ПРОГРАММА АПРОБАЦИИ
Универсальных учебных материалов
В рамках Всероссийского образовательного инновационного проекта
«Развивающее образование для всех: технологии и универсальные учебные материалы» на 2018–2019 учебный год
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Предложить педагогам средства, которые помогут решить актуальные проблемы обу-чения современных школьников, реализовать идеи развивающего образования и требования ФГОС, а именно комплекс образовательных технологий деятельностного типа и принципиально новый вид учебных пособий – универсальные учебные материалы.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Апробировать сборники универсальных учебных материалов и проверить, насколько удаётся с их помощью
– решить актуальные проблемы школы: развивать у детей умения смыслового чтения и другие универсальные учебные действия (УУД) на материале разных учебных предметов;
– активизировать учебный процесс путём дополнения действующих учебников развивающими универсальными учебными материалами;
– сделать учебный процесс более эффективным и более удобным для учителя и учащихся;
– обеспечить изучение одного и того же учебного материала на разных уровнях сложности («Мастер» и «Ученик»).
ПЛАН АПРОБАЦИИ
универсальных учебных материалов (УУМ)
1-й шаг. Выбор проблем, актуальных для участников апробации. Выбор сборника универсальных учебных материалов, который содержит инструменты решения этих проблем.
ПРОБЛЕМЫОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ | СБОРНИКИ УУМ – ИНСТРУМЕНТЫДЛЯ ИХ РЕШЕНИЯ (каждый сборник указан несколько раз) |
Недостаточно развиты читательские умения (учащиеся не понимают текст, не могут вычитать фактуальную и подтекстовую информацию, сформулировать главную мысль) | + «Учимся читать и понимать текст. Литературное чтение», 1 класс + «Учимся читать и понимать текст. Русский язык», 1 класс, 2 класс (выходят в сентябре-октябре 2018 г.) + «Учимся читать и понимать текст. Русский язык», 3–4 классы + «Учимся анализировать. Русский язык. Глагол», 3–4 классы + «Учимся читать и понимать текст. Окружающий мир. История Отечества», 3–4 классы + «Учимся читать и понимать текст. Окружающий мир. Природные зоны», 3–4 классы + «Учимся анализировать. История. Домонгольская эпоха», 6 класс + «Учимся анализировать. История. От Батыя до Ивана Великого», 6 класс |
Пишут с большим количеством орфографических и пунктуационных ошибок | + «Учимся читать и понимать текст. Русский язык», 1 класс, 2 класс (выходят в сентябре-октябре 2018 г.) + «Учимся писать без ошибок. Орфография», 3–4 классы, ч. 1, 2 + «Учимся писать без ошибок. Пунктуация», 3–4 классы + «Учимся анализировать. Русский язык. Глагол», 3–4 классы |
Не умеют выделять в тексте факты, не могут сделать на их основе вывод (анализ и обобщение) | + «Учимся анализировать. Русский язык. Глагол», 3–4 классы + «Учимся анализировать. Окружающий мир. История России», 3–4 классы (выходит в сентябре 2018 г.) + «Учимся анализировать. Окружающий мир. Природные зоны и сообщества», 3–4 классы (выходит в октябре 2018 г.) + «Учимся анализировать. История. Домонгольская эпоха», 6 класс (все задания, но прежде всего модуль 1) + «Учимся анализировать. История. От Батыя до Ивана Великого», 6 класс (все задания) |
Не умеют устанавливать причинно-следственные связи в текстовой информации | + «Учимся читать и понимать текст. Окружающий мир. История Отечества», 3–4 классы (задания № 2–3 в каждом уроке) + «Учимся читать и понимать текст. Окружающий мир. Природные зоны», 3–4 классы (задания № 2–3 в каждом уроке) + «Учимся анализировать. Окружающий мир. История России», 3–4 классы (выходит в сентябре 2018 г.) + «Учимся анализировать. Окружающий мир. Природные зоны и сообщества», 3–4 классы (выходит в октябре 2018 г.) + «Учимся анализировать. История. Домонгольская эпоха», 6 класс (модуль 2) + «Учимся анализировать. История. От Батыя до Ивана Великого», 6 класс (модуль 1) |
Не справляются с трудными логическими задачами ВПР по предмету «Окружающий мир» | + «Учимся анализировать. Готовимся к ВПР. Окружающий мир», 3–4 классы + «Учимся читать и понимать текст. Окружающий мир. История Отечества», 3–4 классы (задание № 1 в каждом уроке) + «Учимся читать и понимать текст. Окружающий мир. Природные зоны», 3–4 классы (задания № 1–2 в каждом уроке) + «Учимся анализировать. Окружающий мир. История России», 3–4 классы (выходит в сентябре 2018 г.) + «Учимся анализировать. Окружающий мир. Природные зоны и сообщества», 3–4 классы (выходит в октябре 2018 г.) |
Не могут сформулировать и аргументировать собственную позицию по спорному вопросу на основе учебного материала | + «Учимся анализировать. Готовимся к ВПР. Окружающий мир», 3–4 классы + «Учимся анализировать. Окружающий мир. История России», 3–4 классы (выходит в сентябре 2018 г.) + «Учимся анализировать. История. Домонгольская эпоха», 6 класс (модуль 3) + «Учимся анализировать. История. От Батыя до Ивана Великого», 6 класс (модуль 2) |
|
|
2-й шаг. Изучение материалов выбранного сборника, освоение образовательных технологий.
|
Помимо изучения самого сборника, нужно ознакомиться с публикациями на сайте, посмотреть в записи вебинары, которые проводят авторы УУМ-ов. Можно и нужно обращаться за индивидуальными консультациями через сайт «УчиЛегко» (uchilegko.ru). Для этого можно формулировать свои вопросы или писать комментарии к уже созданным вопросам по апробации каждого отдельного сборника.
Если нужна консультация для группы учителей, присылайте заявку на вебинар-консультацию на адрес УМЦ: umc@school2100.com
СБОРНИКИ УУМ | МАТЕРИАЛЫДЛЯ ЗНАКОМСТВА |
+ «Учимся читать и понимать текст. Литературное чтение», 1 класс | Описание и фрагменты сборника на сайте «УчиЛегко»: «Как определить главную мысль текста?» Вебинары о сборнике: «Проектирование урока в соответствии с технологией продуктивного чтения» (Е.В. Бунеева) Фрагмент онлайн-форума «Универсальные учебные материалы как инновационный проект» (время 42:30–47:25) Посты о сборнике в соцсетях: «Что почитать с ребёнком летом» (Е.В. Бунеева) «Как за лето научить ребёнка пересказывать текст» (Е.В. Бунеева) «Что такое продуктивное чтение и как ему учить» (Е.В. Бунеева) «Умеет ли ваш ребёнок читать и понимать текст?» (Е.В. Бунеева) «Учим ребёнка понимать текст. Первый шаг: читаем предложение» (Е.В. Бунеева) «Учим ребёнка понимать текст. Шаг второй: разворачиваем предложение в текст» (Е.В. Бунеева) «Учим ребёнка понимать текст. Шаг третий» (Е.В. Бунеева) Группа «ВКонтакте» «Домашняя школа грамотности Екатерины Бунеевой», публикации по теме |
+ «Учимся писать без ошибок. Орфография», 3–4 классы (1–2 части) | Описание и фрагменты сборника на сайте «УчиЛегко»: «Как научить детей писать без ошибок?» Вебинары о сборнике: «Учимся писать без ошибок» (Е.В. Бунеева) «Анализ современного урока» (Е.В. Бунеева) Фрагмент онлайн-форума «Универсальные учебные материалы как инновационный проект» (время 47:25–01:00:50) Посты о сборнике в соцсетях: «Про упражнения по орфографии» (Е.В. Бунеева) Группа «ВКонтакте» «Домашняя школа грамотности Екатерины Бунеевой», публикации по теме |
+ «Учимся писать без ошибок. Пунктуация», 3–4 классы | Описание и фрагменты сборника на сайте «УчиЛегко»: «Как научить детей ставить запятые при однородных членах предложения?» «Какие знаки препинания существуют? Какую функцию они выполняют?» Фрагмент онлайн-форума «Универсальные учебные материалы как инновационный проект» (время 47:25–01:00:50) Посты о сборнике в соцсетях: «Про упражнения по орфографии» (Е.В. Бунеева) Группа ВКонтакте "Домашняя школа грамотности Екатерины Бунеевой", публикации по теме |
+ «Учимся читать и понимать текст. Русский язык», 3–4 классы | Описание и фрагменты сборника на сайте «УчиЛегко»: «Как научить читать и понимать текст, развивать умения смыслового чтения?» Вебинары о сборнике: «Сборник. Русский язык, 3–4 классы» (Е.В. Бунеева) Фрагмент онлайн-форума «Универсальные учебные материалы как инновационный проект» (время 01:00:50–01:16:36) |
+ «Учимся анализировать. Русский язык. Глагол», 3–4 классы | Описание и фрагменты сборника на сайте «УчиЛегко»: «Как строить урок, если проблемного подхода нет в содержании учебников?» Вебинары о сборнике: Фрагмент онлайн-форума «Универсальные учебные материалы как инновационный проект» (время 01:48:48–02:10:54) |
+ «Учимся читать и понимать текст. Окружающий мир. История Отечества», 3–4 классы | Описание и фрагменты сборника на сайте «УчиЛегко»: «Как научить читать и понимать текст, развивать умения смыслового чтения?» Вебинары о сборнике: «Учимся понимать текст и выполнять задания к нему» (Д.Д. Данилов) Фрагмент онлайн-форума «Универсальные учебные материалы как инновационный проект» (время 01:16:35–01:28:15; 02:10:54–02:20:28) Посты о сборнике в соцсетях: «Какие умения нужны детям, чтобы понимать тексты и выполнять задания?» (Д.Д. Данилов) |
+ «Учимся читать и понимать текст. Окружающий мир. Природные зоны», 3–4 классы | Описание и фрагменты сборника на сайте «УчиЛегко»: «Как научить анализировать на уроках окружающего мира?» «Как правильно сформулировать вопросы детям в ходе подводящего диалога?» Вебинары о сборнике: «Новый сборник. Учимся понимать текст и выполнять задания к нему» (А.А. Вахрушев) Фрагмент онлайн-форума «Универсальные учебные материалы как инновационный проект» (время 02:20:28–02:28:25) Посты о сборнике в соцсетях: «Какие умения нужны детям, чтобы понимать тексты и выполнять задания?» (Д.Д. Данилов) |
+ «Учимся анализировать. Готовимся к ВПР. Окружающий мир», 3–4 классы | Описание и фрагменты сборника на сайте «УчиЛегко»: «Чем поможет сборник при подготовке к ВПР?» Вебинары о сборнике: «Подготовка к ВПР» (А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов) Фрагмент онлайн-форума «Универсальные учебные материалы как инновационный проект…» (время 01:31:17–01:42:56) Посты о сборнике в соцсетях: «Как занимать свою позицию и аргументировать её?» (Д.Д. Данилов, С.В. Паршина) «Анализировать текст и делать выводы – это сложно?» (Д.Д. Данилов) «Как научить ребёнка устанавливать причины и следствия явлений и событий?» (С.В. Паршина) «Как летом готовится к ВПР по окружающему миру» (С.В. Паршина) |
+ «Учимся анализировать. История. Домонгольская эпоха», 6 класс | Описание и фрагменты сборника на сайте «УчиЛегко»: «Как научить анализировать на уроках истории?» Вебинары о сборнике: «Учимся работать с информацией» (Д.Д. Данилов) «Образовательные технологии деятельностного типа» (Д.Д. Данилов) Фрагмент онлайн-форума «Универсальные учебные материалы как инновационный проект» (время 17:20–22:30) Посты о сборнике в соцсетях: «Как занимать свою позицию и аргументировать её?» (Д.Д. Данилов, С.В. Паршина) «Как помочь ребёнку хорошо учиться» (С.В. Паршина) «Что важнее для ребёнка – знания или умения?» (Д.Д. Данилов) «Анализировать текст и делать выводы – это сложно?» (Д.Д. Данилов) «Как научить ребёнка устанавливать причины и следствия явлений и событий?» (С.В. Паршина) |
