циального государства. Классификация прав человека.




Конституция – нормативная основа модернизации страны. Нор-

мативное содержание понятия «социальное государство». Норматив-

Ное обеспечение прав человека и гражданина – правовая основа со-

циального государства. Классификация прав человека.

В последнее время для Российской Федерации проблема построения

социального государства становится одним из главных приоритетов раз-

вития национальной государственности. В стране активно осуществляют-

ся меры по реформированию системы социальной защиты населения,

происходит смена модели социальной политики, что требует обращения

к конституционным основам социального государства. Так, например,

в 2010 г. более половины Послания Президента Федеральному Собранию

было посвящено решению социальных вопросов, а проблема модерни-

зации связана не только с техническим перевооружением отечествен-

ной экономики, но прежде всего с решением накопившихся социальных

проблем.

В соответствии со ст. 7 Конституции России: «Российская Федерация –

это социальное государство, политика которого направлена на создание

условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие чело-

века. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, уста-

навливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обес-

печивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и

детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных

служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гаран-

тии социальной защиты».

Положение о социальном государстве ввиду его общественной важ-

ности отнесено к основам конституционного строя страны и находит своё

развитие в других конституционных нормах.

К ним следует отнести целый ряд социальных прав, гарантирован-

ных в следующих статьях второй главы Основного закона. Вторая глава

Конституции конкретизирует и развивает положения ст. 2 и 7 о человеке,

его правах и свободах как высшей ценности. Это право на жизнь (ст. 20

Конституции Российской Федерации), на труд и его оплату (ч. 1 – 4 ст. 37

Конституции Российской Федерации), на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции

Российской Федерации), на защиту материнства, детства и семьи (ст. 38 18

Конституции Российской Федерации), на социальное обеспечение (ст. 39

Конституции Российской Федерации), на жилище (ст. 40 Конституции

Российской Федерации), на охрану здоровья и медицинскую помощь

(ст. 41 Конституции Российской Федерации), на экологическую безопас-

ность (ст. 42 Конституции Российской Федерации), на образование (ст. 43

Конституции Российской Федерации), на участие и доступ к культурной

жизни (ст. 44 Конституции Российской Федерации), и главное: «государ-

ство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, незави-

симо от пола, расы, национальности, языка, места жительства» (п. 2 ст. 19

Конституции Российской Федерации).

Перечень этих прав и свобод в Конституции Российской Федерации

в целом соответствует мировым стандартам. Следуя положению Всеоб-

щей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН

10 декабря 1948 г., о том, что «все люди рождаются свободными и равны-

ми в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и

должны поступать в отношении друг друга в духе братства», Конституция

Российской Федерации 1993 г. провозглашает, что «основные права и

свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Обладание правами и свободами, на которые не может посягать го-

сударство, делает человека самостоятельным субъектом, способным са-

моутвердиться в качестве достойного члена общества. Вместе с тем от-

ношения личности и государства не исчерпываются обязанностью госу-

дарства не посягать на права человека. Современное государство, провоз-

гласившее себя через Основной закон в качестве социального государст-

ва, должно не только воздерживаться от произвола, но и активно обеспе-

чивать реализацию прав человека, выполнять определённые социальные

обязанности.

Важно отметить, что Конституция признаёт права и свободы как ос-

новные, не предусматривая их деления на более или менее значимые. Тем

самым подтверждается их равноценность. В то же время возможна услов-

ная классификация прав человека по их предмету или содержанию.

Политические права – это свобода граждан участвовать в управлении

делами государства, формировать органы государственной власти и само-

управления и участвовать в их деятельности.

Экономические права в своей основе связаны с правом собственно-

сти, они охватывают свободу человеческой деятельности в сфере произ-

водства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

Социальные права, оформленные в программах социальных движе-

ний XIX в., реализовались позже других – в течение XX в. Они затраги-19

вают область наемного труда (свобода заключения трудовых договоров,

право на отдых, на пособие по безработице) и связаны с «вложениями в

человека» со стороны государства в сферах здравоохранения, образова-

ния, пенсионного обеспечения.

Культурные права – это свобода доступа к духовным и материаль-

ным ценностям, созданным человеческим сообществом, возможность ре-

ального приобщения к ним.

Экономические права определяют положение человека как субъекта

экономической активности в отношениях собственности, предпринима-

тельства, трудовых отношениях. Социальные права нормативно фикси-

руют возможность для каждого удовлетворить минимальный уровень по-

требностей, необходимый для нормального существования и реализации

творческих способностей. Однако самое важное не декларация прав, а

действенность, то есть их практическое применение.

Особое значение имеет ст. 37 Конституции Российской Федерации, в

которой установлено: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно

распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельно-

сти и профессию. Принудительный труд запрещён. Каждый имеет право

на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на

вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ни-

же установленного федеральным законом минимального размера оплаты

труда, а также право на защиту от безработицы».

В соответствии с аналогичными нормами международного права, в

ст. 39 Конституции Российской Федерации закреплено право на социаль-

ное обеспечение: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по

возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспи-

тания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные

пенсии и социальные пособия устанавливаются законом». Кроме того,

«Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополни-

тельных форм социального обеспечения и благотворительность».

Важное значение для реализации принципов, целей и задач социаль-

ного государства обеспечения имеет ст. 40 Конституции Российской Фе-

дерации, в которой закреплено право граждан на жилище: «Каждый имеет

право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.

 

Органы государственной власти и органы местного самоуправления по-

ощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления

права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам,

нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступ-

ную плату из государственных, муниципальных и других жилищных

фондов в соответствии с установленными законом нормами».

Такой важнейшей функции социального государства как охрана здо-

ровья граждан и обеспечение населения медицинской помощью посвяще-

на 41 статья Конституции Российской Федерации. В которой установлено:

«Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Меди-

цинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здра-

воохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответст-

вующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской

Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепле-

ния здоровья населения, принимаются меры по развитию государствен-

ной, муниципальной, частной системы здравоохранения, поощряется дея-

тельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию

физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиоло-

гическому благополучию».

Право на образование установлено в ст. 43 Конституции Российской

Федерации, согласно которой государство гарантирует общедоступность

и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессио-

нального образования в государственных или муниципальных образова-

тельных учреждениях и на предприятиях.

Перечисленные выше и другие статьи второй главы Конституции

Российской Федерации, являются конкретным правовым выражением

социального государства, его нормативным содержанием. Установленные

в них принципы получили дальнейшее развитие в ряде российских зако-

нов и подзаконных актов. К таким документам относятся следующие

нормативно-правовые акты.

1. В сфере регулирования труда и обеспечения трудовых прав граж-

дан и социального страхования:

– Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от

30.12.2001 № 197-ФЗ;

– Федеральный закон от 16.07.1999, № 165-ФЗ «Об основах обяза-

тельного социального страхования»;

2. В сфере реализации государственных гарантий в отношении от-

дельных категорий граждан:

– Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных га-

рантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и

внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Фе-

дерации»; 21

– Федеральный закон от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном

социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций

угольной промышленности».

3. В сфере пенсионного обеспечения:

– Федеральный закон от 15.12.2001, № 166-ФЗ «О государственном

пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 07.05.1998, № 75-ФЗ «О негосударствен-

ных пенсионных фондах»;

– Федеральный закон от 15.12.2001 №, 167-ФЗ «Об обязательном

пенсионном страховании в Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании

средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в

Российской Федерации».

4. В сфере реализации прав граждан на жилище:

– Жилищный кодексРоссийской Федерацииот 29.12.2004 № 188-ФЗ;

– Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в доле-

вом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимо-

сти и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Россий-

ской Федерации».

5. В сфере здравоохранения:

– Основы законодательства Российской Федерации об охране здо-

ровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1.

6. В сфере образования:

7. В сфере государственной поддержки деятельности социально

ориентированных организаций:

– Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих ор-

ганизациях»;

– Постановление Правительства Российской Федерации от

27.12.2010 № 1135 «О предоставлении субсидий из федерального бюдже-

та на государственную поддержку отдельных общественных и иных не-

коммерческих организаций»;

– Постановление Правительства Российской Федерации от

23.08.2011 № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентиро-

ванным некоммерческим организациям».

Безусловно, перечисленные нормативные акты не охватывают всех

аспектов и направлений социальной политики современной России. Для

примера, более подробно рассмотрим функционал социального государ-

ства в сфере регулирования трудовых отношений, социального страхова-

ния, пенсионного обеспечения, охраны здоровья и прав граждан в сфере

образования



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: