Основные характеристики и размерения судна.
Название «Олюторский залив»
порт приписки Владивосток
№IMO 8422711
радиоаозывной UKTU
год постройки 1985
место постройки Висмар ГДР
класс судна км ® Л1 [1] А2
тип судна транспортно рефрижераторное судно
назначение перевозка охлажденных грузов, рыбной муки в мешках, рыбьего жира, доставка топлива, смазочного масла, питьевой воды, провизии, снабжения
район плавания неограниченный,
дальность плавания 9000М
V хода 14,5 уз
L найб 152,94
L┴ 142
B 22,20
d л 8,2
Δ 17100 т.
DW 9838,1 т.
1. Составление грузового плана.
Расчет количества груза. принимаемого к перевозке, и его размещение на судне принято называть составлением грузового плана. Для составления грузового плана необходимы следующие сведения:
· дейдвейт во соответствующую грузовую марку
· количество судовых запасов, необходимых для выполнения рейса
· масса экипажа, провизии и снабжения
· характеристики груза
· объем грузовых помещений
2. Определяем осадку по действующую зимнюю грузовую марку,
осадка по летнюю грузовую марку – 8,20 м
dз = d л – 1/48*d л = 47/48*d л;
dз = 8,03
3. Расчет судовых запасов.
Количество каждого вида запасов рассчитывается пропорционально заданной дальности рейса
Рзап. = Sзад. * Рзап. 10000 / 10000
кроме запасов смазочного масла, которое выгорает частично, а отработанное собирается в цистернах отработанного масла, грязевых танках… и пресной воды, запасы которой пополняются водоопреснителями.
вид запасов | отход | приход | ||
5 000,0 | 3 424,0 | 5 000,0 | 3 424,0 | |
Тяжёлое топливо | 542,7 | 371,6 | 54,2 | 37,1 |
Диз. топливо | 76,5 | 52,4 | 7,7 | 5,3 |
См. масло | 100,7 | 69,0 | 39,7 | |
Пресная вода | 375,1 | 256,9 | 159,1 | 109,0 |
Грязная вода | 7,9 | 5,4 | 6,8 | |
Всего: | 1102,9 | 755,3 | 197,9 |
|
Распределение запасов по танкам на отход
наименование | Р, т | Zg, м от ОП | Mz, т*м | Хg, м от Ä | Мx,т*м | Поправка δМz, т*м |
Тяжёлое топливо | ||||||
Танк 1.11н.п. | 137,60 | 0,75 | 103,20 | -8,34 | -1147,58 | |
Танк 1.18 | 74,00 | 9,09 | 672,66 | -36,53 | -2703,22 | |
Танк 1.19 | 70,00 | 8,88 | 621,60 | -36,54 | -2557,80 | |
Танк 1.20 | 15,00 | 11,85 | 177,75 | -36,57 | -548,55 | |
Танк 1.21 | 15,00 | 11,85 | 177,75 | -36,57 | -548,55 | |
Танк 1.22 | 60,00 | 11,33 | 679,80 | -36,42 | -2185,20 | |
Итого: | 371,60 | 2432,76 | -9690,90 | |||
Дизельное топливо | ||||||
Танк2.4 | 5,90 | 0,97 | 5,72 | -39,42 | -232,58 | |
Танк2.5 | 22,40 | 11,86 | 265,66 | -36,57 | -819,17 | |
Танк2.6 | 24,10 | 11,33 | 273,05 | -36,77 | -886,16 | |
Итого: | 52,40 | 544,44 | -1937,90 | |||
Смазочное масло | ||||||
Танк 3.9 | 4,7 | 11,83 | 55,60 | -65,3 | -306,91 | |
Танк 3.10 | 25,4 | 11,91 | 302,51 | -65,14 | -1654,56 | |
Танк 3.11 | 38,9 | 12,35 | 480,42 | -69,1 | -2687,99 | |
Итого: | 69,00 | 838,53 | -4649,46 | |||
пресная вода | ||||||
Танк 4.1 | 14,50 | 0,98 | 14,21 | -40,94 | -593,63 | |
Танк 4.6 | 115,00 | 11,74 | 1350,10 | -66,03 | -7593,45 | |
Танк 4.7 | 125,00 | 12,03 | 1503,75 | -66,70 | -8337,50 | |
Танк 4.8 | 2,40 | 3,00 | 7,20 | -62,81 | -150,74 | |
Итого: | 256,90 | 2875,26 | -16675,32 | 77,00 | ||
Грязная вода | ||||||
танк 3.12 | 5,40 | 11,89 | 64,21 | 32,92 | 177,77 | |
Итого: | 5,40 | 64,21 | 177,77 | 107,00 | ||
Всего запасов: | 755,30 | 6755,20 | -32775,82 | 1591,00 |
Распределение запасов по танкам на приход
наименование | Р, т | Zg, м от ОП | Mz, т*м | Хg, м от Ä | Мx,т*м | Поправка δМz, т*м |
Тяжелое топливо | ||||||
Танк 1.22н.п | 37,1 | 11,33 | 420,343 | -36,42 | -1351,18 | |
Итого: | 37,1 | 420,343 | -1351,18 | |||
Дизельное топливо | ||||||
Танк 2.6н.п | 5,30 | 11,33 | 60,05 | -36,77 | -194,88 | |
Итого: | 5,30 | 60,05 | -194,88 | |||
Смазочное масло | ||||||
Танк 3.5н.п | 7,1 | 1,16 | 8,236 | -47,83 | -339,593 | |
Танк 3.8 | 25,7 | 1,1 | 28,27 | -57,35 | -1473,895 | |
Танк 3.9н.п | 6,9 | 11,83 | 81,627 | -65,30 | -450,57 | |
Итого: | 39,7 | 118,133 | -2264,058 | |||
Пресная вода | ||||||
Танк 4.1н.п | 19,9 | 0,98 | 19,502 | -40,94 | -814,706 | |
Танк 4.6 | 86,7 | 11,74 | 1017,858 | -66,03 | -5724,801 | |
Танк 4.8 | 2,40 | 3,00 | 7,2 | -62,81 | -150,744 | |
Итого: | 1044,56 | -6690,251 | ||||
Грязная вода | ||||||
Танк 3.12н.п | 6,8 | 11,89 | 80,852 | 32,92 | 223,856 | |
Итого: | 6,8 | 80,852 | 223,856 | |||
Всего запасов: | 197,9 | 1723,94 | -10276,52 |
|
Балласт: | ||||||
наименование | Р, т | Zg, м от ОП | Mz, т*м | Хg, м от Ä | Мx,т*м | Поправка δМz, т*м |
Танк 1.2 | 9,01 | 1802,00 | 57,32 | 11464,00 | ||
Танк 1.3 | 8,98 | 1796,00 | 57,3 | 11460,00 | ||
Танк 1.4 | 78,4 | 0,83 | 65,07 | 39,69 | 3111,70 | |
Танк 1.5 | 78,4 | 0,83 | 65,07 | 39,69 | 3111,70 | |
Танк 1.6 | 180,4 | 0,77 | 138,91 | 21,75 | 3923,70 | |
Танк 1.7 | 179,4 | 0,78 | 139,93 | 21,81 | 3912,71 | |
Танк 1.8 | 196,8 | 0,75 | 147,60 | 5,06 | 995,81 | |
Танк 1.9 | 198,8 | 0,75 | 149,10 | 5,13 | 1019,84 | |
Всего балласта: | 1312,2 | 4303,68 | 38999,46 |
Расчет грузоподъемности
Грузоподъемность судна Ргр определяется из уравнения масс
Δ = Δо + Рэк + Рз + Ргр
где Δ – полное водоизмещение судна (из таблицы гидростатических элементов по осадке по грузовую марку зимой)
Δо – водоизмещение судна порожнем
Рэк – масса экипажа, провизии, снабжения
Рз – количество запасов на отход
Ргр = Δ - Δо- Рэк- Рз
Ргр = 16675 - 7261,9 - 16,3 – 755,3 = 8641,5 т.
Распределение груза по трюмам.
Объем грузовых помещений, необходимый для приема количества груза, равного грузоподъемности, рассчитывается по формуле
Wгр = Ргр * μ
где μ – удельный погрузочный объем груза
|
Wгр = 8141,5 * 4,4 = 38022,6 м3
Общая вместимость трюмов – 13326 м3
Wгр >Wтр – трюма будут заполнены полностью, а грузоподъемность будет использована частично.
Количество принятого груза определяется по формуле Ргр = Wтр / μ,
по этой же формуле рассчитывается количество груза в каждом грузовом помещении.
Наименование | вместимость трюма | кол-во груза |
Трюм №1 низ | 165,2 | |
Середина | 182,0 | |
верх | 242,3 | |
Трюм №2 низ | 253,4 | |
Середина | 235,5 | |
верх | 261,6 | |
Трюм №3 низ | 305,2 | |
Середина | 263,0 | |
верх | 285,0 | |
Трюм №4 низ | 283,9 | |
Середина | 262,3 | |
верх | 289,3 | |
всего груза: | 3028,6 |
6. Грузовой план и расположение грузов в грузовых помещениях.
Грузовой план
Т/х: «Олюторский залив» Рейс: Владивосток - Дарвин
289,30 т. Шерсть | 285,00 т. Шерсть | 261,60 т. Шерсть | 242,30 т. Шерсть | |
262,30 т. Шерсть | 263,00 т. Шерсть | 235,50 т. Шерсть | 182,00 т. Шерсть | |
283,90 т. Шерсть | 305,20 т. Шерсть | 253,40 т. Шерсть | 165,20 т. Шерсть |
Расположение грузов в грузовых помещениях.
груз., помещение | вид груза | Р, т | Zg, м от ОП | Mz, т*м | Хg, м от Ä | Мx,т*м |
Трюм №1 низ | Шерсть | 165,2 | 3,78 | 624,56 | 40,86 | 6751,19 |
Середина | Шерсть | 182,0 | 7,21 | 1312,55 | 41,73 | 7596,76 |
верх | Шерсть | 242,3 | 11,46 | 2776,45 | 41,88 | 10146,38 |
Трюм №2 низ | Шерсть | 253,4 | 3,73 | 945,22 | 22,43 | 5683,97 |
Середина | Шерсть | 235,5 | 7,18 | 1690,56 | 23,03 | 5422,52 |
верх | Шерсть | 261,6 | 11,42 | 2987,37 | 22,97 | 6008,74 |
Трюм №3 низ | Шерсть | 305,2 | 3,69 | 1126,29 | -4,46 | -1361,31 |
Середина | Шерсть | 263,0 | 7,18 | 1888,01 | -4,10 | -1078,11 |
верх | Шерсть | 285,0 | 11,42 | 3254,70 | -4,65 | -1325,25 |
Трюм №4 низ | Шерсть | 283,9 | 3,72 | 1055,97 | -24,37 | -6917,76 |
Середина | Шерсть | 262,3 | 7,18 | 1883,12 | -24,93 | -6538,46 |
верх | Шерсть | 289,3 | 11,42 | 3304,01 | -24,87 | -7195,34 |
всего груза: | Шерсть | 3028,6 | 22848,81 | 17193,32 |
Расчет водоизмещения и координат центра масс судна на отход
Таблица нагрузок (отход)
статья нагрузки | Р, т | Zg, м от ОП | Mz, т*м | Хg, м от Ä | Мx,т*м |
судно порожнем | 7261,9 | 10,09 | -13,82 | -100383 | |
экипаж, провизия, снаб. | 16,3 | -745 | |||
судовые запасы | 755,30 | 6755,20 | -32775,82 | ||
балласт | 1312,20 | 4303,68 | 38999,46 | ||
груз в трюмах | 3028,6 | 22848,81 | 17193,32 | ||
водоизмещение | 12374,3 | 8,69 | 107515,69 | -6,28 | -77711,05 |
всего поправка δМz | 2403,00 | ||||
момент Mz расчетный | 109918,69 | ||||
ЦМ судна Zg расчетный | 8,88 | ||||
ЦМ судна Zg допустимый | 8,9 | ||||
апликата метацентра Zm | 9,52 | ||||
Метацентрическая высота | Без поправки ho=Zm-Zgо,м | 0,83 | К = 3,66 | ||
Поправка δh,м | 0,19 | ||||
Исправленная h=ho-δh,м | 0,64 | ||||
Осадка | Средняя dср,м | 6,22 | |||
Носом dн,м | 4,20 | ||||
Кормой dк,м | 8,24 |
Расчет посадки судна
дифферент, средняя осадка, осадка носом и кормой рассчитываются по формулам
Хс = | -1,12 | м |
Хf = | -1,00 | м |
М1м = | 15784,5 | тм/м |
dнкк = | 6,25 | м |
δХ = Xg - Xc = | -5,16 | м |
Df = Δ*δX/М1м = | -4,05 | м |
dн=dср+(L /2 -Хf) * Df/L = | 4,20 | м |
dк=dср-(L /2 +Хf) * Df/L = | 8,24 | м |
dср = (dн+dк)/2 = | 6,22 | м |
где ∆ - водоизмещение судна
Xg – абсцисса Ц.Т. судна относительно мидель шпангоута
Xc - абсцисса Ц.В.
M1M = дифферентующий момент на 1м.
d = расчетная средняя осадка
Xf – Ц.Т. площади ватерлинии
L = длина между перпендикулярами
Расчет водоизмещения и координат центра масс судна на приход
Таблица нагрузок (приход)
статья нагрузки | Р, т | Zg, м от ОП | Mz, т*м | Хg, м от Ä | Мx,т*м |
судно порожнем | 7261,9 | 10,09 | -13,82 | -100383 | |
экипаж, провизия, снаб. | 11,5 | -476 | |||
судовые запасы | 197,90 | 1723,94 | -10276,52 | ||
балласт | 1312,20 | 4303,68 | 38999,46 | ||
груз в трюмах | 3028,6 | 22848,81 | 17193,32 | ||
водоизмещение | 11812,1 | 8,67 | 102406,43 | -4,65 | -54942,74 |
всего поправка δМz | 2403,00 | ||||
момент Mz расчетный | 104809,43 | ||||
ЦМ судна Zg расчетный | 8,87 | ||||
ЦМ судна Zg допустимый | 8,91 | ||||
апликата метацентра Zm | 9,59 | ||||
Метацентрическая высота | Без поправки ho=Zm-Zgо,м | 0,92 | К = 4,16 | ||
Поправка δh,м | 0,20 | ||||
Исправленная h=ho-δh,м | 0,72 | ||||
Осадка | Средняя dср,м | 5,99 | |||
Носом dн,м | 4,64 | ||||
Кормой dк,м | 7,34 |
Расчет посадки судна
Хс = | -1,12 | м |
Хf = | -0,91 | м |
М1м = | 15423,34 | тм/м |
dнкк = | 6,01 | м |
δХ = Xg - Xc = | -3,53 | м |
Df = Δ*δX/М1м = | -2,70 | м |
dн=dср+(L /2 -Хf) * Df/L = | 4,64 | м |
dк=dср-(L /2 +Хf) * Df/L = | 7,34 | м |
dср = (dн+dк)/2 = | 5,99 | м |
8. Проверка грузового плана на отход.
1. Проверка посадки:
1.1 θ=0, поскольку запасы и грузы на судне распределены симметрично. | |||||||||||
относительно ДП | |||||||||||
1.2 Средняя осадка не превышает осадку по грузовую марку: | |||||||||||
dср = | 6,22 | м < dзгр = 8,03 м | |||||||||
1.3 Загрузка и бункеровка произведены с обеспечением дифферента на корму | |||||||||||
Df = | -4,05 | м | |||||||||
1.4 Условие для избежания слеминга обеспечено: | |||||||||||
dн = | 4,20 | м > 3.4 м | |||||||||
1.5 Условие обеспечения наименьшей потери скорости на волнении и предотвращения | |||||||||||
перегрузки двигателя из-за недостаточного погружения винта обеспечено: | |||||||||||
dк = | 8,24 | м > 5.7 м | |||||||||
dк = | 8,24 | м < 9.8 м |
2. Остойчивость: | ||||||||||
2.1 Остойчивость соответствует требованиям Регистра, т.к.: | ||||||||||
Zgрасч = | 8,88 | м < | Zgдоп = | 8,90 | м | |||||
2.2 Чрезмерная остойчивость проверяется по формуле:
θr = | 18,5 | ° |
12072,5 т
0,069
mo = 0,34
m = 0,426
0,082
К* = 3,66 >1
Условие чрезмерной остойчивости обеспечено.
3. Проверка прочности:
3.1 Местная прочность проверяется по удельной нагрузке на палубе:
hв=3,3м; hс=3м; hн=3м
Трюма №№1,2,3,4 μ = 4,4 м3/т
gв = | 0,75 т/м2 < | gдоп = 2,56 т/м2 |
gс = | 0,68 т/м2 < | gдоп = 2,33 т/м2 |
gн = | 0,68 т/м2 < | gдоп = 2,32 т/м2 |
3.2 Общая продольная прочность проверяется по диаграмме:
69450,8 т*м
Поскольку полученная точка на диаграмме находится между линиями «Опасно-перегиб в рейсе» и «Опасно-прогиб в рейсе», то общая продольная прочность при данном состоянии нагрузки обеспечена.
. Проверка грузового плана на приход.
1. Проверка посадки:
1.1 θ=0, поскольку запасы и грузы на судне распределены симметрично. | |||||||||||
относительно ДП | |||||||||||
1.2 Средняя осадка не превышает осадку по грузовую марку: | |||||||||||
dср = | 5,99 | м < dзгр = 8,03 м | |||||||||
1.3 Загрузка и бункеровка произведены с обеспечением дифферента на корму | |||||||||||
Df = | -2,70 | м | |||||||||
1.4 Условие для избежания слеминга обеспечено: | |||||||||||
dн = | 4,64 | м > 3.4 м | |||||||||
1.5 Условие обеспечения наименьшей потери скорости на волнении и предотвращения | |||||||||||
перегрузки двигателя из-за недостаточного погружения винта обеспечено: | |||||||||||
dк = | 7,34 | м > 5.7 м | |||||||||
dк = | 7,34 | м < 9.8 м |
2. Остойчивость: | ||||||||||
2.1 Остойчивость соответствует требованиям Регистра, т.к.: | ||||||||||
Zgрасч = | 8,87 | м < | Zgдоп = | 8,91 | м | |||||
2.2 Чрезмерная остойчивость проверяется по формуле:
θr = | 18,3 | ° |
11524 т
0,079
mo = 0,34
m = 0,40
0,072
К* = 4,16 >1
Условие чрезмерной остойчивости обеспечено.
3.2 Общая продольная прочность проверяется по диаграмме:
58112,7 т*м
Поскольку полученная точка на диаграмме находится между линиями «Опасно-перегиб в рейсе» и «Опасно-прогиб в рейсе», то общая продольная прочность при данном состоянии нагрузки обеспечена.
Построение ДСО и ДДО
Θ, град | |||||||||||||||
sin Θ | 0,174 | 0,342 | 0,5 | 0,643 | 0,766 | 0,866 | 0,94 | ||||||||
Отход | Δ= | 12374,3 | т; | Zg = | 8,88 | м | |||||||||
l к, м | 1,670 | 3,375 | 5,150 | 6,748 | 7,782 | 8,366 | 8,500 | ||||||||
Zg*sinΘ | 1,546 | 3,038 | 4,441 | 5,712 | 6,804 | 7,693 | 8,350 | ||||||||
lст, м | 0,124 | 0,337 | 0,709 | 1,036 | 0,978 | 0,673 | 0,150 | ||||||||
lд, м | 0,011 | 0,051 | 0,142 | 0,295 | 0,470 | 0,614 | 0,686 | ||||||||
Показатели остойчивости | |||||||||||||||
h = | 0,64 | м; | К = | 2,50 | lmax = | 1,036 | м | ||||||||
θm = | ° | θv = | ° | ||||||||||||
θr = | 18,5 | ° | lv = | 0,168 | м | lс = | 0,42 | м | |||||||
К = lc/lv = | 2,50 | > 1 | |||||||||||||
Приход | Δ= | 11812,1 | т; | Zg = | 8,87 | м | |||||||||
lст, м | 0,14 | 0,37 | 0,76 | 1,09 | 1,05 | 0,75 | 0,23 | ||||||||
Показатели остойчивости | |||||||||||||||
h = | 0,72 | м; | lmax = | 1,09 | м | ||||||||||
θm = | ° | θv = | ° | ||||||||||||