Н.В. Гоголь «Шинель». Поможет ли чтение книги познать себя? В повести Н.В. Гоголя, помимо главного героя, есть интересный второстепенный персонаж, на которого хотелось бы обратить внимание. Главный герой Акакий Акакиевич — бедный и бесправный чиновник. Из-за своего униженного положения он подвергается насмешкам и издевательствам не только со стороны начальства, но и от своих же сослуживцев. Когда шутники уж слишком расходятся, когда, как пишет автор, «слишком была невыносима шутка» или мешают ему работать, герой только жалобно просит: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И вот тут и появляется странный молодой человек, который единственный из всех прекращает издевательства над товарищем. Мало того, Гоголь упоминает, что юноша отвернулся от тех, кого ошибочно принял за приличных, светских людей. Он осудил их поведение, а в жалобных словах Акакия Акакиевича услышал важное «Я брат твой». В этот момент открылась молодому чиновнику страшная истина о том, «как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости». На всю жизнь запомнил он эту истину — и, наверное, уже никогда не позволит себе смеяться над униженными жизнью людьми. Мысль о душевной подлости человека, унижающего другого только потому, что тот беден и бесправен, — актуальна и в наше время. Читая повесть «Шинель», мы можем спросить самих себя: не поддерживаем ли мы такое отношение к человеку иногда? Не пасуем ли перед толпой тех, кто издевается над слабым? Ответ на эти вопросы поможет познать самого себя и изменить отношение к миру.
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». Что необходимо художественному произведению, чтобы стать классикой? Классические произведения искусства — золотой фонд культуры, который отобран временем. Они выступают в качестве нравственного и культурного ориентира в любую эпоху. Поэтому, в первую очередь, они должны поднимать вечные вопросы. Повесть О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» рассказывает о судьбе молодого человека, обладавшего ангельской красотой. Возможно, судьба его могла бы сложиться иначе, если бы он не повстречал лорда Генри — светского циника. Дориан, очарованный манерами и философией Лорда Генри, перенял от него крайний эгоизм и привычку считать других людей игрушками в своих руках. При этом Дориан боится постареть и утратить свою красоту — ведь именно благодаря ей его жизнь так приятна и легка. Вот тут и появляется художник, нарисовавший портрет юного Грея. Мистика портрета в том, что он стареет вместо Дориана, герой же остается вечно молодым и прекрасным. Уайльд показывает, как постепенно герой превращается в настоящее чудовище, с легкостью губящее жизнь других людей. Однажды он убивает автора собственного портрета. Вернувшись домой, Грей подходит к холсту — и видит на нем отвратительного жестокого старика. В ярости он набрасывается на портрет. Утром его находят мертвым в комнате, но… всех удивляет странность: на полу лежит мертвый старик — а на портрете изображен Дориан в юности, с ангельской внешностью. Каждому вернулось его естество. Какие вечные вопросы поднимает Уайльд в этой книге? Имеет ли право человек распоряжаться чужими жизнями? Должен ли человек бездумно поддаваться влиянию других? Может ли произведение искусства отразить внутренний мир человека? Наверное, каждый читатель откроет для себя свое в повести Оскара Уайльда в любую эпоху.
|
|
А. Грин «Алые паруса». Может ли прочитанная книга изменить отношение к жизни? Замечательная повесть Александра Грина рассказывает о судьбе романтической героини Ассоль. Живущая в бедной рыбацкой деревушке, девочка рано лишилась матери и воспитывается отцом. Лонгрен однажды сделал маленькую деревянную игрушку — кораблик с алыми парусами. Ассоль она полюбилась. Встретившись однажды с собирателем сказок и преданий стариком Эглем, она показала ему эту игрушку. Эгль предрек девочке, что на таком корабле с алыми парусами она однажды отправится со своим возлюбленным в далекую и прекрасную страну. С тех пор Ассоль постоянно жила в ожидании чуда. Над ней смеялись жители поселка, она была постоянно одинока — люди считали ее сумасшедшей. А Ассоль продолжала верить и ждать. И корабль действительно приплыл к девушке, капитаном его был богатый молодой человек Грэй. Однажды увидев юную Ассоль, он полюбил ее и узнал от жителей поселка о ее мечте. Эта книга поможет многим, разочаровавшимся в успехе, понять, что нужно верить в себя, не обращать внимания на скептиков — и судьба обязательно подарит человеку его мечту!
Н.В. Гоголь «Портрет». Должно ли искусство отвечать на острые вопросы современности? Герой повести Н.В. Гоголя — художник Чартков. Он беден, постоянно в поиске работы. Случайно найденный им в лавке портрет мистическим образом меняет его жизнь. Найденные за рамой картины в тайнике деньги становятся хорошим подспорьем: художник переезжает в удобную квартиру, заказывает себе рекламу. Начинаются первые заказы, в том числе от богатых людей. Вначале Чартков старается показать свой талант, выписывает каждую деталь, по-настоящему творит. Однако скоро понимает, что больше платят не за точный портрет, а за изображение, которое льстит своему владельцу. И постепенно в погоне за наживой он превращается в ремесленника: рисует небрежно, быстро. Но так, чтобы заказчикам нравилось. Однажды он попадает на выставку своего давнего друга, с которым они вместе учились в академии. Чартков поражен: его товарищ-художник за это время развил свой талант, его картины живые, он рисует реальную жизнь и людей. Герой повести вдруг осознает, что продал свой талант, растратил его впустую. В помешательстве он заболевает, затем начинает покупать картины молодых художников, чтобы уничтожать их произведения. Смерть от чахотки прекращает его страдания. Н. В. Гоголь показывает, что искусство не должно иметь своей целью наживу. Смысл жизни художника — в отражении жизни, в том, чтобы его творчество будило мысль человека во все времена. Правда — вот настоящее содержание любого произведения искусства.
|
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном». Всякое ли чтение благо? В цикле эссе «Письма о добром и прекрасном» академик Д.С. Лихачев размышляет над многими волнующими вопросами. В их числе вопрос о сути чтения. Конечно, автор призывает людей любить читать. Однако чтение при этом должно быть осмысленным, не пустым. Что это означает? Прежде всего то, что чтение не должно быть случайным, книги нужно отбирать по своим интересам и по тому, чем они могут обогатить человека. Читать всю жизнь детские журналы несерьезно, правда? Осмысленное чтение, по мнению автора, — это ни в коем случае не чтение по диагонали, поэтому Д.С. Лихачев против так называемого «скорочтения». Диагональный просмотр вреден потому, что мы гарантированно пропускаем нечто важное в логике развития мысли писателя — сумеем ли мы в этом случае верно понять книгу? Д.С. Лихачев призывает читать «с интересом и не торопясь» — только осмысленное чтение он считает полезным. Умную и полезную книгу не стоит искать исключительно в списке классической литературы. Автор «Писем о добром и прекрасном» считает современных писателей также заслуживающими внимания, если это интересная для читателя книга. Поэтому Д.С. Лихачев призывает не бросаться читать каждую модную книгу, нужно сформировать свои читательские интересы, понять, что нас развивает, а что отбрасывает назад. Только такое чтение будет благом.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». «Высшая задача таланта — своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни» (В.О. Ключевский). Какое произведение, по вашему мнению, соответствует данному критерию? Роман Ф.М. Достоевского — это не только книга о преступлении Раскольникова: на фоне расследования убийства писатель раскрывает свое представление о цели и смысле человеческой жизни. Практически каждый герой романа так или иначе высказывается на эту тему. Кроме того, главное событие произведения — убийство старухи и ее племянницы Лизаветы — ставит вопрос о ценности жизни, о решении дилеммы «одна жизнь — и тысячи жизней взамен». Соня Мармеладова смысл своей жизни видит в следовании путем веры и сострадания. Она начинает свой путь со спасения своей семьи страшной ценой унижения — однако именно Соня становится идеальной героиней романа. Она спасает и душу Раскольникова. В финале романа ему, пришедшему к вере и отказавшемуся от своей преступной теории, открываются горизонты новой жизни. Смысл этой жизни в утверждении справедливости не путем насилия, а путем добра и сострадания. Возможно, это идеалистическое представление о реальности, однако не только о христианстве говорит писатель. Вспомним такого героя как Свидригайлов: негодяй, циник, на счету которого, судя по его снам, —страшное преступление, насилие над ребенком. Однако и он приходит к вопросу смысла жизни. В одном из разговоров с Раскольниковым герой размышляет о вечности: Нам вот все представляется вечность как …что-то огромное, огромное! И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность». Страшно жить, если вечность представляется комнатой с пауками… Свидригайлов чувствует, что должен быть в жизни человека некий высокий смысл, она должна быть одухотворенной. Он этого смысла не нашел. И не вынес такого существования. Свидригайлов кончает жизнь самоубийством. По мнению писателя, жизнь, не освященная высокой целью, недостойна человека. Этой целью может быть не только вера, но и наука, творчество, труд, любовь, добро.
А.И. Куприн «Гранатовый браслет». Может ли музыка отразить то, что неподвластно человеческой речи? Красивая и печальная история любви рассказана Куприным в этом произведении. Бедный чиновник со смешной фамилией Желтков влюбился в светскую даму, княгиню Веру Николаевну. Он прекрасно понимает пропасть между ними и невозможность ответного чувства. Однако не может бороться с силой любви. Желтков присылает ей в подарок браслет старинной работы, доставшийся ему от бабушки, с удивительными гранатами. В середине сиял редкий зеленый гранат — считалось, что этот камень наделяет женщин даром предвидения, а мужчин хранит от насильственной смерти. Передав Вере этот камень, Желтков как будто снял с себя мистическую защиту. Вскоре, не выдержав груза невозможной любви, герой кончает жизнь самоубийством. Вера, потрясенная судьбой так сильно любившего ее человека, приходит проститься с ним и получает от хозяйки квартиры его предсмертное письмо. В нем — просьба сыграть в память о нем вторую сонату Бетховена. Вера исполняет последнее желание погибшего, и музыка облегчает ее страдания, она словно слышит его голос, снова говорящий ей о любви, вечной, неподвластной смерти. Слова, которые не смог сказать ей Желтков лично, передала музыка Бетховена. Последняя глава повести целиком посвящена этому посмертному монологу. Плачущая Вера говорит обеспокоенной пианистке Женни Рейтер: «Ничего… Он простил меня теперь». Как много передала музыка! И слова о любви, и слова о прощении, и многое, многое, что теперь всегда будет с Верой….
Л.Н. Толстой «Война и мир». Оноре де Бальзак говорил: «Хорошо написанные исторические романы стоят больше курсов истории». Можно ли согласиться с писателем? Знаменитый роман—эпопея «Война и мир» воссоздает эпоху 1812 года. Писатель рассказывает об историческом событии через призму судеб семей, ведь история — это не только даты, но и жизнь конкретных людей. Работая над романом, Л. Н. Толстой досконально изучил экспозицию войск Наполеона и Кутузова на Бородинском поле, проштудировал воспоминания участников сражения. И мы при слове Бородино представляем не сухие цифры и карты, а наполненные жизнью портреты участников. Вот капитан Тушин, маленький и незаметный человек, превращается в настоящего героя, просто и буднично выполняющего свой долг. Андрей Болконский получает смертельное ранение от упавшего в ряды резерва снаряда. Пьер Безухов, абсолютно не военный человек, оказывается среди сражающихся и начинает им помогать, подносит снаряды. И нам понятны чувства простых солдат, вначале смеявшихся над полным и неуклюжим барином, а потом признавших его за своего товарища. Автор показывает нам и партизанскую борьбу, «дубину народной войны», и мы запоминаем образы Долохова, Пети Ростова, старостихи Василисы, других героев войны. Автор показывает, что не только Бородинское сражение решило исход войны, но и единство всего народа. Рядом сражались дворянин, ополченец и солдат. Но свой вклад в защиту родины внесли и жители. Например, семья Ростовых по требованию Наташи отдает подводы, предназначенные для перевозки вещей в эвакуацию, под раненых. Можно сказать, что автор показывает нам более широкую панораму жизни народа, чем исторический труд с сухими фактами и цифрами. Кроме того, запоминаются яркие и достоверные образы людей, участвующих в истории. Поэтому можно согласиться с тем, что «Хорошо написанные исторические романы стоят больше курсов истории».
Е. Замятин «Мы». «Литература — это руководство человеческого разума человеческим родом» (О. де Бальзак). Согласны ли вы с этим определением? Жанр антиутопии предполагает изображение устройства государства или общества, в котором вроде бы исполнены идеальные принципы. Однако в реальности получилось нечто, вызывающее тревогу писателя. Роман Е. Замятина «Мы» рисует как раз подобное общество. В нем реализован принцип всеобщего равенства и доведен до абсолюта — граждане Единого государства уже не индивидуальности, а только «нумера». Они пробуждаются, идут строем на работу, обедают, отдыхают — и все это по единому для всех расписанию. «Математически выверенное счастье» — так воспринимают свое существование герои. Билетики для интимных встреч — тоже в их понимании проявление равенства: пишешь в заявке кого хочешь, получаешь ответ в установленное время. При этом личность Благодетеля довлеет над всеми, а несогласных с механистическим устройством и диктатурой подвергают операции по удалению фантазии. Этот роман — предупреждение человечеству об опасности любую социальную теорию делать абсолютом. Ведь именно тогда появляется соблазн заставить других быть счастливыми по своему примеру. А это уже диктатура и навязывание своего образа жизни, которое редко проходит бескровно. Поэтому так важно понимать то, о чем предупреждает нас литература — чтобы не делать ошибок.