Библиографический список 10 глава




Проблема влияния общественного мнения на политику государства связана с двумя предпосылками. Первая из них – наличие свободно действующих институтов формирования и выражения мнений (например, независимых СМИ, опросов и т. д.). Вторая предпосылка – действенность высказанных мнений, связанная с возможностью влияния на процесс принятия политических решений. Всё это может быть обеспеченно только при демократии. Правительство при таком строе знает, чего хочет народ. Оно должно быть отзывчивым на желания людей. По отношению к правительственной политике О. М. в обществе может критическим, оппозиционным. В случае расхождений правительство может действовать одним из трёх способов: 1) изменить политику; 2) эффективно воздействовать на О. М., используя методы «PR» (связей с общественностью) для изменения мнений в пользу проводимой политики; 3) продолжать дальше политический курс, не реагируя на протесты.

Представительная демократия не может полностью обеспечить отражение мнений граждан в государственной политике. Роль О. М. в том, что оно доводит до правительства требования «на входе» в систему. Однако политические решения принимаются под воздействием многих факторов. Часто политика правительства идет против мнения большинства. Например, приходится принимать непопулярные экономические решения. Популисты же предпочитают заигрывать с народом, принимая «популярные», но вредные в отдалённой перспективе решения. «Модель классической демократии» исходит из того, что граждане имеют ясные, последовательные мнения относительно политики правительства. Плюралистическая же модель строится на убеждении, что единого, достаточно стабильного мнения нет. Вместе с тем массовое О. М. может стать заметной политической силой, и если его не замечать, то можно дойти до политики конфронтации, подорвать консенсус в обществе. Правительство должно знать, где находятся внешние пределы, за которые заходить недопустимо. Таким образом, главная функция общественного мнения не в том, что оно предопределяет содержание политических решений, а в том, что оно очерчивает пределы для определённой политики, препятствуя осуществлению слишком непопулярных мер и обеспечивая поддержку (консенсус) тому или иному курсу внутренней или внешней политики. Единое и твёрдое мнение может оказать даже очень сильное давление на лиц, принимающих решения. В этом случае правительство имеет дело с «гласом народа – гласом божьим» (француз. Аббат Алькуэн, конец XVIII в.), которое нельзя игнорировать.

ОГРАНИЧИТЕЛЬ – (англ. constraint) в политическом анализе любой фактор, сужающий рамки выбора возможных альтернативных форм поведения в той или иной конкретной ситуации.

Термин впервые был употреблён французским социологом Э. Дюркгейм (1858 – 1917), который под ограничителем понимал «такие образы действия,… которые способны внешне ограничивать индивидуума». В современном понимании понятие «ограничитель» используется в теории приняти я решений применительно к организациям или индивидам. Каковы эти факторы-ограничители?

Во-первых, рамки на выбор альтернатив устанавливаются как характером самой структуры, принимающей решения, так и условиями среды (так что ограничители бывают внутренними и внешними).

Во-вторых, О. действует только в данной ситуации и не является неким неизменным, постоянно действующим фактором.

В-третьих, ограничителями следует считать те обстоятельства, которые воспринимаются и учитываются лицами, принимающими решения.

В-четвёртых, ещё один О. – «статусные отношения» между лидером и его командой, последователями. Ни один лидер, даже диктатор, наделённый огромной властью, не свободен полностью в своём выборе. Касаясь этого вопроса, Генри Киссинджер отмечает, что руководители государств подчиняются логике развития своих систем, и на их деятельности лежит отпечаток истории их стран. В современном обществе политику делает не отдельный «великий деятель», а большой коллектив, который, в свою очередь, неоднороден. Каждый политический лидер имеет определённую опору («базу») своей власти и потому не может не считаться с интересами и требованиями индивидов и групп, составляющих эту базу.

В-пятых, противодействия, оказываемые достаточно сильными и независимыми центрами принятия решений.

В-шестых, последний по счёту, но не по важности О. – наличие доступных политических ресурсов.

ОПРОС – метод сбора первичной социальной информации, основанный на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии между исследователем и опрашиваемым (респондентом).

Понятие «О.» широко используется в политологии и политической социологии. Систематические опросы начали проводиться с 1920 – 1930-х годов под влиянием потребностей бизнеса (маркетинговые исследования потребительского спроса) и политического процесса в демократических государствах. О. основывается на статистической теории «выборки» (т.е. группы людей, представляющих все основные социально-демографические категории населения, своеобразный «срез» всего общества). На репрезентативность (представительность) выборки влияют четыре фактора: 1) способ отбора (респонденты должны отбираться непредвзято, в больших странах – по регионам); 2) размер выборки (чем больше опрашиваемых, тем выше точность (при опросе 100 человек вероятность ошибки составляет плюс-минус 6%, а 600 человек – 5%; самое удивительное состоит в том, что ответы шестисот человек с одинаковой точностью представляют мнения любой по численности массы людей, т. е. дают один и тот же результат для города, области, всего государства); 3) степень однородности или неоднородности населения (например, репрезентативность труднее обеспечить в России, чем в Германии или Франции); 4) формулирование самих вопросов, их всесторонность и обеспечение возможностей для возможно более полного учёта всех оттенков общественного мнения и альтернативных взглядов (бывают вопросы, которые навязывают респонденту «правильный» ответ). Данные социологических опросов представляют собой научную информацию. Составными частями исследований являются проблемы, отражаемые в ответах и их толкование специалистами. В России опросы проводятся такими службами, как ВЦИОМ. ФОМ, Левада-центр и др. Наибольшей известностью пользуется организация Гэллана с её осведомительной сетью, охватывающей весь мир. Её итоговые обзоры общественного мнения поставляются в сотню американских газет и служб новостей, в правительственные учреждения крупным компаниям. Точность опросов 1 500 человек составляет чуть более 3%. Информация приносит организации сотни миллионов долларов годового дохода главным образом от коммерческой работы с гигантами бизнеса. Опросы широко используются в политике.

Роль опросов в политическом процессе выражается и в том, что они обеспечивают двусторонний поток информации между теми, кто принимает решения (правительственные и деловые круги), и общественностью. Объективность опросов является условием их социальной полезности. Из этого следует важное правило: независимые от правительственных и заинтересованных групп службы должны лишь констатировать факты, а не пытаться влиять на ход политической борьбы. Результат опроса может подсказать властям различные подходы к решению проблем. С помощью опросов выявляется степень легитимности правительства и принимаемых им решений, определяется рейтинг ведущих политических лидеров. Опросы могут повлиять на ход политической борьбы, вооружая борющиеся стороны дополнительными аргументами, обнаруживая соотношение политических сил в обществе. О. также являются важным инструментом на переговорах с представителями зарубежных стран, когда участники ссылаются на общественное мнение у себя дома для обоснования занятой позиции. Особенно эффективно О. используются в ходе избирательных кампаний для прогнозирования поведения корпуса избирателей (электората). Впервые в истории такая попытка была предпринята в США в 1824 году, когда газета «Хэррисберг Пенсильвэниен» опросила избирателей в отношении каждого из четырёх кандидатов на пост президента.

Публикуемые результаты опросов могут повлиять на исход выборов, создав «эффект ускорения» (набирает силу кандидат, оказавшийся в лидерах). Таким образом, О. может быть не только средством измерения, но и выступать в качестве инструмента влияния. Но этот эффект не стоит преувеличивать. Другие, более существенные факторы всегда имеют большее значение. Проведение регулярных опросов по всем важным аспектам политической жизни стало важным атрибутом демократии.

ПАРЛАМЕНТ (от франц. Parler – говорить, форум для дискуссий) – ветвьзаконодательной власти в государстве, формируемая, в основном, посредством выборов.

Современным парламентам предшествовали сословно-представительные учреждения, возникшие в XII – XIII вв. С возникновением единых национальных государств в Европе сословные собрания развились в парламенты. Первый П. возник в Англии в 1689 г. после принятия Билля о правах, благодаря которому он был признан в качестве высшего законодательного органа власти. В других западноевропейских странах в XVIII – XIX вв. власть монархов также была постепенно ограничена представительными институтами. В условиях подобной системы только законодательные учреждения имеют суверенное право принимать законы-акты, которые обладают высшей юридической силой, обязательны для всех граждан и определяют рамки деятельности исполнительной власти. Главное качество данной системы – представительство интересов как отдельных социальных групп, так и территорий (избирательных округов), от которых избираются депутаты, благодаря чему происходит интеграция общества. Парламентаризм означает выборность, коллегиальность, публичность, законотворчество.

Таким образом, П. как представительный институт государственной власти должен соответствовать следующим требованиям.

Во-первых, формироваться посредством выборов, к участию в которых допущены все взрослые граждане (избирательное право не всегда было всеобщим – например, первые в истории ограничения на участие в выборах были сняты, да и то ненадолго, во Франции в 1871 году, а затем в Новой Зеландии; женщины впервые в мировой истории были допущены к участию в выборах в России и Финляндии, а затем в Великобритании в 1918 году). В европейских странах во второй половине XIX века могли избирать своих представителей только зажиточные граждане, составлявшие около 10% населения. К настоящему времени во всех демократических государствах мира избирательные цензы отменены. Правительство формируется политическими партиями, завоевавшими большинство на выборах. Необходимо помнить, что расстановка политических сил в парламенте зависит не только от волеизъявления избирателей, но и от особенностей избирательной системы.

Во-вторых, представительное учреждение должно быть достаточно многочисленным и по стилю работы коллегиальным. При этом его социальный и партийный состав теоретически призван отражать особенности структуры и всё многообразие интересов общества. Это неизбежно ведёт к делению депутатского корпуса на фракции и борьбе, дискуссиям между ними. Представительные учреждения по своей природе являются местом, где в обстановке равноправия ведутся публичные дискуссии между фракциями по любым вопросам общественно-политической жизни и законодательства.

В-третьих, парламенты могут принимать правовые акты, исполнение которых обязательно для всех граждан, юридических лиц, общественных организаций и государственных органов.

Парламенты бывают двухпалатные и однопалатные. Двухпалатные парламенты существуют в 75 государствах. Палаты в таких государствах формируются на основе разных правил и способов комплектования. Они осуществляют также иные принципы представительства. О функциональности верхней палаты идут дискуссии. В некоторых странах, как, например, в Великобритании, верхняя палата являет собой исторический рудимент (будучи пережитком феодальной монархии и привилегий наследственной аристократии) и не играет существенной роли в политике. Однако в федеративных государствах, таких как Россия или США, верхние палаты выполняют важные функции: представляют интересы территорий – субъектов федерации или штатов. Бикамеризм используется также в унитарных государствах с целью разделения властей, поскольку верхняя палата ограничивают власть нижних палат на основе принципа сдержек и противовесов (верхняя палата исполняет функцию контролирующего и фильтрующего законопроекты органа).

Обобщённо можно выделить следующие функции парламента:

· Формирование исполнительной ветви власти (правительства) в парламентских системах правления, ненасильственная смена лидеров и контроль над правительством.

· Обсуждение законопроектов и принятие законов или иных нормативно-правовых актов, а также заявлений и постановлений.

· Утверждение налогов и бюджета. Ещё в Новое время в Англии получил популярность лозунг: «Никаких налогов без представительства в парламенте».

· Защита интересов избирателей, куда входит чуткое реагирование депутатов на нужды населения своего избирательного округа, подотчётность законодателей.

· Легитимация действий правительства.

· Публичные дебаты, информирование граждан и обеспечение их согласия на проводимый государством политический курс.

· «Роль предохранительного клапана», отдушины, через которую недовольные граждане могут выплеснуть недовольство; привлечение недовольных к легальным парламентским формам деятельности.

Если правительство должно быть единой сплочённой командой, то П. при демократии отличается плюрализмом публично соперничающих между собой политических сил (фракций). Характерно, что тоталитарные и авторитарные политические режимы превращают парламенты в декоративные органы, где господствует полное единогласие и отсутствуют дискуссии. Парламенты могут эффективно работать лишь при сложившейся партийной системе. Разобщённые, не принадлежащие ни к какой политической организации депутаты, превращаются в аморфную массу людей с непредсказуемым поведением. Депутаты-одиночки, не связанные партийным обязательствами, фактически не подконтрольны своим избирателям. Большое количество депутатов вовсе не является гарантией компетентности принимаемых решений. Поэтому в парламентах основная подготовительная работа по подготовке законопроектов проводится в комитетах и комиссиях, которые предварительно изучают проблему и дают заключения и рекомендации. Во всех парламентах мира большая часть законопроектов готовится правительственными ведомствами, а в обязанности депутатов входит их обсуждение. Внесение поправок и утверждение (отклонение).

Парламенты, не обладают распорядительными функциями и не имеют под своим непосредственным руководством бюрократию или силовые структуры, тем не менее при демократии доминируют в политической жизни своих стран, поскольку принимают законы, контролируют правительство, а также, утверждая бюджет, используют «власть кошелька». Поскольку политика и бюджет неразрывны, законодательная власть способна оказывать значительное воздействие и на внутреннюю, и на внешнюю (правда, в меньшей степени ) политику государства.

Справка. В России действует двухпалатный П. – Федеральное собрание, состоящее из Совета Федерации (верхняя палата, в которую входят по два представителя от каждого из субъектов Федерации) и Государственной думы (450 депутатов, избираемых по партийным спискам).

ПАРТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ (от лат. partis часть, т. е. часть более крупной общности) – организация, созданная на основе общих идей и (или) интересов, ставящая перед собой цель завоевания власти путём участия в выборах или другими средствами.

Изучением партий занимается специальная отрасль политологии – «партология». Основоположниками этого научного направления являются английский правовед и политолог Дж. Брайс («Американская республика», 1888), русский политолог М. Я. Острогорский («Демократия и политические партии», 1898) и ряд других учёных. Научное знание о партиях включает:

1) определение того, что такое политическая партия (есть и предельно широкие толкования, и очень узкие);

2) разработку типологии партий, т.е. группировку их по существенным признакам в определённые типы;

3) выявление структуры и функций политических партий в системе представительной демократии или в тоталитарной системе;

4) сравнительный анализ партийных систем.

Начиная с Древнего Рима времён Цицерона и до начала XIX века термины «партия» или «фракция» (лат. доля, часть), применяли в негативном смысле. С этим понятием связывались представления о преследующих свои собственные цели в ущерб интересам всей общности группах. Политические партии в современном смысле слова зародились в первой половине XIX века. «В Соединённых Штатах история партий начинается с созвания в 1787 году конституционного конвента в Филадельфии», – пишет Дж. Брайс. (В США правящая элита разделилась на две партии – федералистов и республиканцев.) С середины ХIХ века начинают возникать первые партии в Европе. В Великобритании на основе парламентских клик, боровшихся за влияние на короля, – «вигов» и «тори» – сложились партии либералов, выражавших интересы торгово-промышленной буржуазии и консерваторов, опиравшихся на феодально-земельную аристократию. В России партии появились сравнительно поздно – только в начале XX века и сразу в большом количестве (после революции 1905 года действовало около 50 крупных партий).

Вся жизнь партии несёт на себе родовую печать её происхождения. П. П. возникли благодаря парламентской демократии, поскольку с самого начала смысл их существования заключался в отстаивании интересов определённых групп населения путём выдвижения кандидатов, проведения их путём выборов в органы представительной власти, организации фракций внутри парламента и формировании своего правительства. На связь партий с избирательным процессом указывают многие политологи, в частности известный специалист в области теории партии Д. Сартори, который определяет П. П. как «любую политическую группу, принимающую активное участие в проведении выборов и имеющую благодаря этому возможность проводить своих кандидатов в государственные учреждения». Данный подход оправдан, если применять его только к демократическим обществам, но страдает узостью, если использовать его для анализа диктаторских режимов, где свободные и честные выборы не проводятся, а П. П. находятся под запретом и вынуждены действовать нелегально.

Для понимания места и характера политических партий в жизни общества важно распределить их по группам в зависимости от существенных признаков, которыми они обладают. При этом в основу могут быть положены разные критерии. Во-первых, партии могут рассматриваться с точки зрения тех групп населения (социально-экономических, этнических, религиозных), которые составляют их социальную базу. Во-вторых, в основу классификации может быть положена политическая идеология (в этом смысле партии делятся на «идеологические семейства», например, социал-демократические, христианско-демократические, либеральные и т. д.). В-третьих, важной характеристикой является тип партии по характеру её организационного строения (пути строительства партии «сверху» или «снизу», особенности членства, источники финансирования, наличие партийной дисциплины, распределение власти между руководством и местными организациями). В-четвёртых, место партии в политической системе (правящая или оппозиционная, легальная или нелегальная, признающая демократические правила игры или экстремистская).

Одним из первых предпринял попытку классифицировать партии французский исследователь М. Дюверже в своём труде «Политические партии» (1954). Он выделил два главных типа – кадровые партии и массовые партии, которые различаются по ряду признаков:

· по истории возникновения (кадровые партии строятся «сверху», а массовые – «снизу»);

· по роли идеологий и пропаганды (кадровые партии обходятся без развитых идеологий и активной пропаганды, а массовые – нуждаются в идеологиях и ведут постоянную пропагандистскую работу в массах);

· по организационному строению (кадровые партии имеют слабую организационную структуру, немногочисленны, живут за счёт богатых спонсоров, а массовые – наоборот, имеют сильные организации, фиксированное членство, поддерживают дисциплину, высоко централизованы и живут за счёт взносов рядовых партийцев);

· по особенностям партийной работы (кадровые партии ведут работу в массах главным образом в период избирательных кампаний, а массовые – постоянно и потому создают ячейки по месту жительства или работы).

В современной политологии выделяют пять типов политических партий:

1. «Протопартии» (олигархические и демократические группировки в Древней Греции, «виги» и «тори» в Англии) – элитарные, аморфные образования, предтечи настоящих партий.

2. «Кадровые партии», возникшие в середине XIX века в Великобритании, во Франции и других странах – также аморфные и немногочисленные, по определению М. Дюверже, группировки влиятельных людей для подготовки выборов, проведения кампаний и поддержания контактов с кандидатами; эти партии опираются на профессиональных политиков (постоянных «кадров») и не имеют массового фиксированного членства. Современные исследователи отмечают, что для партий этого типа характерен клиентелизм – отношения, основанные на личных связях и строящиеся по схеме патрон-клиент.

3. «Массовые партии», которые появились вслед за возникновением индустриального общества и массовизацией политики. Они вытеснили кадровые в качестве господствующей организационной формы, поскольку превосходили их в способности эффективно мобилизовывать избирателей. «В свою очередь, кадровые партии, чтобы выжить, были вынуждены перенимать организационные черты массовых партий» – пишет американский политолог Дж. Т. Ишияма. Согласно М. Дюверже, массовые партии представляют собой подлинное воплощение принципа партийности; их появление является одновременно и причиной и результатом расширения избирательного права, распространившегося сначала на всех мужчин, а затем и на всё взрослое население. Массовые партии с самого начала противостояли кадровым партиям, они возникли за пределами парламентов и опирались на нижние и средние социальные слои – рабочих, ремесленников, служащих, интеллигенцию. Они превратились в хорошо организованные, многочисленные объединения единомышленников. Массовые партии ведут активную идейно-воспитательную работу, существуют за счёт членских взносов, активно участвуют в избирательных кампаниях. Центр власти находится не в депутатской фракции, а в избираемых на съездах руководящих партийных органах. Они обрастают сетью общественных организаций, создаваемых с целью культивирования чувства товарищества и солидарности, привлечения сочувствующих. Первой массовой рабочей партией была организованная на объединительном съезде в Готе в 1875 году социал-демократическая рабочая партия Германии (в России к партии данного типа можно отнести КПРФ).

4. «Диктаторские партии», названные так М. Дюверже потому, что их победа может привести к установлению авторитаризма или тоталитаризма. Организационно они имеют много общего с массовыми партиями, но отличаются от них жёстким централизмом и полувоенной дисциплиной. Над членами партиями осуществляется строгий контроль. Официальная партийная идеология носит воинственный и радикальный по целям характер. В качестве «диктаторских» вели борьбу за власть коммунистические партии (И. Сталин назвал коммунистическую партию "орденом меченосцев") до возникновения в Западной Европе «еврокоммунизма» и социал-демократии, трансформации в демократическом направлении их идеологии и организационных принципов. Типично диктаторскими партиями являются фашистские и неофашистские партии. Все эти партии в демократических странах находятся в оппозиции, но сейчас они формально признают правила плюралистической демократии.

5. «Универсальные партии» (англ. Catch-All-Parties» в буквальном переводе «партия – хватай всех»). Эти партии возникли после Второй мировой войны с началом экономического подъёма, когда снизилась острота межклассовых противоречий, и возросло влияние общенациональных проблем, выходивших за рамки отдельных классов. Партиям ради выживания пришлось подстраиваться под меняющуюся среду. Такие изменения заставили массовые партии отказаться от апелляции исключительно к собственной классовой базе и расширить сферу своего обращения, что в конечном итоге привело к появлению избирательных партий, ориентирующихся на ловлю голосов. Этот тип партий был выделен О. Кирхаймером и другими политологами. У них малочисленное членство (часто оно даже не фиксируется, поскольку отсутствуют членские билеты и взносы), очень рыхлая организационная структура, слабая расплывчатая политическая идеология, очень маленький партийный аппарат. Их главная цель – победа на выборах и проведение в органы власти своих кандидатов. Поэтому данные партии ориентируются на все социальные слои, независимо от социальной и профессиональной принадлежности, этнического происхождения. Партийные избирательные программы у этих партий в максимальной степени «деидеологизированы», т. е. носят преимущественно прагматический характер.

Несмотря на то что в последние годы появилось немало утверждений об устарелости партий, без них и сегодня невозможна никакая политика. Политические партии осуществляют важные функции в политической системе. «Диктаторские партии», если находятся у власти, выполняют четыре главные функции: 1) формируют политическую элиту; 2) обеспечивают связь между государством и обществом; 3) контролируют и социализируют массы; 4) осуществляют политическое руководство всеми сферами общественной жизни. Иногда такая партия стоит выше государства, иногда ниже, выполняя в основном функцию политической мобилизации масс. Однако однопартийный режим приводит к сращиванию партии и государства. Поэтому многие политологи считают, что при таком режиме партия вырождается и утрачивает свои собственно партийные признаки.

В государствах с плюралистической демократией политические партии вносят вклад в стабильность и эффективность системы, осуществляя посредническую роль между народом и государством. Демократический режим был бы невозможен, если бы не было партий. Можно назвать следующие функции партии в системе демократических институтов:

· Артикуляция интересов определённых социальных слоёв и их агрегирование.

· Представительство кандидатов, которым партия даёт как бы «фирменный знак» и помогает избирателю сделать осознанный выбор.

· Рекрутирование и выдвижение политических лидеров, формирование политической элиты.

· Определение целей государственной политики.

· Политическая социализация и мобилизация граждан.

· Коммуникация (от правительства к общественности и от общественности к правительству).

· Формирование фракций в парламенте и (или) правительства и осуществление контроля над их деятельностью.

Партии парламентского типа выступают в трёх ипостасях:

1) партийный электорат (лояльные партии избиратели);

2) партийная организация (состоящая из освобождённых партийных чиновников и работающих на общественных началах активистов);

3) представители партии в парламенте и правительстве.

Характер любой партии зависит от соотношения вышеперечисленных элементов партийной структуры. Жизнеспособность П. П. зависит в первую очередь от активистов, которые выполняют за счёт личного времени рутинную работу, различные партийные поручения. По особенностям мотивации выделяются три типа активистов:

1) «истинно верующие», т. е. руководствующиеся идейными убеждениями, верящие в партийную идеологию люди; этот тип встречается чаще всего в массовых и диктаторских партиях;

2) «карьеристы», присоединяющиеся к партии по корыстным мотивам (чтобы получить должность, обеспечить свою фирму выгодными правительственными контрактами, сделать политическую карьеру, завести дружбу с известными и влиятельными людьми, ощутить чувство собственной значимости через причастность к большой политике, удовлетворить психологические потребности в общении и (или) в принадлежности к группе);

3) «средний тип» – гибрид «верующих» и «карьеристов», смешение мотиваций варьируется (М. Хэгопиан).

Политические партии на протяжении всей своей истории подвергались критике со стороны некоторых философов, политологов или политиков. В настоящее время среди политологов идут дискуссии о будущем партии в политической системе. Это мотивировано тем, что некоторые функции партии берут на себя средства массовой информации, группы интересов, социальные сети Интернета, консультационные фирмы и специалисты по политической рекламе. Однако, несмотря на некоторое снижение роли политических партий, они по-прежнему остаются главным посредником между широкой общественностью и государством, центральным звеном в системе демократических институтов.

В России деятельность П. П. регулируется принятым в 2001 году Законом о партиях.

ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА – часть политической системы, совокупность нескольких легальных политических партий, взаимодействующих между собой в политическом процессе в целях борьбы за власть и влияние на избирателей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: