План.
Понятие логарифмического уравнения.
Методы решения логарифмических уравнений.
Понятие логарифмического уравнения.
Логарифмические уравнения – уравнения, содержащие неизвестное под знаком логарифма или в основании логарифма.
При решении логарифмических уравнений часто используются теоретические сведения:
Определение логарифма Логарифмом числа b по основаниюа называется показатель степени, в которую нужно возвести а, чтобы получить b.
![]()
Свойства логарифма Действия с логарифмами
| ||||||||||||||||||||
Простейшим логарифмическимуравнением служит уравнение вида
![]() ![]() | ||||||||||||||||||||
2. Методы решения логарифмических уравнений. Обычно решение логарифмических уравнений начинается с определения ОДЗ. В логарифмических уравнениях рекомендуется все логарифмы преобразовать так, чтобы их основания были равны. Затем уравнения либо выражают через один какой – либо логарифм, который обозначается новой переменной, либо уравнение преобразовывают к виду, удобному для потенцирования. Преобразования логарифмических выражений не должны приводить к сужению ОДЗ, если же примененный метод решения сужает ОДЗ, выпуская из рассмотрения отдельные числа, то эти числа в конце задачи необходимо проверить подстановкой в исходное уравнение, т.к. при сужении ОДЗ возможна потеря корней. |
• По определению логарифма;
• Метод потенцирования (освобождения от знака логарифма);
• Решение уравнений с использованием свойств логарифмов;
• Метод введения новой переменной;
• Логарифмирование уравнений;
• Другие методы (функционально-графический, метод приведения к одному основанию).
Рассмотрим каждый метод более подробно.
1) ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЛОГАРИФМА.
По определению логарифма решаются простейшие уравнения вида .
.
Так как логарифмическая функция возрастает (или убывает) на множестве положительных чисел и принимает все действительные значения, то по теореме о корне следует, что для любого b данное уравнение имеет, и притом только одно, решение, причем положительное.
Пример 1. Решить уравнение
Решение:
ОДЗ: ,
Используем определение логарифма:
,
,
.
Ответ: .
Пример 2. Решить уравнение ,
Решение: ,
ОДЗ: .
По определению логарифма:
,
,
,
.
Ответ: .
Пример 3. Решить логарифмическое уравнение:
2) МЕТОД ПОТЕНЦИРОВАНИЯ (ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ЗНАКА ЛОГАРИФМА).
Решение логарифмического уравнения основано на том, что данное уравнение равносильно уравнению
при дополнительных условиях
.
Этот способ решения называется потенцированием – переход от равенства, содержащего логарифмы, к равенству, не содержащему их.
Пример 4. Решить уравнение
Решение:
ОДЗ: <
.
Потенцируя получим:
Ответ:
Вернемся к нашей задаче и дорешаем её. (Ответ: 6,25)
Пример 5. Решить уравнение:
3) РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВОЙСТВ ЛОГАРИФМОВ.
Пример 6. Решить уравнение
Пример 7. Решить уравнение
Решение:
ОДЗ: .
Вспомним свойства логарифмов – сумма логарифмов двух положительных чисел равна логарифму произведения этих чисел, поэтому:
Освободимся от знака логарифма и решим квадратное уравнение:
,
,
,
.
Согласовав корни с ОДЗ, получим корень .
Ответ: .
Пример 8. Решите уравнение
Пример 9. Решите уравнение
Пример 10. Решите уравнение
Пример 11. Решите уравнение
4) МЕТОД ВВЕДЕНИЯ НОВОЙ ПЕРЕМЕННОЙ.
Пример 12. Решить уравнение
Решение:
ОДЗ:
В данном уравнении повторяется выражение: .
Значит можно выполнить замену переменной.
Пусть . Тогда уравнение примет вид
Возвратимся к исходной переменной.
Остается решить простейшие логарифмические уравнения:
Ответ: .
Пример 13. Решить уравнение
Пример 14. Решить уравнение
5) Рассмотрим следующий МЕТОД РЕШЕНИЯ – ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКИЙ
Пример 15. Решите графически
Строим по точкам графики двух функций ищем абсциссу точек пересечения графиков.
6) МЕТОД ПРИВЕДЕНИЕ К ОДНОМУ ОСНОВАНИЮ.
Пример 16.
Пример 17. Решить уравнение
7) МЕТОД ЛОГАРИФМИРОВАНИЯ.
Этот метод применятся при решении уравнений, содержащих переменную и в основании, и в показателе степени. Если при этом в показателе степени содержится логарифм, то обе части уравнения надо прологарифмировать по основанию этого логарифма.
Пример 18. Решить уравнение:
Проверка: подставив в исходное уравнение (сделать самостоятельно), получим, что оба корня подходят. Ответ: 2;
Решить уравнение.
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() ![]() |
![]() | ![]() ![]() |