Рис.5
Исходя из результатов диагностики, составила план работы по формированию культурно-гигиенических навыков (приложение №2)
месяц | Название мероприятия | Цель | Методы и приёмы |
октябрь | Игры на внимание «Угадай, чей шкафчик», «Чья картинка», «Лото», «Что сначала, что потом». Игра «Умоем куклу Машу», педагогическая ситуация «Покажи чистые ладошки». Рассказывание истории про Машу и Мишу «Как вести себя за столом», Занятие «Умывалочка». | Учить детей знать и находить свои картинки, символизирующие место его вещей, подворачивать рукава одежды перед умыванием и мытьём рук с помощью взрослого. Учить правильно сидеть за столом - не ставить локти на стол, ноги под прямым углом. Формировать навык аккуратной еды, правильно пользоваться ложкой. Знакомство с предметами личной гигиены (мыло полотенце, расческа, носовой платок). Учить замечать неполадки в одежде, с помощью взрослого устранять их. | Показ, объяснения, образец взрослых, словесные указания, помощь взрослых. |
ноябрь | Использование потешки «Водичка-водичка», Стих «Я под краном руки мыла…», Занятие «Мыльные перчатки», Г.Ладонщиков Стих «Приятного аппетита» В.Берестов, рассказывание истории про Машу и Мишу «Как Витю учили есть ложкой», Занятие «Уложим куклу спать», стих «спать пора» П.Воронько, чтение К.Чуковского «Федорино горе», чтение «Что взяла, клади на место» З.Александрова | Учить детей следить за чистотой своих рук и мыть их при необходимости, учить подставлять руки под струю воды, делать круговые движения ладошками. Учить детей принимать правильное положение за столом во время еды держать хлеб в левой, а ложку в правой руке (дети-левши наоборот). Воспитывать желание всегда быть аккуратным и опрятным. Учить снимать одежду в определённой последовательности вешать на стул. Учить детей помогать в уборке игрушек. | Словесные указания, объяснения, упражнения, похвала, пример взрослых, помощь взрослых, совместная деятельность с воспитателем. |
декабрь | Чтение «Мойдодыр» С. Маршака; использование потешки «Ой лады, лады, лады не боимся мы воды…», Занятие «Такие разные носочки», Чтение стихов И.Горюновой «Этикет для карапузов», рассматривание картинок на тему- посуда. Педагогическая ситуация «Кукла учится у ребят аккуратно кушать» - визит куклы на обед, полдник, ужин. Чтение Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо». | Учить самостоятельно брать мыло, смочив его намыливать руки, учить пользоваться носовым платком, учить детей самостоятельно одевать колготки, шорты (юбки), просить о помощи взрослых, при раздевании вешать вещи аккуратно на стульчик, воспитывать самостоятельность. Учить с помощью взрослых ставить стулья к столам, стелить на стол салфетки, ставить вазочки, продолжать приучать убирать игрушки на места. Совершенствовать навыки аккуратной еды, учить благодарить после еды. | Словесные указания, объяснения, помощь взрослых, похвала, показ, рассказ, игровые упражнения, индивидуальная работа. |
январь | Потешки «Кран-откройся…» Рассказывание истории про Машу и Мишу «Как Маша и Миша учились мыть руки», чтение «Вежливые слова» Е.Кузьмин, Дид. игра «Кукла Маша идёт на прогулку», Разучивание стихов А.Барто «Игрушки», Игра «Поможем кукле раздеться». | Учить отжимать воду с рук(кулачки),не капать на пол, пользоваться своим полотенцем, своевременно пользоваться туалетом, учить детей не крошить хлеб, есть с закрытым ртом; совершенствовать навыки культурной еды. Учить детей складывать и убирать одежду в шкаф после прогулки; учить вежливо выражать свою просьбу, пользоваться словами «спасибо», «пожалуйста», «извините» Продолжать приучать детей убирать игрушки на свои места, поддерживать порядок в группе | Словесные указания, поощрения, упражнения, напоминания, похвала, показ, помощь, одобрение. |
февраль | Занятие на тему «Про маленькую капельку», чтение стихотворения А.Барто «Резиновая Зина», игра «Кукла заболела», стих «Приятного аппетита» Ю.Кушак, наст. игры «Весёлые шнурочки»,«Волшеб-ные верёвочки», стих «На прогулку» О.Кригер, игра «Парикмахерская», использование потешки «Расти коса…» | Формировать представления о воде, как важном средстве поддержания чистоты, совершенствовать навык мытья рук, самостоятельно подворачивать рукава и опускать после умывания; Учить детей тщательно пережевывать пищу, откусывать хлеб, заедать супом; совершенствовать навык культурной еды. Учить одеваться в определённой последовательности, начиная с ног, а раздеваться сверху; учить завязывать шнурки. Учить детей пользоваться расчёской с помощью воспитателя, пользоваться зеркалом, носовым платком, выполнять трудовые поручения по поддержанию порядка | Показ, помощь, пример воспитателя, словесные указания, похвала, пример других ребят, просьбы, похвала, поощрения. |
март | Чтение Н.Найдёнова «Наши полотенца», дид. игры. «Причешем куклу Машу», «Купание куклы», стих «Про ложку» В.Берестов. дид.игры «Застёжки-шнурочки»,«Волшеб-ные пуговки», Пед.ситуация «Потерялись игрушки», Занятие «Носики-курносики». | Учить детей самостоятельно пользоваться развёрнутым полотенцем в процессе умывания, совершенство-вать навыки культуры еды, учить пользоваться салфеткой после приёма пищи, учить застёгивать и расстегивать пуговицы на одежде с помощью взрослого, застёгивать и расстегивать «липучки», учить самостоятельно убирать игрушки после игры в группе. | Словесные указания, показ, похвала, игровые упражнения, поручения, одобрения, пример других детей, индивидуальная работа с детьми по формированию навыков самообслуживания. |
апрель | Чтение Е.Благининой «Девочка чумазая», Рассматривание картин: «Петя собирается на прогулку», «Катя пришла в гости», поручения «Помоги другу», дид.игры «Что лишнее», «Найди и назови», игры «Семья», «Кукла ждет гостей», «Накормим куклу обедом». | Учить детей мыть лицо сверху вниз, совершенствовать навыки умывания, пользования полотенцем, носовым платком. Учить детей правильно сидеть за столом, наклонять голову над тарелкой, кушать аккуратно, закреплять навыки одевания и раздевания, соблюдать последовательность. Учить помогать друг другу. Выворачивать одежду на правую сторону, закреплять знания о предметах личной гигиены, названий одежды, учить поддерживать порядок в своих вещах и группе. | Поручения, напоминания, показ, похвала, просьбы. |
май | Различные игры на закрепление навыков самообслуживания и культурной гигиены. | Совершенствовать навык умывания и мытья рук. Учить быть последовательными в умывании и мытье рук. Продолжать развивать самостоятельность в соблюдении навыков. Совершенствовать навыки опрятной еды. Совершенствовать и закреплять навыки одевания и раздевания. Поощрять желание детей убирать игрушки на места и поддерживать порядок в группе | Режимные процессы, напоминания, контроль, похвала поощрения. помощь, словесные указания, упражнения. |
Для успешного формирования культурно - гигиенических навыков в группе созданы все условия .(слайд№12)
(слайд№13)На формирующем этапе условия привития культурно-гигиенических навыков были постоянными, а методические приемы, которые я использую, периодически изменяю. «Будем умываться» -показывала на собственном примере: как заворачивать рукава, как намыливать руки, как вымыть их, а затем учила пользоваться салфеткой, вытирать руки и лицо насухо, пользоваться индивидуальной салфеткой. (слайд№13) (слайд). И так изо дня в день. Все действия постоянно проводятся под контролем взрослых.((слайд№14) В этой каждодневной деятельности совершенствуются культурно-гигиенические навыки у детей, формируются привычки: мытьё рук перед едой, после пользования горшком, и после занятий с использованием красок и пластилина.
(слайд№15) Учимся последовательно одеваться, следить за своим внешним видом, предлагаю каждому поправить неполадки в одежде, причёске.
С течением времени, наблюдая за каждым ребёнком, каждодневно при гигиенических процедурах замечаю, кто из детей, в какой степени уже овладел тем или иным навыком, и постепенно предоставляю таким детям всё больше самостоятельности. Перехожу от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у ребёнка осознанное отношение к правилам, убеждению, разъяснению смысла правил. Стараюсь чаще хвалить детей за правильное выполнение приёмов по самообслуживанию, воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, так как в умывальной комнате дети всегда находятся в окружении сверстников. Учу их проявлять внимание к тем, кто рядом и к более младшим детям, быть вежливыми, пропускать вперед тех, кто помладше, помогать поднять упавшую салфетку и дать её товарищу.
(слайд№16) Воспитывая нормы поведения за столом, стараюсь использовать индивидуальный подход к каждому малышу. Учу, как правильно держать ложку, как откусывать хлеб от целого кусочка и не крошить. Кушать аккуратно, не торопясь, и не разговаривать за столом во время еды. Благодарить после еды, говорить «спасибо». Учу детей пользоваться салфетками.
Учу детей брать стульчик с определённой маркировкой и садиться на своё место. (слайд№15)
Оценивая поступки детей, стараюсь давать положительные оценки их действиям: одобрять, поощрять, хвалить, чем поддерживали в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать лучше. Положительную оценку даю в тех случаях, когда нужно показать успехи в овладении новыми навыками. (слайд) При одевании детей на улицу использую наглядные картинки, которые вывешены в раздевальной комнате.Широко использую в своей работе художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки, песенки), сказки, стихи
(Приложение 3).
При формировании культурно-гигиенических навыков применяю показ, пример, объяснение. В процессе работы применяю наглядные приемы обучения навыкам – показ, пример, которые занимают особенно большое место в работе с маленькими детьми. Показы сопровождаю пояснениями. Показ любого действия давался детям таким образом, чтобы были выделены отдельные операции – вначаленаиболее существенные, затем дополнительные.
В своей работе широко использую прием поощрения, но этим тоже надо не злоупотреблять. Стараюсь делать так, чтобы выполнение требований взрослого стало нормой поведения, потребностью ребенка.
В некоторых случаях приходится использовать порицание, но делаю это в косвенной форме, не называя имен детей.
Одним из ведущих приемов, которые использую, явился прием повторения действий, упражнений. Например, прошу перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья смотрим, насколько чисто и сухо вытерты руки. Показ действия малышам обязательно сопровождаю проговариванием («Теперь возьмем салфетку и вытрем каждый пальчик»). Это помогает детям видеть наиболее существенные моменты, осмыслить действие в целом.
Объяснение нового действия сначала давалось очень подробно, потом постепенно сужалось и сводилось к напоминанию правила, которое было обращено ко всем или отдельным детям. Особенно удачной являлась косвенная форма, когда заранее выражаю уверенность в том, что дети правильно выполнят мои указания. Например, «Сейчас я посмотрю, как дети поставят на место свои стулья. Наверное, все это сделают бесшумно».
Таким образом, не только детям указываю на их действия, но и напоминаю, как нужно правильно выполнить это указание.
Использую игровые приемы, художественное слово (Приложение
Когда малыш отказывается есть, идти в туалет, ложиться спать, стараюсь мягко уговорить его, перевести нежелательные действия в игровую форму, а в случае неудачи, даю возможность малышу побыть одному.
(слайд) Хорошей формой упражнения детей в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры.
Существенной частью педагогического процесса по формированию культурно-гигиенических навыкову детей младшего возраста являются игры-занятия с куклой. Мною спланированы следующие игры: «Умоем куклу Машу»,«КуклаМаша идёт на прогулку», «Причешем куклу Машу».
Знание особенностей состояния нервной системы каждого ребенка позволяет использовать наиболее адекватные педагогические приемы индивидуальной работы, как на занятиях, так и в свободное время, в процессе игры.
Широко использую в своей работе художественное слово,народный фольклор (потешки, прибаутки, песенки), сказки (приложение 17,18,19), стихи, для создания положительных эмоций у детейв процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков.
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется в тесном контакте с семьей, т.к. культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях. Оформила рекомендации для родителей по формированию данныхнавыковв период выходных дней и на время отпуска, провожу беседы. Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия.
Провожу индивидуальные беседы с родителями, консультации для родителей, чтобы родители знали и поддерживали требования, предъявляемые к детям и дома.
Учебный год ещё не закончился. Работа по данному проекту продолжается.