СИСТЕМЫМОНИТОРИНГА. НАУЧНЫЕ И УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ.
ЮНСЕД - Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР) - United Nations Conference on Environment and Development (UNCED). Год создания: 1989г. Участники: государства-члены ООН. Цели: взаимодействие государств по ключевым проблемам (защита атмосферы, охрана земельных и водных ресурсов, использование новых методов биотехнологии, приостановка деградации окружающей среды). Основная деятельность: подготовка национальных отчетов и рабочих программ
ПРООН – Программа ООН поразвитию - United Nations Development Programme (UNDP). Год создания: 1965г. Участники: 189 государств. Цели: помощь развивающимся странам в построении более эффективной экономики и рационального использования природных ресурсов. Основная деятельность: проведение исследований природных ресурсов, создание на местах учебных учреждений и материально-технической базы для проведения прикладных исследований.
КУР - КомиссияООНпоустойчивомуразвитию - United Nations Commission on Sustainable Development (CSD). Год создания: 1992 г. Участники: 53 государства с правом голоса (Африка 13, Азия 11, Восточная Европа 6, Латинская Америка и Карийский бассейн 10, Западная Европа и др. 13). Цели: содействие процессу устойчивого развития на национальном и международном уровнях. Основная деятельность: привлечение внимания к проблемам охраны окружающей среды; помощь в улучшении деятельности ООН в области охраны окружающей среды и развития; поощрение проведения семинаров и конференций
ВОЗ - Всемирная организация ООН по вопросам здравоохранения WorldHealthOrganisation (WHO) - Всемирная организация здравоохранения. Год создания: 1946г. Участники: государства члены ООН. Цели: охрана и улучшение здоровья человека посредством контроля и управления негативным воздействием на окружающую среду. Основная деятельность: проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды, в том числе обеспечение безопасности использования химических препаратов, оценка и контроль за уровнем загрязнения, защита от радиоактивного облучения, оценка влияния изменений климата на здоровье человека; разработка Глобальной стратегии охраны здоровья и окружающей среды.
|
МСОП - Международныйсоюзохраныприроды - Всемирныйсоюзохраныприроды - International Union for Nature Conservation (IUCN) – The World Conservation Union.
ИМО – Международная морскаяо рганизация (специализированное агентство ООН до 22.05.82 –Межправительственная консультативная морская организация - Inter-Govemmental Maritime Consultative Organisation) - International Maritime Organisation (IMO).
ЮНИДО – Программа ООН по промышленному развитию - United Nations Industrial Development Organisation (UNIDO
ЭСКАТО – Экономическая и социальная комиссия для Азии Тихого океана - Economic and Social Commission for Asia and the Pacific (ESCAP)
ФАО – Всемирная продовольственная организация - Food and Agriculture Organisation of the United Nations (FAO).
Международная служба труда при Международной организации труда – InternationalLabourOffice. International Labour Organization (ILO).
Конференция ООН по торговле и развитию- UN Conference on Trade and Development (UNCTAD).
Конечно, здесь приведены сведения далеко не все о всех международных организациях системы ООН, это тема для отдельного разговора. Я лишь привёл примеры наиболее известных организаций деятельность которых в той или иной мере связанна с охраной окружающей среды. Однако их вклад в дело охраны природы трудно переоценить, ведь чаще всего под эгидой именно этих организации создавались различные фонды, общества и другие объединения, призванные оберегать природу. Кроме того, организациях системы ООН, зачастую, являются самыми многочисленными по числу членов, так как во многих случаях они объединяют государства входящие в ООН.
|
Однако все выше перечисленные организации, а так же другие природоохранные организации не всегда имеют возможность следить за всеми изменениями происходящими в окружающей среде и тут им на помощь приходят СИСТЕМЫМОНИТОРИНГА И НАБЛЮДЕНИЯ. Самые известные среди них: Всемирный центр мониторинга охраны природы – World Conservation Monitoring Centre (WCMC) Год создания- 1981 г. Участники: МСОП, ВВФ. Цели: поддержка программ охраны природы и устойчивости развития посредством предоставления полной и новейшей информации, основанной на результатах научных исследований и анализа. Основная деятельность: формирование баз данных по видам растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения; по место обитанию особого значения; по охраняемым территориям и участкам международного значения, оказание помощи в создании национальных информационных центров; предоставление доступа к данным через международные электронные сети и т.д.
Глобальнаяинформационная база данных о ресурсах (ГРИД-ЮНЕП) – Global Resource Information Database (CRID-UNEP). Год создания: 1985г. Участники: страны-члены ООН. Цели: сбор и распространение данных о состоянии окружающей среды. Основная деятельность: обеспечение доступа к новейшим технологиям управления данными по окружающей среде; предоставление странам возможности использования технологии ГРИД для оценки и управления окружающей средой на национальном уровне; разработка методологии и процедуры обработки анализа данных в локальном, региональном и глобальном масштабах; предоставление данных для проведения сравнительных исследований и принятия решений.
|
Европейская сеть по информации и наблюдению за окружающей средой – European Environment Informationand Observation Network. Год создания: 1990г. Участники: государства члены Европейского Союза. Цели: предоставление объективной и надежной информации, необходимой для принятия мер по охране окружающей среды, оценки эффективности таких мер; информирование общественности о состоянии окружающей среды. Основная деятельность: объединение национальных сетей, осуществление информационного сотрудничества по отдельным проблемам охраны окружающей среды (качество воды, воздуха и других).
Информационная система по законодательству в области охраны окружающей среды – Environmenta lLaw Information System (ELIS). Год создания: 1970г. Участники: организации члены МСОП. Цели: сбор, обработка и распространение информации о правовых аспектах, юридической литературе и документах об охране окружающей среды. Основная деятельность: создание системы библиографических ссылок и банка данных о документах, содержащихся в фонде (тип документа, область использования, сфера полномочий, доступный язык, указание на содержание); ведение списков видов фауны и флоры, упомянутых в тексте законодательных актов; формирование базы данных по охраняемым территориям; публикация обзорного издания по международным соглашениям, экологическому законодательству Европейского сообщества, предоставление информационных услуг.
Международная информационная система по окружающей среде (ИНФОТЕРРА)International Environmental Information System (INFOTERRA). Год создания: 1977г. Участники: 149 стран. Цели: содействие установлению контактов между источниками и потребителями информации, обмен данными по проблемам окружающей среды, объединение информационных ресурсов. Основная деятельность: предоставление информационных, посреднических и консультативных услуг; осуществление программ обучения и профессиональной подготовки; создание сети национальных и региональных координационных центров, издание справочного регистра, тезауруса, специализированных изданий.
Информационная служба "Изучение Земли Earthscan.
Информационный отдел по изменению климата при ЮНЕП – Information Uniton Climate Change UNEP.
Международная информационная служба по окружающей среде и природным ресурсам -
International Environmental and Natural Resources Information service (INTERAISE).
Европейская сеть по информации и наблюдению за окружающей средой – EuropeanEnvironmentInformationandObservationNetwork. и другие.
Таким образом, в мире всё больше внимания уделяется мониторингу изменений в окружающей среде. И это правильно, перефразируя известную фразу можно сказать, что «информация спасёт мир». Ведь только осознание того, что именно происходит с природой, знание всех факторов и веществ являющихся губительными для окружающей среды, всех способов переноса и распространения вредных веществ, а также знание многих других вопросов связанных с охраной природы может помочь нам спасти мир.
Кроме того, все информационные системы занимающиеся сбором данных связанных с загрязнением и охраной природы стали наиболее актуальными именно сегодня, когда с помощью интернета каждый человек или организация может получить любую информацию не выходя из дома. Значительно упростилось и усилилось взаимодействие между различными природоохранными организациями, появилась возможность координации действий по защите окружающей среды. У различных НАУЧНЫХ И УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙпоявилась возможность обмениваться опытом и организовывать совместную работу по различным вопросам касающимся охраны окружающей среды и экологии. Важнейшими из них являются: Европейская научно-исследовательская организация по окружающей среде – European Environmental Research Organization (EERO). Год создания: 1990г. Цели: содействие в развитии наук об окружающей среде, использование новейших технологий, создание системы экологического обучения.
Институт мировых ресурсов (ИМР) – World Resources Institute (WRI). Год создания: 1982 г. Цели: предоставление научной информации о мировых ресурсах и условиях окружающей среды, анализ проблем и разработка творческих проектов по тенденциям развития. Основная деятельность: осуществление проектов по таким направлениям, как негативные последствия нерационального управления природными ресурсами, проблемы состояния ресурсов и окружающей среды; сбор и распространение информации; предоставление данных и материалов средствам массовой информации; издание отчетов и информации об условиях и тенденциях формирования ресурсов.
Институт ООН по профессиональной подготовке и научным исследованиям – United Notions Institutefor Trainingand Research (UNFTAR). Год создания: 1965г. Цели: подготовка персонала, в первую очередь из развивающихся стран, для последующей работы в системе ООН или национальных службах, связанных с деятельностью ООН. Основная деятельность: обучение на базе методологии геоинформационных систем (ГИС), включая методологию принятия решений, управление геосистемами, организация и управление сетями и системами, практика переговоров, подготовка в области реализации положений международных договоров, в частности, Конвенции об изменении климата, Регистра потенциально токсичных химических веществ; программа правовой подготовки и международных переговоров.
Международная академия окружающей среды - International Academy of the Environment. Год создания: 1990г. Цели: обучение, профессиональная подготовка и консультирование по вопросам управления окружающей средой. Основная деятельность: проведение курсов интенсивной подготовки, семинаров и учебных занятий для руководителей из общественного и частного секторов экономики стран Центральной и Восточной Европы, развивающихся стран, обучение навыкам поиска решений конкретных проблем окружающей среды и развития; использования различных форм обучения (семинары, дискуссии, деловые игры).
Международное общество экологической экономики – International Societyfor Ecological Economics (ISEE). Год создания: 1990г. Участники: 500 членов из 49 стран мира. Цели: поддержка инновационного подхода к изучению экологической экономики. Основная деятельность: координация составления учебных и образовательных программ.
Международный Арктический научный комитет (МАНК) – International Arctic Science Committee (IASC). Год создания: 1940 г. Цели: поддержка и содействие сотрудничеству по всем аспектам арктических исследований. Основная деятельность: обмен информацией, проведение конференций и семинаров.
Международный институт по окружающей среде и развитию –International Institutefor Environmentand Development (IIED). Год создания: 1971 г. Цели: содействие в создании моделей устойчивого развития посредством проведения научных исследований, предоставления консультаций и информации, организации профессиональной подготовки и обучения. Основная деятельность: реализация научно-исследовательских программ по роду актуальных проблем устойчивого развития (населенные пункты, устойчивое сельское хозяйство, планирование и управление окружающей средой, лесное хозяйство, экономика окружающей среды, изменение климата, засушливые земли); подготовка рекомендаций для руководителей; сотрудничество с правительственными и международными организациями.
Международный независимый эколого политологический университет (МНЭПУ) – International Independent University of Environmental & Political Sciences (IIUEPS). Год создания: 1992 г. Цели: содействие формированию нового мировоззрения и образа жизни, основанных на приоритете общечеловеческой ценности окружающей среды и принципах концепции устойчивого развития общества; создание системы эколого-гуманитарного образования на основе лучшего российского и зарубежного опыта; подготовка специалистов по экологическому менеджменту, экологической политике и праву, экономике природопользования, журналистики. Основная деятельность: негосударственное учебное заведение по подготовке специалистов (бакалавриат, магистратура, аспирантура); реализация научно-исследовательских программ по актуальным проблемам устойчивого развития; сотрудничество с правительственными и неправительственными, отечественными и международными организациями.
Европейский совет по природоохранномуправу- EuropeanCoundlonEnvironmentalLaw (CEDE). Год создания: 1974г. Участники: 8 государств Западной Европы. Цели: содействие развитию и изучению природоохранного права в странах Европы и другие.
Т.о. очевидно, что самым важным на данном этапе развития природоохранного движения является взаимодействие между различными международными организациями, занимающимися охраной, мониторингом и исследованиями окружающей среды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы вынуждены сегодня признать, что тревожная экологическая ситуация сложилась во многих регионах нашей страны в результате некомпетентного хозяйствования, недостатка знаний и действий вслепую, потребительского отношения к природным богатствам. Значение охраны природы как неприемлемого условия выживания человечества и каждого человека сейчас осознается нашим обществом, однако, к сожалению, оно мало готово к последовательной и безусловной реализации природоохранных мер, причем не только из-за недостатка необходимых для этого средств, но и вследствие отсутствия экологической культуры населения. Решение экологических проблем в огромной степени зависит от постановки экологического образования и воспитания подрастающих поколений. Они должны хорошо знать законы природы, понимать взаимосвязь природных явлений, уметь предвидеть и оценивать последствия вмешательства в естественное течение различных процессов, иметь четкое представление о том, что природные ресурсы не бесконечны.
Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Постоянно мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справится со всеми выявившимися затруднениями. Но нужно понять что государство, которое не уделяет должного внимания проблемам экологии, лишает себя будущего. Следовательно, наряду с новой модернизацией человечеству предстоит создать новую культуру во взаимоотношениях между людьми и природой. В ее основе должно лежать экологическое воспитание и образование. Надо уяснить, что наше будущее определяется, прежде всего, возможностями природы и нельзя брать у нее больше, чем она может восстановить.
Список литературы.
1.http//www.StudFilees.nen
2. http//www.klevoz.ru
3. http//www.referatwork..ru