Категории
Мера – единство качества и количества. Мера — это количественные границы существования качества. Каждая вещь или явление обладает своей мерой, нарушение которой выводит за пределы данного качества. В обществе мера выражается в экономических, моральных и юридических нормах. Изменение количества остается безразличным для качества только до определенного предела, или границы, переход через которую означает скачок, переход количественных изменений в качественные. Обычно скачок является сравнительно кратковременным изменением. Однако главным признаком скачка является не временной, а содержательный — коренное изменение качества.
Мера – это такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.
Говоря о «безразличии» количественных изменений для данного качества, следует иметь в виду, что оно относительно, т.е. не безгранично. Еще Аристотель ставил вопрос: может ли данная вещь иметь любую степень величины или малости? И отвечал: нет, только при определенной величине стол остается столом. Выход количественных изменений за границы меры, свойственной предмету, явлению означает переход его в другое качественное состояние, со своей новой количественной определенностью, новой мерой. Это дало Гегелю основание представить развитие в виде «узловой линии мер», где «узлы» - это границы меры, переход за которые означает появление нового качества.
Эволюция – это медленное, поступательное развитие, в котором каждое последующее состояние является более совершенным по качеству, чем предыдущее.
Особым видом скачка, характерным для общественного развития, является революция.
|
Революция – это полный и внезапный кардинальный переворот в государственном и общественном устройстве.
Свойство. Мир предстает перед человеком как множество предметов, явлений, процессов, наделенных различными свойствами. Каждый предмет обладает не одним, а целым рядом свойств. Свойство – это способность предмета проявлять свою природу, те или иные стороны, черты при взаимодействии с другими предметами. Свойства не порождаются отношениями предметов, вещей, но лишь обнаруживаются, проявляются в таких отношениях. Среди совокупности свойств выделяются как существенные, так и несущественные для данного предмета, специфические и неспецифические, внутренние и внешние, актуальные и потенциальные (диспозиционные) и др. Свойства проявляются с разной степенью интенсивности, могут видоизменяться, их можно приобретать и утрачивать.
Необходимость и случайность
Необходимость и случайность — философские категории, отражающие различные типы связей предметов и явлений друг с другом. Необходимость — это внутренняя, существенная связь, вытекающая из коренных особенностей явления; то, что при наличии определенных условий обязательно должно произойти. Случайность же имеет внешний по отношению к данному явлению характер. Она обусловлена побочными факторами, не связанными с сущностью этого явления. Это то, что в данных условиях может произойти, а может и не произойти, может совершиться так, а может и по-другому. Если бы в мире существовала одна случайность, то он носил бы хаотический, неупорядоченный характер, вследствие чего было бы невозможно предвидеть ход событий. И наоборот, если бы все предметы и явления развивались лишь необходимым образом, то развитие приобрело бы мистический, предопределенный заранее характер (Фатализм).
|
Аристотель о необходимости и случайности.
Сформулировал взвешенную позицию, признал объективное существование и необходимости, и случайности.
Понятие необходимости употребляется им в нескольких смыслах. В самом абстрактном смысле необходимо то, что не может быть иначе.
Далее, под необходимостью понимается условие, без которого что-то не может состояться /дыхание для жизни/.
Принуждающая сила, которой невозможно сопротивляться.
Логическое доказательство, то есть следование выводов из посылок
Предложил 2 понимания необходимости, которые можно обозначить как жесткую (выражается в ее логическом содержании: необходимо то, что не может быть иначе). и мягкую необходимость(заключается в том, что она осуществляется в большинстве случаев).
Необходимость и случайность - равноправные характеристики процессов.
Гегель о необходимости и случайности
Указывает, что всякое явление и необходимо и случайно. Тем самым необходимость и случайность полагаются как онтологически относительные.
Не сводит необходимость к причинности, что отличает его точку зрения от всей традиции.
Говоря об онтолого- мировоззренческой тенденции гегелевской трактовки необходимости и случайности, приходится признать, что он в принципе не изменил традиции, идущей от античности. Он противопоставляет необходимость случайности как что-то более фундаментальное:
|
«Задача науки и в особенности философии состоит вообще в том, чтобы познать необходимость, скрытую под видимостью случайности. Это, однако, не следует понимать так, будто случайное принадлежит лишь области нашего субъективного представления и потому должна быть всецело устранена, чтобы мы могли достигнуть истины»
Гегелевская онтолого-мировоззренческая позиция полностью была воспринята основоположниками марксизма. Их позицию четко выразил Ф Энгельс:
«где на поверхности происходит игра случайности, там сама эта случайность оказывается подчиненной внутренним, скрытым законам» /Маркс К, Энгельс Ф,.
Объективность случайности Маркс и Энгельс признавали, хотя вместе со всей традицией не вполне оценивали.
Ф. Энгельс подверг критике метафизическую позицию, согласно которой наука изучает только необходимые связи, а также противоположную точку зрения механического детерминизма, вообще отрицавшую случайность и объявлявшую абсолютно все явления необходимыми; в результате этого необходимость низводилась до уровня случайности
Энгельс: метафизическое мышление потому заблудилось в этой «непроходимой» противоположности между необходимостью и случайностью, что оно чисто абстрактно представляет себе необходимость, безусловно исключая из общего процесса случайности.