Особенности осуществления контроля и выполнения практических работ по предмету «География»




Методические рекомендации

Об особенностях преподавания географии

В общеобразовательных организациях Республики Крым

В 2017/2018 учебном году

 

Преподавание географии в 2017 – 2018 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

Федеральные документы

1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

1.2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897».

1.3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015».

1.4. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (в ред. приказа от 23.06.2015 №609) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

1.5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).

1.6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

1.7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

 

Региональные документы

 

1.8. Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».

1.9. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.12.2015 №1340 «Об утверждении перечня обязательной деловой документации общеобразовательных учреждений».

1.10. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 №555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».

1.11. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2013 «О направлении методических рекомендаций по ведению классных журналов учащихся 1-11(12) классов общеобразовательных организаций».

1.12. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2014 «Об организации внеурочной деятельности».

1.13. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 24.05.2017 № 01-14/1839 «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2017/2018 учебный год».

 

Место предмета «География» в учебных планах

 

В 2017-2018 учебном году обучение географии в 5-7 классах осуществляется по новым образовательным стандартам. В рамках основного общего образования на изучение географии отводится 280 часов (5 кл. – 35 ч., 6 кл. – 35 ч., 7 кл. – 70 ч., 8 кл. – 70 ч., 9 кл. – 70 ч.).

Содержание учебных курсов географии в 5-7 классах предполагает обновление структуры и содержания курса «География» в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

Начать изучение географии в 5-6 классах целесообразно с обоснования значения географических знаний для жизни и деятельности человека. Учащиеся должны понимать, для чего они изучают географию, знать основные источники географических знаний. Изучается развитие географических знаний и представлений о Земле, особенности всех геосфер планеты и главные закономерности географической оболочки. Учащиеся знакомятся с именами великих первооткрывателей и путешественников, расширяют представления о стране, в которой они живут, и о мире в целом.

При изучении географии в 5-6 классахважно детально изучить такую важную тему, как «План и карта». Учащиеся получают первые представления о различиях плана и географической карты, учатся использовать план и карту, выполняя под руководством учителя различные виды практических работ, например:

· перевод численного масштаба в именованный и обратно;

· изображение холма и впадины с помощью горизонталей;

· определение направлений и расстояний на глобусе, географической карте и плане;

· определение географических координат объектов на карте и объектов по заданным координатам.

Курс географии в 7 классе является переходным от землеведческих курсов 5-6 классов к курсу «География России» в 8-9 классах и содержит большую гамму страноведческих знаний.

Плавность перехода зависит от соотношения землеведческих и страноведческих компонентов содержания.

При изучении физико-географических особенностей материков и океанов важно обеспечить формирование знаний о влиянии этих условий на хозяйственную деятельность населения конкретных стран, расположенных в пределах изучаемого материка, и умений устанавливать взаимосвязи в системе «природа - человек - хозяйственная деятельность», используя различные источники географических знаний. Увеличение страноведческого вектора в содержании данного курса важно и по причине изучения курса географии в 10-11 классах по выбору.

Курс «География России» изучается в 8-9 классах в общем объеме 140 часов как единый. Курс содержит большие возможности для формирования познавательных и коммуникативных учебных действий. Учебные задачи по оценке природно-ресурсного потенциала изучаемой территории, обоснованию отраслевой специализации, географическому обоснованию размещения современных агропромышленных и промышленных предприятий, социальных объектов являются основой для организации проектной деятельности учащихся, формирования у них приемов работы по подбору и анализу информации, развитию географического мышления.

Большое значение при изучении курса географии России имеет связь урочной и внеурочной деятельности учащихся. Изучение природно-ресурсного потенциала и специализации социально-экономического развития своего края является основой понимания многих социально-экономических понятий, относящихся к развитию хозяйства страны в целом. Учащиеся 8-9 классов уже владеют умениями использовать информационно-коммуникационные технологии и Интернет, и эти компетенции важно развивать и учить их применять для поиска, обработки и передачи полученной информации, а также для самостоятельной подготовки презентаций выполненных проектов. Для развития коммуникативных навыков важно организовывать работу учащихся в группах, чередуя групповые и индивидуальные формы отчета о выполненных учебных заданиях.

При преподавании «Географии России» очень актуальным является проведение «параллелей» между изучением общих текущих тем и их региональным преломлением в «крымском фокусе». Рекомендуется максимально использовать имеющийся краеведческий материал на всех этапах изучения «Географии России».

Курс географии 10-11 класса ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения учащихся, а также на решение воспитательных и развивающих задач образования, задач социализации личности. По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание современных географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий. Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

 

Рекомендации по изучению наиболее сложных вопросов преподавания учебного предмета «География» в основной и старшей школе на основе анализа ОГЭ, ЕГЭ

На экзамене по географии в 9 классе учащимся разрешается использовать карты школьных географических атласов. Однако не у всех выпускников сформирована потребность обращаться к географическим картам для извлечения информации, необходимой для выполнения задания. Так, например, при опре­делении региона России (города, природной зоны, страны) все признаки, упомянутые в кратком описании, могут быть проверены по картам. Карты атласов также можно использовать как источник информации при ответах на многие другие вопросы (о заповедниках, причинах размещения предприятий, причинах формирования тех или иных особенностей природы и проч.). Также представляется, что не все выпускники, которые обращаются к географическим картам при выполнении работы, способны из карт разного масштаба и содержания выбрать именно ту, которая наилучшим образом отражала бы требуемую для конкретного ответа информацию. Неправильный выбор карты приводит к ошибкам. Так, при определении географических координат для получения правиль­ного ответа по возможности следует выбрать карту более крупного масштаба. При подготовке к ОГЭ-9 следует особое внимание уделять осознанной работе с географическими картами различного содержания и масштаба. При этом учащиеся должны иметь представление об информации, которую нужно получить.

Часть ошибок связана с тем, что при определении географических координат, абсолютной высоты точек по топографической карте выпускники затрудняются точно определить показатели, если точка находится не на обозначенной линии параллели, меридиана или горизонтали.

ОГЭ-9 выявила, что климатограммы как источник информации по-прежнему остаются трудными для чтения и анализа экзаменуемыми. Выпуск­никам трудно читать информацию о среднегодовом количестве и режиме выпадения атмосферных осадков. Они анализируют только график годового хода температур воздуха. Поэтому возникают ошибки при определении типа климата по климатограмме. При отработке умения читать климатограммы следует обращать особое внимание на способы отображения информации. Кроме кли-матограмм целесообразно использовать другие источники информации, на которых различными способами отображены разные данные.

Также целесообразно уделить особое внимание развитию умения извлекать информацию из таких источников информации, как графики. У выпускников IX классов вызывает некоторое затруднение необходимость определять по графикам тенденции изменения каких-либо явлений или величин, при этом просто найти нужную информацию на графике могут практически все учащиеся. Определение тенденций изменения величин по графику, таблице, географической карте, вероятно, требует специальной тренировки.

Для успешной подготовки к ОГЭ рекомендуется большее внимание уделить таким сложным (по результатам экзамена) темам содержания школьных курсов географии, как биосфера, климат, гидросфера, годовое и суточное движения Земли, население стран мира, связь жизни населения с окружающей средой, химическая промышленность.

При изучении некоторых понятий курсов школьной географии (миграционный прирост, естественный прирост) следует обращать особое внимание на проверку их понимания и осознанного применения учащимися, а также тренироваться в вычислении показателей, характеризующих эти понятия (с положительным и отрицательным значением).

Для подготовки к ОГЭ по географии целесообразно повторить курсы VI-VII классов, так как задания, проверяющие сформированность одинаковых тре­бований, но основанные на материале этих курсов, оказываются сложнее, чем основанные на материале курса «География России». При подготовке к экзамену важно отрабатывать умение применять знания для объяснения простран­ственного распространения или сущности географических процессов и явлений.

Для успешного выполнения экзаменационной работы выпускники должны уметь внимательно читать инструкции к заданиям. Большое количество ошибок связано с тем, что выпускники при установлении последовательности записывают ответ в обратном порядке, путаются при определении минимальных и максимальных величин.

По результатам экзамена ЕГЭ представлены темы, которые вызывают наибольшие затруднения у наших выпускников:

- Земля как планета, современный облик планеты Земля. Форма, размеры, движение Земли.

- Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира и России.

- Мировое хозяйство. География основных отраслей производственных и непроизводственных сфер.

- Географические особенности воспроизводства населения мира и России.

- Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России (определение региона РФ).

- Административно-территориальное устройство России. Столицы и круп­ные города.

Многие современные учебно-методические комплекты по географии перед каждой темой имеют специальную рубрику «Вспомните», включающую вопросы и задания, направленные на повторение и актуализацию изученного ранее материала, восстановление необходимых при изучении темы умений и навыков. В первую очередь рекомендуется включать в работу с заданиями этой рубрики именно обучающихся с невысоким уровнем подготовки, давать им опережающие индивидуальные задания.

Повышению эффективности преподавания будет способствовать усиление акцентов на сформированность у всех обучающихся ключевых географических понятий.

 

Особенности осуществления контроля и выполнения практических работ по предмету «География»

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме с обязательным использованием картографического материала. Рекомендуется использовать атласы, в которых география России представлена не в отдельных изданиях для 8 кл. и для 9 кл., а в едином комплекте 8-9 кл. (например, издательства «Новосибирской картографии», издательства «Русское слово» и др.).

Контрольные и проверочные письменные работы необходимо проводить после изучения отдельных разделов и тем программы, а также в конце каждой четверти и учебного года. Может использоваться зачетная форма проверки знаний в виде различных видов работ (тесты, экспресс - опросы, географические диктанты, самостоятельные, комплексные проверочные, дифференцированные контрольные и практические работы, решение ситуационных задач и др.). Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или разделам предмета «География».

Для проведения практических работ и письменных контрольных работ рекомендуется использовать соответствующие тетради с печатной основой, тетради-тренажеры и зачетные тетради.

Рабочие тетради для практических и зачетных работ (5-10 кл.) авторов Супрычева А.В., Григоренко А.Л., Григоренко Н.В., одобренные Экспертным советом ФГАУ «ФИРО» по образованию и социализации детей (протокол заседания №4 от 05.05.2015г., г. Москва), рекомендуются к использованию в качестве учебных пособий в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные программы общего образования.

Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии, выполнение которых способствует реализации актуального системно-деятельностного подхода и непосредственно формирует необходимые географические умения.

Практические работы рекомендуется обязательно оценивать (выборочно или фронтально). С этой целью в календарно-тематическом планировании указывается вид практической работы – обучающий, тренировочный, итоговый. Такое положение связано со спецификой предмета, предполагающего проведение практических работ в ходе почти каждого урока, когда практическая работа является неотъемлемой частью познавательного учебного процесса.

При составлении рабочих программ и календарно-тематического плана рекомендуется включение и последующее выполнение следующих практических работ по ключевым темам предмета.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: