Контрольное задание(я) для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этап формирования компетенции ОПК-2




Оценочные материалы для промежуточного контроля для дисциплины «Экология»

 

ОПК-2: способностью использовать базовые знания фундаментальных разделов физики, химии, биологии, экологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических, биологических, экологических основ в общей, физической и социально-экономической географии

Этап формирования: способностью использовать базовые знания фундаментальных разделовэкологиив объеме, необходимом для освоенияоснов в общей географии.

Этап формирования: способностью использовать базовые знания фундаментальных разделов экологии в объеме, необходимом для освоения биологических основ общей и социально-экономической географии.

Знает / или Знает как:

- базовые разделы и понятия экологии

- основные законы экологии, правила действия экологических факторов

-особенности формирования основных компонентов среды, виды взаимосвязей и группы организмов занимающих разные среды обитания

 

Умеет / или Умеет с помощью педагога / или Умеет с помощью руководителя практики / или Умеет, опираясь на разработанный алгоритм:

- излагать и анализировать информацию о современном действии экологических факторов

- использовать современные методы по оценке качества окружающей среды

- строить элементарные экологические модели позволяющие изучать живые системы

 

Владеет / или Владеет навыками самостоятельного:

- навыками систематизации научной экологической информации

- навыками организации лабораторного и полевого экологического исследования

- навыками экологического прогнозирования последствийприродных и антропогенных изменений ландшафтов

Шкала оценивания «зачтено», «незачтено»

Критерии оценивания: ( разрабатываются на основе планируемых результатов обучения при прохождении практики. См. рабочую программу практики)

«Зачтено» выставляется студенту, если он знаетбазовые разделы и понятия экологии основные законы экологии, правила действия экологических факторов; особенности формирования, основных компонентов сред; виды взаимосвязей и группы организмов, занимающих разные среды обитания, умеет излагать и анализировать информацию о современном действии экологических факторов; использовать современные методы по оценке качества окружающей среды; строить элементарные экологические модели позволяющие изучать живые системы, владеет навыками систематизации научной экологической информации; навыками организации лабораторного и полевого экологического исследования; навыками экологического прогнозирования последствий природных и антропогенных изменений ландшафтов. Ответ построен логично (не достаточно логично) в соответствии с планом (план ответа соблюдается непоследовательно); обнаружено (глубокое) знание профессиональных терминов, понятий, категорий, концепций и теорий (недостаточно раскрыты профессиональные понятия, категории, концепции, теории; выдвигаемые положения декларируются, но недостаточно аргументируются); установлены (содержательные) межпредметные связи; выдвигаемые положения обоснованы, приведены убедительные примеры (допускается непоследовательность анализа); обнаружен аналитический подход в освещении различных концепций; сделаны (содержательные) выводы; продемонстрировано знание обязательной и дополнительной литературы (допускается знание только обязательной литературы).

«Не зачтено» выставляется студенту, если он не знает базовые разделы и понятия экологии основные законы экологии, правила действия экологических факторов; особенности формирования, основных компонентов сред; виды взаимосвязей и группы организмов, занимающих разные среды обитания, не умеет излагать и анализировать информацию о современном действии экологических факторов; использовать современные методы по оценке качества окружающей среды; строить элементарные экологические модели позволяющие изучать живые системы, не владеет навыками систематизации научной экологической информации; навыками организации лабораторного и полевого экологического исследования; навыками экологического прогнозирования последствий природных и антропогенных изменений ландшафтов. Не раскрыты профессиональные понятия, категории, концепции, теории; научное обоснование проблем подменено рассуждениями обыденно-повседневного характера; ответ содержит ряд серьезных неточностей; выводы поверхностны или неверны; не продемонстрировано знание обязательной литературы.

Контрольное задание(я) для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этап формирования компетенции ОПК-2

 

Вопросы к зачету

1. Основные представления об экологии. Базовые экологические понятия и термины.

2. Законы экологии.

3. Основные этапы развития экологии.

4. Современный этап развития экологии.

5. Ключевые задачи и объекты экологии.

6. Современные представления о структуре экологии.

7. Теоретическая и прикладная экология.

8. Окружающая среда.

9. Экологические факторы.

10. Основные факторы деградации экосистем.

11. Природная среда и закономерности действия экологических факторов.

12. Лимитирующие экологические факторы.

13. Классификация экологических систем.

14. Оценка экологических функции продуцентов, консументов и редуцентов.

15. Трофические связи.

16. Учение о биосфере и этапы ее развития.

17. Основные источники зарождения жизни на Земле.

18. Характеристика биосферы.

19. Основные законы развития и саморегуляции биосферы.

20. Структура биосферы.

21. В.И. Вернадский и учение о биосфере.

22. Глобальные экологические проблемы

23. Антропогенное опустынивание.

24. Анализ основных факторов окружающей среды.

25. Правило экологического оптимума.

26. Экологическая пластичность

27. Экологические ниши.

28. Адаптивные реакции организмов.

29. Классификации экосистем.

30. Формы биотических отношений в биоценозе

31. Особенности внутривидовой и межвидовой конкуренции.

32. Основные проблемы биологического разнообразия.

33. Особо охраняемые природные территории.

34. Заповедники и заказники.

35. Памятники природы.

36. Национальные парки. История и перспективы их развития в России.

37. Современная динамика экосистем.

38. Классификация природных ресурсов

39. Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы

40. Возобновимые и невозобновимые природные ресурсы.

41. Устойчивые системы природопользования.

42. Биологические и земельные ресурсы.

43. Концепция продуктивности.

44. Анализ факторов продуктивности.

45. Ресурсы биосферы и проблемы продовольствия.

46. Пределы биопродуктивности.

47. Ограниченность пахотнопригодных земельных ресурсов.

48. Основные причины и факторы антропогенного опустынивания и деградации земель.

49. Пределы биопродуктивности.

50. Неомальтузианство и Римский клуб.

51. Экологические основы и пределы устойчивого развития.

52. Охрана природных ресурсов.

53. Круговорот основных веществ и функции живого вещества в биосфере.

54. Геохимические и биогеохимические циклы основных химических элементов.

55. Глобальные, региональные и локальные нарушения природных биогеохимических циклов.

56. Проблемы антропогенного опустынивания.

57. Проблема озоновых дыр: современное состояние, причины, прогноз, средства предотвращения.

58. Проблема глобального потепления: результаты наблюдений, факторы, современное состояние, причины, прогноз.

59. Задача секвестирования атмосферного углерода.

60. Классификация загрязнений.

61. Понятие о предельно-до­пусти­мых концентрациях загрязняющих ве­ществ.

61. Основные направления и задачи экологического менеджмента.

62. Особенности экологической экспертизы

63. Особенности экологического аудита.

64. Оценка воздействия на окружающую среду.

65. Экологический инжиниринг.

Примеры практико-ориентированных заданий:

1. Постройте и проанализируйте полный цикл круговорота воды в биосфере. Какое звено, по вашему мнению, является наиболее важным для сохранения целостности круговорота воды в природе? Ответ обоснуйте.

2. Какие звенья включает круговорот кислорода? Какое звено, по вашему мнению, является наиболее важным для сохранения целостности круговорота кислорода в природе? Определите ценность каждого этапа круговорота кислорода для сохранения устойчивости биосферы. Ответ обоснуйте.

3. Общее содержание СО2 в атмосфере Земли составляет около 1100 млрд.т. Установлено, что за 1 год растительность ассимилирует примерно 1 млрд. т углерода, примерно столько же его выделяется в атмосферу. Определите, за сколько лет весь углерод атмосферы пройдет через организмы.

4. Назовите причины возникновения сукцессий.

5. В еловом лесу, расположенном выше течения равнинной реки, которую перегородили плотиной гидроэлектростанции, началась смена травянистого покрова. Вначале под пологом елей росли кислица, майник и седмичник. Постепенно они были вытеснены черникой и зеленым мхом, позже появился влаголюбивый злак молиния и мох кукушкин лен. Ели стали погибать и вываливаться. Проростки ели засыхали на ранних стадиях развития.постепенно кукушкин лен был вытеснен сфагнумом Гиргензони. Почему произошли эти изменения? Можно ли назвать сукцессией еловой экосистемы? Что произойдет в дальнейшем с еловым лесом?

6. В одном озере обитают окунь, ерш, карась, щука, плотва. Соседний изолированный от первого водоема, населяют окунь, щука судак, лещ, плотва. Сколько видов и сколько популяций населяют оба водоема?

7. Вычислить численность популяции рыб перед началом промысла, если в начале сезона было помечено 100 рыб. В ходе последнего лова в общем, вылове из 500 рыб обнаружилось 250 меченых.

8. Построить график динамики численности белки и гистограмму изменения урожайности кедровой сосны по данным табл. 39. Совпадают ли кормовые годы с годами массового размножения белки? Каков средний период между сроками массового размножения белки? Можно ли планировать объем заготовки пушнины?

 

Таблица 39



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: