ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
"У природы нет плохой погоды"
(старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет)
Подготовила:
Маркова Галина Анатольевна
г. Сургут 2015 г.
Содержание
1. Краткая аннотация проекта
2. Актуальность
3. Цель и задачи проекта
4. Участники проекта
5. Тип проекта
6. Сроки
7. Этапы работы над проектом
8. Интеграция образовательных областей
9. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
10. Формы и методы реализации проекта
11. Формы работы с родителями
12. План мероприятий по реализации проекта
13. Перспективы развития
14. Библиографический список
15. Приложение
Краткая аннотация проекта
Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. Направлен на расширение знаний об особенностях погоды родного края, её признаках, роли в жизни человека, на развитие абстрактно-логического мышления, навыков самостоятельной работы; стимулирует к познавательно исследовательской деятельности.
Педагогическая работа содержит практический материал: перспективное планирование взаимодействия с родителями, сценарии и конспекты мероприятий с семьями воспитанников. Формы и методы проекта приемлемы для данного возраста, что позволяет сочетать интересы всех участников проекта: педагогов, родителей, детей.
Актуальность
Удивительный мир природы… Он встречает ребенка сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый. Климат округа резко континентальный, характеризуется быстрой сменой погодных условий особенно в переходные периоды - от осени к зиме и от весны к лету, а также в течение суток. Зима суровая и продолжительная.
|
Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.
Ребенок должен чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Необходимо научить беречь и любить природу с малых лет.
Цели и задачи проекта
Цель проекта:
Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края.
Задачи проекта:
1. Учить детей понимать и оценивать особенности природных явлений нашего края, их влияние на эмоциональное состояние человека; Расширять представление о смене времен года, об изменениях в живой природе осенью.
2. Развивать познавательную активность, понимание причинно - следственных связей.
3. Активизировать словарь детей, обогащать лексику; Развивать эмоционально - образное восприятие.
4. Воспитывать бережное отношение к родной природе, видеть красоту в каждом её проявлении.
Участники проекта
1. Дети старшего дошкольного возраста группа №9 "Крепыши"
2. Воспитатель группы Маркова Галина Анатольевна
3. Родители воспитанников
4. Музыкальный руководитель
Тип проекта
1. Познавательно - творческий
2. Групповой
3. Долгосрочный (октябрь 2015г. – ноябрь 2015г.)
|
Этапы работы над проектом
· Подготовительный этап
- Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно - развивающей среды;
- Определение цели;
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта, определение наиболее эффективных форм работы с семьей.
· Основной этап
- Проведение комплекса мероприятий
- Взаимодействие с родителями
· Заключительный этап
- День открытых дверей "Это интересно знать"
- Презентация материалов проекта
Интеграция образовательных областей
Социально - коммуникативное развитие
· Ситуативная беседа: "Природа и здоровье человека" (использование ИКТ)
Цель:
Формирование представлений о здоровье; воспитывать экологическую культуру; развивать познавательную активность детей, чувство уважения к окружающему миру.
· Д/игры "Стань другом природы", "Береги живое в лесу, на лугу", "Береги живое в городе, на водоёме".
Цель:
Закрепить знания о правилах поведения в природе, о взаимосвязи человека с природой
· Труд в природе "Уборка осенней листвы (садовый компост, изучаем увядшие растения)"
Цель:
Воспитывать желание трудиться сообща, развивать наблюдательность.
Познавательное развитие
· Беседа "Что такое природа?" (использование ИКТ)
Цель:
Расширять элементарные представления детей о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы, их взаимосвязи.
· Беседа "Что такое погода?"; (использование ИКТ)
Цель:
Дать понятие «погода»; познакомить с факторами, которые влияют на погоду; учить проводить простые наблюдения за погодой; отмечать наблюдения в календаре погоды при помощи условных знаков;
|
· Предметно схематическое моделирование
"Приметы времён года" (зима, весна, лето, осень)
Цель:
Закрепить основные приметы времен года.
· "Это интересно знать" (использование ИКТ)
Решение познавательных вопросов (воспитатель - родители - дети):
1. С помощью, каких приборов определяется погода?
2. Приметы погоды.
3. Как погода влияет на состояние человека?
4. Как сезонные изменения погоды влияют на животный и растительный мир?
5. Что значит нелётная погода?
6. Как можно узнать какая будет погода?
7. Что такое осадки?
8. Грибной дождь – это когда с неба падают грибы?
9. Что такое круговорот воды в природе?
10. Как снег попал к нам на землю?
Цель:
Развивать познавательный интерес к природным явлениям.
· Дидактические игры: "Времена года", "Живая, неживая природа", "Сложи картинку".
Цель: формировать представление детей о чередовании времён года и их некоторых характеристиках. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон-растительность-труд людей). Расширять кругозор.
· НОД (комплексное)
"Почему листья желтеют и опадают".
Цель:
Продолжать знакомить с растительным миром: объяснить причину листопада, развивать познавательный интерес к экспериментальной деятельности.
· НОД "Золотая осень".
Цель:
Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
· Опытно-экспериментальная деятельность: "Изучаем свойства воды".
Цель:
Познакомить со свойствами воды, объяснить значение воды для мира живой природы.
"Для чего нужен термометр".
Цель:
Узнать, что такое термометр, познакомить с устройством термометра, научить пользоваться этим прибором, развивать познавательный интерес к экспериментальной деятельности.
· Наблюдение за изменениями в неживой природе (солнцем, ветром, за небом и дождем, за изменениями в лужах, за первым, мокрым снегом, туманом, инеем, первым заморозком).
Цель:
Формировать представление об осенних месяцах.Закрепить знания детей о характерных осенних закономерностях в природе.
· Наблюдение за деревьями: осиной, рябиной, берёзой.
Цель:
Продолжать знакомство с деревьями, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.
· Рассматривание гербария.
Цель: закрепить в памяти детей названия деревьев.
· Экскурсия по городу "По следам уходящей осени", ИКЦ "Старый Сургут".
Цель:
Учить наблюдать за изменениями в природе, уметь описывать погоду, устанавливать связи между живой неживой природой. Закрепить знания детей о приметах осени. Воспитывать любовь к природе родного края.
Речевое развитие
· Загадывание и отгадывание загадок о явлениях природы;
· Чтение художественной литературы пословиц, поговорок о природе; народных примет о погоде; "Беседы о природных явлениях и объектах" Т.А. Шорыгина
· Заучивание стихотворений об осени;
· Чтение, обсуждение экологических сказок: "Могучая травинка", "Сказка о радуге", "Кто землю украшает", "Почему у Земли платье зелёное"
Цель:
Учить слушать и обсуждать художественные произведения, объяснять смысл пословиц, поговорок, народных примет, заучивать стихотворения, отгадывать загадки; развивать связную речь.
Художественно - эстетическое развитие
· НОД рисование "Волшебное осеннее дерево" (интегрированное с использованием нетрадиционной техники - эстампа, коллективная работа)
Цель:
Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе; Закреплять умение рисовать крону дерева с помощью нетрадиционной техники; Расширять словарный запас детей.
· Рассматривание картин "Этюды Северной природы"
· "Природа в картинах русских художников в разные времена года" (ИКТ)
Цель:
Развивать эстетическое восприятие; формировать навыки эстетических контактов с произведением искусства;
· Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди "Времена года". П. Чайковский: "Осенняя песнь" из цикла "Времена года" (Октябрь);
· Слушание "Звуки природы"
Разучивание, пение песен об осени.
Цель:
Создание положительного эмоционального настроения у детей, поддержание у детей интереса к музыкальным, художественным произведениям.
· Посещение выставки "Золотая осень в Сургуте"
Цель:
Обобщить знания о временах года, учить бережному отношению к природе, формировать эстетический вкус, приобщение к прекрасному.
Физическое развитие
· П/игры: "Раз, два, три - этот лист бери!", "Белкины запасы", "Вершки - корешки".
Цель:
Вызвать желание принимать участие в подвижных играх, способствовать развитию двигательной активности, выносливости, внимания.
Ожидаемые результаты
Участие детей в проекте будет способствовать:
· Расширению представлений о природных изменениях осенью, повышению интереса к окружающему миру;
· Развитию творчества, любознательности, наблюдательности;
· Обогащению активного словаря детей;
· Формированию ответственности, доброжелательному отношению со сверстниками и взрослыми;
· Положительному отношению к природе, умению видеть прекрасное в разное время года.
Родители:
· Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей (внимания, памяти, мышления);
· Получение консультаций по формированию экологической культуры детей и взрослых;
· Укрепление связей между детским садом и семьёй.
Формы работы с детьми:
· Непосредственная образовательная деятельность, наблюдения в природе, опытно-экспериментальная деятельность, чтение художественной литературы, заучивание стихов, песен, музыкально – ритмические движения, рассматривание и изучение иллюстрационных материалов, участие в игровой деятельности, самостоятельная деятельность, ситуативные беседы, продуктивная деятельность, использование ИКТ.
С родителями:
· Наглядная пропаганда, беседы, консультации, анкетирование.
Методы и приёмы:
· наглядный (наблюдение, показ, демонстрация);
· словесный (рассказ, чтение, беседа);
· практический (игра, упражнения, опыты и эксперименты).
Формы работы с родителями:
· Консультация для родителей "Прогулка с детьми осенью"; "О пользе прогулки в любое время года";
· Анкетирование "Войти в природу другом";
· Памятка для родителей "Воспитание любви к природе";
· Выпуск стенгазеты "До свидания лето, до свидания";
· Участие в осенней выставке "Золотая осень в Сургуте";
· Для Вас Родители "Высказывания и афоризмы великих людей о природе";
· День открытых дверей "Это интересно знать!";
· Презентация материалов проекта.