Глава 2. Гражданское и патриотическое воспитания




КОНЦЕПЦИЯ

Гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области на период до 2020 года

Глава 1. Общие положения

 

1. Концепция гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Костромской области (далее – Концепция) представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов государственной и региональной политики по воспитанию гражданственности и патриотизма детей и молодежи. В Концепции сформулированы теоретические основы гражданского и патриотического воспитания, его цель, задачи, принципы, направления деятельности, роль и место субъектов воспитания.

2. Правовую основу Концепции составляют: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей (протокол № 2(12)-п.4 от 21.04.2003), государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 № 795, Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.02.2010 № 134-р, постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях», Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря2006 г. № 1760-р, указ Президента Российской Федерации от 20.10.2012 № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания Российской Федерации», ведомственная целевая программа «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Костромской области» на 2014 – 2016 годы, утвержденная приказом департамента образования и науки Костромской области от 9.10.2013 года №1776, другие нормативные правовые акты.

3. Основные понятия, используемые в Концепции:

3.1. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему
Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть
до самопожертвования, к его защите. Это чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом, сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества.

3.2. Гражданственность – это сформированная система знаний и отношений личности к себе как гражданину, к гражданскому обществу, к государству и государственным структурам, к собственным гражданским правам и обязанностям, позволяющая ей успешно жить в условиях государства и гражданского общества, реализовывать свои гражданские права и обязанности в определенной политической и социокультурной среде. Гражданственность как совокупность взглядов, оценок, принципов, позиций выражается в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.

3.3. Гражданская идентичность – отождествление индивидом себя с определенной гражданской общностью, сложившейся на одной государственной территории и имеющее для индивида значимый смысл; это субъективное состояние и объективно наблюдаемая тождественность индивида обществу в его типических социокультурных изменениях (язык, ментальность, картины мира, социокультурные ценности, нормо-типическое поведение).

3.4. Воспитание – «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации детей и молодежи на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства»[1];

3.4.1. Гражданское воспитание (образование) – целенаправленная деятельность по формированию гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным. Включает формирование социально-политической компетентности, политической, правовой демократической культуры личности, четкой гражданской позиции, социально значимой целеустремленности, личного чувства долга и ответственности, развитие потребности в труде на благо России, ориентацию на приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями, активно участвующего в политической жизни государства.

3.4.2. Патриотическое воспитание - это систематическая, целенаправленная образовательная и массовая просветительская деятельность органов государственной власти, общественных организаций, образовательных организаций и учреждений молодежной политики, иных субъектов патриотического воспитания по формированию у граждан нравственных взглядов, содержанием которых является любовь к Отечеству, уважение истории и культурных особенностей своей родины, гражданской позиции, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. Основой формирования патриотического самосознания становится идентичность со всей российской многонациональной культурой, со своей национальной культурой (культурами), традициями своих предков, родителей. При этом, в системе патриотического воспитания любовь и уважение к своей стране должно соседствовать с уважением к другим народам и странам.

3.4.3. Духовно-нравственное воспитание – «педагогически организованный процесс усвоения и принятия детьми и молодежью базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество»[2].

3.4.4. Военно-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность органов государственной власти, общественных организаций, образовательных организаций и учреждений молодежной политики, иных субъектов патриотического воспитания по формированию у детей и молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины, способности к его вооруженной защите, любви к русской военной истории, военной службе; гордости за русское оружие, сохранение и приумножение славных воинских традиций.

3.4.5. Историко-краеведческое воспитание - познание историко-культурных истоков на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому; осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ним, гордости за сопричастность к достижениям предшествующих поколений и современников, понимание исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно ориентирует человека на изучение многовековой истории Отечества; места и роли России в историческом процессе; истории и традиций Костромской области, на понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций народностей – жителей региона; на изучение героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.

3.4.6. Дети – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Возрастные границы от 0 до 18 лет.

3.4.7. Молодежь – граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет.

3.4.8. Учащаяся молодежь – молодые люди от 14 лет, обучающиеся в общеобразовательных организациях.

3.4.9. Студенческая молодежь – молодые люди в возрасте от 14 лет, обучающиеся в образовательных организациях профессионального и высшего образования.

3.4.10. Работающая молодежь – молодые специалисты, работники организаций различных форм собственности в возрасте до 30 лет.

3.4.11. Детское общественное объединение – общественное формирование, в котором объединяются несовершеннолетние граждане Российской Федерации до 18 лет и взрослые для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы, клубы, отряды, иные формирования.

3.4.12. Молодежное общественное объединение – добровольное объединение граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности взглядов и интересов, деятельность которых направлена на обеспечение социального восстановления и всестороннего развития детей и молодежи.

3.5. Система гражданского и патриотического воспитания – это совокупность субъектов гражданского и патриотического воспитания, нормативно-правовая и духовно-нравственная база воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию гражданственности, патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.

Глава 2. Гражданское и патриотическое воспитания

детей и молодежи Костромской области в современных условиях:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: