Подумайте, какие из названных умений у вас развиты лучше, какие нуждаются в формировании (самоанализ)?




Смирнова Елена ОБ-РЛ-12. Речевые практики.

Лекц; 24.04 – практич. занятие

Этические, коммуникативные,

Этикетные, собственно речевые и языковые нормы

Задание 1: познакомьтесь с пояснениями по каждому виду норм речи.

Чем они отличаются? Почему этические и коммуникативные

нормы считаются главными? Как они влияют на нормы более

низкого уровня?

Ответ: 1. Этические нормы относятся в первую очередь к мотивам речи, к области культуры общения.

Коммуникативные нормы связаны с обеспечением процесса общения и его регулированием для достижения поставленных целей.

Этикетные нормы направлены на вежливое бесконфликтное установление, поддержание и размыкание речевого контакта.

Речевые нормы – это средства реализации и этических, и ком-

муникативных норм.

Языковые нормы обеспечивают незатрудненное понимание устной и письменной речи.

2. Этические и коммуникативные нормы считаются главными, так как вместе они составляют механизмы, помогающие согласовать все стороны общения.

3. Этические и коммуникативные нормы тесно взаимосвязаны. И если происходит нарушение большинства коммуникативных норм, то происходит нарушение и этических норм.

 

Текст. Выделяется пять видов норм – этические, коммуникативные,

этикетные, собственно речевые и языковые. Это виды норм раз-

ного уровня.Этические и коммуникативные нормы – это механизмы, по-

могающие согласовать все стороны общения. Главным законом об-

щения является закон объединения партнеров, в соответствии с ко-

торым общение должно быть конструктивным, неконфликтным,

гармонизирующим.

Этические нормы относятся в первую очередь к мотивам речи,

к области культуры общения – это доброжелательность, приятие партнера.

К примеру, основы эффективного общения в образовательной организации - это соблюдение всех законов нравственности. Эти

нормы можно условно отнести к уровню взаимоотношений коммуни-

кантов с миром в целом и конкретным человеком в частности.

Коммуникативные нормы сопутствуют всей ситуации общения (учитель-ученик), во всех его фазах. Они связаны с обеспечением процесса общения и его регулированием для достижения поставленных целей: они соединяют в себе стратегические и тактические элементы.

Выбор ситуации общения, партнеров, предмета речи можно отнести к области стратегии, а конкретное воплощение плана речи и регулирование процесса общения – к тактике. Именно они регулируют выбор видов, форм, уровней и средств общения.

Этикетные нормы направлены на вежливое бесконфликтное установление, поддержание и размыкание речевого контакта.

Речевые нормы – это средства реализации и этических, и ком-

муникативных норм. Речевые нормы соблюдаются в рамках си-

стемы коммуникативных качеств речи (уместности, доступности,

богатства, точности, логичности, выразительности, правильности

и чистоты).

Языковые нормы направлены на единообразное, образцовое,

общепризнанное употребление языка. Они обеспечивают неза-

трудненное понимание устной и письменной речи.

Задание 2: Как известно, общение по своей природе двупланово,

то есть оно одновременно нацелено на передачу информации

и на поддержание контакта. Как это связано с системой норм?

__ Ответ: Чтобы передать информацию собеседнику, нужно правильно и красиво говорить. В этом нам помогают системы норм. Свои мысли мы должны правильно и грамотно выражать. Для этого мы должны знать этические, коммуникативные, этикетные, речевые и языковые нормы. Правильную, грамотную, красивую речь намного приятнее слушать, чем речь, наполненную «грязью».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задние 3: Можно выделить основные составляющие уме-

ния общаться:

• воспринимать и понимать другого человека и в то же вре-

мя подавать себя, самовыражаться;

• сближать точки зрения – свою и собеседника;

• управлять общением.

Как они связаны с нормами речи?

Ответ: Этические нормы мы используем для того чтобы выглядеть приличным, адекватным, доброжелательным, культурным человеком.

Коммуникативные навыки помогаю нам регулировать процесс общения.

Этикетные нормы помогают правильно разграничивать свою речь в зависимости от ситуации. Например, мы должны знать и понимать, что мы не можем общаться с преподавателем так, как разговариваем со своими друзьями.

Зная речевые нормы мы можем выражать в своей речи логичность, выразительность. Подбирать уместные для разговора слова.

Языковые нормы помогают нам выразить свои мысли через лёгкую, доступную для восприятия речь.

 

 

Подумайте, какие из названных умений у вас развиты лучше, какие нуждаются в формировании (самоанализ)?

Ответ: Я думаю, что я хороший слушатель. Я умею слушать и слышать людей. Всегда прислушиваюсь к советам собеседников. Также я умею высказать свою точку зрения, свои мысли.

Задание 4: Посоветуйте, как удивить собеседника.

_ Ответ: Если вы в разговоре хотите чем-нибудь удивить собеседника, можно рассказать парочку редких, захватывающих фактов. Это очень хороший способ начать интересную беседу. _Также, когда человек разговаривает красиво и правильно, то он производить на людей самое лучшее, приятное впечатление. Такого человека хочется слушать. И нужно ещё уметь слушать и слышать других людей. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: