БИОЛОГИЯ ОГЭ Вариант № 802484
Задание 1 № 833
Специальность учёного, занимающегося лечением домашних животных, называется
1) агроном
2) зоотехник
3) селекционер
4) ветеринар
Пояснение. Ветеринар — специалист с высшим или средним специальным образованием, занимающийся лечением животных (ветеринарией) и сопутствующими обязанностями.
Правильный ответ указан под номером 4.
Задание 2 № 1928
Клетка кожицы лука и клетка кожи человека содержат
1) митохондрии
2) вакуоли с клеточным соком
3) клеточные стенки из целлюлозы
4) пластиды
Пояснение. Клетка кожицы лука и клетка кожи человека содержат митохондрии. Вакуоли с клеточным соком, клеточные стенки из целлюлозы и пластиды — признак растительной клетки, то есть в клетках кожи человека не содержатся.
Правильный ответ указан под номером 1.
Задание 3 № 1352
Выберите верное утверждение.
1) у одноклеточного организма нет способности к половому размножению
2) у одноклеточного организма все функции выполняет одна клетка
3) у многоклеточного организма нет дифференциации на органы и ткани
4) у многоклеточного организма всегда есть билатеральная симметрия
Пояснение. Бактерии и инфузории одноклеточные, но способны к конъюгации; у одноклеточного организма все функции выполняет одна клетка; у многоклеточного организма есть дифференциации на органы и ткани; у кишечнополостных радиальная симметрия.
Правильный ответ указан под номером 2.
Задание 4 № 388
Плод картофеля называют
1) коробочкой
2) ягодой
3) столоном
4) клубнем
Пояснение. Плод картофеля — ягода, внутри плода находятся семена. Плод картофеля находится над землёй, где были опыление, оплодотворение и цветок. Плод картофеля ядовит. В пищу употребляются находящиеся под землёй картофельные клубни. Клубень — это видоизмененный побег.
Правильный ответ указан под номером 2.
Задание 5 № 485
Фотосинтез у одноклеточной зелёной водоросли хламидомонады протекает в
1) ядре
2) хроматофоре
3) светочувствительном глазке
4) пульсирующей вакуоли
Пояснение. Хроматофор — этим именем можно назвать все окрашенные тела, заключающиеся в клетках растений, но специально им называются таковые, заключающиеся в клетках водорослей, в отличие от хлорофилльных зерен и хромопластов, заключающихся в клетках высших растений. В хроматофоре протекает процесс фотосинтеза.
Правильный ответ указан под номером 2.
Задание 6 № 806
У зародышей каких организмов впервые появился третий слой клеток?
1) кишечнополостные
2) кольчатые черви
3) членистоногие
4) плоские черви
Пояснение. Трехслойное строение плоских червей обусловлено появлением у зародыша третьего зародышевого листка — мезодермы, которая располагается между экто- и энтодермой.
Правильный ответ указан под номером 4.
Задание 7 № 647
Имеющиеся у рыб органы боковой линии выполняют функции
1) опоры и движения
2) обоняния
3) ощущения температуры воды
4) ощущения направления и силы течения воды
Пояснение. Боковая линия — чувствительный орган у рыб, а также у личинок земноводных и некоторых взрослых земноводных, воспринимающий движение и вибрации окружающей воды. Используется для ориентации, а также для охоты. Внешне выглядит как тонкая линия на обеих сторонах тела, тянущаяся от жаберных щелей до основания хвоста.
Правильный ответ указан под номером 4.
Задание 8 № 200
Сплочению членов коллектива первобытных людей, общению при помощи звуков, а затем и слов способствовало(-а)
1) постоянная миграция
2) употребление мясной пищи
3) трудовая деятельность
4) прямохождение
Пояснение. Первопричиной возникновения языка послужил общественно-трудовой процесс. Биологические и основные социальные факторы — основные факторы антропогенеза. Биологические факторы: изменчивость, борьба за существование, естественный отбор и т. п. Основные социальные факторы: труд и коллективная деятельность (общественный образ жизни, использование орудия труда), мышление, использование огня, развитие речи.
Правильный ответ указан под номером 3.
9. Задание 9 № 2108 С деятельностью какого отдела мозга связаны безусловные пищевые рефлексы?
1) мозжечка
2) заднего
3) среднего
4) продолговатого
Пояснение. Безусловные пищевые рефлексы обеспечивает продолговатый мозг.
Правильный ответ указан под номером 4.
Задание 10 № 875
Какие кости человека срастаются в процессе его жизни?
1) грудной клетки
2) свободных нижних конечностей
3) свободных верхних конечностей
4) мозгового отдела черепа
Пояснение. Мозговой отдел состоит из неподвижно соединенных костей: лобной, двух теменных, двух височных, затылочной, клиновидной и решетчатой.
Правильный ответ указан под номером 4.
Задание 11 № 492
Тромб, закупоривающий повреждённое место сосуда, образуется из сети нитей
1) фибриногена
2) тромбина
3) фибрина
4) разрушающихся тромбоцитов
Пояснение. Свертывание крови (образование тромба) — сложный биологический процесс образования в крови нитей белка фибрина, который полимеризуется и образует тромбы, в результате чего кровь теряет текучесть.
Правильный ответ указан под номером 3.
Задание 12 № 1906
Какой цифрой на рисунке обозначена брюшная аорта?
Пояснение.
Под цифрами 1 — сонная артерия, 2 — легочная артерия, 3 — брюшная аорта, 4 — воротная вена.
Правильный ответ указан под номером 3.
Примечание.
К сожалению, на рисунке плохо видно куда направлены стрелки, но если рисунок скачать и увеличить, то видно хорошо. На самом экзамене рисунки качественнее.
Задание 13 № 1230
Ранение, в результате которого воздух скапливается в плевральной полости одного из лёгких, приводит к
1) остановке дыхания
2) затруднению дыхания
3) увеличению объёма лёгкого
4) избытку кислорода в крови
Пояснение. Ранение, в результате которого воздух скапливается в плевральной полости одного из лёгких, приводит к затруднению дыхания, поскольку легкое перестает двигаться вслед за грудной клеткой.
Правильный ответ указан под номером 2.
Задание 14 № 2005
Рассмотрите рисунок строения нефрона. Что на нём обозначено под цифрой 1?
1) почечная артерия
2) капсула нефрона
3) извитой каналец
4) собирательная трубка
Пояснение. Цифрой 1 обозначена капсула нефрона.
Правильный ответ указан под номером 2.
Задание 15 № 2114
Какие чувствительные реакции обеспечивает кора затылочной доли больших полушарий?
1) зрительные
2) вкусовые
3) слуховые
4) обонятельные
Пояснение. В затылочной доле больших полушарий переднего мозга находится зрительная зона.
Правильный ответ указан под номером 1.
Задание 16 № 1365
Какой из факторов, с точки зрения современной биологии, не влияет на формирование характера человека?
1) генетическая программа
2) положение звёзд при рождении
3) воспитание
4) поведение сверстников
Пояснение. На формирование характера человека, с точки зрения современной биологии, не влияет положение звёзд при рождении.
Правильный ответ указан под номером 2.
Задание 17 № 2116
При ранении лёгких в первую очередь необходимо
1) провести искусственное дыхание
2) плотно зафиксировать грудную клетку на выдохе
3) провести непрямой массаж сердца
4) положить пострадавшего на живот
Пояснение. При ранении лёгких в первую очередь необходимо плотно зафиксировать грудную клетку на выдохе. В таких случаях возможно повреждение плевры, поэтому повязка при ранении грудной клетки должна быть герметичной, чтобы не возникло сжатие лёгкого. Первая помощь при проникающем ранении грудной клетки. Закрой рану воздухонепроницаемым материалом (герметизируй рану), зафиксируй этот материал повязкой или пластырем. Придай пострадавшему положение «полусидя». Приложи холод к ране, подложив тканевую прокладку. При наличии в ране инородного предмета зафиксируй его валиками из бинта, пластырем или повязкой. Извлекать из раны инородные предметы на месте происшествия запрещается!
Правильный ответ указан под номером 2.
Задание 18 № 212
Какие биотические связи существуют между кукушонком и другими птенцами в гнезде?
1) хищник — жертва
2) конкурентные
3) взаимовыгодные
4) паразит — хозяин
Пояснение. Гнездовой паразитизм. Яйца кукушки развиваются быстрее, чем яйца птиц-хозяев, — как правило, 12 дней вместо 3 недель. Через 8−10 ч после появления на свет у кукушонка начинает формироваться рефлекс нетерпимости ко всему, с чем он соприкасается в гнезде, и старается выбросить из гнезда все предметы. Если он не может выбросить яйцо или птенца, то старается придавить его телом или прокалывает скорлупу яйца когтями. Помогая себе крыльями, он поднимает ношу на спину, пятится к краю гнезда, напрягшись, поднимается на ногах и сбрасывает яйцо или птенца вниз. Если же он не избавится от других птенцов, то впоследствии рискует погибнуть из-за недостатка корма, ведь еды ему одному нужно никак не меньше, чем всему выводку мелкой насекомоядной птички.
Правильный ответ указан под номером 4.
Задание 19 № 1205
Естественный отбор, в отличие от искусственного отбора,
1) проводится для создания новых сортов растений
2) способствует формированию полезных для человека признаков
3) происходит в живой природе постоянно
4) используется для улучшения пород животных
Пояснение. Естественный отбор в отличие от искусственного осуществляется в самой природе постоянно и состоит в отборе в пределах вида наиболее приспособленных особей к условиям конкретной среды.
Правильный ответ указан под номером 3.
Задание 20 № 854
Изучите график зависимости интенсивности размножения организма от времени (по оси х отложено время (в днях), а по оси у — число образовавшихся особей на 1 см3).
В какой из перечисленных дней число организмов в популяции на 1 см3 составит 24?
1) 20-й
2) 23-й
3) 27-й
4) 29-й
Пояснение. По оси y находим число 24 организма в популяции на 1 см3, проводим по линии до пересечения с графиком и опускаем линию на ось x — получаем 23 день.
Правильный ответ указан под номером 2.
Задание 21 № 951
Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:
Целое | Часть |
Цветок | Пестик |
Вид | ... |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) популяция
2) род
3) ареал
4) сообщество
Пояснение. Единицей вида является популяция.
Правильный ответ указан под номером 1.
Задание 22 № 536
Верны ли следующие суждения о кишечнополостных животных?
А. Для кишечнополостных животных характерно внутриполостное и внутриклеточное переваривание пищи.
Б. Кишечнополостные животные способны к регенерации.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Верны оба суждения.
Правильный ответ указан под номером 3.
Задание 23 № 1113
Как влияют симпатические нервы на деятельность органов человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) снижают интенсивность обмена веществ
2) увеличивают содержание сахара в крови
3) сужают сосуды кожи
4) урежают дыхание
5) учащают сердечные сокращения
6) усиливают волнообразные движения кишечника
Пояснение.
Вегетативная нервная система, часть нервной системы, регулирующая деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, размножения, а также обмен веществ и тем самым функциональное состояние всех тканей организма позвоночных животных и человека.
Варианты 2, 3, 5 — симпатический отдел вегетативной нервной системы обеспечивает мобилизацию имеющихся у организма ресурсов (энергетических и интеллектуальных) для выполнения работы. В результате активации симпатической системы учащаются сердцебиение и дыхание, бронхи расширяются, моторика и секреция ЖКТ уменьшаются, сосуды сужаются, артериальное давление увеличивается, запасы гликогена печени преобразуются в глюкозу необходимую для активных действий.
Варианты 1, 4, 6 — функции парасимпатической нервной системы. Активация парасимпатической системы приводит к уменьшению частоты сердцебиения и дыхания, сужению бронхов и увеличению бронхиальной секреции, усилению моторики и секреции ЖКТ, а также притоку крови к ЖКТ, что необходимо для пищеварения. Глюкоза преобразуется в запасы гликогена.
Ответ: 235.
Задание 24 № 505
Какие из перечисленных организмов имеют лучевую симметрию тела? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) гидра
2) медуза
3) дождевой червь
4) майский жук
5) коралловый полип
6) гадюка
Пояснение. Лучевая (радиальная) симметрия — форма симметрии, при которой тело (или фигура) совпадает само с собой при вращении объекта вокруг определённой точки или прямой. У остальных (под цифрами 3, 4, 6) — двусторонняя симметрия.
Ответ: 125.
Задание 25 № 794
Установите соответствие между признаком и организмами, для которых он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | ОРГАНИЗМЫ |
A) тело с широко расставленными ногами, редко безногое | 1) ящерицы |
Б) веки несросшиеся, подвижные | 2) змеи |
В) веки срослись и стали прозрачными | |
Г) все представители не имеют конечностей | |
Д) могут проглатывать крупную добычу благодаря челюстям, спереди соединённым растяжимыми связками |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Пояснение. В отличие от змей, у большинства ящериц (за исключением некоторых безногих форм) имеются в той или иной степени развитые конечности. Хотя безногие ящерицы внешне похожи на змей, у них сохраняется грудина, а у большинства — пояса конечностей; в отличие от змей, левая и правая половины челюстного аппарата неподвижно сращены. У ящериц глаза, как правило, снабжены подвижными раздельными веками, в то время как у змей веки срослись, образовав на глазах прозрачные «линзы». Также они отличаются рядом других особенностей, таких например, как строение и структура чешуи. Многие виды ящериц способны отбрасывать часть хвоста (аутотомия). Через некоторое время хвост восстанавливается, но в укороченном виде.
Ответ: 11222.
Задание 26 № 1051
Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания, начиная с организма, поглощающего солнечный свет. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) липа
2) ястреб перепелятник
3) жук пахучий красотел
4) обыкновенный скворец
5) гусеница непарного шелкопряда
Пояснение. Цепь питания — цепь взаимосвязанных видов, последовательно извлекающих органическое вещество и энергию из исходного пищевого вещества. Каждое предыдущее звено цепи питания является пищей для следующего звена.
Травоядные животные (потребители первого порядка) поедают растения, первичные хищники (потребитель второго порядка) поедают травоядных, вторичные хищники (потребители третьего порядка) поедают хищников помельче. Порядок следующий: липа → гусеница непарного шелкопряда → жук пахучий красотел → обыкновенный скворец → ястреб перепелятник.
Ответ: 15342.
Задание 27 № 380
Вставьте в текст «Жизнедеятельность растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАСТЕНИЯ
Растение получает воду в виде почвенного раствора с помощью ___________ (А) корня. Наземные части растения, главным образом, ___________ (Б), напротив, через особые клетки — ___________ (В) — испаряют значительное количество воды. При этом вода используется не только для испарения, но и как исходный материал для образования органических веществ в ходе процесса ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) дыхание | 2) корневой чехлик | 3) корневой волосок | 4) лист |
5) побег | 6) стебель | 7) устьица | 8) фотосинтез |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
Пояснение. Растение получает воду в виде почвенного раствора с помощью корневых волосков корня. Наземные части растения, главным образом, листья, напротив, через особые клетки — устьица — испаряют значительное количество воды. При этом вода используется не только для испарения, но и как исходный материал для образования органических веществ в ходе процесса фотосинтеза.
Ответ: 3478.
Задание 28 № 1621
Классифицируйте приведённое на рисунке соцветие болиголова пятнистого по всем пяти вариантам классификации, руководствуясь схематическими рисунками соцветий.
А. По сложности околоцветника:
1) с простым околоцветником (имеются только лепестки),
2) со сложным околоцветником (имеют чётко выраженные чашечку и венчик).
Б. По степени разветвления соцветий:
1) простые (на главной оси располагаются одиночные цветки),
2) сложные (на главной оси располагаются частные соцветия).
В. По наличию цветоножки у каждого цветка:
1) с сидячими цветками (цветки непосредственно на стебле),
2) с цветками, имеющими цветонос.
Г. По наличию цветка на верхушке:
1) открытые (нет цветка на верхушке),
2) закрытые (есть цветок на верхушке).
Д. Название соцветия:
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Пояснение. Классификация соцветия болиголова пятнистого.
А. По сложности околоцветника: со сложным околоцветником (имеют чётко выраженные чашечку и венчик).
Б. По степени разветвления соцветий: сложные (на главной оси располагаются частные соцветия).
В. По наличию цветоножки у каждого цветка: с цветками, имеющими цветонос.
Г. По наличию цветка на верхушке: закрытые (есть цветок на верхушке).
Д. Название соцветия: сложный зонтик.
Ответ: 22223.
Задание 29 № 2246
Используя содержание текста "Пчеловодство", ответьте на следующие вопросы.
1) Как называется тип улья в виде выдолбленных дуплянок, напоминавших дупло дерева?
2) При каком типе ульев удаётся максимально сохранить численность пчелиной семьи?
3) Какие не названные в тексте продукты пчеловодства использует современный человек? (Назовите один продукт.)
ПЧЕЛОВОДСТВО
Пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека, который предоставлял пчелиной семье подходящее для неё помещение и взамен пользовался доставляемыми ею продуктами: мёдом, воском и целебным пчелиным клеем – прополисом. Мёд заменял собой наш теперешний сахар, а воск давал лучший в то время материал для свечей.
В древние времена человек предоставлял пчёлам только дупла лесных деревьев, куда поселялась пчелиная семья. Такие дупла назывались «борти», а этот первобытный способ пчеловодства – бортничеством. При добыче мёда этим способом пчелиные семьи уничтожались.
Позднее, по мере вырубки лесов, пчеловоды вместо прежнего бортничества стали организовывать специальные площадки – пасеки, где пчёлам предоставлялись специальные ульи в виде выдолбленных дуплянок или колод, напоминавших дупло дерева. По существу, эти старинные ульи мало чем отличались от борти, и внутренняя жизнь пчелиной семьи оставалась невидимой для пчеловода. Пчеловод не знал образа жизни того одомашненного животного, с которым имел дело. Человек не мог направлять по своему усмотрению деятельность пчёл, а, добывая из улья соты с мёдом, попросту грабил пчёл, производя огромные опустошения в пчелиной семье. Такой способ пчеловодства не позволял добывать мёд и воск в промышленных масштабах, поскольку часто пчелиные семьи не выживали после забора мёда.
Поэтому в начале XIX века был сконструирован разборный рамочный улей, состоящий из короба, в который вставляются рамки для сот. Он позволил использовать продукцию пчёл, не причиняя вреда населению улья, поскольку рамки, заполненные мёдом и запечатанные воском, заменялись на пустые. Мёд и воск добывались, не нанося ощутимого вреда пчелиной семье, а процесс производства продуктов пчеловодства стал непрерывным. Особые остеклённые ульи, с помощью которых можно было наблюдать за деятельностью пчёл, позволили создать научно обоснованное учение о жизнедеятельности пчёл – пчеловодство.
Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Ответ на первый вопрос.
1) Колоды.
Ответ на второй вопрос.
2) Разборные рамочные.
Ответ на третий вопрос.
3) Пчелиный яд или маточное молоко
Примечание.
К первому вопросу: Как называется тип улья в виде выдолбленных дуплянок, напоминавших дупло дерева?
Ответ "борти" не подходит, т.к. (см. текст) «дупла лесных деревьев, куда поселялась пчелиная семья. Такие дупла назывались «борти»» - т.е. использовались именно дупла.
Правильный ответ в третьем абзаце: «пчёлам предоставлялись специальные ульи в виде выдолбленных дуплянок или колод, напоминавших дупло дерева» - поэтому ответ колоды
Задание 30 № 2261
Пользуясь таблицей «Выживание куропаток», ответьте на следующие вопросы.
«Выживание куропаток»
Возраст, годы | Количество особей | Смертность, % | Доля самок в популяции | |
живых к началу возраста | погибших в данном возрасте | |||
0,50 | ||||
0,46 | ||||
0,32 | ||||
0,23 | ||||
0,27 | ||||
0,20 | ||||
1) Как изменяется смертность (в %) куропаток в интервале 4–10 лет?
2) Чем можно объяснить высокую смертность куропаток в первый год жизни, если известно, что они гнездятся на земле и являются осёдлыми птицами большей части территории России, вплоть до Алтая и реки Оби? Приведите два объяснения.
Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Относительно стабильная смертность (32−35%).
2) Гнездование на земле делает птенцов легко доступной пищей для хищных птиц и крупных млекопитающих.
3) Отсутствие достаточного корма (семян) зимой, особенно в первый год, приводит к массовой гибели птиц.
Задание 31 № 1413
Маша и Таня катались на роликовых коньках в течение 2 часов, после чего решили перекусить в одном из ресторанов быстрого питания. Рассчитайте, что стоит съесть каждой из них, чтобы компенсировать их энергозатраты. При выборе учтите, что Таня очень любит сладкое и предпочитает не есть мясо (при этом ест птицу), а Маша любит есть жирные мясные блюда и не мыслит обеда без газировки.
В ответе укажите энергозатраты катания и рекомендуемые блюда с их энергетической ценностью.
Энергетическая и пищевая ценность продукции кафе быстрого питания
Энергозатраты при различных видах физической активности
Пояснение.
1. Каждая из девушек потратила 900 ккал за время катания на роликовых коньках.
2. Тане надо заказать салат Цезарь (250 ккал) и картофель по-деревенски (315 ккал) и мороженое с шоколадом (325 ккал). Возможно любое сочетание продуктов без мяса, мороженное должно присутствовать обязательно, сумма калорий должна быть 900±20 ккал.
3. Маше надо заказать двойной МакМаффин (425 ккал), картофель по- деревенски (315 ккал) и газировку (170 ккал).
Возможно любое сочетание продуктов, но двойной МакМаффин должен присутствовать обязательно, сумма калорий должна быть 900±20 ккал.
Задание 32 № 1379
Маша и Таня катались на роликовых коньках в течение 2 часов, после чего решили перекусить в одном из ресторанов быстрого питания. (задание 31 № 1413) Таня любит сладкое и предпочитает не есть мясо, а Маша любит есть жирные мясные блюда и не мыслит обеда без газировки. Как Вы думаете, кому из них будет легче следить за фигурой? Ответ обоснуйте.
Энергетическая и пищевая ценность продукции кафе быстрого питания
Энергозатраты при различных видах физической активности
Пояснение.
В заказе Тани было 39 г жиров и 103 г углеводов, а в заказе Маши было 49 г жиров и 121 г углеводов. Поэтому Маше будет труднее сохранять стройность, (ИЛИ Маше придется больше заниматься спортом), поскольку в её любимой пище и углеводов, и жиров содержится больше, чем в любимой еде Тани.