Вопрос 1
Мировоззрение, понятие, структура, типология. Философское мировоззрение.
Мировоззрение – система наиболее общих представлений человека о мире и о своем месте в нем.
Уровни мировоззрения:
- МВЗ отдельного человека-индивида
- МВЗ общества
- МВЗ человечества в целом
Мировоззрение не есть фиксированная данность, человек не рождается с готовым МВЗ. Оно формируется в течение всей жизни.
Структура МВЗ:
1.Мироощущение – эмоционально-чувственная сторона МВЗ:
Эмоции, чувства, настроение: мироотношение,мировосприятие,миропредставление
2.Миропонимание – рационально-логическое или интеллектуальная сторона МВЗ. Включает знание о мире(картина мира) и о самом себе- система ценностей:интересы, цели,взгляды,идеалы, убеждения,оценка,самооценка.
Факторы влияющие на мировоззрение человека:возраст,образование,общество,воспитание-(усвоение системы ценностей принятых в обществе,нравственных,моральных),религиозные установки,культура,традици народа
Факторы влияющие на общество:угроза нашествия(внешний),ха-р соц.связей,развитие науки(знания,умения),условия(образ жизни людей).
Типология: система
1.Мифологическое – 1-ый способ объяснения действительности
2. Религиозное
3. Философское
Философское МВЗ.
На смену религии как способу объяснения действительности приходит наука. Но мы не можем говорить о существовании научного МВЗ, т.к задача науки открывать объективные законы существования мира, а не решать МВЗие проблемы, единственная наука, к-ая занимается этим – философия.
Характеристики МВЗ философского:
- Систематизировано.
- Помимо духовно практического уровня в философии существует теоретический уровень осмысления мировоззренческих проблем.
- Ф пытается разрешить МВЗие проблемы средствами разума, т.е мышления, опирающегося на понятия и суждения, связанные между собой логическими законами.
- Ф осмысливает МВЗие проблемы с позиции знания, а не художественного символа, веры
- Ф относится к миру и человеку не с позиции знания, а с позиции мудрости.
Мудрость – знание, ориентированное нравственно.
Основные проблемы Ф МВЗ
1.Проблема первоначала(из чего всё, что первично)
2.Проблема определения сущности общества и будущего человечества.
3.Проблема познаваемости мира, что такое истина.
4.Проблемаместа,назначения и смысла существования че-ка в мире.
Вопрос 2.
Предмет Ф. Структура философского знания. Функции философии, ее место в науке и культуре.
Предметом изучения философии является всеобщее в системе отношений человек-мир, т.е. философия стремится определить всеобщие законы существования природы, общества и человека.
Ф – наука о всеобщих связях и отношениях природы, общества и человека.
В 1-ом понимании всеобщее можно рассмотреть как абстракцию, и тогда всем вещам и предметам в реальности присущи всеобщие свойства: пространство и время, часть материи, содержание и форма, структура, мера, количество, качество, изменчивость, давление и т.д.
Алексеев и Панин: понимают всеобщее как единство в многообразии. По их мнению, в предмет философии входит только то из всеобщего, которое связано с отношением к нему человека, которое включено в создаваемое человеком универсальную картину мира, которая рассматривает человека и мир через призму его представлений о справедливости, красоте, добре и истине.
Функции философии:
1.Мировоззренческая – философия участвует в формировании МВЗ человека и общества в целом. При этом Ф не дает готовых решений МВЗ-их проблем, она, наоборот, ставит перед человеком вопросы, тем самым побуждая его мыслить, формировать целостную МВЗ-ую позицию, укреплять дух. Знание философии способствует не только формированию МВЗ человека, но и воспитанию качеств высоко духовной и культурной личности, ориентированной на добро, истину, красоту и справедливость.
2.Меотодологическая.
Выполнение философской методологической функции показывает место философии в системе наук. Философский метод задает вектор развития частным наукам. Будучи применимым в комплексе со специально научными методами, философский метод способен помогать в решении сложных фундаментальных проблем науки, а также в их предвидении. Велико участие философии в создании научных теорий и гипотез. Ни одна естественно научная теория не обходится без использования фил-их представлений, принципов и категорий (пространства, времени, принципы причинности).
Ф помогает координировать методы различных наук процессе исследования одного и того же объекта, снимая тем самым противоречия, разделения, которые существуют между науками. Ф, используя принцип взаимной дополняемости, опираясь на принцип единства мира, позволяет объединить знания добываемые частными науками.
3. Познавательная-гносеологическая.
4. Духовно-практического освоения мира(трансформация непонятного в понятное)
Структура философского знания.
Ключевые проблемы философии, которые позволяют выделить особые сферы философского знания.
- Проблема первоначала,сущности мира,развитие,пространство,время. Учение о бытии - онтология
- Познаваемость мира (проблема истины,проблема соотношения чувственного и рационального познания, научное познание) Гносеология.
- Что такое общество,общественная жизнь? Социальная философия
Что такое человек? Социальная философия
- Аксиолгогия – учение о природе ценностей
- Философская антропология – учение о человеке.
Ф яв-ся неоемлимой частью культуры че-ва,она связана с жизнедеятельностью че-ка-изучение истории Ф будет плодотворно лишь тогда,когда мы будем принимать во внимание весь контекст эпохи.
Вопрос 3. Становление и основные этапы исторического развития философии. История философии. Предпосылки возникновения философии.
Предпосылки:
1.Способ полит. устройства- рабовладельческая демоератия.
Демократия-возможность выбирать органы гос. управления,на основе принципа агональности или соревновательности,неизвестность того,кто победит.Она ведёт к формированию свободного мышления.
2.Кризис миф. МВЗ.Для опр. Части образованного населения миф перестал быть единственно верным способом объяснения действительности.
3.Ранняяя наука
4.отделение умственного труда от физичемского
Ф возникает в противовес мифологии,как попытка объяснить мир,опираясь на роциональность и доказательность,а не на худож.образы.Если миф задаёт вопрос кто всё создал,то Ф из чего.
(Др. Индия,Китай,Рим,родоначальником Ф принято считать:(Лао-цзы,Кун-цзы-КитайШакьямуни-Индия,Заратустра-Персия,Иеремия,Аввакум,Даниил-Палестина),В др. Греции 4-5 в.до н.э. набрало силу идейное движение,в котором осознаёт и осмысливает высшие ценности и цели,своё место на землеЧ-к в этот период становится настоящей личностью-одухотворённой,разумной,у него появляются осмысленные представления о мироздании..Карл Ясперс назвал этот период осевое время.Это момент возникновения Ф,а также это момент когда окончательно разошлись пути Вос. И Зап. Ф.