Иум. лекция-4.
Основные этапы развития управления
Менеджментпредставляет собой, как указали Мескон, Альберт, Хедоури в известном учебнике «Основы менеджмента», междисциплинарную область, сочетающую науку, опыт, «ноу-хау», приумноженную искусством. Но, несмотря на то, что менеджмент представляет комплекс научных дисциплин и не связан напрямую с определенным общественным строем, он всегда направлен на решение задач рационального управления производством. И эволюция менеджмента всегда соответствовала эволюции экономики.
Докапиталистический период развития
В древности, в докапиталистическое время, управляли сами производители – крестьяне, ремесленники – своим трудом, трудом наемных работников. Управления в современном понимании не было, поскольку это были зачаточные, очень простые формы упорядочения и организации совместного труда.
Торговый капитализм (меркантилизм - протестантский капитализм)
Это была еще эпоха до индустриальной, неконкурентной экономики. Хронологические рамки эпохи ограничены, с одной стороны, Средними веками, с другой, – зарождением промышленного капитализма, что часто связывается с появлением американской системы предпринимательства. Основные преобразования были связаны с открытием:
При укрупнении бизнеса рынок должен расширяться. Эффективность производства (капиталистической мануфактуры) связывалась, главным образом, с увеличением числа рабочих.
Указанная особенность не способствовала, естественно, управленческим поискам. И при торговом капитализме управления в современном понимании не было.
Промышленный капитализм (1776-1890гг.)
Начиная с этого периода, повышение благосостояния народов, напрямую стало связываться с научно-технической революцией во многих областях промышленности, прежде всего горнодобывающей, энергетике, транспорте, и других отраслях. С ростом научно-технических возможностей производства, для повышения его эффективности, простого увеличения численности работников стало недостаточным. Впервые возникают задачи повышения производительности факторов производства. А это привело к подъёму деловой активности.
|
Строительство крупных заводов, массовое производство вызвали потребность в управляющих (менеджерах), которые бы обеспечивали общественное разделение труда, кооперацию и увеличение масштабов производства.
Точкой отсчета эпохи послужило важнейшее в истории управления открытие – свобода получения прибыли. Открытие получило утверждение в 1776 г. в США или, как тогда говорили, в Новом Свете. Так зародился менеджмент – систематизированнаянаучная дисциплина и профессия, обеспечивающая координацию людских и других ресурсов с целью решения поставленных организационных задач.
В том же 1776 году вышло в свет знаменитое сочинение А. Смита, основной замысел которого подчинен идее «естественной свободы», провозгласившей принцип полного государственного невмешательства в экономику. Этот принцип почти полтора столетия являлся основополагающим в области государственного управления. А. Смит же является, по сути, не только представителем классической политэкономии, но и одним из первых специалистов в области управления, сделавшим анализ различных форм разделения труда и давшим характеристику государственного управления. Успех же в бизнесе должен обеспечиваться тем, что только одна здоровая конкуренция обеспечит множество товаров и качество жизни для всех.
|
Недостатком бизнесменов этого периода (промышленных капиталистов) являлось отсутствие внимания к финансовым вопросам производства. Это тормозило развитие менеджмента, как и экономики в целом.
Финансовый капитализм (1890-1930гг.)
Ключевой фигурой экономики становится финансист. Он хотя и не участвовал в производстве товаров, но свои финансовые ресурсы – свободный капитал – мог давать в заем тем, кто обеспечивал получение максимальной прибыли.
Наличие свободного капитала явилось решающим фактором развития производства. Именно кредит обеспечивал успех и эффективность многих производственных проектов. Но одной концентрации капитала было не достаточно для экономического роста. Только новые совершенные управленческие подходы позволили снизить предпринимательский риск и обеспечить эффективность производства. Эта задача возлагалась на новую когорту профессиональных управляющих – менеджеров.
В данную эпоху произошло становление и признание менеджмента. С именем первых исследователей, пионеров менеджмента, связана классическая школа менеджмента. Она включает, прежде всего, школу научного управления, базирующуюся на рациональном управлении производством (Ф. Тейлор), и административную школу управления (А. Файоль), основанную на внутрифирменном управлении, т.е. на управлении организацией в целом. А результаты управленческих решений стали служить основой для развития экономики.
Основной закон социального развития данного периода сформулировал Г. Спенсер – выживание наиболее приспособленных. Дело в том, что в конце ХIХ века в научных кругах в особом почете была теория эволюции Ч. Дарвина, основанная на естественном отборе. Спенсер сравнивал общество с биологическими организмами и считал, что функции естественного отбора выполняет экономическая конкуренция. Правительство, по его мнению, не должно вмешиваться в процесс естественного отбора, от наименее же удачливых индивидов, а, значит, наименее приспособленных, полезно избавляться. Такая позиция называется «социальный дарвинизм».