В задании А9 ЕГЭ по русскому языку для разбора предлагается, как правило, сложное предложение, что, конечно, не исключает возможности разбора простого осложненного предложения. Наглядно представим краткую информацию о различиях простого и видах сложного предложений, знание которых тебе потребуется для успешного выполнения задания.
& Правило.
предложение | количество грамматических основ | Особенности построения | Основные признаки (средства связи, если есть) |
1. Простое предложение | одна грамматическая основа | Может быть осложненным и неосложненным, но оно все равно будет считаться простым, например: - подлежащее + однородные сказуемые; Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. - однородные подлежащие + сказуемое во мн.ч.; В садах цвели яблони, груши, вишни и сливы. - грамматическая основа + причастный оборот/деепричастный оборот; Дорога, мощенная булыжником, поднималась на вал. Проводив товарищей, Аня долго стояла молча. - вводные слова, словосочетания и конструкции; вставные конструкции (попутные указания, замечания, выделяющиеся из синтаксической структуры). Они могут иметь грамматическую основу, но не входят (!) в состав предложения. Как говорят старожилы, зима будет снежная. Я не понимал (теперь я понял), что я делал с близкими мне существами. | - |
2. Сложно-сочиненное предложение | минимум две грамматические основы | Основы связаны друг с другом интонацией и сочинительными союзами. Основы равноправны (то есть от одной основы нельзя задать вопрос к другой). [Ветердул с суши], и [у берега водабыла спокойна]. | Союзы: и, но, а, либо, однако, или, не только… но и |
3. Сложно-подчиненное | минимум две грамматические основы | Основы связаны друг с другом интонацией и подчинительными союзами. Основы неравноправны (от одной основы можно задать вопрос к другой). (Когда ветердул с суши),[у берега водабыла спокойна]. Когда вода была спокойна? Когда ветер дул с суши. | Союзы и союзные слова: когда, как, будто (словно), что, чтобы, потому что, так как, если; который, какой, чей, кто и т.д. |
4. Бессоюзное предложение | минимум две грамматические основы | Основы связаны друг с другом только интонацией. Графически бессоюзное предложение можно распознать с помощью знаков препинания между основами (,: -;) Ветердул с суши,у берега водабыла спокойна. | - |
5. Сложное предложение с сочинительной и подчинитель-ной связью | минимум три грамматические основы | Должны быть признаки пунктов 2, 3, 4 |
Алгоритм действий.
|
1. Попробуйте действовать методом исключения неверных вариантов! Чаще всего, два варианта ЕГЭ заведомо неправильные, а остальные весьма похожи.
2. Выделить грамматические основы, определить их количество. Одна основа – предложение простое, если две и более – сложное.
3. Обратить внимание на способы связи грамматических основ и на знаки препинания между ними.
óПомни! Сочинительные союзы связывают не только грамматические основы, но и однородные члены предложения, а подчинительные – только грамматические основы!
4. Если предложение сложноподчиненное, то определить главное и придаточное (задать вопрос от одной основы к другой).
ÑРазбор задания.
1. Какая характеристика соответствует предложению:
Видно, мало мы размышляем наедине, что до сих пор не знаем этого.
|
1) сложное с сочинительной и подчинительной связью
2) сложноподчиненное
3) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью
4) сложносочиненное
Выделяем грамматические основы и союзы:
Видно, мало мыразмышляем наедине, что до сих пор не знаем этого.
Таким образом, в предложении 2 грамматические основы (видно является вводным словом, поэтому только осложняет первую основу). Варианты 1 и 3 исключаются, так как они предполагают наличие не менее трех основ. Так как в предложении присутствует подчинительный союз что, то это предложение сложноподчиненное (вариант 2).
2. Какая характеристика соответствует предложению:
Правда, когда известный сказочник Ганс Христиан Андерсен поселился в гостинице, в оловянной чернильнице оставалось еще немного чернил, которые можно было разбавить водой.
1. сложное с сочинительной и подчинительной связью
2. сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью
3. сложноподчиненное
4. сложное с бессоюзной и союзной (сочинительной и подчинительной) связью
Определяем количество грамматических основ и связь между ними:
Правда, когда известный сказочник Ганс Христиан Андерсенпоселился в гостинице, в оловянной чернильнице оставалось еще немного чернил, которые можно было разбавит ь водой.
Три основы (правда – вводное слово) связаны только подчинительной связью (союз когда и союзное слово которые).
Вариант ответа – 3.
3. Какая характеристика соответствует предложению:
Интересно, что за год до экспериментального открытия позитрона его существование было теоретически предсказано английским физиком Полем Дираком (существование именно такой частицы следовало из выведенного им уравнения).
|
1. сложноподчиненное
2. сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью
3. сложносочиненное
4. сложное со всеми видами связи.
Сложность этого задания заключается в том, что в скобках дана вставная конструкция. Конечно, на первый взгляд, она содержит грамматическую основу, но вставная конструкции не является членом предложения. В предложении основами являются интересно и существование было предсказано. Варианты 2 и 4 исключаются, так как они подразумевают наличие не менее трех грамматических основ. В предложении присутствует союз что, который указывает на подчинительную связь.
Таким образом, правильным является Вариант 1.
? Потренируйся.
1. Укажите верную характеристику предложения текста:
В этих породах сохранились неприкосновенными самые различные наземные животные, населявшие Центральноазиатский материк от меловой эпохи до наших дней, – исторические документы великой лестницы эволюционного развития животных от неуклюжих, безмозглых ящеров до быстрых и сообразительных млекопитающих – ближайших родичей человека.
1) простое осложненное
2) сложное бессоюзное
3) сложносочиненное
4) сложное с сочинительной и бессоюзной связью
2. Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста:
Если к нему подключить микрофон и пропеть какую-нибудь мелодию, то на экране осциллографа появится не синусоида, а более сложная кривая.
1) простое осложненное
2) сложное бессоюзное
3) сложносочиненное
4) сложноподчиненное
3. Укажите верную характеристику предложения текста.
И в дальнейшем лучше тренировать не ту особенность памяти, которая хорошо развита, а другую.
1) сложноподчиненное
2) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
3) сложносочиненное
4) сложное бессоюзное