионерской деятельностью отец Даниил Сысоев подразумевал в первую очередь проповедническое слово о Христе. На каждом богослужении обязательно произносил проповедь. На литургии — произносил слово, посвященное теме Евангельского чтения, на всенощном бдении — проповедь на тему празднуемого Церковью события или святого, так же говорил слово и на молебне и на панихиде и вообще при всяком уместном случае.

С 1997 года проводил регулярные, по четвергам, вечерние Библейские беседы (чтение Библии с толкованием), сначала на Крутицком подворье, а с 2006 года в храме апостола Фомы на Кантемировской. Читал сначала главу из Ветхого Завета и растолковывал практически каждый стих, опираясь на толкования святителя Иоанна Златоуста и других святых отцов. Потом прочитывалась глава или, хотя бы часть главы из Нового Завета (в основном Деяний или Посланий или Апокалипсиса) и давал так же по стихам толкование на читаемое место.

В 2007 году возглавил поездку миссионерской группы по кряшенским селениям Татарстана.

В 2008 году была организована летняя поездка миссионерской группы в республику Киргизия, в которой отец Даниил принял активное участие: провел несколько бесед как в местных православных приходах, так и с местными жителями, и совершил несколько крещений местных жителей. Часть миссионерской группы совершила поездку в мусульманский регион у города Ош.

В 2009 году состоялась новая поездка миссионерской группы в город Заинск — административный центр Заинского района Татарстана.

Помимо всего прочего, отец Даниил совершил множество личных поездок (без миссионерской группы) по разным епархиям России и по зарубежным странам — например, две поездки в 2007 и 2008 годах в Македонию.

Отец Даниил был одним из главных участников двух открытых диспутов с мусульманами:

Библия или Коран являются откровением Бога?

Представление о Боге.

И трёх диспутов со старообрядцами (с представителями РПСЦ):

Обряд и вера.

Символ веры.

Старые и новые обряды.

Регулярно участвовал в различных телевизионных и радиопередачах.

По благословению о. Даниила Сысоева была написана икона «Собор святых из ислама в Православие обратившихся», на которой изображены 16 святых, таких как Або Тбилисский, мученик Ахмед Калфа, Омир Иерусалимский и др.

 

Софроний Евсевий Иероним (342, Стридон, Далмация — 30 сентября 419 или 420, Вифлеем) — иллирийский церковный писатель, аскет, создатель канонического латинского текста Библии. Почитается в православной и в католической традиции как святой и один из учителей. Память в Католической церкви — 30 сентября, в Русской Православной Церкви (именуется Иероним Блаженный) — 28 июня (15 июня по юлианскому календарю), в Элладской Православной Церкви — 15 июня по григорианскому календарю. Некоторые средневековые источники, как, например, Мавро Орбини, ошибочно приписывали ему и создание глаголического алфавита.

Главные работы Иеронима — латинский перевод Ветхого Завета, сделанный на основе Септуагинты (с древнегреческого языка) и еврейского текста Ветхого Завета (кроме книг, изначально написанных на арамейском и древнегреческом), и редакция латинской версии Нового завета, получившие впоследствии название Вульгата, а также исторический труд «О знаменитых мужах». Сохранилось другое его историческое произведение — «Хроника», в которой он излагает события всемирной истории начиная с «сотворения мира», основываясь на «Хронике» Евсевия Кесарийского с дополнениями. Наследие Иеронима также составляют более 120 его писем.

 

Некоторые средневековые источники, такие, как Мавро Орбини, утверждали, что Святой Иероним является создателем глаголической азбуки. Бенжамин Шульце в своей книге приводит алфавит, созданный Иеронимом.

 

Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров; 10 (22) января 1815 — 6 (18) января 1894) — епископ Православной Российской Церкви; богослов, публицист-проповедник. Прославлен в лике святителей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: