Организация повторения на уроках русского языка в условиях малокомплектной школы




В методике преподавания русского языка, помимо уроков открытия новых знаний, уроков закрепления существуют, как известно, уроки повторения. Уроки повторения и обобщения изученного выполняют функцию «воспроизведения ранее усвоенных знаний, навыков, умений с целью их совершенствования и применения к новым учебным задачам, способствуют прочному и глубокому усвоению знаний, навыков и приведению их в систему» [1, 198-199].

Уроки повторения готовят обучающихся к изучению нового материала, от эффективности их проведения зависит успешная работа на уроках контроля. Важнейшей задачей уроков повторения является актуализация пройдённого материала как основы для познания нового, «повторение сведений, ранее полученных учащимися, или смежных, имеющих важное значение для познания нового явления» [2, 116]

Уроки повторения имеют место как в начале учебного года, изучения нового раздела, так и по изучении раздела и в конце раздела. «К моменту ознакомления с большинством новых понятий у школьников имеется … запас знаний о соответствующем языковом явлении, который необходимо актуализировать. Это следует сделать по двум причинам: во-первых, чтобы неоправданно не повторять известное детям, во-вторых, чтобы создать ассоциативный фон для усвоения новых сведений» [4, 68].

Уроки повторения играют важную роль в совершенствовании умений и навыков различных разделов русского языка: орфографии, пунктуации, а также развития речи, они включены в первый раздел программы по русскому языку и учебника «Русский язык» для 5 класса авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова с целью восстановления информации за прошедший учебный год. «Для организации урока повторения в учебниках предлагаются контрольные вопросы и задания по изученной теме. С их помощью учитель организует повторение теории и активизирует умения и навыки учащихся» [2, 67].

В условиях малокомплектной школы, где наполняемость классов порой не превышает и пяти человек, в уроки повторения мы вводим игровые формы работы. Например, проводим игру «Успеть повторить больше правил!» Пятиклассники получают домашнее задание: повторить ранее изученные правила раздела «Морфемика. Орфография». Дети самостоятельно ведут блокнот «Правила русского языка», куда записывают эти правила. Опираясь на свои записи, они готовятся к игре. Учащимся заранее выдается перечень тем по данному разделу: «Буквы И – Ыпосле Ц»; «Чередование звуков»; «Беглые гласные»; «Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы З и С на конце приставок»; «Буквы а – о в корнях –лаг- - -лож-»; «Буквы а – о в корнях –раст, -рос-, -ращ-». [5,18] Ученик выходит перед классом и рассказывает как можно больше правил раздела (время ответа каждого ученика - две минуты). Дети, находящиеся в классе, не просто слушают отвечающего, а записывают недочёты и формулируют вопросы. После ответа ученика происходит обсуждение. В малокомплектной школе данная игра вызывает интерес у учащихся, так как класс небольшой, все успевают выступить, послушать друг друга, найти ошибки, выразить свое мнение по поводу ответа в доброжелательной форме; очень важно сохранить положительное отношение и к ответу, и отвечающему. Данная игра занимает не более пятнадцати минут от урока.

Повторяя правила правописания глаголов, используем такую форму, как «магнитофонный» опрос. Магнитофонный опрос является приемом не только повторения теории, но приемом, формирующим речевые умения учащихся. Учащиеся, повторив материал дома, на уроке начинают записывать свою речь на диктофон и прослушивать ее, формируя мнение о своем ответе, корректируя свое речевой оформление. Эти занятия в заметной степени способствуют развитию умений учащихся точно, кратко, логично и понятно формулировать свои мысли.

Магнитофонный опрос широко практиковался В. Ф. Шаталовым для решения одной из важнейших проблем школы увеличения времени говорения учащихся на уроке при проверке теоретического материала. Проводится он так: ученик проговаривает заданное правило на диктофон. Затем по портативной bluetooth-колонке класс прослушивает записанный ответ.

К данному типу опроса учащиеся повторяют такие темы, как: «Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов», «Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься)»; «Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме»; «Совершенный и несовершенный вид глагола»; «Спряжение глагола»; «Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов»; «Правописание не с глаголами». Ученик, проговаривая любое правило раздела, указанное учителем, слушает свой ответ в аудиозаписи, учащиеся вносят поправки в ответ.

В малокомплектной школе для учащихся наиболее интересны уроки повторения, которые проходят совмещённо. На совмещённых уроках старшие школьники повторяют материал с младшими. В роли учителей выступают старшеклассники, например, шестиклассники по отношению к пятиклассникам. Чтобы провести такой урок, необходимо выбрать для обучения одинаковые разделы русского языка. Шестиклассники, уже изучившие тему «Имя существительное как часть речи», выступают в роли учителей, проводят «опрос» пятиклассников. Учитель определяет позиции опроса, шестиклассники по контрольным вопросам опрашивают пятиклассников, фиксируют на контрольных карточках вопросы и замечания к ответу, потом анализируют ответ. Такой опрос не занимает много времени и позволяет задействовать всех учащихся класса.

Условия малокомплектной школы трудны для организации процесса обучения русскому языку, потому что в школе с малой наполняемостью классов не получается эффективно применять классно-урочные методики. Результативность уроков повторения в условиях малокомплектной школы может повыситься лишь благодаря оптимальному распределению времени на каждом этапе урока, усилению практической направленности урока, применению продуктивных методов и приемов обучения, использованию средств наглядности и ИКТ – технологий таким образом, что при организации повторения учебного материала они будут рациональны и уместны не только для учащихся этого класса, но и для учащихся смежного (младших или старших) по отношению к классу основной подготовки.

Список литературы

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (Теория и практика обучения языкам). – М.: ИКАР, 2009. С.198 199.

2. Баранов М. Т., Иполитова Н. А., Ладыженская Т. А., Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов. – М.: Академия, 2001. 328 с.

3. Воителева Т. М. Теория и методика обучения русскому языку / Т. М. Воителева. – М.: Дрофа, 2006. 319 с.

4. Медведева Н. В., Рябухина Е. А., Фоминых Л. С. Методика обучения русскому языку: типы и структура уроков русского языка грамматика и правописание: учебн.-метод. пособие: направление подгот. 050100.62: Пед. образование, профили «Русский язык и литература» «Русский язык» / М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Перм. гос. гуманитарно-педагогический университет» [автор-составитель]-Пермь, 2015. 103 с.

5. Лебедев В. А. Поурочные разработки: К учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» / В.А. Лебедев. – М., 2002. 413 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: