· Герберт Саймон (1916 – 2001) – изучал политологию в Чикагском университете. В 1943 г., защитил докторскую диссертацию и преподавал сначала политологию, а впоследствии менеджмент в промышленности. Работал на стыке обществоведения и математики, экономики и политологии. Лауреат Нобелевской премии. Критиковал модель «экономического человека» и доказал, что отдельные люди выдают ограниченно рациональные решения на основе предварительно собранной, всегда неполной информации («Модели ограниченной рациональности» в 2 томах, 1982 и др.).
ИСЛАМИЗМ – крайне воинственная и мобилизующая политическая идеология, выступающая в форме исламского религиозного фундаментализма. И. претендует на единственно правильное толкование основ жизнеустройства и противостоит всем иным религиям, политическим идеологиям, политическим системам и общественным проектам. И. не имеет ничего общего с умеренным исламом.
И. стремится к созданию условий, в которых социальные, культурные, политические, этнические и другие противоречия и проблемы, существующие как внутри отдельных обществ (где наличествуют мусульмане), так и между государствами, будут решаться путём возвращения к старым порядкам, основанным на господстве шариата – системы нормативных положений, выведенных из Корана и Сунны. Фундаменталисты отрицают равенство полов, принцип свободы совести, выступают против всеобщей грамотности и современной системы образования, устанавливают мелочную регламентацию образа жизни всех «правоверных» и т. д.
Справка: фундаментализм (от лат. Fundamentum – основа). Под общим названием «фундаментализм» понимаются любые крайне консервативные течения как в современных религиях (христианстве, исламе, иудаизме, индуизме, буддизме), так и в идейно-политической сфере. Фундаментализм отличается нетерпимостью и враждой к инакомыслию, склонностью к экстремизму и моральному абсолютизму. Данное слово приобрело специфический смысл в 1910 – 1920 гг., когда так назвали течение в американском протестантизме, которое выступало против модернизма в теологии и религии. В современном значении фундаментализм – это возрожденческое религиозное движение, выступающее за возврат к своим первоначальным истокам и за сохранение традиционных ценностей в противоположность современному миру.
|
Современный И. возник в 1970-е годы под влиянием ряда культурных, духовно-психологических, политических и экономических факторов. Среди них следует выделить такие, как высокая доля молодёжи в населении исламских стран, которая накладывается на невысокие темпы роста экономики. Разрыв в уровнях развития, демонстрируемый массовыми коммуникациями, ущемляет чувство собственного достоинства народов Востока и приводит к болезненной реакции на отставание от Запада. К этому можно также добавить страх реакционеров перед модернизацией и «вестернизацией» – распространением либеральных ценностей, демократических порядков, атеизма, терпимости к культурному многообразию, «развратного» образа жизни. Ответом на эти вызовы стало стремление к возрождению традиционных порядков, основанных на соблюдении мусульманским и немусульманским населением ценностей и законов пророка Мухаммеда, а также первых четырёх халифов. Росту популярности идей исламизма способствовало и то, что в некоторых мусульманских государствах были созданы «оазисы» благополучия, в которых удалось соединить старинные устои с высоким качеством жизни. Для этого было использовано финансовое подкрепление в виде избыточного капитала, полученного нефтедобывающими странами арабского Востока. Поэтому не следует объяснять экстремизм только бедностью или социальными проблемами. Во многом это – борьба ценностей. Другим фактором стал затянувшийся ближневосточный конфликт между Израилем и арабами, который на Востоке воспринимается как борьба между исламом и неверными (т. е. всем западным и (или) прозападным миром). Вдохновителем этих идей и настроений стало антимодернистское исламское духовенство.
|
Политическая деятельность приверженцев исламизма отличается экстремизмом и терроризмом. Исламисты используют те положения Корана, которые можно истолковать как призыв к беспощадному джихаду (священной войне). Война против неверных делится на внутренний вооружённый джихад (борьба против «отступнических» и коррумпированных режимов, доминирующих сегодня во всех так называемых мусульманских государствах) и внешний (великий джихад против глобального «нечестивого» союза современных западных крестоносцев с миром «Еврейства», «Сионизма» и «Израилизма»). В результате выступлений исламистов от «Филиппин до Косово» (по выражению В. Путина) возникла многоуровневая зона нестабильности с террористическими актами, сепаратистскими и ирредентистскими движениями, партизанскими военными действиями и мятежами.
|
И. представляет собой третью попытку завоевания мирового господства после коммунизма и нацизма. Будучи разновидностью крайне правой идеологии, И. ведёт к установлению тоталитаризма. Некоторые авторы, например, Ф. Фукуяма, предлагают использовать для обозначения исламизма термин «исламофашизм». Однако большинство политологов указывают на ошибочность данной точки зрения. И., в отличие от фашизма, не носит националистического характера и стремится к универсализму, т. е. объединению всех правоверных независимо от их национальности или расы.
КОММУНИЗМ (от лат. communis общий) – 1. Идеология, претендующая на «строгую и высшую научность...» в сочетании с «революционностью» (В. И. Ленин), и на выражение в теоретической форме коренных интересов рабочего класса (пролетариата) и его союзников. 2. Политическое движение, возникшее в середине XIX века и достигшее наибольшего влияния к середине XX века, представленное международным коммунистическим движением и странами «реального социализма» (с конца 80-х – начала 90-х годов фактически распалось и прекратило существование в качестве всемирной системы). 3. Предсказанная К. Марксом и ещё раньше утопистами высшая фаза коммунистической общественно-экономической формации, в которой будет осуществлён принцип: «от каждого – по способностям; каждому – по потребностям».
· Содержание коммунистической идеологии было впервые изложено в совместном произведении К. Маркса (1818 – 1883) и Ф. Энгельса (1820 – 1895) «Коммунистический манифест» в 1848 году. Вскоре возникли марксистско-социалистические политические партии. Однако с конца девятнадцатого века произошло размежевание последователей Маркса на два течения – реформистское (социал-демократия) и радикально-революционное (российские большевики и коммунистические партии других стран). В дальнейшем коммунистическая идеология была доведена до логического завершения и соединена с практикой в условиях отсталых стран В. И. Лениным (1870 – 1924), И. В. Сталиным (1879 –1953) и Мао Цзэдуном (1893 – 1976).
· Содержание коммунистической доктрины в сжатом виде может быть сведено к ряду следующих идей:
· социальное равенство и создание условий для всестороннего развития личности;
· ликвидация частной собственности;
· классовая борьба;
· социальная революция и установление диктатуры пролетариата;
· пролетарский интернационализм, выраженный в лозунге «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
Характерные черты коммунистической идеологии: 1) целостность, тотальность (всеохватность) и претензия на монопольное обладание истиной; 2) утопизм социально-политической доктрины, обещающей создание совершенного общества, которая становится руководством к действию; 3) мессианизм (вера в грядущее освобождение человечества новоявленным Мессией – пролетариатом во главе с коммунистической партией); 4) радикализм, проявляющийся в революционности и склонности к применению насилия; 5) двойственность (наличие противоречий между философским материализмом Маркса с его экономическим детерминизмом и в то же время крайним идеализмом, волюнтаризмом в политике; между декларируемыми гуманными целями и принципами, с одной стороны, и реальной практикой, представляющей собой широкое применение насилия и создание тоталитарных режимов – с другой; между претензией на строгую научность и догматической приверженностью канонизированным трудам основоположников учения.
В наши дни теория и практика коммунизма находится в состоянии всеохватывающего и глубокого кризиса. Многие коммунистические партии отказались от постулатов коммунистической идеологии, у которой остаётся всё меньше сторонников.
КОММУНИКАТИВНЫЙ БАРЬЕР – психологическое препятствие, мешающее передаче информации, из-за которого сообщения доходят не в полном или искажённом виде.
В процессе политической коммуникации особенно важную роль играет психологическая установка – отношение человека к внешнему миру, основанная на его жизненном опыте, которая мешает воспринять информацию. Она проявляется, например, в виде стереотипов мышления – устойчивых представлений, чрезмерно упрощённых взглядов. Другой барьер – предвзятое мнение. Психология наша такова, что мы постоянно ищем подтверждения своим взглядам и отметаем всё, что им противоречит. Негативное отношение, недоверие к источнику информации – ещё одно препятствие на пути коммуникации. Отсутствие внимания и потеря интереса также мешают процессу коммуникации. Чтобы привлечь внимание человека его нужно заинтересовать. Учитывать значение коммуникативного барьера необходимо в пропаганде, в связях с общественностью, а также при объяснении феноменов массового сознания в политике. К. Б. мешают политикам донести свои идеи до масс. Средства массовой информации благодаря коммуникативным барьерам не обладают способностью быстро изменять общественное мнение, если оно уже сложилось и обрело достаточную устойчивость. Поэтому в избирательных кампаниях, например, кандидаты не стремятся быстро изменить сложившиеся установки, а действуют обходными путями: приспосабливаются к политическим стереотипам массового сознания.
КОММУНИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ (лат. communication, от communico – делаю общим, связываю, общаюсь) – процесс обмена политически значимой информацией посредством языка и других культурных символов как между индивидами, так и между политическими институтами. К. П. включает вербальные, письменные и невербальные способы сообщений. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо обеспечить получение информации реципиентом. В политике и пропаганде на этом пути нередко приходится преодолевать коммуникативные барьеры.
Термин появился в конце 1940-х – начале 50-х годов.
Коммуникация – важнейший аспект человеческого общения во всех сферах, включая политическую. Политические институты зависят от массовой коммуникации для символического представления и осуществления авторитетной власти. Р. Ж. Шванценберг выделяет три основных способа политической коммуникации с использованием различных средств: 1) коммуникация через средства массовой информации; 2) через политические институты, когда предающими механизмами служат политические партии, группы интересов; 3) через неформальные межличностные контакты на микроуровне.
Контроль и распределение политической информации, её циркуляция в обществе – важный элемент политического процесса. Через коммуникации достигается взаимопонимание и сотрудничество, разрешаются конфликты и противоречия. При авторитаризме или тоталитаризме к оммуникация ограничивается вследствие закрытости политических систем, что ведёт к стагнации общества. В изучение роли массовых коммуникаций в политическом процессе большой вклад внесли Карл Дойч (1912 – 1992), который образно назвал коммуникацию «нервом правительства» и Гарольд Лассуэлл (1902 –1978). Лассуэлл разработал модель коммуникации и предложил формулу изучения деятельности средств массовой информации: «Кто говорит Что? – По какому каналу связи? – На кого этот канал рассчитан? – C каким эффектом?»
К. П. выполняет ряд функций: передача информации и идей; общение и взаимодействия между субъектами (акторами) политики в процессе государственного управления; интеграция общества посредством обмена информацией и достижения консенсуса на основе согласования требований; распространение идейно-политических ценностей и знаний о политике; информирование граждан с целью принятия ими собственных решений во время избирательных кампаний и других мероприятий; политическая мобилизация граждан; формирование через сети Интернета и независимые СМИ общественного мнения.
КОНСЕНСУС ПОЛИТИЧЕСКИЙ (лат. consensus – согласие, единодушие) – 1. Процедура, метод принятия решений в международных организациях и на международных конференциях или совещаниях без проведения голосования и при отсутствии формальных возражений. 2. К. – это состояние согласия в обществе относительно целей политической системы, средств их достижения, процедур принятия решений, путей и методов разрешения противоречий, распределения социальных ролей и т. п.
К. П. достигается при поддержке большинством общества базовых ценностей и норм политической системы. Он имеет решающее значение «на входе» в политическую систему, т. е. предопределяет поддержку населением правительственной политики и, в свою очередь, зависит от функционирования данной системы.
К. достигается легче всего тогда, когда власть легитимна и используется в общих интересах. Основополагающее значение для поддержания К. имеет политическая культура, способная поддерживать равновесие между неизбежно возникающими в обществе конфликтами, с одной стороны, и согласием – с другой, но при сохранении гражданами духа критической сдержанности. Баланс между политическим консенсусом, с одной стороны, и конфликтом – с другой, образует структурную составляющую демократии, которая призвана регулировать отношения в обществе на основе выявления воли большинства при уважении интересов и прав меньшинства. Формирование органов власти и принятие политических решений с соблюдением правовых норм способствует сохранению консенсуса в обществе. Одним из его важных условий следует считать чувство общей идентичности народа, что становится возможным при минимуме культурной однородности.
Американский политолог В.О.Ки (V.O. Кеу) выделяет четыре вида политического консенсуса: 1) сильный и широкий К., т. е. поддержка, основанная на совпадении мнений масс и проводимой правительством политики; 2) разрешающий К., отличающийся слабой связью между политикой и преобладающими в обществе мнениями (когда люди просто готовы терпеть проводимую политику еще какое-то время); 3) К. по одному вопросу политики – отчётливо выделяющаяся и достаточно широко распространённая среди общественности коллективная установка, в результате которой правительство на какое-то время получает от населения кредит доверия относительно конкретного решения; 4) плюралистический К., означающий, что разные группы, образующие общественность, достигли в основном согласия по какому-либо ключевому вопросу политики, но при сохранении существенных разногласий по многим другим важным вопросам – в результате сохраняются потенциальные угрозы стабильности и единству общества.
Согласно эмпирическим исследованиям, достаточно надёжный К. в количественном отношении составляет около 75 процентов граждан, которые в той или иной степени оказывают поддержку проводимому политическому курсу.
КОНСЕРВАТИЗМ (от лат. conservare – сохранять) – политическая идеология, определяющей чертой которой является приверженность идее функционирования общества на основе сохранения авторитетной власти, традиций, а также институтов семьи, религии и собственности.
К. выступает против быстрых социальных изменений. К. занимает место на идейно-политическом спектре правее центра. Он, как правило, заявляет о себе как о прагматической жизненной позиции, противостоящей различным утопиям или социальным проектам, и потому не стремится позиционировать себя в качестве идеологии. В наши дни это течение представлено как старым, классическим консерватизмом, так и возникшим в 1970-е гг. неоконсерватизмом.
Впервые термин «консерватизм» был употреблён в 1819 году французским писателем Ф. Р. де Шатобрианом. К. явился реакцией верхушки феодального общества на Великую французскую революцию и представлял собой критику идей Просвещения и рационализма «справа». У истоков идеологии консерватизма стоят политические мыслители Э. Берк (1729 – 1797) и Ж. Де Местр (1753 – 1821). Многие идеи, изложенные в работе Э. Берка «Размышления о французской революции» (1790).
В западной литературе распространено расширительное, так называемое ситуационное понимание К. как системы идей, используемой для оправдания и стабилизации любой общественной системы. Словарь Уэбстера утверждает, что К. – это «предрасположенность к сохранению установленных порядков... политическая философия, основанная на традиции и социальной стабильности, на подчеркивании необходимости уважения к сложившимся институтам, предпочтении постепенного развития резким изменениям».
В различных формах консерватизма обнаруживаются общие идейные установки:
· Пессимизм относительно представлений о социальном прогрессе как о линейном восхождении общества от низших ступеней к высшим. Консерваторы считают, что социальные изменения происходят циклично, через подъём и упадок цивилизаций.
· Органицизм – рассмотрение общества по аналогии с целостным живым организмом. Целое (народ) выше, чем отдельные его части (индивиды и группы). Социум должен быть устроен иерархически, поскольку разные его части играют неодинаковую по важности роль.
· Аристократизм и элитизм – вера в естественное неравенство людей, которое отражается в жёсткой стратификации общества. Обществом должна управлять элита, берущая на себя ответственность за его благополучие в настоящем и будущем.
· Традиционализм – защита сложившихся социально-политических и нравственных устоев общества, традиций, скептическое отношение к планам радикальных реформ. Критика рационализма, уповающего на всемогущество человеческого разума, который на деле не способен предвидеть последствия социальных экспериментов.
· Авторитетность власти – правительство должно быть авторитетным, а граждане – проявлять лояльность к своему государству. Государство призвано защищать закон, порядок и собственность внутри страны, а также национальные интересы в сфере внешней политики.
· Здоровый скептицизм относительно «человеческой природы». Обычному человеку, по убеждению консерваторов, свойственны такие недостатки, как эгоизм, ограниченность взглядов, недальновидность, а в ряде случаев и агрессивность. Из этого вытекает скептическое отношение консерваторов к социальным проектам, основанным на вере в альтруизм, рациональность и добродетельность людей. Согласно этой логике, прежде чем браться за изменение социальных институтов, следует предварительно изменить к лучшему людей.
Справка: в современном мире существует множество политических партий, которые основывают свою политику на идеологии консерватизма. Некоторые из них – Бхаратия Джаната Парти (Индия), Консервативная партия Великобритании, Консервативная партия Канады, Либерально-демократическая партия Японии, Либеральная партия Австралии, Пакистанская Мусульманская Лига, Партия Гоминьдан Республики Китай (Тайвань), Республиканская партия США.
ЛЕГИТИМАЦИЯ (франц. Legitimation узаконение) – процесс утверждения политической легитимности, т.е. оправданности в глазах подвластных существования и функционирования данной политической системы, её институтов, политики и лидеров.
Для того чтобы обеспечить повиновение управляемых, лидеры вынуждены оправдывать своё моральное право на принятие обязывающих решений. Граждане признают за правительством моральное право на принятие обязывающих решений до тех пор, пока сохраняют веру в его «правильность». В противном случае наступает делегитимация власти, что может вылиться в массовое неповиновение, кризис формально законного («легального») режима и даже революцию. Следовательно, Л. П. зависит от массовых настроений. Однако правительство может укрепить своё положение с помощью различных методов легитимации.
Степень легитимации измеряется посредством следующих переменных: во-первых, интенсивностью положительных чувств по отношению к носителям власти, убеждённостью в правомерности принимаемых решений и готовности им подчиняться; во-вторых, широтой распространённости в обществе этих положительных установок. Политолог Х. Линц справедливо утверждает, что ни один политический режим не легитимен на 100% в глазах населения. Существует точка зрения, что консенсус в политически стабильном обществе относительно власти должен охватить не менее 75% граждан. «Легитимность никогда не доходит до единодушия граждан в одобрении режима… В обществе есть апатичные слои и протестующие субкультуры, миролюбивые оппоненты и вооружённые террористы, а между этими крайностями – большинство, только отчасти убеждённое в правоте притязаний правительства на легитимность», – пишет политолог М. Доган о ситуации в демократических государствах.
Процесс легитимации включает властвующую элиту (высшие, средние и нижние эшелоны государственного управления), политически активные и влиятельные слои населения, а также «молчаливое большинство».
ЛЕГИТИМНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ (от лат. legitimus законный, правомерный, должный, правильный) – степень общественного признания правомерности осуществления власти правительством или отдельными политическими лидерами.
Только рядовые граждане могут даровать политическую легитимность. Если политическая власть соотносится главным образом с используемыми «сверху» ресурсами, то легитимность соотносится с нравственными убеждениями «низов», которые подтверждают моральное право на использование этих ресурсов.Основой легитимности являютсяразделяемые властями и народом общие культурные и политико-идеологические ценности. Она есть не столько свойство самой власти, сколько проявление веры народа в справедливость данного политического порядка и право его лидеров пребывать у власти.
Нередко легитимность смешивают с законностью. Термин Л. П. в специфически социологическом смысле был введён немецким политологом Максом Вебером (1864 – 1920), который провёл различия между «эмпирической легитимностью», проявляющейся в реальном отношении людей к власти и нормативной законностью – «легальностью», характеризующейся формальным соответствием политического порядка законам страны. «Повинующиеся повинуются по той причине, что они субъективно рассматривают свои отношения к господствующему над ними индивиду как нечто для них обязательное, – писал М. Вебер, – и до той поры, пока дело обстоит в среднем или приблизительно таким образом, «господство» покоится на согласии, признающем его «легитимность».
Политологи выделяют пять объектов легитимности: 1. Общество и политическая система в целом. 2. Конституция, отдельные законы. 3. Политические институты. 4. Правление определённых политических лидеров. 5. Определённый политический курс и отдельные политические решения. (См.: D. Easton. A systems analysis. 1971. P.171 – 219). В связи с этим нужно различать легитимность режима и доверие граждан к определённым институтам (правительству, парламенту, партиям и др.) или политикам. Установлено, что доверие к руководителям теряется гораздо легче, чем к институтам. И всё же, неудовлетворённость тем, как функционируют институты, низкий рейтинг руководителей государства, критика проводимого политического курса обычно не бросают вызова политической легитимности и основам демократического строя. А вот степень легитимности первых двух–трёх объектов порождает кумулятивный эффект, фатальный для судьбы государства. (Так, если граждане (подданные) не желают жить в данном обществе, например, стремятся к отделению и независимости или не принимают политическую систему в целом, то они не будут признавать все остальные объекты – лидеров, решения и т. д.)
В ходе опросов, которые неоднократно проводились в различных странах, респондентам предлагалось ответить на один из трёх вопросов:
1. Принимаю, в общем и целом существующие законодательство, систему правления и общественное устройство. Вижу многие недостатки существующей системы. Верю в постепенное улучшение системы правления.
2. Вижу многие недостатки существующей системы. Верю в постепенное улучшение системы правления.
3. Совершенно не приемлю существующее законодательство, систему правления и общественное устройство; единственным решением проблемы считаю полную смену общественного устройства.
Первая позиция подразумевает веру в легитимность режима. Вторая свидетельствует об убеждении, что, несмотря на все недостатки, существующий режим вполне сносен и что он, кроме того, поддаётся усовершенствованию. Наконец, третья позиция свидетельствует о том, что существующий режим воспринимается как нелегитимный. Показательно, что если каждый второй во время опроса заявил, что он недоволен тем, как работает демократия, то доля выбравших последний вариант ответа была незначительной: от 3% в Германии до 26% во Франции.
(См. Доган М. Эрозия доверия в развитых демократиях // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 6. С.42 – 43).
Итак, Л. П. не может быть постоянной величиной, напротив, она меняется с течением времени в данной стране. Позволяя ранжировать тот или иной режим в градации от минимума до максимума, эта переменная служит мерилом при сравнительном анализе политических систем. Следует принять во внимание и то, что правительство может пользоваться разной степенью поддержки среди разнообразных групп населения.
В современном мире наибольшей легитимностью обладают демократии. Почему? Ответ дал ещё в начале XIX века великий немецкий философ Гегель, который утверждал, что свободен человек не в том обществе, где нет никаких законов, ибо там господствует сила, но в том, где существуют законы, но такие, какие человек считает своими, а не чуждыми законами, противостоящими ему как внешнее принуждение. При демократии власть: а) исходит от народа и потому опирается на согласие, т. е. является авторитетной властью; б) осуществляется в соответствии с конституционными нормами и с соблюдением правовых процедур; в) проверяется с помощью свободных и честных выборов.
Веберовская теория легитимности включает три «идеальных типа». Первый тип легитимности Вебер называет «легально-рациональным». В качестве «мотива уступчивости» мы здесь находим соображения интереса. Реальная власть может «считаться» принадлежащей каким-либо индивидам в результате того, что они избраны с соблюдением должных правовых процедур. К такому типу принадлежат современные европейские государства, в которых подчиняются не личности, а законам. Бюрократия состоит из специально обученных чиновников, которые должны подчиняться, «невзирая на лица». От чиновника требуется компетентность. В основе легального господства лежит принцип строгого соблюдения законов и процедур демократического государства. Управление носит научно обоснованный характер, и его результаты проверяются общественностью в соответствии с объективными критериями. Никто при данном порядке не рассчитывает на чудо, на невиданные подвиги и героические свершения, связывая их с великим лидером или самой передовой идеологией.
Другой тип легитимности, обусловленный привычкой к определённому поведению, Вебер называет традиционным. Традиционное господство основано на вере не только в законность, но также в свящённость издревле существующих порядков и властей. Чистейшим типом такого господства является, по Веберу, патриархальное господство, которое по своей структуре во многом сходно со структурой семьи, что делает особенно прочным и устойчивым этот тип легитимности, ибо здесь главным образом личная преданность служит основанием для назначения на должность и для продвижения по иерархической лестнице. Правитель является господином, одаривающим своих подданных привилегиями. Образцом традиционного господства являются абсолютные монархии, теократические государства, а также, с определёнными оговорками, – демократические республики, поскольку элемент традиционности всегда присутствует в основе мотивов подчинения.
Третьим «идеальным типом» является, по Веберу, так называемое «харизматическое господство». Понятие харизмы (греч. харизма – божественный дар, боговдохновленность) – это необычайная способность, благодаря которой индивид резко выделяется среди других. К харизматическим качествам Вебер относит магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова. Харизмой обладали великие исторические деятели: вожди, полководцы, маги, пророки, выдающиеся политики, основатели мировых религий и т.д. Харизматический тип легитимного господства представляет собой противоположность традиционному: если последний держится привычкой, привязанностью к обычному, раз навсегда заведённому, то харизматический, напротив, опирается на нечто необычайное, никогда ранее не признававшееся. Аффективный тип социального действия является основой харизматического господства. Вебер рассматривает харизму как «великую революционную силу», способную революционизировать застойные традиционные, часто с патриархальными устоями общества. Она разрывает с традицией, со старой элитой. Однако легитимность харизматическая власть сохраняет всего лишь до тех пор, пока массы в неё верят. Поэтому харизматические лидеры должны постоянно доказывать свою чудодейственную силу, а для этого им нужны возбуждающие массы кампании, внутренние и внешние враги, «великие победы» как подтверждения «гениальности вождя». С использованием таких средств в обществе поддерживается эмоционально-напряжённое состояние. Харизматические лидеры приходят к власти на волне массовых движений, они возбуждают большие ожидания у людей, которые надеются на чудо, связывая его осуществление с выдающимися качествами лидера. Ещё одна показательная особенность харизматического господства: оно персонифицировано и не обязательно связано с занятием официальных должностей. «Харизматики» пренебрежительно относятся к рациональному управлению экономикой, требующему рутинного учета и контроля, проверки эффективности. Напротив, внимание масс переключается на духовные, «вечные» аспекты жизни, на моральное самосовершенствование. Поэтому чисто харизматическое лидерство в итоге терпит фиаско в главной сфере – в экономике. Однако для слома устаревших общественных структур и мобилизации масс на решительную борьбу, а также для закрепления нового режима после революции харизматический тип господства бывает исторически необходимым. Концепция харизматического господства М. Вебера помогает объяснить такие явления XX века, как тоталитаризм и вождизм, возникавшие в ряде стран.