Смирнова Елена ОБ-РЛ-12. Речевые практики.
Лекц; 24.04 – практич. занятие
Этические, коммуникативные,
Этикетные, собственно речевые и языковые нормы
Задание 1: познакомьтесь с пояснениями по каждому виду норм речи.
Чем они отличаются? Почему этические и коммуникативные
нормы считаются главными? Как они влияют на нормы более
низкого уровня?
Ответ: 1. Этические нормы относятся в первую очередь к мотивам речи, к области культуры общения.
Коммуникативные нормы связаны с обеспечением процесса общения и его регулированием для достижения поставленных целей.
Этикетные нормы направлены на вежливое бесконфликтное установление, поддержание и размыкание речевого контакта.
Речевые нормы – это средства реализации и этических, и ком-
муникативных норм.
Языковые нормы обеспечивают незатрудненное понимание устной и письменной речи.
2. Этические и коммуникативные нормы считаются главными, так как вместе они составляют механизмы, помогающие согласовать все стороны общения.
3. Этические и коммуникативные нормы тесно взаимосвязаны. И если происходит нарушение большинства коммуникативных норм, то происходит нарушение и этических норм.
Текст. Выделяется пять видов норм – этические, коммуникативные,
этикетные, собственно речевые и языковые. Это виды норм раз-
ного уровня.Этические и коммуникативные нормы – это механизмы, по-
могающие согласовать все стороны общения. Главным законом об-
щения является закон объединения партнеров, в соответствии с ко-
торым общение должно быть конструктивным, неконфликтным,
гармонизирующим.
Этические нормы относятся в первую очередь к мотивам речи,
к области культуры общения – это доброжелательность, приятие партнера.
К примеру, основы эффективного общения в образовательной организации - это соблюдение всех законов нравственности. Эти
нормы можно условно отнести к уровню взаимоотношений коммуни-
кантов с миром в целом и конкретным человеком в частности.
Коммуникативные нормы сопутствуют всей ситуации общения (учитель-ученик), во всех его фазах. Они связаны с обеспечением процесса общения и его регулированием для достижения поставленных целей: они соединяют в себе стратегические и тактические элементы.
Выбор ситуации общения, партнеров, предмета речи можно отнести к области стратегии, а конкретное воплощение плана речи и регулирование процесса общения – к тактике. Именно они регулируют выбор видов, форм, уровней и средств общения.
Этикетные нормы направлены на вежливое бесконфликтное установление, поддержание и размыкание речевого контакта.
Речевые нормы – это средства реализации и этических, и ком-
муникативных норм. Речевые нормы соблюдаются в рамках си-
стемы коммуникативных качеств речи (уместности, доступности,
богатства, точности, логичности, выразительности, правильности
и чистоты).
Языковые нормы направлены на единообразное, образцовое,
общепризнанное употребление языка. Они обеспечивают неза-
трудненное понимание устной и письменной речи.
Задание 2: Как известно, общение по своей природе двупланово,
то есть оно одновременно нацелено на передачу информации
и на поддержание контакта. Как это связано с системой норм?
__ Ответ: Чтобы передать информацию собеседнику, нужно правильно и красиво говорить. В этом нам помогают системы норм. Свои мысли мы должны правильно и грамотно выражать. Для этого мы должны знать этические, коммуникативные, этикетные, речевые и языковые нормы. Правильную, грамотную, красивую речь намного приятнее слушать, чем речь, наполненную «грязью».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задние 3: Можно выделить основные составляющие уме-
ния общаться:
• воспринимать и понимать другого человека и в то же вре-
мя подавать себя, самовыражаться;
• сближать точки зрения – свою и собеседника;
• управлять общением.
Как они связаны с нормами речи?
Ответ: Этические нормы мы используем для того чтобы выглядеть приличным, адекватным, доброжелательным, культурным человеком.
Коммуникативные навыки помогаю нам регулировать процесс общения.
Этикетные нормы помогают правильно разграничивать свою речь в зависимости от ситуации. Например, мы должны знать и понимать, что мы не можем общаться с преподавателем так, как разговариваем со своими друзьями.
Зная речевые нормы мы можем выражать в своей речи логичность, выразительность. Подбирать уместные для разговора слова.
Языковые нормы помогают нам выразить свои мысли через лёгкую, доступную для восприятия речь.
Подумайте, какие из названных умений у вас развиты лучше, какие нуждаются в формировании (самоанализ)?
Ответ: Я думаю, что я хороший слушатель. Я умею слушать и слышать людей. Всегда прислушиваюсь к советам собеседников. Также я умею высказать свою точку зрения, свои мысли.
Задание 4: Посоветуйте, как удивить собеседника.
_ Ответ: Если вы в разговоре хотите чем-нибудь удивить собеседника, можно рассказать парочку редких, захватывающих фактов. Это очень хороший способ начать интересную беседу. _Также, когда человек разговаривает красиво и правильно, то он производить на людей самое лучшее, приятное впечатление. Такого человека хочется слушать. И нужно ещё уметь слушать и слышать других людей. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________