Конституция – нормативная основа модернизации страны. Нор-
мативное содержание понятия «социальное государство». Норматив-
Ное обеспечение прав человека и гражданина – правовая основа со-
циального государства. Классификация прав человека.
В последнее время для Российской Федерации проблема построения
социального государства становится одним из главных приоритетов раз-
вития национальной государственности. В стране активно осуществляют-
ся меры по реформированию системы социальной защиты населения,
происходит смена модели социальной политики, что требует обращения
к конституционным основам социального государства. Так, например,
в 2010 г. более половины Послания Президента Федеральному Собранию
было посвящено решению социальных вопросов, а проблема модерни-
зации связана не только с техническим перевооружением отечествен-
ной экономики, но прежде всего с решением накопившихся социальных
проблем.
В соответствии со ст. 7 Конституции России: «Российская Федерация –
это социальное государство, политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие чело-
века. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, уста-
навливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обес-
печивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и
детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных
служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гаран-
тии социальной защиты».
Положение о социальном государстве ввиду его общественной важ-
ности отнесено к основам конституционного строя страны и находит своё
развитие в других конституционных нормах.
К ним следует отнести целый ряд социальных прав, гарантирован-
ных в следующих статьях второй главы Основного закона. Вторая глава
Конституции конкретизирует и развивает положения ст. 2 и 7 о человеке,
его правах и свободах как высшей ценности. Это право на жизнь (ст. 20
Конституции Российской Федерации), на труд и его оплату (ч. 1 – 4 ст. 37
Конституции Российской Федерации), на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции
Российской Федерации), на защиту материнства, детства и семьи (ст. 38 18
Конституции Российской Федерации), на социальное обеспечение (ст. 39
Конституции Российской Федерации), на жилище (ст. 40 Конституции
Российской Федерации), на охрану здоровья и медицинскую помощь
(ст. 41 Конституции Российской Федерации), на экологическую безопас-
ность (ст. 42 Конституции Российской Федерации), на образование (ст. 43
Конституции Российской Федерации), на участие и доступ к культурной
жизни (ст. 44 Конституции Российской Федерации), и главное: «государ-
ство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, незави-
симо от пола, расы, национальности, языка, места жительства» (п. 2 ст. 19
Конституции Российской Федерации).
Перечень этих прав и свобод в Конституции Российской Федерации
в целом соответствует мировым стандартам. Следуя положению Всеоб-
щей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН
10 декабря 1948 г., о том, что «все люди рождаются свободными и равны-
ми в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и
должны поступать в отношении друг друга в духе братства», Конституция
Российской Федерации 1993 г. провозглашает, что «основные права и
свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».
Обладание правами и свободами, на которые не может посягать го-
сударство, делает человека самостоятельным субъектом, способным са-
моутвердиться в качестве достойного члена общества. Вместе с тем от-
ношения личности и государства не исчерпываются обязанностью госу-
дарства не посягать на права человека. Современное государство, провоз-
гласившее себя через Основной закон в качестве социального государст-
ва, должно не только воздерживаться от произвола, но и активно обеспе-
чивать реализацию прав человека, выполнять определённые социальные
обязанности.
Важно отметить, что Конституция признаёт права и свободы как ос-
новные, не предусматривая их деления на более или менее значимые. Тем
самым подтверждается их равноценность. В то же время возможна услов-
ная классификация прав человека по их предмету или содержанию.
Политические права – это свобода граждан участвовать в управлении
делами государства, формировать органы государственной власти и само-
управления и участвовать в их деятельности.
Экономические права в своей основе связаны с правом собственно-
сти, они охватывают свободу человеческой деятельности в сфере произ-
водства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.
Социальные права, оформленные в программах социальных движе-
ний XIX в., реализовались позже других – в течение XX в. Они затраги-19
вают область наемного труда (свобода заключения трудовых договоров,
право на отдых, на пособие по безработице) и связаны с «вложениями в
человека» со стороны государства в сферах здравоохранения, образова-
ния, пенсионного обеспечения.
Культурные права – это свобода доступа к духовным и материаль-
ным ценностям, созданным человеческим сообществом, возможность ре-
ального приобщения к ним.
Экономические права определяют положение человека как субъекта
экономической активности в отношениях собственности, предпринима-
тельства, трудовых отношениях. Социальные права нормативно фикси-
руют возможность для каждого удовлетворить минимальный уровень по-
требностей, необходимый для нормального существования и реализации
творческих способностей. Однако самое важное не декларация прав, а
действенность, то есть их практическое применение.
Особое значение имеет ст. 37 Конституции Российской Федерации, в
которой установлено: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно
распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельно-
сти и профессию. Принудительный труд запрещён. Каждый имеет право
на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на
вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ни-
же установленного федеральным законом минимального размера оплаты
труда, а также право на защиту от безработицы».
В соответствии с аналогичными нормами международного права, в
ст. 39 Конституции Российской Федерации закреплено право на социаль-
ное обеспечение: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по
возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспи-
тания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные
пенсии и социальные пособия устанавливаются законом». Кроме того,
«Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополни-
тельных форм социального обеспечения и благотворительность».
Важное значение для реализации принципов, целей и задач социаль-
ного государства обеспечения имеет ст. 40 Конституции Российской Фе-
дерации, в которой закреплено право граждан на жилище: «Каждый имеет
право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления по-
ощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления
права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам,
нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступ-
ную плату из государственных, муниципальных и других жилищных
фондов в соответствии с установленными законом нормами».
Такой важнейшей функции социального государства как охрана здо-
ровья граждан и обеспечение населения медицинской помощью посвяще-
на 41 статья Конституции Российской Федерации. В которой установлено:
«Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Меди-
цинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здра-
воохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответст-
вующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской
Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепле-
ния здоровья населения, принимаются меры по развитию государствен-
ной, муниципальной, частной системы здравоохранения, поощряется дея-
тельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию
физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиоло-
гическому благополучию».
Право на образование установлено в ст. 43 Конституции Российской
Федерации, согласно которой государство гарантирует общедоступность
и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессио-
нального образования в государственных или муниципальных образова-
тельных учреждениях и на предприятиях.
Перечисленные выше и другие статьи второй главы Конституции
Российской Федерации, являются конкретным правовым выражением
социального государства, его нормативным содержанием. Установленные
в них принципы получили дальнейшее развитие в ряде российских зако-
нов и подзаконных актов. К таким документам относятся следующие
нормативно-правовые акты.
1. В сфере регулирования труда и обеспечения трудовых прав граж-
дан и социального страхования:
– Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от
30.12.2001 № 197-ФЗ;
– Федеральный закон от 16.07.1999, № 165-ФЗ «Об основах обяза-
тельного социального страхования»;
2. В сфере реализации государственных гарантий в отношении от-
дельных категорий граждан:
– Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных га-
рантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Фе-
дерации»; 21
– Федеральный закон от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном
социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций
угольной промышленности».
3. В сфере пенсионного обеспечения:
– Федеральный закон от 15.12.2001, № 166-ФЗ «О государственном
пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 07.05.1998, № 75-ФЗ «О негосударствен-
ных пенсионных фондах»;
– Федеральный закон от 15.12.2001 №, 167-ФЗ «Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании
средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в
Российской Федерации».
4. В сфере реализации прав граждан на жилище:
– Жилищный кодексРоссийской Федерацииот 29.12.2004 № 188-ФЗ;
– Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в доле-
вом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимо-
сти и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Россий-
ской Федерации».
5. В сфере здравоохранения:
– Основы законодательства Российской Федерации об охране здо-
ровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1.
6. В сфере образования:
7. В сфере государственной поддержки деятельности социально
ориентированных организаций:
– Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих ор-
ганизациях»;
– Постановление Правительства Российской Федерации от
27.12.2010 № 1135 «О предоставлении субсидий из федерального бюдже-
та на государственную поддержку отдельных общественных и иных не-
коммерческих организаций»;
– Постановление Правительства Российской Федерации от
23.08.2011 № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентиро-
ванным некоммерческим организациям».
Безусловно, перечисленные нормативные акты не охватывают всех
аспектов и направлений социальной политики современной России. Для
примера, более подробно рассмотрим функционал социального государ-
ства в сфере регулирования трудовых отношений, социального страхова-
ния, пенсионного обеспечения, охраны здоровья и прав граждан в сфере
образования