Проект по формирование финансовой грамотности




Юные финансисты

у детей старшего дошкольного возраста

 

Тип проекта: информационно - практико – ориентированный

Место проведения:

Участники проекта: воспитатель, дети 5 – 6 лет, родители воспитанников

Проведение мероприятий: фронтальные и подгрупповые

Сроки реализации проекта:

1. Описание проекта

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. п.) Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, они окажутся бесполезными. Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Проблема:

У детей старшего дошкольного возраста не сформирован понятийный аппарат по финансовой грамотности, нет верных представлений об экономике, финансовых отношениях.

1.1 Актуальность проекта

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы о деньгах: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.

Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет.

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности людей по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

На основании вышесказанного было решено разработать план работы в данном направлении. При его разработке мной учитывались несколько условий для эффективной деятельности: повышение компетентности родителей в вопросах финансовой грамотности детей через консультирования, создание материала доступного родителям по данной теме.

1.2 Цель и задачи проекта. Планируемые результаты

Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

- Образовательные: закрепить представления детей об экономических понятиях труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.

- Развивающие: развивать умение подмечать в литературных произведениях простейшие экономические явления развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

- Воспитательные: воспитывать любознательность в процессе познавательно игровой деятельности формировать положительные взаимоотношения детей. Обогатить знания родителей по экономическому воспитанию детей. Организовать систему работы по формированию финансового опыта детей в дошкольном учреждении.

Планируемые результаты:

- У детей сформированы представления об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; они умеют выделять слова и действия, относящиеся к экономике.

- Воспитанники подмечают в литературных произведениях простейшие экономические явления; у них развиты познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

- Дети проявляют любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности.

- Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

- Педагоги получили систему работы по формированию финансового опыта детей.

Интеграция образовательных областей:

- Социально-коммуникативное развитие;

- физическое развитие;

- Речевое развитие;

- Познавательное развитие;

- Художественно-эстетическое развитие.

1.3 Этапы проекта

1этап – Организационный:

-изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

-информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юные финансисты ».

-подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

-подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

-создание развивающей среды по теме.

2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей.

3 этап – Заключительный: Непосредственно образовательная деятельность.

Подведение итогов реализации проекта.

1.3 Описание предлагаемого способа решения проблемы.

1. Интегративный подход.

Позволяет интегрировать выводы различных научных исследований, практический опыт работы с детьми в формировании навыков финансовой грамотности. Интегративный подход реализуется в организации процесса формирования финансовой грамотности, который предполагает взаимодействие учреждений образования, профессиональных участников финансового рынка, общественных и некоммерческих организаций, родительского сообщества, СМИ, а также разнообразных форм образовательного процесса.

2. Деятельностый подход.

Позволяет определить возможности разработки основных направлений работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников. Используются интерактивные игры и пособия, финансовые настольные игры.

3. Субъектный подход.

Позволяет определить, что, несмотря на свой возраст, в процессе формирования финансовой грамотности обучающихся будут создаваться условия для их личностного развития. Это выражается в успешной адаптации в постоянно изменяющуюся образовательную, социально-культурную ситуацию.

Проект «Основы финансовой грамотности » ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта взаимосвязь.

1.4 Методы и приемы

Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители. В своей работе использовала следующие методы и приемы.

Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.

Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы.

Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Работа будет строиться по следующим принципам:

- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простой образовательной деятельности к сложной;

- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

- принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

2. План мероприятий по финансовой грамотности детей 5 – 6 лет

Таблица 1

Дата проведения Мероприятие Ответственный

1 неделя

01.12.2020

Беседа: «Что такое деньги?» Воспитатель группы

02.12.2020 Беседа воспитателя о деньгах, о цене товара, о, том какие они были раньше, какие есть сейчас.

Иллюстрированный материал «Купюры и монеты», «Банк», «Банкомат» Воспитатель группы

03.12.2020 Экскурсия по ДОУ «Ознакомление с профессиями сотрудников детского сада» Воспитатель группы

04.12.2020 Д/и: «Кому что нужно?»

Рисование на тему «Профессии», «Деньги» Воспитатель группы

2 неделя

07.12.2020 Игровая деятельность Сюжетно ролевая игра «Банк», «Профессии» Воспитатель группы

08.12.2020 Чтение и заучивание поговорок, пословиц о деньгах Воспитатель группы

09.12.2020 Беседа «Как раньше считали деньги?» показ счёт и калькулятора

Д/и: «Ресурсы и семейный бюджет» Воспитатель группы

10.12.2020 Чтение сказки «Муха –Цокотуха»

Д/и: «Ты мне, я тебе» Воспитатель группы

11.12.2020 Консультация для родителей «Финансовое воспитание детей в семье »

Экскурсия родителя с ребёнком в магазин

С/ри «Магазин» Воспитатель группы, родители

3 неделя

14.12.2020 Демонстрация презентации «История денег»

Д/и: «Какие бывают доходы» Воспитатель группы

15.12.2020 Д/и: «Купи другу подарок»

Воспитатель группы

16.12.2020 Беседа с детьми «Как я коплю деньги» Воспитатель группы

17.12.2020 С р/и: «Профессии»

Д/и с мячом «Назови профессию» Воспитатель группы

18.12.2020 Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке»

Д/и «Что быстрее купят?» Воспитатель группы

4 неделя

21.12.2020 Решение проблемной ситуации «Хочу и надо»

Экскурсия «Познавательный маршрут «Банкомат»

Продуктивная деятельность: изготовление поделок для ярмарки Воспитатель группы, родители

22.12.2020 Д/и «Кто трудится, кто играет» Воспитатель группы

23.12.2020 Дискуссия с детьми «Хорошо – плохо» - на тему «О рекламе товара»

Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама». Игровая ситуация «Рекламная компания» - дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи. Воспитатель группы

24.12.2020 НОД «Маленькие финансисты » Воспитатель группы

25.12.2020 Продуктивная деятельность «Раскраски с заданиями» Воспитатель группы

2.1 Ожидаемые результаты

- дети понимают и ценят окружающий предметный мир, уважают людей, которые умеют хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

- осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт –

деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

- активно используют в игровой деятельности основные экономические

понятия и категории, которым, было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий: деньги, цена, товар, семейный бюджет

и пр.;

- осознают, соизмеряют свои потребности и возможности, признают авторитетными качества человека – хозяина (бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие);

- родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой

грамотности детей и начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных

финансов;

- педагоги получат педагогический опыт по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Список литературы

А. Д. Шатова Тропинка в экономику: для занятий с детьми 5-7 лет/ Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ, 2015.

Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.

Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности » // Банк России. Министерство образования и науки Российской Федерации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: