Линейка Памяти «Блокада Ленинграда»




Мариинский Посад

Шолина Т.А. Разработка внеклассного мероприятия «Блокадный Ленинград». - Мариинский Посад: Мариинско-Посадский технологический техникум Минобразования Чувашии, 2020. – 9 с.

 

Внеклассное мероприятие «Блокадный Ленинград», проводимое в рамках Года Памяти и Славы, посвященном 75-годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Основным методом воспитательной работы, используемым при проведении мероприятия, является метод формирования гражданско-патриотического сознания студентов и поисковая деятельность студентов. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Данная разработка может быть использована преподавателями гуманитарных дисциплин, классными руководителями при подготовке и проведении мероприятий военно-патриотической направленности.

 

 

Оглавление

1. Введение ………………… ……………………………………… 4-5

2. Основная часть……………………………………………………… 6-17

3. Заключение………………………………………………………….. 18

4. Список литературы………………………………………………… 19


Введение

Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. В настоящее время наша страна находится в поиске национальной идеи, и Президент Российской Федерации В.В. Путин отмечает, что в России «…нельзя создать здоровое общество, благополучную страну, руководствуясь принципом «каждый – сам за себя». Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм» [5].

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности. Основной контингент студентов в Мариинско-Посадском технологическом техникуме – это призывная молодежь. Главное приобретение человека в юношеский период – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Изучение истории родной земли, его боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа позволит понять - кто является истинным патриотом. Историческая память важна и необходима - во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории, она всегда живет в народе. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. В последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных и социальных ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. А дерево не может расти, цвести и плодоносить без корней. Отсюда беспринципность, безнравственность, раболепное поклонение всему иностранному. Особенно тревожно, когда целое поколение молодежи воспитывается на чужих идеалах.

Патриотическое воспитание студентов в нашем техникуме — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию в них высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, воспитание уважительного отношения к старшему поколению, потребности знать историю и культуру своей страны, своего села, своей семьи, воспитание уважительного отношения к героям, ветеранам войны и труда, привлечение студентов к поисковой работе, оказание посильной помощи престарелым людям на дому, уход за памятниками погибшим воинам в войнах и вооруженных конфликтах, поиск забытых имен в архиве.

Одной из эффективных форм методической работы являются открытые внеклассные мероприятия по­священные Великой Отечественной войне, которые могут преследовать цель показать студентам:

- бесчеловечность войны, уникальность каждой человеческой жизни;

- примеры сохранения человеческого достоинства в самых нечеловеческих условиях — предмет для гордости и подражания;

- примеры самоотверженности и того, что есть вещи, которые могут ока­заться дороже собственной жизни.

Внеклассное мероприятие «Блокада Ленинграда» главной целью ставит:

воспитание патриотических чувств у студентов, формирование нравственных ценностей, исключения фальсификации исторических событий Великой Отечественной войны.

Задачи:

Образовательная:

- изучить подвиг блокадников, опираясь на данные источников, определить степень трудностей, выпавших на долю ленинградцев, оценить мужество, героизм, выдержку этих людей; определить источники победы ленинградцев над фашистским планом уничтожения города.

Воспитательная:

- способствовать формированию патриотических чувств у студентов, гордости за мужество нашего народа в Великой Отечественной войне, сохранение преемственности поколений, воспитание чувства сострадания к испытаниям, которым подвергся советский народ.

Развивающая:

- развивать у обучающихся интерес к исследовательской деятельности, формировать активную, гражданскую позицию, нравственно-патриотические чувства студентов.

 

 

Линейка Памяти «Блокада Ленинграда»

 

Ход мероприятия

Учитель:

Дорогие ребята, сегодня мы собрались, чтобы принять участие в патриотической акции «Память сердца: блокадный Ленинград», в рамках Года Памяти и Славы, посвященном 75-годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. По всей стране проходят линейки Памяти, где вспоминают события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и одну из самых трагичных страниц этой войны - блокаду Ленинграда-города на Неве, который прошел через кровь, голод, холод и не покорился врагу.

Чтец:

Опять война, опять блокада…

А, может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить.

 

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде прочитали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться: правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда – не права!

 

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

 

Ведущий1:

22 июня 1941 г. В 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер напала на нашу страну. Еще в декабре 1940 г. В Германии был утвержден план молниеносной войны против нашей страны – план «Барбаросса» В планах немецкого командования отводилось важное место захвату города Ленинграда, по расчетам немецких генералов должен был предшествовать взятию Москвы. А сам город Гитлер хотел стереть с лица земли, и на его месте создать искусственное озеро.

 

Ведущий 2:

Летом 1941 года на Ленинград шла группа армий "Север", общей численностью 500 тысяч человек, под командованием генерал-фельдмаршала фон Лееба. Ему поручалось уничтожить части Красной армии, расположенные в Прибалтике, развить наступление, захватить все военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом. 9 июля был занят Псков. 10 июля немецкие танки прорвали фронт, и пошли на Лугу. До Ленинграда оставалось 180 километров.

21 августа немцы заняли станцию Чудово, перерезали Октябрьскую железную дорогу и через 8 дней овладели Тосно. 30 августа пал крупный железнодорожный узел Мга. Последняя железная дорога, соединяющая Ленинград со страной, оказалась в руках немцев. 8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили у истока Невы город Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши. Началась 872-дневная блокада Ленинграда.

Ведущий 1:

Сражения на дальних и ближних подступах к Ленинграду носили исключительно ожесточенный характер. Сталин назначает командующим Ленинградским фронтом Г.К.Жукова. Принятые им меры не только остановили противника, но и отбросили от ближайших окраин города, к концу сентября угроза захвата города была ликвидирована. Определив направление ударов врага, он усиливает оборону и готовит контрудар противнику. Для выполнения этой задачи Жуков переводит значительную часть моряков Балтийского флота в сухопутные войска, и ставит их на особо ответственных направлениях. («Шварце тоодт» - «черная смерть» - так называли морских пехотинцев фашисты.)

 

Учитель:

Не сумев захватить Ленинград штурмом, гитлеровское командование решило взять город измором, удушить голодом. Гитлер заявил, что он будет теперь «спокойно выжидать», пока Ленинград, сдавленный голодом, как спелый плод, сам упадет к его ногам», что город выжрет самого себя и падет голодной смертью. Со всех сторон Ленинград был окружен немецкими войсками. 8 сентября 1941 год началась 900-дневная блокада. Началась самая героическая страница в истории города длиною в 900 дней и ночей. В кольце оказалось 2 миллиона387 тысяч человек.

 

Ведущий 2.

Положение блокадного города было невероятно трудным. В домах отсутствовало тепло, электричество, керосин не выдавался. Во время бомбардировок были разрушены продовольственные склады. Когда наступила зима и прекратилась навигация на Ладожском озере, снизился подвоз продовольствия - начался голод. Была введена карточная система, по которой каждому человеку выдавалась определённая норма суррогатного хлеба в сутки.

С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать 250 г. хлеба, а неработающие, в том числе и дети- 125 г. хлеба в день, да и то хлебом-то он только назывался.

На самом деле хлеб состоял из 10 % воды, 10% целлюлозной муки и 80% суррогатов. Ленинградцы размачивали ремни и варили суп, добавляя жмых, отруби, даже пробовали варить суп из обойного клея. А он был ужасно не вкусным, но помогал хоть немного сберечь силы. Но в городе не было паники, ленинградцы держались.

Ведущий 1:

Помимо голода пришли и другие бедствия, в конце ноября ударили морозы под - 40, замерзли водопровод, канализация. Машины и трамваи вмерзли в лед и стояли на улицах, как изваяния, покрытые белой коркой. Ленинград замерзал и умирал от голода.

У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили дёсны. Качались зубы. За водой ходили на набережную Невы; делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

В декабре 1941 г. город оказался в ледяном плену. Были зафиксированы случаи каннибализма.

 

Из воспоминания участников Блокадного Ленинграда.

Лидия Охапкина: «Один раз на рынке-толкучке удалось с рук купить столярного клея. Из него тогда варили студень. Вот я тоже варила, и мы его ели... Другой раз мне удалось купить кожу свиную. Она была повкусней, но ее надо было варить долго, чтобы она размякла».

Народный артист Николай Трофимов вспоминает, как в блокаду он потерял трехмесячного сына и искал, где похоронить мальчика, как в 43 году он разбирал остатки набитого людьми трамвайного вагона, в который попал авиационный снаряд.

Известны воспоминания жителей города о том, как маленькой девочке оторвало осколком снаряда руку, и она плакала… потому что в этой руке была хлебная карточка.

Чтец:

Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

 

Ведущий 2:

СПЕЦСООБЩЕНИЕ УНКВД ЛЕНИНГРАДА № 10068 ОТ 13 ДЕКАБРЯ 1941 г.

«...Я была свидетелем сцены, когда на улице у извозчика упала от истощения лошадь, люди прибежали с ножами и топорами, начали резать лошадь на куски. Это ужасно. Люди имели вид палачей».

К., 1912 г.р., жена красноармейца, задушила свою младшую дочь в возрасте полутора лет. Труп употребила на приготовление пищи себе и троим своим детям...

1 декабря с.г. Б., 1911 г.р., нормировщик завода им. Свердлова, в отсутствие жены убил двух сыновей в возрасте 4-х лет и 10-ти месяцев. Труп младшего сына употребил в пищу…

Все преступники, обвиняемые в людоедстве, арестованы и передаются суду Военного трибунала.

СПЕЦСООБЩЕНИЕ УНКВД № 10734 от 2 ИЮНЯ 1942 г.

Приводим характерные сообщения, имевшие место в мае:

Безработная К., 21 года, беспартийная, убила своего новорождённого сына и труп употребила в пищу. К. арестована, в убийстве созналась.

Безработные К., 50 лет, совместно с дочерью, 22 лет, убили дочь К. – Валентину, 13-ти лет, и совместно с другими жильцами квартиры – токарем завода № 7 В. и работницей артели В. – употребляли труп в пищу.

 

Учитель: Да, происходили такие страшные события, но вы должны понимать, что это показывает, каковым ужасным было положение жителей города, это был предел их отчаяния, но не все теряли человеческое лицо.

 

Ведущий 1:

Давайте прочитаем воспоминания Фаины Прусовой: «По совету одной старушки сварила обои. Но стало так противно - тут же выбросила, только воду испортила. Сварила и ремень (дворник посоветовал) - тоже мутная, грязная вода. Вылила... И вот здесь мы дали все друг другу слово - не психовать, не есть всякую дрянь, и будь что будет... Дома я соблюдаю чистоту. Думаю, что это нас поддержало. Подаю всегда на тарелочке... Воды не было - ходила на Неву с бидончиками... Да, люди едят кошек, собак... А я радуюсь, что дети мои не теряют человеческого образа».

 

Учитель:

В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды.

В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

 

Девочка руки протянула- Уснула,

А оказалось – умерла…

Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки после похорон (Ю. Воронов)

Ведущий 1:

Многие знают печальную историю 11- летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те же дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей:

«Женя умерла 28 декабря в 12-30 утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.

Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.

Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 г.

Мама 13 мая в 7-20 утра 1942 г.

Савичевы умерли

Умерли все.

Осталась одна Таня»

Умирающую Таню удалось увезти из Блокадного Ленинграда в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 18 мая 1972 г. На могиле Тани был поставлен памятник. Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников.

 

Ведущий 2:

Уже к лету 1942 г. Официально зарегистрировано 1,2 млн. смертей. Сначала умирали пожилые, больные, ослабленные, потом те, кто целенаправленно жертвовал собой. Мертвые спасали живых, оставляли им свой паек.

Пискаревское кладбище в Петербурге одно из самых крупных кладбищ в мире, огромная братская могила. Из всех родившихся до 1942 года умер каждый второй. Самая высокая смертность была зафиксирована в январе 1942 г. - за один месяц умерло 96 751 человек.

 

Ведущий 2:

Но город жил и боролся. На знаменитом Кировском заводе продолжали делать танки, хотя завод периодически бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест.

В это время работали театры, ставились новые спектакли, работали музеи, звучало ленинградское радио. Сотрудники знаменитого Института ботаники всю блокаду сохраняли бесценное сокровище: несколько тонн семян многих растений, лучших сортов пшеницы. Люди голодали, но сохранили для потомков достояние страны.

Недосыпая ночами, в страшном холоде, переживая смерть своих близких великий советский композитор Дмитрий Шостакович выстрадал Ленинградскую симфонию

 

(Прослушиваем фрагмент 7-ой симфонии Д.Шостаковича.)

Ведущий 1:

День 22 ноября 1941 года стал днем рождения знаменитой Ладожской военно-автомобильной магистрали, с которой были связаны жизнь и судьба ленинградцев. С этого дня и в течение пяти зимних месяцев, в пургу и лютый мороз, невзирая на жестокий огонь врага, ни на минуту не затихало движение на дороге. В осажденный город шел транспорт с бесценным грузом – хлебом для ленинградцев. «Дорогой жизни» называли ленинградцы эту ниточку, которая связывала их со страной.

Чтец:

Враги упорно стремились ликвидировать Ладожскую трассу, ее беспрестанно бомбили… Взрыв!! Высоко в небо взлетает столб воды и осколков льда. Множество трещин змеями разбегаются от воронки. Выступает желтая ладожская вода, которая пожирает снег.

Но несмотря на все трудности в город шли и шли машины с хлебом. Шоферы рисковали жизнью, но не останавливались не на минуту. Грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали «Дорогой смерти».

Еще одним врагом водителей была усталость. Она подкрадывалась незаметно, заставляя человека засыпать прямо за рулем, это было очень опасно, так как машина могла сойти с колеи, провалиться под лед

Был еще один враг – ветры. Разбушевавшиеся метели заметали дороги, за один час, уничтожая то, что люди расчищали за сутки. В этой стихии важно было не сбиться с пути. Но труднее всего было весной, когда лед трещал, утопая в воде.

Сколько выдержки, подлинного героизма проявляли труженики ледовой дороги! Недоедая, страдая от холода и страшного переутомления, солдаты и офицеры буквально творили чудеса. Ведь их груз был самым важным для ленинградцев!

Один из шоферов ледовой трассы вспоминает: «Трудно передать словами чувства, видя исхудавших, посеревших от голода и холода людей. Многие из них с трудом держались на ногах. Особенно тяжелое впечатление оставляли дети, по-взрослому серьезные и молчаливые. Мы тщательно укутывали их, стараясь уберечь от лютого холода, и везли их как ценный груз».

За 102 дня работы ледовой трассы по ней было доставлено в Ленинград более 200 т грузов.

По дну озера был проложен энергетический кабель, а также трубопровод, снабжавший Ленинград горючим. Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.

Сколько людей спасла эта дорога!

 

Чтец: «И было так-на всем ходу

Машина задняя осела

Шофер вскочил, шофер на льду.

Ну, так и есть, мотор заело.

 

Ремонт на пять минут – пустяк

Поломка эта не угроза,

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

 

Чуть разогнешь – опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев

 

И вот в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

 

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари

 

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам

 

О, мы познали в декабре:

Не зря священным даром назван

Обычный хлеб, и тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь. (Ольга Бергольц)

Учитель:

В нашем городе жила участница тех страшных событий Иванова Анна Ивановна. Многие годы она активно сотрудничала с нашим техникумом-встречалась с ребятами и рассказывала об ужасах блокады.

Ученик:

Анна Ивановна Иванова, участница Великой Отечественной войны, перенёсшая страшные дни блокады Ленинграда.

Родилась Анна Ивановна 15 февраля 1921 года в Белгородской области Ракитянского района в деревне Семейная, в семье колхозника, а Чувашия стала для нее родным домом.

В возрасте 12 лет на её хрупкие детские плечи навалилась беда - первые трудности. Однажды вечером в окно кто-то постучал, в дом вошли военные, забрали отца и увезли в неизвестном направлении, а вместе с ним ещё 60 земляков. Мама осталась одна с пятью малолетними детьми, младшей был всего 1 месяц. Школу Ане пришлось бросить, к тому времени она окончила 3 класса, взвалив на себя всю работу по ведению домашнего хозяйства, так как мама с раннего утра до позднего вечера трудилась в колхозе, на свиноферме.

В 1938 году личные хозяйства членов колхоза продолжали облагаться сельскохозяйственным налогом. Платить налоги было нечем, и Аня решила уехать в Ленинград, чтобы хоть как-то помочь семье. По ходатайству мужа двоюродной сестры её приняли на работу в военно-морское училище имени Орджоникидзе техничкой. И каждый месяц, оставляя себе всего 5 рублей, 25 отправляла домой. К работе относилась с душой и считала дни, когда поедет домой в отпуск, но её мечте не суждено было сбыться.

22 июня 1941 года гитлеровские войска атаковали границы Советского Союза. В течение трёх дней Анну и всех военнообязанных, а также мирных жителей в строгом порядке направили на рытьё окопов и противотанковых рвов. Траншеи рыли глубиной 3 метра, они предназначались для вражеских танков и в народе получили название «волчья яма».

Из воспоминаний Анны Ивановны: «Работали с утра до поздней ночи. Немецкие самолёты летали низко, немцы разбрасывали листовки и кричали: «Русские бабки, перестаньте рыть канавки. Рус, капец!». А мы, не поднимая головы, рыли канавы. Вся земля была устлана листовками, словно снегом. Физически измученные люди работали, не имея времени на отдых и еду. Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, 8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо вражеских войск. В осаждённом городе повседневные дела становились подвигом. Во время блокады страдали и мучились все!».

Фашисты рассчитывали, что голодные, измученные люди не окажут сопротивления. Они каждый день по десятку раз обстреливали и бомбили город. Анна несла дежурство в бомбоубежищах, а после вражеских налётов помогала убирать завалы на дорогах. Несмотря на тяжелейшее положение, работала в артели «Примус» и прачкой в военном госпитале №77. До сих пор не может забыть, как вручную под открытым небом даже в 55-ти градусный мороз сортировали и отстирывали бельё раненых, окровавленные бинты, как по ночам, по сугробам ходили за водой на Ладогу.

Затем работала в детском доме №43 Выборгского района. Ежедневные бомбёжки и артобстрелы были не единственной опасностью, самым страшным испытанием стал голод. Норма хлеба в день составляла 125 грамм. По свидетельству Анны Ивановны, эта пайка хлеба представляла собой маленький, липкий, сырой кусочек, состоявший из отрубей и небольшой части муки. Измученные голодом жители стали употреблять в пищу всё, что хоть как-то могло заглушить голод. Ели обойный клей, суп варили из кожаных ремней. На глазах у Анны Ивановны от голода и холода падали и умирали дети: «Страшно было войти в комнату, дети смотрели такими голодными глазами, просили есть, мы от своего скудного пайка отламывали кусочек и по крошке клали им в рот, стараясь тем самым облегчить их участь. Все были до того обессилены, что, когда умирал ребёнок, втроём, а иногда и вчетвером клали на железные саночки и увозили на Пискаревское кладбище. Хоронить не было сил, складывали штабелями прямо на мёрзлую землю. По ночам дежурили у подъезда, собирали снаряды-зажигалки, расчищали улицы от развалов, а, чтобы согреться, топили буржуйку мебелью, потому что топлива не было. О себе не думали, больше думали о Родине.

Единственной дорогой жизни, связывающей осаждённый город с большой землёй, была Ладога. После снятия блокады в апреле 1942 года, детский дом, где работала Анна Ивановна, эвакуировали в Костромскую область. «Ехали с апреля по май на длинном товарном поезде. Подолгу стояли на каждой остановке. Люди несли к поезду всё что было - молоко, хлеб, картошку, но мы боялись есть. Голодные истощённые дети умирали по дороге, чтобы не было инфекций, так как трупы разлагались, их выбрасывали прямо в окно поезда. Я всю дорогу молила Бога, чтобы не умереть и доехать до Костромы живой, а там, что будет. По прибытию на место, многие из нас были до того обессилены, что не могли выйти самостоятельно из вагона, нас выносили на носилках. Мы были до того обессилены, что не могли есть, и в первое время нас отпаивали крепким чаем и кормили крошкой чёрного хлеба».

«Поправив своё здоровье, мы с подругой решили пойти добровольно на фронт. Пошли в военкомат и стали проситься на фронт, на что нам ответили: «Поглядите-ка на себя, какие вы вояки, какой вам фронт!» Но однажды приезжает за солдатами гвардии генерал-майор авиации Сиднев, мы к нему: «Возьмите нас с собой, уж очень хотим быть полезными фронту». Так мы попали в воинскую часть №06941 тринадцатого истребительного авиационного Седлевского краснознамённого корпуса. В этой части работала поваром, круглосуточно кормила лётчиков. На боевые задания провожали лётчиков всем отрядом, благословляли ребят, чтобы возвращались живыми, но многие из них погибали в небе. Мы видели смерть, она преследовала нас, молодых парней и девчат, по пятам, но мы выстояли, выжили. Участвовала в освобождении Белоруссии, Украины, Польши.

Анна Ивановна прошла всю войну, 9 мая 1945 года встретила в немецком городе Галле. Там она познакомилась с парнем из Чувашии, который был связистом. Он-то и привёз её с фронта в д. Астакасы Мариинско-Посадского района Чувашской Республики. Вместе они воспитали 5 прекрасных детей. У Анны Ивановны 3 внука, 5 внучек, 2 правнука и одна правнучка.

За храбрость и мужество, проявленные в годы войны, Анна Ивановна награждена орденом Великой Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией», «Житель блокадного Ленинграда», знаком «Фронтовик 1941-1945 годов» и юбилейными медалями.

До сей поры Анна Ивановна сохранила бережное отношение к хлебу. Все крошки сметает в ладошку и отправляет в рот, ведь каждая крошка хлеба для неё - это жизнь, этой крошки хлеба так не хватало в блокадном Ленинграде.

 

Чтец:

…Осада длится, тяжкая осада,

невиданная ни в одной войне.

Медаль «За оборону Ленинграда»

сегодня Родина вручает мне.

 

Не ради славы, почестей, награды

я здесь жила и всё могла снести:

медаль «За оборону Ленинграда»

со мной, как память моего пути.

 

Ревнивая, безжалостная память!

И если вдруг согнёт меня печаль, –

я до тебя тогда коснусь руками,

медаль моя, солдатская медаль.

 

Я вспомню всё и выпрямлюсь, как надо,

чтоб стать ещё упрямей и сильней…

Взывай же чаще к памяти моей,

медаль «За оборону Ленинграда».

 

…Война ещё идёт, ещё – осада.

И, как оружье новое в войне,

сегодня Родина вручила мне

медаль «За оборону Ленинграда». (Ольга Бергольц)

 

Учитель:

Ещё во второй половине ноября 1942 года несколько высших офицеров штаба Ленинградского фронта начали работу, о которой, кроме них да командующего и членов Военного Совета, не знал никто. Работа называлась «Военная игра №5». Подобная же работа велась и в штабе Волховского фронта. 8 декабря директива была утверждена. Она предлагала двум фронтам провести операцию по прорыву блокады: совместным ударом с двух сторон разгромить немецко-фашистские войска на шлиссельбургско-синявинском выступе. В результате Ленинград должен был получить прямую сухопутную связь с центральными областями страны. Прежнее название «Военная игра №5» было заменено на новое тоже условное, операция «Искра»

Ведущий:

12 января 1943 года в 9 часов 30 минут утреннюю тишину разорвал залп «катюш» - во всей полосе наступления началась артиллерийская подготовка. Как только она закончилась, на лед вышли тысячи солдат. К полудню 18 января в районе Рабочих посёлков №5 и 1 произошла встреча двух фронтов. В ночь на 19 января 1943 года радио Ленинграда передало, что блокада прорвана.
18 января 1943 года ГКО принял решение о форсированном строительстве железнодорожной ветки, которая связала бы Ленинград со страной. За 18 дней строители проложили ветку протяжённостью 33 километра и возвели переправу через Неву. Утром 7 февраля жители Ленинграда восторженно встретили первый железнодорожный состав, пришедший прямо с Большой земли. И все же город еще оставался прифронтовым.

Чтец:

Друг, товарищ, там, за Ленинградом,

Ты мой голос слышал за кольцом,

Дай мне руку! Прорвана блокада.

Сердце к сердцу – посмотри в лицо.

 

Кровь друзей, взывавшая к отмщенью,

На полотнах полковых знамен.

На века убийцам нет прощенья.

Прорвана блокада. Мы идем!

 

Мы сегодня снова наступаем,

Никогда не повернем назад…

Мой сынишка ленинградец спит, не зная,

Как сегодня счастлив Ленинград. (Елена Вечтомова)

Ведущий 1:

К 27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов взломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили её основные силы и продвинулись на 60 километров в глубину. Видя реальную угрозу окружения, немцы отступили. С освобождением Пушкина, Гатчины и Чудово блокада Ленинграда была полностью снята.

 

Ведущий 2:

26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали “За оборону Ленинграда”.

8 мая 1965 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР Ленинграду вручалась медаль «Золотая Звезда» и присваивалось звание «Город-Герой».

Ведущий 1:

Вот такой стук метронома был слышен по ленинградскому радио в течение всех 900 дней блокады. Так люди слышали время – секунды. И казалось, что это стучит сердце города, что означало, что город жив и рядом есть живые люди, от этого ощущения становилось теплее.

Чтец:

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена,

И победили человек и город!

 

Неугасима память поколений.

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье,

И в скорби постоим и помолчим.

 

Учитель:

Прошу всех встать и почтить помять погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

 

(Метроном и Вечный огонь (видео)

 

(Минута молчания)

Заключение

Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.

 

 

Список литературы

1. Краткая история войн. О.Дубровская. – Москва: «РИПОЛ КЛАССИК», 2002. – 477 с.

2. Венок славы. Подвиг Ленинграда. – Москва: «Современник», 1987.

3. Никто не забыт, ничто не забыто, 1941-1945 годы. Сборник документов и материалов. – «Просвещение», Москва, 1970.

4. Рассказы об обороне Ленинграда. С. Алексеев. - М.: «ДРОФА», 2003.

5. Патриот Отечества. Москва: «Армпрес», №1. - 2005, 2006, 2007, 2008, 2009.

6. ru.wikipedia.org; images.yandex.ru - оформление: фотографии, картинки.

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Республика_Чувашия

8. https://geraldika.ru/i/Чувашия

9. https://festival.1september.ru/

10. https://poemata.ru/poets/berggolts-olga/moya-medal/)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: