Правовое регулирование образовательной деятельности
Согласно ст. 43 и ст. 44 Конституции России права на образование и культурную деятельность относятся к основным правам человека.
Конституция гарантирует право на образование.
На федеральном уровне законодательная основа правового регулирования отношений в сфере образования представлена:
1. Конституцией РФ;
2. Законом об образовании;
3. Федеральным законом о высшем образовании;
4. Федеральным законом о внесении изменений в закон об образовании и в федеральный закон о высшем и послевузовском образовании в части проведения единого государственного экзамена;
5. Иными «профильными» федеральными законами, т.е. законами, принятыми для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области образования и культуры;
6. «Непрофильными» законами, содержащими отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере образования и культуры.
Конституция РФ.
Статья 43 Конституции РФ целиком посвящена образованию. В ней закрепляется право каждого на образование. Наряду со ст. 43 отдельные положения, регулирующие отношения в образования, содержатся и в других статьях Основного закона Российской Федерации.
2. Закон РФ от 10.07. 1992 № 3226-1 «Об образовании». Закон об образовании регулирует систему общественных отношений, складывающихся в образовании.
В Законе об образовании регламентируются вопросы, общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации.
3. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и после вузовском образовании».
Федеральный закон о высшем образовании регулирует различные виды общественных отношений, связанных с получением высшего профессионального образования, обучения в аспирантуре и докторантуре, присвоением ученых званий и присуждением ученых степеней и т.д.
|
Федеральный закон Российской Федерации от 09.02.2007 № 17-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена».
В законе определены исключения, когда образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования принимают абитуриентов без экзаменов или дополнительно к единому государственному экзамену могут вводить вступительные экзамены по отдельным предметам.
Иные «профильные» федеральные законы.
В системе актов российского законодательства, регулирующих отношения в области образования и культуры, наряду с Законом об образовании, Федеральным законом о высшем образовании и Федеральном законе об основах законодательства РФ о культуре присутствуют и другие законодательные акты, принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования или культуры. Например: Федеральный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования», Федеральный закон от 25.06.02 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Непрофильные» законы, содержащие правовые нормы, которыми регулируются отношения в сфере образования и культуры.
«Многочисленные «непрофильные» законы можно попытаться объединить, с известной долей условности, в следующие группы (примеры даны на основе законодательной базы в сфере образования):
|
а) федеральные законы, в которых регламентируются общие вопросы организации образования в Российской Федерации, например, Закон Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;
б) федеральные законы, в которых содержатся нормы о специальных видах (направлениях) образования, например: гигиеническое воспитание и обучение – Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
в) федеральные законы, в которых устанавливаются различные льготы участникам образовательных отношений, например, Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воз действию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
г) федеральные законы, регулирующие трудовые отношения и определяющие порядок социального обеспечения субъектов образовательных отношений, например, Федеральный закон от 07.08.2000 № 122- ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ;
д) федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экономики и финансов высшего и послевузовского образования (например, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Закон РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю») и др.
Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования и культуры, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы (примеры даны на основе нормативных актов в сфере образования):
1. Указы Президента РФ, среди которых можно выделить: указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере образования.
2.Постановления Правительства РФ, которые также могут быть посвящены целиком регулированию образования, например, от 05.07.2001 № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг».
3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам образования.