Введение
Актуальность курсовой работы. Провозглашенная Конституцией Российской Федерации[1] идея построения правового государства в нашей стране и признание принципов и норм международного права в качестве составной части правовой системы Российской Федерации на первое место выдвигают задачу обеспечения прав и свобод граждан. Согласно статье 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Государство, заботясь о защите прав, свобод и законных интересов личности, предоставляет гражданам возможности для самозащиты, а также создает систему государственных органов и наделяет их соответствующими полномочиями по охране правопорядка[2]. Так, например, для выполнения задач Федеральная служба безопасности Российской Федерации в пределах своих полномочий "имеют право применять боевую технику, оружие, специальные средства, физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы"[3]. Перечисленные средства чрезвычайно разнообразны по своему характеру способам использования и порядку применения.
Значимость последствий наступающих вследствие применения оружия и боевой техники предполагает обратить внимание на выяснение характера и особенностей данных средств, а также изучить сущность и правовые основы.
Предметом данной курсовой работы служат нормативные правовые акты, подзаконные акты, регламентирующие порядок применения сотрудниками ФСБ оружия и специальных средств.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования применения сотрудниками органов Федеральной службы безопасности оружия и специальных средств.
|
Цель работы - провести комплексное исследование в сфере применения оружия и специальных средств сотрудниками Федеральной службы безопасности Российской Федерации, дать характеристику и выявить особенности данной сферы деятельности Федеральной службы безопасности.
Цель курсовой работы определила постановку следующих задач:
определить основы правового регулирования применения оружия сотрудниками ФСБ России;
раскрыть порядок применение оружия сотрудниками ФСБ России;
определить основы правового регулирования применения специальных средств сотрудниками ФСБ России;
раскрыть порядок применения специальных средств сотрудниками ФСБ России;
Положения, выносимые на защиту в данной курсовой работе:
применение и использование оружия и специальных средств сотрудниками ФСБ России рассматривается как крайняя мера государственного принуждения;
правовое регулирование применения сотрудниками ФСБ оружия и специальных средств осуществляется как на уровне закона, так и на уровне подзаконного нормативного правового акта;
Правовой основой работы является: Конституция Российской Федерации, ФЗ "Об оружии"[4], ФЗ "О Федеральной службе безопасности", Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации"[5], Инструкции и Постановления Правительства, регламентирующие данную сферу деятельности.
Применение оружия сотрудниками ФСБ России
|
Правовые основы применения оружия сотрудниками ФСБ России
В системе правоохранительных органов Российской Федерации, на которые возложена функция предупреждения преступлений и иных правонарушений, в целях обеспечения прав и свобод личности значительное место принадлежит органам исполнительной власти. Среди них есть государственные органы, поименованные правоохранительными в официальном порядке. Например, Федеральная служба безопасности Российской Федерации. Необходимо заметить, что деятельность государственных правоохранительных органов в лице компетентных представителей власти в форме применения и использования оружия, боевой техники и специальных средств в целом ориентирована на решение социально-значимых задач. [6]
В юридической литературе, в большей степени учебной, применение и использование оружия и специальных средств представителями власти рассматривается как мера государственного принуждения, а именно административного пресечения. [7]
Отсутствие законодательного закрепления понятия "правовые основы" ведет к поиску и предложению научных определений и раскрытию их содержания.
Обобщая особенности нормативного регулирования применения оружия сотрудниками ФСБ в законодательстве Российской Федерации, под правовыми основами следует понимать совокупность правил, определяющих обстоятельства, при наличии которых применение оружия является правомерным.
Но чтобы объективно рассмотреть основы правового регулированию применению оружия, обратимся сначала к общему понятию "оружие".
|
Статья 1 Федерального закона "Об оружии"[8] от 13 декабря 1996 года, раскрывая основные понятия, применяемые в законе, устанавливает значения:
"оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов;
Огнестрельное оружие - оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда;
Холодное оружие - оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения".
Государственные правоохранительные органы и равнозначные им военные организации, для реализации возложенных на них задач, наделяются полномочиями применять и использовать оружие[9].
В ст.5 упоминаемого закона конкретизируется вид оружия, который и правоохранительными и военизированными структурами. Среди данных структур перечислена и Федеральная служба безопасности Российской Федерации.
Применение и использование оружия и боевой техники как мера государственного принуждения регламентирована в значительном количестве нормативных актов. Первичная регламентация основ применения и использования оружия в правоохранительной деятельности, находит отражение, как правило, в нормативных законодательных актах, определяющих статус и полномочия правоохранительных структур. Среди нормативных правовых актов регулирующий данных вопрос, касающийся Федеральной службы безопасности Российской Федерации, мы назовем: Федеральный закон "О федеральной службе безопасности", Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации", Уголовном Кодексе РФ[10], постановлении Правительства РФ "Об утверждении правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных учреждениях"[11]
Статья 14 Федерального закона "О федеральной службе безопасности" указывает, что сотрудникам органов федеральной службы безопасности разрешается хранение и ношение табельного оружия и специальных средств. Они имеют право применять боевую технику, оружие, специальные средства, физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Но законодательство российской Федерации, касающиеся применения оружия порой толкуются неоднозначно. [12]
В пункте 2 статьи 27 Федерального закона "О Государственной охране"[13] от 27 мая 1996 года определено, что "сотрудники федеральных органов государственной охраны, кроме того, имеют право использовать (не применять) оружие в случае:
1) необходимости остановить транспортное средство путем его повреждения, если водитель создает реальную угрозу безопасности объектов государственной охраны либо возникает опасность для жизни и здоровья людей;
2) защиты людей от угрозы нападения опасных животных;
3) предупреждения о намерении применить оружие, необходимости подачи сигнала тревоги или вызова помощи"
Несколько иначе раскрывается содержание исследуемых словарных значений в законе Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 года. Абзац 5 статьи 35 определяет: "Военнослужащие имеют право использовать оружие для обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью военнослужащих и других граждан, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи". В той же статье в абзаце 2 установлено: "оружие и боевая техника могут применяться также: против лиц, воздушных, морских и речных судов и других транспортных средств…"
Как видно из приведенных примеров, одни и те же случае, требующие "употребления" оружия, предусматривают различные действия с оружием: и применения, и использования. В подзаконных актах, принимаемых во исполнение закона органами исполнительной власти, в том числе и Федеральной службой безопасности Российской Федерации разброс употребляемых значений еще шире.
Использование оружия, также как и применение, в техническом отношении представляет собой производство выстрела из огнестрельного оружия, и в этом смысле данные термины можно рассматривать как синонимы. Однако случаи, указанные в нормативных актах, регламентирующих использование оружия предполагают, что при использовании огнестрельного оружия выстрел из него производится для повреждения транспортного средства, поражения животного, предупреждения о намерении использовать поражающие свойства огнестрельного оружия.
В данном параграфе мы подробно рассмотрели правовые основы применения оружия сотрудниками ФСБ России, показали что данный вопрос регулируется как на уровне законодательных актов, так и на уровне подзаконных нормативных правовых актов. Также мы привели примеры основ правового регулирования данной проблемы и кратко охарактеризовали данные акты.