+ «Учимся анализировать. История. От Батыя до Ивана Великого», 6 класс | Описание и фрагменты сборника на сайте «УчиЛегко»: «Как учить устанавливать причины и следствия на уроках истории?» «Как большой объём материала по истории уместить в один урок?» «Как научить работать с исторической картой?» Вебинары о сборнике: «Учимся работать с информацией» (Д.Д. Данилов) «Образовательные технологии деятельностного типа» (Д.Д. Данилов) Фрагмент онлайн-форума «Универсальные учебные материалы как инновационный проект» (время 17:20–22:30) Посты о сборнике в соцсетях: «Анализировать текст и делать выводы – это сложно?» (Д.Д. Данилов) «Как научить ребёнка устанавливать причины и следствия явлений и событий?» (С.В. Паршина) |
Серия «Современные уроки»: + «Учимся анализировать. Окружающий мир. История России», 3–4 классы (выходит в сентябре 2018 г.) + «Учимся анализировать. Окружающий мир. Природные зоны и сообщества», 3–4 классы (выходит в октябре 2018 г.) | Описание и фрагменты сборника на сайте «УчиЛегко»: «Как научить анализировать?» Вебинары о сборнике: «Новые сборники. Современные уроки» (Д.Д. Данилов) Фрагмент онлайн-форума «Универсальные учебные материалы как инновационный проект» (время 02:10:54–02:28:25) Посты о сборнике в соцсетях: Урок окружающего мира (Д.Д. Данилов) «Анализировать текст и делать выводы – это сложно?» (Д.Д. Данилов) «Как научить ребёнка устанавливать причины и следствия явлений и событий?» (С.В. Паршина) |
3-й шаг. Обеспечение учеников универсальными учебными материалами.
Варианты:
А) Учитель (родитель) занимается по сборнику с учеником индивидуально (репетиторство).
Б) У учителя один сборник, из которого он ксерокопирует для учеников материал к урокам.
В) Сборники приобретают родители для класса по числу учеников.
Участники апробации смогут купить сборники в издательстве «Баласс» со скидкой 15%. Если приобретается комплект для всего класса, учителю сборник предоставляется бесплатно.
4-й шаг. Апробация: использование на уроках материалов сборников УУМ, ведение дневника апробации – на сайте «Учи легко».
Для каждого сборника УУМ на сайте создано по одному главному вопросу его апробации и ответы по числу тем (уроков), представленных в сборнике. Участник апробации, желающий поделиться своими результатами, заходит в соответствующий вопрос (сборник) и ответ (тему-урок) и оставляет там свой комментарий по указанному шаблону:
1. С кем проведена работа (выберите вариант ответа):
а) класс сильный (много хорошо читающих, владеющих УУД);
б) класс средний;
в) класс слабый (много плохо читающих учеников, половина и более; отстаёт от требований к возрасту и т.п.);
г) отдельный ученик
2. Какие задания из сборника выполняли и с какими результатами? Кратко опишите успехи, трудности, интересные ситуации (по возможности приложить фото фрагментов «Рабочих листов»).
3. Выводы о результатах (выберите по одному варианту в каждом вопросе):
3.1. Решаются ли актуальные проблемы (учимся читать, анализировать и т.п.):
а) продвинулись в решении проблемы;
б) не продвинулись в решении проблемы.
3.2. Как сочетается сборник УУМов с официальным учебником:
а) хорошо дополняет учебник;
б) безболезненно заменяет учебник;
в) работая со сборником, мы что-то теряем из обязательного минимума.
3.3. Есть ли экономия времени и сил на подготовку к уроку и его проведение:
а) экономит время, работать проще;
б) ничего не меняется;
в) времени тратится больше, но сил меньше;
г) и времени, и сил тратится больше.