Лекция 2. Морфологические нормы имён прилагательных, числительных, местоимений.




В данной лекции мы рассмотрим морфологические нормы имён прилагательных, числительных и местоимений. Все перечисленные части речи в русском языке относятся к именам, так как они склоняются, как и существительные.

Прилагательное – достаточно молодая часть речи по сравнению с существительным и местоимением. Тем не менее можно выделить группу прилагательных, представляющих набор наиболее важной лексики, лежащей в основе словарного состава любого языка. Эти слова обозначают признаки предмета (хороший, плохой, тяжёлый, лёгкий, грязный), названия цветов (красный, жёлтый, зелёный, белый, черный), характеристику погоды (тёплый, холодный, мокрый, сухой), положение в пространстве (далекий, близкий, левый, правый, прямой).

Под именем прилагательным в русской грамматике понимают самостоятельную часть речи, обозначающую свойства, качества и признаки предмета и отвечающую на вопросы какой? чей?

Наличие таких морфологических признаков прилагательного, как род, число, падеж в основном вызывает ошибки при их употреблении. Возникновение ошибок связано и с незнанием разрядов прилагательных, возможностей образования у них степеней сравнения, а также наличием полной и краткой форм.

Остановимся более подробно на каждом из этих случаев.

Итак, по значению в русском языке выделяются три разряда прилагательных: качественные, относительные и притяжательные. Признаки, обозначаемые качественными прилагательными, являются изменчивыми, следовательно, могут меняться в сторону увеличения или уменьшения качества. Например, преподаватель по культуре речи добрая, а преподаватель по психологии - ещё добрее, задание по русскому было легким, но могло быть и ещё легче.

А вот признаки, на которые указывают относительные и притяжательные прилагательные, являются постоянными и не могут быть представлены у предмета в большей или меньшей степени. Так, деревянный дом не может стать более деревянным, а отцовский галстук стать менее отцовским. Поэтому ошибочным будет употребление таких словосочетаний, как здоровее здоровых, живее всех живых.

Итак, степени сравнения имеют только качественные прилагательные. А как же они образуются?

В русском языке существуют две степени: сравнительная и превосходная. Сравнительная степень обозначает, что какой-то признак предмета проявляется в этом предмете в большей или меньшей степени, чем в другом.

Сравнительная степень может быть простой и сложной. Простая сравнительная степень образуется с помощью продуктивных суффиксов -ее или -ей (красивыйкрасивее), а также суффикса -е (большойбольше) и менее употребительного суффикса -ше (старыйстарше).

Обратите внимание на то, что достаточно часто при образовании сравнительной степени в русском языке происходит чередование согласных, например, молодоймоложе, сухойсуше, громкийгромче.

Возможно и образование так называемой супплетивной степени сравнения, при помощи изменения корня в слове. Попробуйте найти сравнительную степень прилагательного в народной мудрости: маленькое дело лучше большого безделья. Вы будете правы, если укажите на слово лучше, образованного от слова хороший. По аналогии образуется форма хуже от слова плохой. Нужно запомнить, что прилагательные в форме сравнительной степени в русском языке не изменяются!

Сложная сравнительная степень образуется от начальной формы прилагательного с помощью слов более и менее: более громкая или менее громкая песня. Эта форма изменяется по родам, числам и падежам.

Превосходная степень также бывает двух видов. Простая превосходная степень образуется с помощью суффикса -ейш или –айш, например, крупныйкрупнейший, великийвеличайший.

Сложная превосходная образуется от полной формы с помощью либо слов самый, наиболее, наименее, либо прибавлением к форме сравнительной степени слов всего, всех: самый способный, наиболее спокойный, наименее сильный и лучше всего, добрее всех. В первом случае прилагательные в форме превосходной степени изменяются по родам, числам, падежам.

Самой распространенной ошибкой при употреблении прилагательных является избыточное образование степеней сравнения, при котором говорящие соединяют простую форму сравнительной степени и элемент сложной. Так возникают неправильные сочетания более лучший, более худший, менее громче, менее вкуснее.

Еще одна трудность в использовании прилагательных в речи связана с их возможностью иметь полную и краткую формы. Такие формы могут иметь только качественные прилагательные, например, охотник умныйохотник умён, брат молодойбрат молод.

Запомните, краткие прилагательные не склоняются! Есть всего несколько устойчивых выражений, в которых они "застыли" в определенной косвенной форме, например, ходить на босу ногу, средь бела дня, добра молодца.

Но и это ещё не все правила, которые необходимо соблюдать при использовании кратких и полных форм. Давайте рассмотрим предложение: " Звенящая гора красива и огромная ". Где же здесь допущена ошибка? Дело в том, что в русском языке нельзя в одном ряду употреблять и краткие, и полные прилагательные. Правильным будет считаться написание " Звенящая гора красивая и огромная ", где обе использованные формы являются полными, или " Звенящая гора красива и огромна ", где обе формы – краткие.

Особенность местоимений состоит в том, что они выступают в качестве заместителей самостоятельных слов. Часть местоимений соотносится с существительными, так как указывает на одушевленные и неодушевленные предметы (я, ты, он, кто, что), часть – с прилагательными, так как указывает на признаки предметов (этот, твой, мой, наш, ваш, всякий), а часть – с числительными, поскольку помогает определить количество называемых предметов (сколько, столько, несколько).

Роль местоимений в речи трудно переоценить. При помощи местоимений говорящий или указывает на объекты, их признаки, количество, или спрашивает о них, или обобщает, не называя их прямо.

Однако в речи достаточно часто встречаются ошибки в использовании местоимений. Чтобы рассмотреть их более подробно, нам необходимо вспомнить их основные разряды: это личные, притяжательные, возвратные, указательные, вопросительные, определительные, неопределенные и относительные местоимения.

Например, при употреблении личных местоимений он, она, они возможно двоякое понимание текста, особенно в тех случаях, когда местоимение может быть соотнесено с несколькими предшествующими существительными.

Возьмём в качестве примера следующее предложение: «Девочка неожиданно увидела мать. Она была очень рада». Мы не можем понять, кто был кого рад увидеть: мать – дочь или дочь – мать. Для устранения такого типа ошибок необходимо изменить порядок слов таким образом, чтобы местоимение следовало за тем словом, к которому оно относится. Данное предложение должно звучать так: «Девочка, неожиданно увидев мать, очень ей обрадовалась».

Иногда грамматическая форма относительного местоимения не согласуется с заменяемым им существительным по роду, числу или падежу, что также приводит к ошибкам. Например: "Выросло целое поколение, для которых война – история". Следует исправить местоимение которых на местоимение которого, поскольку оно должно быть согласовано со словом поколение в единственном числе. Читаем исправленное: "Выросло целое поколение, для которого война – история".

Употребление притяжательных местоимений свой, своя нередко приводит к речевой избыточности. Обратимся к предложению: "В своейавтобиографии он подробно рассказывает о детстве". Если мы уберем местоимение своей, то смысл предложения не изменится, поскольку автобиография в переводе с греческого и означает описание своей жизни.

На первый взгляд, определительные местоимения всякий, каждый, любой синонимичны, но в некоторых случаях их взаимозамена в предложении невозможна. Например: «Собрание может быть назначено на любой день недели» (т.е. на один из дней); «Собрания назначались каждый день» (т.е. во все дни); «Проводились всякие собрания» (т. е. различные собрания). В каждом из приведённых предложений местоимения данного разряда могут выражать различные оттенки значения, и их смешение может привести к неточности речи.

К числительному в русской грамматике относится самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте и отвечает на вопросы сколько? который? какой? Бесспорно, везде и во всём человека окружают числа. У древних народов определенные числа считались священными. Особенно большую роль в жизни человека играют имена числительные, обозначающие первый десяток (один, два, три...).

Как вы помните, по значению и своим грамматическим особенностям числительные делятся на три разряда: количественные, собирательные и порядковые. Трудности возникают при использовании двух первых групп.

Обратите внимание на то, что в соответствии с нормами литературного языка при склонении количественных составных числительных изменяются все их части, например, около шестисот шестидесяти рублей, с шестьюстами шестьюдесятью шестью рублями

Собирательные числительные, которые называют множество предметов как единое целое, по нормам литературного языка могут сочетаться не со всеми существительными. Так, с существительными женского рода и названиями лиц высокого общественного положения рекомендуется использовать количественные числительные, например, три девушки, пять профессоров.

Следует обратить внимание и на употребление числительных оба, обе. Первое числительное сочетается толькос существительными, которые называют лиц мужского и среднего рода, а второе – с существительными женского рода.Нормативными для них являются следующие варианты: обоих – обеих в родительном падеже, обоим – обеим – в дательном падеже, обоими / обеими – в творительном падеже, обоих / обеих – в предложном.

Итак, сегодня мы рассмотрели морфологические нормы прилагательного, местоимения, числительного, их роль в нашей речи и сложные случаи использования в русском языке. Чтобы предотвратить ошибки при их использовании, необходимо обращаться к словарям и справочникам, например, к Грамматическому словарю русского языка.

Тест

Добавить страницу в мои закладки

Тест

5/5 points (graded)

1. Основная роль прилагательных в речи:

называть признак предмета;

называть количество предметов;

называть предмет;

называть действие.

верно

2. Степени сравнения имеют:

качественные прилагательные;

относительные прилагательные;

притяжательные прилагательные;

прилагательные всех разрядов.

верно

3. Местоимения могут заменять в предложении:

существительные, прилагательные, числительные;

существительные, прилагательные, глаголы;

существительные, прилагательные, наречия;

самостоятельные и служебные слова.

верно

4. В русском языке выделяются:

7 разрядов местоимений;

9 разрядов местоимений;

5 разрядов местоимений;

6 разрядов местоимений.

верно

5. Установите часть речи подчеркнутого слова в пословице Семеро одного не ждут:

местоимение;

существительное;

числительное;

наречие.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: